Пользовательское соглашение

Материалы для подготовки к сочинениям в старших классах по проблеме Отцы и Дети

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МБОУ СОШ №22 с углубленным

изучением французского языка

город Дзержинск,

учитель русского языка и

литературы, учитель

высшей категории

Романова Алла Александровна

Материалы для обобщающих уроков подготовки к сочинениям на ЕГЭ

Проблема «Отцы и дети»: неизменная, вечная, родовая суть конфликта поколений.

В данной статье мы рассмотрим вечную, родовую суть конфликта поколений в их «подлинном» виде – вне связи с политикой, историей, социальной борьбы.

Русские писатели показывают нам различные типы взаимоотношений детей и родителей в семье. Один тип – взаимное согласие, общность интересов, вкусов и привычек, некая гармония, почти идиллия. Такие отношения мы видим в семьях литературных героев, например, в Обломовке, где рос и воспитывался герой романа И.А.Гончарова «Обломов», царили патриархальная доброта, любовь к сыну, переходящая в опеку. Стоило только маленькому Илье Ильичу заиграться с крестьянскими ребятишками, как няньки-мамки тащили его домой, в постель, одеялами и шубами закутывали, а ведь надо было сыну одного – в снежки поиграть, закалиться, опыта общения с людьми набраться. Родительская забота сводилась к тому, чтобы повкуснее накормить своего отпрыска, да в школу лишний раз не отправить под любым благовидным предлогом, например, «блины сегодня печь будут». К чему привело подобное отношение к воспитанию сына? К тому, что Илья Ильич вырос неприспособленным ни к труду, ни к встрече с трудностями жизни. Именно поэтому его сразил недуг под названием «обломовщина». А истоки его – в детстве героя. Более гармоничные отношения между родителями и детьми представлены в так называемых «семейных» романах, созданных на автобиографическом материале авторами следующих произведений: А.Н.Толстой «Детство Никиты», И.А.Бунин «Детство Арсеньева», И.С.Шмелев «Лето Господне».

Другой тип отношений – глубинный конфликт, почти невозможность общения: непонимание, несмотря на слепую любовь со стороны родителей и сильное отчуждение со стороны детей. Такой тип взаимоотношений часто встречается в жизни, он представлен в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Это Базаров и его родители. Неуважение и неблагодарность к любящим его родителям проявляет Митрофанушка из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Когда дети становятся объектами чрезмерной заботы родителей, они начинают чувствовать себя «центром вселенной», становятся эгоистами. У таких людей нет сострадания, нет любви к ближним.

Ряд произведений показывает постепенное взросление человека, в ходе которого меняется отношение к родителям и к себе самому. Наиболее полно этот процесс представлен в трилогии Л.Н.Толстого «Детство». «Отрочество», «Юность». По мнению этого величайшего писателя, человек родится совершенным. Ребенок для Л.Н.Толстого был первообразом гармонии. Писатель считал, что человек в детстве обретает то непосредственное чувство гармонии, к которому стремится сознательно или бессознательно всю жизнь. В «Детстве» изображено согласие маленького человека с самим собой и с окружающим миром. Это идеал, к которому будут стремиться впоследствии главные герои крупнейших произведений Толстого: Оленин («Казаки»), Пьер и Андрей («Война и мир»), Левин («Анна Каренина»).

Даже в, казалось бы, идеальной семье Болконских присутствуют конфликты поколений. Они являются своеобразным двигателем нравственного развития личности. Старик Болконский до деспотизма требователен к дочери. В словах самого Николая Андреевича - объяснение его убеждений: «А чтобы ты была похожа на наших глупых барышень, я не хочу» Источником людских пороков Болконский – старший считает праздность и суеверие. А главным условием деятельности - порядок. За внешней суровостью отца к дочери скрывается истинная любовь к ней, внутреннее беспокойство о том, чтобы княжна не испытала разочарования, столкнувшись с людьми «подлой породы». Уроки, преподанные отцом, княжна Марья сумеет потом с успехом применить, когда старик Болконский уйдет из жизни. А еще она поймет и простит своего требовательного деспотичного отца, поняв, что он хотел ей добра и боялся оставить ее одну в суровом «взрослом» мире.

Евангельские истоки проблемы «отцы и дети».

Проблема «Отцы и дети» уходит своими корнями в древние века. Существует предание о том, что на обломке античной амфоры сохранилась надпись, повествующая о том, что дети непочтительны к старшим, не слушают их советов, хотят жить по-своему. И как понятны эти слова каждому из нас. Они говорят о том, что конфликт «отцов» и «детей» существовал всегда. Рассмотрим, как он проявлялся на протяжении веков, как отразился в литературе. На Востоке, где любили говорить загадками, в древности возник жанр притчи. Это произведения, в которых за обычным бытовым содержанием скрывается глубинный философский смысл. В «Евангелии» от Луки (15:32) есть известная притча о блудном сыне. Одни люди увидели в ней горестную историю покинутого отца, другие – несчастную жизнь непутевого сына. Толкование этой притчи дается в книге Давыдовой Н.В. «Евангелие и древнерусская литература»: «Отец – это Бог, младший сын-грешник – человек, который ушел от Бога, сбился с пути, встал на путь греха, смерти».1

В произведении XVII ВЕКА «Повести о Горе-Злочастии» героя постигла судьба, подобная тяжкой доле блудного сына из евангельской притчи. Юноша не слушался родительских наставлений, ушел из дома, прокутил с друзьями в кабаке родительские деньги. И пошел молодец по миру нищий и голодный. Вот и привязалось к нему Горе-Злочастие, ходит-бродит по следам неотступно. «Научате молодца богато жить, убити и ограбить»2_______________________________________

