Петербург Достоевского в романе Преступление и наказание

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема урока:

«Петербург Достоевского» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».


Цель: показать учащимся специфику Петербурга Достоевского; подвести к осмыслению главного конфликта романа между Раскольниковым и миром; способствовать формированию понимания недопустимости существования страшного мира, описанного в произведении, невозможности жизни человека в подобных условиях; способствовать формированию собственной оценки происходящего в городе контрастов; показать авторские приёмы создания образа Петербурга - города-тупика.


Тип урока: Урок- исследование.


Оборудование: текст романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание", карточки с вопросами для работы с тестом, иллюстрации с видами Петербурга.

Предварительная работа: исследование образа Петербурга в творчестве А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, чтение глав романа, в которых раскрывается образ Петербурга Достоевского.


Эпиграф:

"В атмосфере туманов этого призрачного города зарождаются безумные мысли, созревают замыслы

преступлений, в которых преступны границы человеческой

природы. Всё сконцентрировано и сгущено вокруг

человека,"оторвавшегося от божественных первооснов"

(Н.Бердяев).


План урока:


I. Организационный момент.


II. Слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

Петербург не раз становился действующим лицом в русской

литературе. Вспомним, что о нём говорили А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь,

Н.А. Некрасов.


III. Сообщение учащихся о Петербурге А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова.


IV. Работа по теме проводится в группах.

1-я группа исследует психологический характер городского пейзажа.

2-я группа исследует сцены уличной жизни.

3-я группа исследует интерьеры.


V.Отчёт о работе групп и запись опорного конспекта по теме.


VI.Подведение итогов.

Ход урока.


I. Оргмомент.

II.Вступительное слово учителя.

Петербург не раз становился действующим лицом в русской литературе. Вспомним, каким показан город в творчестве А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя и Н.А.Некрасова, со своей исследовательской работой нас познакомят учащиеся.


III а) Выступления учащихся.

б) Обобщение выступлений учащихся.

а) Петербург Пушкина противоречив: поэт любуется строгим, стройным градом Петровым- источником творчества, но развенчивает "державный град"- символ власти, который равнодушен к проблемам простого человека.

У Пушкина три Петербурга:

- Петербург Петра- "окно в Европу", т.е. царственный, символ власти. Поэтому-то Пётр видит "пустынные волны", не замечая "бедный чёлн" и "приют убогого чухонца".

-Петербург Пушкина- город творчества, им гордится и любуется поэт.

-Петербург Евгения (героя поэмы "Медный всадник").

В поэме от стихии не страдает город Петра и город Пушкина, они остаются символами власти и творчества, а страдает только Евгений, маленький человек, мечтающий о счастье.


б) Гоголь продолжает трагическую тему Петербурга. Здесь слились воедино реальность и бред, явь и кошмар. "Он лжет всякое время, этот Невский проспект". Всё здесь дышит обманом- это дьявольский мираж. Это город фантастических контрастов, вырастающий до некого нереального образа –символа. Холодный, равнодушный, бюрократический, он враждебен человеку и порождает странные, зловещие фантазии. Петербург Гоголя – это город чердаков и замусоренных проходных.


в) У Некрасова Петербург- социальное пространство, наполненное прозаическими реалиями. Город, кажется, поворачивается своей "оборотной стороной": грязные улицы, лавки и мосты, "береговой гранит Невы- громадная гробница", а вокруг сырость, гниль, стон и смрад. Это город зла, страданий и несправедливости, где сильные безраздельно властвуют над слабыми и нищими.


IV. Теперь совершим заочную экскурсию в Петербург Достоевского и проведём исследование петербургских пейзажей, улиц, интерьеров. Для этого каждой группе даётся задание, проанализировав текст, составить заключение о Петербурге Достоевского.

1. Психологический характер городского пейзажа.


ч. 1, гл. 1 - «Колорит городского дня».

ч. 2, гл. 2 - «Великолепная панорама».

ч. 2, гл. 6 - «Великолепный Петербург».

ч. 2, гл. 5 - «Вид из окна Раскольникова».

ч. 6, гл. 6 - «Грозовой вечер, утро после грозы.


2. Сцены уличной жизни.


