Лингвистический турнир. 5-6 класс.Мероприятие для недели русского языка

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Лингвистический турнир.

 

(Познавательная игра по русскому языку)

5 класс

 

Цель: развивать интерес к русскому языку как национальному языку; воспитывать интерес к предмету «Русский язык»; развивать правильную речь учащихся, логическое мышление; закрепить знания учащихся, полученные на уроках русского языка; расширять кругозор учащихся; воспитывать любовь и  уважение к родному языку.

Оборудование: записи на доске, листочки  с заданиями к конкурсам; презентация. 

Вступление

Ведущий 1.

       Здравствуйте, сегодня мы проводим лингвистический турнир среди учащихся. Вы знаете, что лингвистика – это наука, изучающая законы языка, и сегодня мы еще раз убедимся в том, как велик и богат наш русский язык.

        Любая игра начинается с разминки. Сейчас вы должны показать, какая вы дружная команда, поэтому первый конкурс называется «Дружная семейка».

Конкурс «Дружная семейка»

•         На каждую букву написанных по вертикали слов («трудолюбие» и «литература») подберите дружную семейку. Кто быстрее подберет дружную семейку, тот и победитель.

        Слова написаны на листе бумаги, количество букв соответствует количеству участников, дети по очереди подбегают, пишут слова.

•         «т» - труба, существительное

•         «р»  -разве, частица

•         «у» - удивляться, глагол

•         «д» - десять, числительное

•         «о» - ох, междометие

•         «л»   легко, наречие

•         «ю» - юла, существительное

•         «б»  - без, предлог

•         «и» -  или, союз

•         «е»  - еловый, прилагательное

 

Конкурс « Собери текст»

 

Представители команд должны собрать текст из отдельных предложений, то есть наклеить предложения в правильном порядке на лист бумаги. Затем один человек от каждой команды прочитает этот текст вслух.

 

Для    команды    1

 

        И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

       Голова сказала: «Разойдемся!»   -

      Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

      Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

        Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

      Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

 

Для команды 2

 

У одного отца было два сына. Он сказал им: «Умру, разделите все пополам». Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?» Они сказали: «Он велел делить все пополам».

Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду.»

 

Конкурс « Найди лишнее»

Условия игры: каждой команде называется по четыре предмета. Игроки должны объяснить, почему одно слово является «ЛИШНИМ').

              Для    команды    1

       Существительное, прилагательное, глагол, союз.

•         Дождь, снег, град, луна.

•         Земля, серая, желтая, зеленая.

•         Увидеть, покрасить, краска, добежать.

•         Белый, белизна, белеет, белка.

             Для    команды    2

•         Тетрадь, книга, дневник, самолет.

•         Пароход, тепловоз, землетрясение, экипаж.

•         Касса, маска, тонна, килограмм.

•         Ночь, дочь, печь, рожь.

•         Вкусный, интересный, искусный, грустный.

 

Игра «Умеем ли слушать друг друга»

  Ведущий вызывает команду к доске и дает задание составить маленький рассказ.

Каждый должен произнести по одной фразе. Первый участник называет предложения. Второй называет первое предложение и свое, стараясь развить заданную тему. Третий повторяет два предложения и говорит третье и т.д.

1 команда тема: «Зима».                  2 команда тема: «Лето».

 

Конкурс « В гости к гласным»

•         Ведущий: Вечером ребята собрались на лужайке у костра. Долго разговаривали они с гласными, пели песни, а потом стали играть. Начали гласные. Вот какое нелегкое задание предложили они детям.

        На этой картинке десять шаров. На каждом - буква. Здесь и гласные, и согласные. Составьте из этих букв разные слова, но так, чтобы в каждом было не меньше двух гласных.

         Какие слова составили дети?

предложения и говорит третье и т.д.

 

С  А  М  Е  Н  Л  Р  О  П  Т

 

 

Конкурс «Письмо от бабушки Загадушки»

 

Ведущий. Отгадайте загадки. Скажите, сколько букв и звуков в словах-отгадках.

Загадка команде 1.

•         Закружится на острой ножке,

      Жужжит, как будто бы жучок.

      Захочет - вскачь пройдет немножко,

      Захочет - ляжет на бочок.

•         Команда 1. Юла. В этом слове 3 буквы, 4 звука.

     

       Загадка команде 1.

•         Не барашек и не кот,

      Носит шубу круглый год.

      Шуба серая - для лета,

      Для зимы - другого цвета

 

      Команда 1. Заяц. В слове 4буквы, 5 звуков.

 

Загадка для команды 2.

•         Льется речка -

      Мы лежим.

      Лед на речке -

      Мы бежим.

•         Команда 2. Это коньки. В слове 6 букв, 5 звуков.

        Загадка команде 2.

•         Ее всегда в лесу найдешь -

      Пойдем гулять и встретим.

      Стоит колючая, как еж,

      Зимою в платье летнем

•         Команда 2. Это ель. В слове   3 буквы, 3 звука  

 

Конкурс «Отгадай пословицу»

 

Ведущий 1  Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность.    Ваше задание отгадать пословицу по двум словам

Ведущий 2. Команда 1, слушайте: «свет», «тьма».

•         Ответ. Команда 1. Ученье - свет, а неученье - тьма.

•          «труд», «лень».

•         Ответ. Труд кормит, а лень портит,

Ведущий 1. Слова для команды 2: «встречают», «провожают».

•         Ответ.  Команда 2 По одежке встречают, по уму провожают.

•         «погибай», «выручай».

•         Ответ. Сам погибай, а товарища выручай.

 

 

Подведение итогов

•         Награждение победившей команды

 

 

 

 

 

 

 









 

Для    команды    1

Задание1

 

        И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

       Голова сказала: «Разойдемся!»   -

      Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

      Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

        Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

      Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».


Задание 2

             

       Существительное, прилагательное, глагол, союз.

•         Дождь, снег, град, луна.

•         Земля, серая, желтая, зеленая.

•         Увидеть, покрасить, краска, добежать.

•         Белый, белизна, белеет, белка.





 

Для команды 2

Задание1

 

У одного отца было два сына. Он сказал им: «Умру, разделите все пополам». Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора. Они пошли судиться к соседу. Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?» Они сказали: «Он велел делить все пополам».

Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду.»


Задание 2

            

•         Тетрадь, книга, дневник, самолет.

•         Пароход, тепловоз, землетрясение, экипаж.

•         Касса, маска, тонна, килограмм.

•         Ночь, дочь, печь, рожь.

•         Вкусный, интересный, искусный, грустный.