Урок по сказке АндерсенаЧайник (спецкурс Основы смыслового чтения)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Здравствуйте, ребята!!!

Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу. 


Сегодня у нас с вами очередное занятие спецкурса «Основы смыслового чтения».

Каждый урок – это постижение нового произведения, встреча с новым героем. Сегодняшний урок не исключение. Посмотрите на слайд. ( портрет Андерсена)

- Вы узнали этого писателя?

Перед вами портрет писателя – Г.Х.Андерсена, датского сказочника.

Это человек с особым взглядом, слухом, а может сердцем. Он подмечают необычное в обычном. Он может совсем обычную вещь превратить в живое существо. И тогда она преображается, начинает разговаривать и ведет себя совсем как человек. ( Просмотр мультфильма)

Итак, кто является сегодня главным героем нашего урока? Догадались?

Давайте проверим ваши предположения, внимание на слайд ( смотрим видеофильм)

Конечно же, это Чайник , герой одноимённой сказки Андерсена .

Тема нашего урока «Жизнь необычного чайника»

А какова цель нашего урока, как вы думаете?

Что он хочет сказать нам, читателям? Какими мыслями он хочет с нами поделиться? Вот главная загадка для читателя!

 Ответить на эти вопросы может только очень внимательный, вдумчивый, НАСТОЯЩИЙ читатель. А для этого  нужно обратиться к тексту, внимательно его перечитать. Осмысливать текст мы будем при помощи чтения с остановками и ментальной карты.

Итак, начинаем! Как вы думаете, что у нас будет находиться в середине карты? ( название сказки)

А сейчас приступаем к чтению нашей сказки . Желаю Вам быть внимательными читателями!!!

----Чтение 1 части . Остановка.

Вопросы учителя:

---- О какой поре жизни рассказывается в этой части? ( пора беспечальной юности).

- Как вы понимаете это выражение?

- Ребята, посмотрите на доску . Какое изображение чайника соответствует этому периоду жизни? ( ребята после долгих споров выбирают кипящий чайник, обосновывают свой выбор).

-- Сейчас вы поработаете в парах. У вас на столах лежат конверты. Откройте их и выберите эпитеты, которые подтверждают ваш выбор.

хвастливый

себялюбивый

одинокий

добрый

нескромный

сильный

скромный

приносит пользу

- Вот таким вы увидели чайник. Нравится он вам? Почему?

- Сейчас мы продолжим чтение сказки.

---- Чтение 2 части.

- Выберите изображение героя в этот отрезок жизни. Покажите.

Выберите слова, какой он сейчас. ( работаем в парах)

несчастный

одинокий

ненужный

обиженный

радостный

смелый

-Какие чувства вы испытываете к нашему герою сейчас? (жалость, сочувствие, сострадание

Чтение 3 части.

Вопрос учителя:

--Ребята , объединитесь, пожалуйста, в группы и подумайте, что могло случиться с чайником?

Выслушиваем предположения.

---- А сейчас продолжение сказки.

Выберите изображение героя и слова , которые подтверждают ваш выбор.

счастливый

радостный

добрый

весёлый

нужный

одинокий

( Ребята выбирают эпитеты и подтверждают выбор текстом).

-  Найдите предложение, которое содержит главную мысль этой части. (Какое блаженство забывать себя ради других)

-Главный герой научился забывать себя ради других.

- Сказка не закончилась. Продолжим чтение.

Как вы думаете, чем закончится сказка?

Чтение 4 части?

Читает учитель.

- Какая беда случилась с героем?

- Что он чувствует? (обиду, боль)

- Что утешает, успокаивает его в данной ситуации? ( Воспоминания)

- О чём помнит наш герой? (О том времени, когда он был нужен цветку, был не одинок)

- Счастлив он был в то время?  В чём было его счастье? Счастье – жить для других, приносить пользу, заботиться о ком-то, быть нужным.

- Прочитайте главную мысль сказки

-- Ребята , посмотрите на ментальную карту, что вы видите? ( это жизнь чайника)

--- Какая же жизнь была у него? ( ребята выдвигают свои версии)

-- Чья жизнь представлена под образом чайника? ( жизнь человека)

--- Почему? ( ребята сравнивают жизнь чайника и человеческую жизнь)

--Почему Андерсен главным героем этой сказки выбрал именно чайник, а не другой предмет?

----В чём же смысл сказки? ( ребята говорят о смысле жизни, о назначении человека : приносить пользу, быть нужным и.т. д

Учитель: Ребята , мы сегодня с вами осмыслили ещё одно произведение, которое заставило нас задуматься о смысле жизни, о том , в чём же заключается настоящее счастье. Что же такое счастье?
«А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!» - так сказал Эдуард Асадов. И я с ним вполне согласна.


Рефлексия.

сегодня я узнал… 
 
я понял, что…

урок дал мне для жизни… 
мне захотелось…