ч. 1, гл. 4-"Пьяная девочка на бульваре".

ч.1, гл. 5- "Сон Раскольникова".

ч.2, гл. 2 - «Удар бича и подаяние».

ч. 2, гл. 6 - «Шарманщик и толпа женщин у трактира».

ч. 2, гл. 6 – «Сцена на мосту. Утопленница».

ч. 2, гл. 7 - «Смерть Мармеладова»

ч. 5, гл.5-"Катерина Ивановна с детьми на улицах Петербурга".


3. Интерьер.


ч. 1, гл. 1, 3 – «Каморка Раскольникова».

ч. 4, гл. 4– «Комната, сарай Сони».

ч. 1, гл. 2 – «Угол Мармеладова».

ч.1, гл.1- "Распивочная, в которой Раскольников встретил Мармеладова"

ч.6, гл.6-"Номер Свидригайлова".

V. Отчёт о работе и запись опорного конспекта по теме:

Петербург Достоевского

[pic]



Пейзажи.


Г [pic] рязь, пыль, духота, "отвратительный и грустный колорит". И даже прекрасный вид Невы, голубого неба, сияющий купол собора, простор давит, и мучит, и гнетёт , как и духота, теснота, жара и грязь. Всё вызывает чувство омерзения.



Сцены уличной жизни.


Б [pic] едные серединные улицы, всюду извёстка, пыль, кирпич, Жара, духота, вонь из распивочных. Постоянно попадаются пьяные, лохмотники, обездоленные и несчастные люди. Самое сильное ощущение- страшная нищета , бессилие и одиночество. В отношениях людей друг к другу равнодушие, всеобщее раздражение, злорадное любопытство..


Интерьеры

Каморки, шкафы, сараи, проходные углы, тёмные и сырые гробы, а не человеческое жильё. Всюду желтый, грязно-жёлтый цвет- цвет болезни. гниения. Запах кабаков и распивочных, тухлой рыбы, помоев и скота. Атмосфера безысходности.

[pic]

Город

Город одиночества, где нет нигде теплоты, уюта, человеческого общения. Город, в котором невозможно быть. Город- тупик, который толкает на преступления.


Вывод. Петербург- это не просто место действия, не просто образ, он соучастник преступления. Страшная жизнь людей вызывает сочувствие и возмущение, мысль о том, что человек так жить не может. Герои романа бессильны разрешить противоречия и тупики, в которые ставит их жизнь. Всё зависит не от воли людей, а от состояния общества. Петербург Достоевского –это модель общества, законы которого обрекают героев на невыносимые страдания и лишения. Таков основной конфликт романа между человеком и обществом.

Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру на тему Петербург Достоевского.

VI. Итоги урока.













Вопросы для анализа текста.

Пейзаж.

Работа над эпизодом «Колорит городского дня» (ч. 1, гл. 1)


Раскольников вышел из дома.

- Что узнаем о герое из первых строк романа? Где он живет? В каком доме?

- Что поразило его на улице? Какой вид открывается из окна

Раскольникова?

- Зачем в первом предложении автор употребляет однородные члены?

Какова их роль? Какова роль обобщающего слова «все»?

Найти определение, выраженное прилагательными, которые несут

неприятие действительности . («Особая вонь», «летняя вонь», «нестерпимая

вонь».

- Зачем столько определений к слову «вонь»? Не это ли вызывает у

Раскольникова чувство омерзения?

- Почему автор в один абзац объединил, на первый взгляд, разные мысли:

о лете, жаре, духоте… и тут же даёт портрет Раскольникова?

- Какие слова показывают, что герой нерешительный? («Как бы»,

«в какое-то», «что-то».)

- Зачем автор объясняет, что «квартал был таков, что костюмом здесь

трудно какого-нибудь удивить»? Кто жил на серединных улицах?

- Почему автор говорит не «человек», а «фигуры»? Что этим желает

подчеркнуть Достоевский?

- Какое оскорбление пришлось пережить герою? Из-за чего?

Какое чувство охватило героя?

- Куда держит путь герой?

Пейзаж.

Работа над эпизодом «Великолепная панорама» (ч. 2, гл. 2).


Раскольников совершил преступление, нужно было спрятать украденное, что он и делает. Герой чувствует себя нездоровым, идёт по Николаевскому мосту.