1.Евангелие и древнерусская литература. –М.: МИРОС, 1992, с.140

2.Древнерусская литература.- М., «Школа – пресс», 1993, с.242



Казалось бы, нет ему от Горя спасения, так и будет бродить за молодцем вечным наказанием. И только когда герой «спамятует спасения путь» и уйдет в монастырь, Горе у ворот останется – другую жертву поджидать. История о блудном сыне интересовала неизвестного автора «Повести о Горе-Злочастии» прежде всего своим нравоучительным смыслом и религиозным содержанием: молодец от Горя избавился, когда ушел в монастырь – к Богу вернулся.

По-иному столетие спустя сюжет о блудном сыне вновь приходит в русскую литературу. В повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» история отца и его дочери словно зеркальное, перевернутое отражение евангельского сюжета.

Станционный смотритель, простой и доверчивый человек, сам отправляет дочь из родного дома. Правда, это происходит случайно, невольно, он-то не думал, что расстается со своей любимой Дуней навсегда. Старик и сам не понимал, как мог позволить дочери уехать с гусаром, как мог напутствовать: «Чего же ты боишься?.. ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест, прокатись-ка до церкви». Однако у церкви (у Бога) дочь не остановилась. Умчалась с красавчиком-гусаром, не думая о том, что же будет с отцом. Старик не дождался возвращения дочери, загоревал и отправился в Петербург, чтобы разыскать Дуню и вернуть в родной дом. Однако встреча не состоялась, станционный смотритель понял, что он не нужен дочери, которая, вероятнее всего, стала содержанкой богатого барина. Домой старик приехал без своей любимой Дуни. Вопреки евангельской истории, не нищая и голодная, блудная дочь вернулась в родной дом прощения просить у отца, а богатая барыня, и даже не вернулась, а зашла, проезжая мимо. Отнюдь не радостной встречей отца с дочерью заканчивается рассказ, а невозможностью встречи, невозможностью прощения и покаяния. Не в отчем доме закончилась история отца с дочерью, а на кладбище, печальнее которого рассказчик не видел на свете. И хотя ждут Дуню в карете сыновья – юные барчата, кажется, что не о зарождении новой жизни ведется рассказ, а о начале новой истории блудного сына.

Не случайно А.С, Пушкин использует в повести очень важную художественную деталь. На стене в доме смотрителя Самсона Вырина - картинки с изображением сюжетов притчи о блудном сыне. Возможно, всю жизнь смотрели на них отец и дочь его Дуня, да не извлекли урока из этой притчи, потому что для них евангельский сюжет стал лишь украшением комнаты.

Возможно, повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель» - это предостережение писателя современникам, для которых евангельские притчи утратили религиозный смысл, перестали быть живым нравственным уроком, а стали лишь частью быта или образом искусства. Почему же отношения отца с дочерью пришли к столь плачевному итогу? Мне кажется, это случилось потому, что между поколениями в семье были утрачены духовные связи. Самсон Вырин «сотворил себе кумира» из собственной дочери и поплатился за это горечью одиночества и разочарования. Его Дуня тоже понесла нравственное наказание – до конца дней своих испытывать муки совести за то горе, которое она принесла отцу. Невозможность получить прощение за свой грех – таков плачевный итог легкомыслия дочери. Повесть А.С.Пушкина актуальна и сейчас, она предупреждает о том, к каким последствиям могут привести нарушения в семейной гармонии, когда дети повторяют историю блудного сына, а родители превращают собственного ребенка в своего кумира. Эти стороны отношений «отцов и детей» находят отражение во многих произведениях русской литературы, они напрямую связаны с проблемой семейного воспитания.

Часть 2. Воспитание ребенка в родительской семье – основа гармоничных взаимоотношений поколений отцов и детей. Представление об отце в русском языковом сознании.



С проблемой семейного воспитания связан вопрос о взаимоотношениях «отцов и детей» в бессмертной комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Это произведение было написано в 1782 году. Д.И.Фонвизин высмеивает крепостников с их узким кругом интересов, низменными целями, неистребимой жаждой наживы. Смешное в комедии уже не укладывается в традиционную формулу классицизма «смешить и смехом пользовать» (лечить). По мнению Д.И. Фонвизина, воспитание человека зависит от среды существования, быта и условий формирования личности. Мысль о воспитании просвещенного дворянина в эпоху классицизма не была новой: об этом говорили выдающиеся деятели того времени – ПетрI, М.В.Ломоносов, императрица Екатерина II. К тому же в то время в сознании людей были живы еще устои «Домостроя», которые утверждали главенствующую роль отца в семье, требовали почтительного отношения к родителям. А в сознании православных христиан прочно усвоилась Заповедь Божья: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли». ( Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлить дни твои на земле)1.Образ ОТЦА приобретал главенствующую роль в системе духовных ценностей русского человека. Языковой концепт «отец »весьма многогранен. Наиболее полно он был представлен в знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка» В И Даля:

«Отец – у кого есть дети; родитель, тятя, тятенька, батюшка, батя, батенька, папа, папаша, папенька, папочка, атя» [link] Гончаров И.А. Мильон терзаний. в кн. Грибоедов А.С. Горе от ума. – М., АСТ «Олимп», 1998, с.514