Программа элективного курса «Основы журналистики»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Ак-Довурака



















Программа элективного курса «Основы журналистики»










Бутанаева Людмила Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 4 г.Ак-Довурака

























2012-2013

Пояснительная записка.

Данный элективный курс предназначен для учащихся предпрофильного обучения (9кл.)

Цели:

  • Углубить и расширить основные понятия о языковом стиле, культуре речи;

  • Научить различным приемам использования их выразительных средств;

  • Способствовать росту речевой культуры школьника.

Программа направлена на достижение следующих задач:

  • Составление жанров публицистического стиля;

  • Знакомство учащихся с основными понятиями культуры речи.

  • Пользование нормативными словарями и справочной литературой.

Данный элективный курс предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях, повышение самостоятельности учащихся, а также практическое применение знаний на всех этапах жизненного пути. В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • Говорить и слушать, отбирать фактический и языковой материал для собственной речи;

  • Владеть устной и письменной речью;

  • Владеть навыками составления жанров публицистического стиля.

Планируемым результатом обучения по программе будет являться создание школьного периодического издания с его во зможным использованием в учебно-воспитательном процессе; освоение обучающимися как теоретических, так и различных практических ЗУН журналистской деятельности, а именно:

Предметные знания в следующих областях:

- журналистика как форма информационной деятельности;

- журналистика как профессия и ее возможное влияние на здоровье;

- роль журналиста в становлении общественногот мнения;

-приемы риторики;

- создание журналистского текста;

- основные газетные жанры;

-редактирование;

-структура газетного номера;

-иллюстрация в газете.

Предметные умения и навыки-навыки анализа текста как конечного результата журналистской деятельности, создание текста в различных жанрах, поиска информации в различных источниках; умение редактировать текст, работать в текстовых редакторах; навыки самостоятельной работы с научной, справочной литературой.

Интеллектуальные умения и навыки- умение излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения; навыки ведения дискуссии; навыки грамотной устной и письменной речи.

Мыслительные навыки-навыки оперирования формулировками, определениями; навыки постановки и решения интеллектуальных проблем изадач.

Обучающиеся должны знать основные понятия журналистики, этапы ее развития, принципы организации редакции, владеть культурой речи, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.













Название тем курса

Всего часов

Формы и методы обучения

Формы контроля

1.

Введение. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать-культура».

1

беседа

Устный опрос. Сочинение – миниатюра.

2.


Что такое журналистика? ведущие специалисты

1

Лекция с элементами беседы

Сообщение учащихся

3.

Характеристика публицистического стиля

1

лекция. Выполнение упражнений

анализ фрагмента газетного текста

4.


Жанры публицистического стиля. Информационная заметка.

1

Практикум

Информационная заметка в газету.

5.

Интервью.


1

Практикум (просмотр Телепередачи с интервью)

Интервью с победителями соревнований.

6.

Репортаж.

1

Практикум. Работа со

Словарем.

Газетный репортаж

7.

Очерк.

1

Практикум.

Составление очерка.

8.

Статья.

1

Лекция с элементами беседы.

Отзыв о статье. Статья

9.

Посещение типографии

1

Выступление работника типографии

Сообщение учащихся об экскурсии.

10.




Что такое культура речи?




1

Беседа по вопросам с привлечением письменных ответов учащихся. Работа с текстом рассказа А.П. Чехова «Детвора». Анализ газетно-журнальных публикаций. Круглый стол.

Словарная работа. Взаимопроверка.

11.


Речевые правила доброжелательности, вежливости.

1

Разыгрывание речевых ситуаций, их анализ.

Сообщение на тему «Речевой этикет и народные обычаи»

12-13


Формулы речевого этикета и различных речевых ситуациях.

2

Практикум.

Составление письма с обращением.

14-15


Как обратиться к собеседнику.

2

Практикум. Работа с прозаическим текстом, словарем.

Инсценировка рассказа Чехова «Ты и вы»

16-17

Этическая роль мимики

2

Практикум

Сообщение «путешествие по галерее

18-19

Резервные уроки

2






Содержание программы «Основы журналистики»

Занятие 1-2. Ознакомление с программой курса. Знакомство с журналистикой:

А) журналистика как профессия и общественная деятельность;

Б) профессиональные качества журналиста. Основы профессиональной культуры , этики журналиста;

В) виды и типы СМИ.

Г) влияние профессии на здоровье.

Занятие 3. Признаки публицистического стиля. Отличия публицистического стиля от других стилей. Принципы деления на жанры.

Занятие 4 Что такое заметка и ее основные черты. Типы заметок: краткая и раширенная. Творческая работа, экскурсия в музей.

Занятие 5 Что такое интервью, его признаки. Типы и виды интервью. Этапы работы над интервью. Классификация вопросов.

Занятие 6. Что такое репортаж, его признаки. Предмет репортажа и его основа. Виды и типы репортажа. Тема репортажа и его герой. Подготовка к репортажу.

Занятие 7. Что такое очерк. Его основные черты. Виды очерков. Типы очерковых публикаций. Подготовка рецензии на очерк.

Занятие 8 Что такое статья. Виды статей. Приемы написания статей. Описание как элемент любой статьи. Работа с изданиями.

Занятие 9 Посещение типографии. Знакомство с работой на типографии. Обмен впечатлениями от увиденного.

Занятие 10. Знакомство с термином «газетный язык». Требования к языку СМИ. Выразительные средства газетного языка: фразеологизмы, тропы и др. Лексические и синтаксические особенности газетного языка. Гаазетные штампы. Стилистические и логические ошибки. Реквизиты хорошего стиля.

Занятие 11. О речевых правилах доброжелательности, вежливости и такта журналиста. Зачем нужны правила речевого этикета. Анализ фрагмента предисловия к книге А.Г. Балакая «Доброе слово. Словарь-справочник речевого этикета и простонародного обхождения ». Понятие речевой ситуации. Речевые правила других народов.

Занятие 12 -13 Знаем ли мы формулы речевого этикета .Анализ этикетных формул, их соответствие речевой ситуации. Составление мини-диалогов в соответствии с требованиями речевого этикета. Из истории русского речевого этикета.

Занятие 14-15 Обращение как важный элемент речевого этикета. Анализ стихотворения с точки зрения нарушения речевых норм. Составление телефонного разговора в соответствии с разными речевыми ситуациями.Используя отрывок из энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза, доказать, что в дореволюционной армии обращения четко регламентировались. Разгадывание кроссвордов, ребусов, шарад.

Задание 16-17 В чем состоит этикетная роль мимики, жестов, позы и телодвижений. Определение мимики на рисунках. Восстановление фразеологизмов. Из истории старого славянского алфавита.

Задание 18-19 Круглый стол. Рефлексия учащихся


Литература:

1Богданова Г.А.Развивайте дар слова. Москва, «Просвещение»,1990.

2.Кудряцева Т.С.Русский язык. Текст. Переработка текста. Стили речи. М.,»Дрофа»,2001.

3.Львова С.И.»Позвольте пригласить вас…» или речевой этикет. М.,»Дрофа,2004.

4.Матвеев В., Панов А.В мире вежливости. - М.,1976.

5.Мирозоян А.Мир этика: Энциклопедия. - Челябинск, 2000

6.Русский язык и культура речи: Практикум. Под ред. В.И. Максимова. - М.,2000

7.Формановская Н.И.Вы сказали: «Здравствуйте!» ( Речевой этикет в нашем общении). - М., 1982.