- Что заставляет Родиона очнуться от дурных мыслей?

- За что ударили его?

- Какие слова подбирает автор, чтобы показать, что удар был

неожиданным? Что пережил он? Каково было его состояние?

«Злобно заскрежетал и защёлкал зубами»). Так можно сказать о звере.

- Зачем Достоевский это говорит о Раскольникове? Кого напоминает герой


Сцены уличной жизни.

Работа над эпизодом «Удар бича» и «Подаяние» (ч. 2, гл. 2).

Сразу после удара бича Раскольников получает подаяние.

- Зачем нужна эта сцена Достоевскому? Что этим хотел сказать автор?

За кого приняли Раскольникова? Почему герой взял подаяние?

Что испытал он при этом?

- Почему Достоевский показывает великолепие Петербурга в момент

унижения и оскорбления героя?

- Так в чем же состоит великолепие города? Что нравится Раскольникову?

Как панорама города подействовала на состояние героя? Так от чего же

неуютно, холодно Родиону?

- Какой художественный прием использует автор, говоря о великолепии

города и униженном человеке?

- Почему Раскольникову показалось, что он «как будто ножницами отрезал

себя от всех».

Пейзаж.

Работа над эпизодом «Вечерний Петербург» (ч. 2, гл. 6).

- Каким изображает автор вечерний Петербург? Каково состояние героя?

- Почему Раскольников бесцельно бродит по городу? О чём он думает?

Пытаясь объяснить состояние героя, автор использует вопросительные предложения. С какой целью?

Найти слова с отрицательной частицей «не». Что отрицается героем?


Сцены уличной жизни.


Работа над эпизодом «Шарманщик и толпа женщин у распивочной»

(ч. 2, гл. 6).


- Где Раскольников встретил шарманщика? Каков его облик?

Здесь же Раскольников увидел девушку. Какую нелепость в одежде

девушки подчёркивает автор? С какой целью?

- Какое настроение героя вызвало пение девушки? Почему Раскольников

затрагивает прохожих? Был ли понят Раскольников?

- Зачем Достоевский показывает толпу женщин у распивочной?

С какой целью они здесь собрались? Каков их возраст? Внешний вид?

- Зачем Раскольников даёт им деньги?



Сцены уличной жизни.


Работа над эпизодом «Сцена на мосту. Утопленница» ( ч. 2, гл. 6)


Еще одна женская судьба. Раскольников случайно на мосту встретил ту, которая пришла сюда, чтобы наложить на себя руки.

Раскольников встречает женщину.

- Каков ее портрет? Что привлекает внимание в облике женщины?

- Какова была реакция Раскольникова на то, что женщина бросилась с

моста? Каковы причины заставившие совершить такой дикий поступок?

- Что толкнуло её в воду? Попытается ли она вторично совершить такой же

поступок?

Сцены уличной жизни.


Работа над эпизодом «Смерть Мармеладова» ( ч. 2, гл. 7)


Автор показывает жизнь, переживания, страдания, мучения ещё одного героя. Это Семён Мармеладов.


- Как получилось, что он попал под пролетку?

- Какое впечатление произвел на толпу этот трагический случай?

- Как отреагировал Раскольников на произошедшее? Почему он принял

живейшее участие в похоронах Мармеладова?

- Что собой знаменует смерть Мармеладова?


Пейзаж.


Работа над эпизодом «Грозовой вечер» и «Утро накануне смерти Свидригайлова» (ч. 6, гл. 6)

И опять мы на улице неуютного Петербурга.

Автор ведет нас вслед за героем, но теперь в его роли выступает Свидригайлов. Он решает уйти из жизни. Почему?

Это будет темой другого разговора. А пока Свидригайлов сидит в распивочной. Он явился свидетелем ссоры писаришек.

- Каков их вид?

- Из-за чего произошла ссора?

- Какое участие в разрешении ссоры принял Свидригайлов?

Найти описание природы перед грозой.

- Почему Свидригайлов в этот момент принимает важное решение? Какое?

Зачем и кому решает помочь Свидригайлов?


Интерьеры.

Найти описание гостиницы, куда после грозы идет Свидригайлов.


Что из себя она представляет? Почему интерьер гостиницы производит на читателя гнетущее впечатление?

Итак, войдем в номер вслед за Свидригайловым.

- Каково убранство номера (или нумера, как пишет Достоевский)?

(Состояние героя и убранство номера доводит его до бреда, грёз).

- Какой кошмар чудится ему?

Прошла ночь, наступило утро…

- Каким предстаёт утренний пейзаж? Принес ли дождь облегчение герою?

Почему?

- Какие детали городского пейзажа подчеркивают безысходность,

ненужность человека в этом мире? (собачонка, «мертво-пьяный в луже.


Интерьеры.


Работа над эпизодом «Коморка Раскольникова» (ч. 1, гл. 3)

1. Зачитать описание комнаты Раскольникова

от слов: «Он проснулся…. до …. сидел без обеда».

2. Вопросы.


- Какие синонимы названия комнатки ,где живет нищий студент,

использует Достоевский? («Каморка», «клетушка», «гроб»)

- Какие ассоциации рождаются у вас с этими словами?

(«Каморка»- мышь, «клетушка»- зверь, «гроб»- покойник.

затаился, как зверь.)

- Что говорит о бедности, убогости убранства его комнатки?

- Могут ли здесь родиться здоровые мечты? Почему?

- С кем сравнивает Раскольникова автор? (С черепахой. )

- Можно ли, живя в таких условиях, чувствовать себя человеком?

- Уважает ли себя Раскольников?

- Может ли герой изменить образ жизни?


Интерьеры.


Работа над эпизодом «Вид из окна Раскольникова» ( ч. 5, гл. 5)


- Зачем автор романа вторично ведет нас в каморку Раскольникова?

- Какая деталь комнаты особо заостряется Достоевским? (Желтые обои.)

- Какой вид открывается из окна Раскольникова?

- Какие детали интерьера комнаты подчеркивает одинокость героя?

- Зачем на подоконнике стоит одинокий цветок герани?

Интерьеры.

Работа над эпизодом «Угол Мармеладова» (ч. 1, гл. 2).

- Что из себя представляла комнатка? Каково её убранство? О чём оно напоминает Раскольникову?

- Удобно ли в таком помещении жить семейным людям? Комфортно ли живётся детям Мармеладова?

- Могут ли муж и жена (Мармеладов и Катерина Ивановна) найти местечко, где можно откровенно, по душам поговорить? Зачем Мармеладов жил в проходной комнате?

- Почему соседи Мармеладова знали о горестях семьи?


Интерьеры.


Работа над эпизодом «Комната-сарай Сони» ( ч. 4, гл. 4)


- Где живёт Соня? Что можно увидеть примечательного в комнате?

- Каково освещение в комнате? Что поразило Раскольникова, когда он впервые увидел комнату Сони? (тупой угол – безысходность, тупик.)

- Что даёт право назвать Сонину комнату «сараем»? Как в этом «сарае» смогла сохранить свою чистую душу Соня?

- Как чувствует себя человек, когда живёт так убого? Какие мысли родятся

у Сони под низким потолком сарая?

Сцены уличной жизни.


Работа над эпизодом «Сон Раскольникова» (ч.1, гл. 5)

«Низкие потолки душу и ум теснят».

Жизнь в Петербурге приобретает уродливые очертания, и реальное кажется нередко кошмарным видением, а бред и сон реальностью. Художественный пересказ сна.

- Что собой символизирует кляча?

- Почему Раскольников увидел себя маленьким мальчиком?


Вопросы для группы исследователей петербургских пейзажей.


Какими показаны пейзажи и атмосфера Петербурга в разное время суток , в разную погоду?

Какие ощущения вызывает панорама и атмосфера города у героя и читателя?

Какие цвета, звуки, запахи сопровождают изображение Петербурга?


Вопросы для группы исследователей петербургских улиц.


Какие сцены уличной жизни увидел Раскольников?

Назовите героев этих сцен. Как они выглядят?

Как ведут себя участники уличных сцен? Почему?

Какие цвета, запахи, звуки сопровождают эти сцены?

Какие ощущения вызывают эти сцены у героя и читателя?


Вопросы для группы исследователей петербургских интерьеров.


Кто вынужден находиться в данных помещениях? Почему?

Что представляют собой интерьеры, в которых вынуждены находиться их обитатели?

Какие ощущения вызывает пребывание в подобных интерьерах у героев романа и у читателей?

Какие цвета, запахи, звуки сопровождают у Достоевского изображенные интерьеры?


Вопросы для исследователей петербургских пейзажей.


Какими показаны пейзажи и атмосфера Петербурга в разное время суток , в разную погоду?

Какие ощущения вызывает панорама и атмосфера города у героя и читателя?

Какие цвета, звуки, запахи сопровождают изображение Петербурга?


Вопросы для исследователей петербургских улиц.


Какие сцены уличной жизни увидел Раскольников?

Назовите героев этих сцен. Как они выглядят?

Как ведут себя участники уличных сцен? Почему?

Какие цвета, запахи, звуки сопровождают эти сцены?

Какие ощущения вызывают эти сцены у героя и читателя?


Вопросы для исследователей петербургских интерьеров.


Кто вынужден находиться в данных помещениях? Почему?

Что представляют собой интерьеры, в которых вынуждены находиться их обитатели?

Какие ощущения вызывает пребывание в подобных интерьерах у героев романа и у читателей?

Какие цвета, запахи, звуки сопровождают у Достоевского изображенные интерьеры?


Вопросы для исследователей петербургских пейзажей.

"Колорит городского дня"- ч.1, гл1.


Какими показаны пейзажи и атмосфера Петербурга в разное время суток, в разную

погоду?

Какие ощущения вызывает панорама и атмосфера города у героя и читателя?

Какие цвета, звуки, запахи сопровождают изображение Петербурга?


Вопросы для исследователей петербургских улиц.

"Удар бича и подаяние"- ч.2 гл.2.


Героем какой сцены уличной жизни стал Раскольников?

Назовите героев. Как они выглядят?

Как ведут себя участники уличных сцен? Почему?

Какие цвета, запахи, звуки сопровождают эти сцены?

Какие ощущения вызывают эти сцены у героя и читателя


Вопросы для исследователей петербургских интерьеров.

"Каморка Раскольникова"- ч.1,гл.1,3.


Кто вынужден находиться в данном помещении? Почему?

Что представляют собой интерьеры, в которых вынуждены находиться их обитатели?

Какие ощущения вызывает пребывание в подобных интерьерах у героев романа и у читателей?

Какие цвета, запахи, звуки сопровождают у Достоевского изображенные интерьеры?

Вопросы для исследователей петербургских пейзажей.

"Великолепная панорама"- ч.2 ,гл.2.

Каким показан пейзаж и атмосфера Петербурга в разное время суток , в разную погоду?

Какие ощущения вызывает панорама и атмосфера города у героя и читателя?

Какие цвета, звуки, запахи сопровождают изображение Петербурга?


Вопросы для исследователей петербургских улиц.

"Пьяная девочка на бульваре" ч. 1,гл.4.


Какую сцену уличной жизни увидел Раскольников?

Назовите героев . Как они выглядят?

Как ведут себя участники уличных сцен? Почему?

Какие цвета, запахи, звуки сопровождают эти сцены?

Какие ощущения вызывают эти сцены у героя и читателя?


Вопросы для исследователей петербургских интерьеров.

"Распивочная"- ч.1,гл.2.


Кто вынужден находиться в данном помещении? Почему?

Что представляют собой интерьеры, в которых вынуждены находиться их обитатели?

Какие ощущения вызывает пребывание в подобных интерьерах у героев романа и у читателей?

Какие цвета, запахи, звуки сопровождают у Достоевского изображенные интерьеры?


Вопросы для исследователей петербургских пейзажей.

"Великолепный Петербург"- ч.6, гл.6.


Каким показан пейзаж и атмосфера Петербурга в разное время суток , в разную погоду?

Какие ощущения вызывает панорама и атмосфера города у героя и читателя?

Какие цвета, звуки, запахи сопровождают изображение Петербурга?


Вопросы для исследователей петербургских улиц.

"Шарманщик и толпа женщин у трактира"-ч.2, гл.6.


Какую сцену уличной жизни увидел Раскольников?

Назовите героев. Как они выглядят?

Как ведут себя участники уличных сцен? Почему?

Какие цвета, запахи, звуки сопровождают эти сцены?

Какие ощущения вызывают эти сцены у героя и читателя


Вопросы для исследователей петербургских интерьеров.

"Угол Мармеладовых-" ч.1, гл.2.


Кто вынужден находиться в данном помещении? Почему?

Что представляют собой интерьеры, в которых вынуждены находиться их обитатели?

Какие ощущения вызывает пребывание в подобных интерьерах у героев романа и у читателей?

Какие цвета, запахи, звуки сопровождают у Достоевского изображенные интерьеры?


Вопросы для исследователей петербургских пейзажей.

"Вид из окна Раскольникова" –ч.2, гл.5.


Каким показан пейзаж и атмосфера Петербурга в разное время суток , в разную погоду?

Какие ощущения вызывает панорама и атмосфера города у героя и читателя?

Какие цвета, звуки, запахи сопровождают изображение Петербурга?



Вопросы для исследователей петербургских улиц.

"Сцена на мосту. Утопленница".-ч.2, гл.6.


Какую сцену уличной жизни увидел Раскольников?

Назовите героев. Как они выглядят?

Как ведут себя участники уличных сцен? Почему?

Какие цвета, запахи, звуки сопровождают эти сцены?

Какие ощущения вызывают эти сцены у героя и читателя


Вопросы для исследователей петербургских интерьеров.

"Комната-сарай Сони" -ч.4, гл.4.


Кто вынужден находиться в данном помещении? Почему?

Что представляют собой интерьеры, в которых вынуждены находиться их обитатели?

Какие ощущения вызывает пребывание в подобных интерьерах у героев романа и у читателей?

Какие цвета, запахи, звуки сопровождают у Достоевского изображенные интерьеры?


Вопросы для исследователей петербургских пейзажей.

"Грозовой вечер и утро после грозы"- ч.6, гл.6.


Какими показаны пейзажи и атмосфера Петербурга в разное время суток , в разную погоду?

Какие ощущения вызывает панорама и атмосфера города у героя и читателя?

Какие цвета, звуки, запахи сопровождают изображение Петербурга?


Вопросы для исследователей петербургских улиц.

"Смерть Мармеладова"- ч.2, гл.7.


Какую сцену уличной жизни увидел Раскольников?

Назовите героев этих сцен. Как они выглядят?

Как ведут себя участники уличных сцен? Почему?

Какие цвета, запахи, звуки сопровождают эти сцены?

Какие ощущения вызывают эти сцены у героя и читателя


Вопросы для исследователей петербургских интерьеров.

"Номер Свидригайлова в гостинице"- ч.6, гл.6.


Кто вынужден находиться в данном помещении? Почему?

Что представляют собой интерьеры, в которых вынуждены находиться их обитатели?

Какие ощущения вызывает пребывание в подобных интерьерах у героев романа и у читателей?

Какие цвета, запахи, звуки сопровождают у Достоевского изображенные интерьера?


Вопросы для исследователей петербургских пейзажей.

"Доходные места и чёрные лестницы"-ч.1, гл.1.


Каким показан пейзаж и атмосфера Петербурга в разное время суток , в разную погоду?

Какие ощущения вызывает панорама и атмосфера города у героя и читателя?

Какие цвета, звуки, запахи сопровождают изображение Петербурга?


Вопросы для исследователей петербургских улиц.

"Сон Раскольникова"- ч.1, гл.5.

Какую сцену уличной жизни увидел Раскольников?

Назовите героев этих сцен. Как они выглядят?

Как ведут себя участники уличных сцен? Почему?

Какие цвета, запахи, звуки сопровождают эти сцены?

Какие ощущения вызывают эти сцены у героя и читателя


Вопросы для исследователей петербургских улиц.

"Катерина Ивановна с детьми на улице Петербурга"- ч.5, гл.5.


Какую сцену уличной жизни увидел Раскольников?

Назовите героев этих сцен. Как они выглядят?

Как ведут себя участники уличных сцен? Почему?

Какие цвета, запахи, звуки сопровождают эти сцены?

Какие ощущения вызывают эти сцены у героя и читателя