Урок литературы Нравственный идеал по Н. Е. Сухининой и А.С. Пушкину

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема урока «Поиски нравственного идеала в классической и современной литературе (на примере сравнительного анализа образа Маши Мироновой из «Капитанской дочки» А.С. Пушкина и рассказа Н. Сухининой «Кому идет коса до пояса») »

Цель: на примере сравнительного анализа образа Маши Мироновой из «Капитанской дочки» А.С. Пушкина и рассказа Н. Сухининой «Кому идет коса до пояса» показать незыблемость нравственного идеала женщины, в основе которого лежит скромность, верность, простота и твердость характера.

Этапы урока: 1. Инсценировка = 5 мин

2. Знакомство с личностью и творчеством Н. Сухининой =5 мин

3. Чтение рассказа, обсуждение 20 мин

4. Составление сравнительной характеристики =10 мин

5. Подведение итогов, д/з=5 мин

Ход урока:

  1. Инсценировка

(по рассказу «Кому идет коса до пояса»)


Андрей: Мы с Людкой опять поругались. Это уже в который раз. С нею все так упрощенно. Может быть, даже пошловато. А вот Таисия… Ее коса до пояса… Нет! Уж слишком она хороша для меня...


Таисия: Спрашивают меня мои подруги: «Неужели у тебя никого нет?» Нет! А им не верится! Они не понимают, что я не хочу отношений без любви! Пусть кто-то и не верит в то, что она есть, а я знаю, рано или поздно она случится!


Андрей: Таисия Вознесенская! Красавица, перед которой вряд ли кто устоит! Она настоящая, искренняя, без фальши и лишнего кокетства. Эта девушка – редкое сокровище. До знакомства с нею я вообще не знал, что есть такие девушки.


Таисия: Пока я люблю маму, папу, бабушку, братьев. Но я знаю, что ОН, тот, которого я жду, скоро появится в моей жизни. И эта любовь будет навсегда, как у моих бабушки и дедушки! Они жили душа в душу, родили пятерых детей. И пусть бабушка рано овдовела, она до конца своих дней была верна светлой памяти дедушки.


Андрей: Если когда-нибудь я решу создать семью, моя жена будет похожа на Таисию. Пусть с Людкой бывает нескучно, но это не настоящее. Это флирт. А Таисия…

Наверно, начитавшись слишком много, 
Я полюбил душою навсегда 
Застенчивых, задумчивых и строгих, 
Обидчивых и грустных иногда. 
Такая маму не заставит гладить, 
Над утюгом больную спину гнуть, 
Чтоб вечером в особенном наряде 
С веселою беспечностью блеснуть. 
Такую не заманишь женихами, 
Она всегда правдива и нежна. 
Хорошими сердечными словами 
От пошлости она защищена. 
Такая пустозвона не полюбит, 
А уж судьбу свою когда найдет, — 
Все узелки, все петельки разрубит, 
Сквозь боль, и даль, и суд людской пройдет. 
И ей, в отличье от других, не страшно, 
Что и любовь бывает тяжела. 
И ей понятно, почему Татьяна 
К Онегину от мужа не ушла.

(Игорь Кобзев)

(поворачиваются друг к другу)


Андрей: Таисия:

- Здравствуй, Таисия! - Здравствуй!

  1. Беседа

Учитель: Каков же он – нравственный идеал? Какой должна быть настоящая любовь?


-На что стоит опираться, делая выбор?


-Нужно ли ждать настоящей любви или стоит брать от жизни все, что можно?


-Как строить семейные отношения?


Над этими и многими другими вопросами размыщляет А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка», они же волнуют и современного читателя, над ними размышляет Наталья Евгеньевна Сухинина в рассказе «Кому идет коса до пояса».


Наталья Сухинина – известная журналистка, писательница. О ней нам расскажут наши товарищи.

Презентация

Учащийся: В ее произведениях собран ценнейший опыт, раскрывающий не умозрительно, но на живых примерах бытие с Богом или без Бога.


Н. Сухинина учит православию. Не догматике, не церковным канонам – для этого есть специальные книги.


Она учит православному постижению жизни на простых житейских примерах.


Русские люди знали, что без Бога не до порога. Читая книги Натальи Евгеньевны, невольно убеждаешься в правоте этих слов.

Учитель: Каков должен быть нравственный идеал? Поищем ответ в «Капитанской дочка» А.С. Пушкина. Вспомните, как описывает Машу писатель? На чем акцентирует внимание Пушкин?

Учащиеся: Круглолицая, простая девушка с косой, уши «так и горели».

Учитель: Как развиваются отношения Маши Мироновой и Петра Гринева? Учащиеся: Петр влюбляется в Машу, делает ей предложение, но та отказывается, так как родители Гринёва не благословили их брак, против него. После взятия крепости Пугачевым и казни родителей Маши, она тяжело заболевает и оказывается во власти Швабрина, который ранее делал ей предложение. Швабрин снова принуждает Машу выйти за него, но получает стойкое сопротивление. Маша просит помощи у Гринева, посылая ему письмо, и обратившись к Пугачеву, Гринев спасает Машу. Затем, когда Петра Гринева обвиняют в связях с преступниками, она просит помощи у самой императрицы.

Вывод: нравственный идеал женщины у Пушкина – это простая, чистая девушка, верная родителям и своему слову, нежная и в то же время сильная, способная на решительные поступки. Такова Маша Миронова.

Учитель: В какой семье воспитывалась Маша? А Петр Гринев?

Учащиеся: В семье капитана Миронова всем заправляла Василиса Егоровна, но Иван Кузьмич не противился этому, так как был согласен с правилом жены, что «муж и жена – един дух, едина плоть». В семье Петра Гринева матушка также заправляла всем хозяйством, обращаясь к отцу лишь за наказанием провинившихся. Отец был главным, последней инстанцией.

Вывод: патриархальная , идеальная семья, по мнению Пушкина, - это гармония между супругами, при которой каждый не ограничивает полномочий другого.

Учитель: Изменилось ли представление о нравственном идеале женщины, семьи в современной литературе?

На этот вопрос отвечает Наталья Сухинина в рассказе «Кому идет коса до пояса?»

  1. Работа с текстом

-Какие отношения связывают Андрея с Людкой? Почему в рассказе её так называют? Не Людмилой, а Людкой?

- Почему Людка относится к Таисии иронично и нервно?

- Почему Андрей не хочет, чтобы Таисия знала про его роман с Людкой?

-Сравните описание внешности Людки и Таисии. На чем акцентирует внимание автор? Почему так много внимания уделяется описанию внешности Таисии?

Стройная, в элегантной белой юбке, в блузке цвета морской волны.

Андрей…сразу обратил на неё внимание. Вернее, на её длинную, роскошную косу. Второй такой косы в институте не было. Тяжёлая, пепельного цвета, с завитками на концах. Таисия стягивала её плотно, но концы всё равно немного расплетались и слегка закручивались.

Таисия отличалась от девчонок в группе не только косой. Она вообще была другая. Не красилась. Совсем. Не носила брюки. Не курила. Никогда не позволяла себе бранное словцо. В то же время и на синий чулок не походила – весёлая, совершенно не конфликтная. Напротив – услужливая, кроткая. Но сквозь услужливость и кротость проглядывали в Таисии и чувство собственного достоинства, и та самая порода, которая если есть, то есть, а вот как приобретается – тайна.

-Почему Людка была уверена, что Андрей никогда не отважится приблизиться к Таисии?

-Как случилось, что Андрей и Таисия заговорили по душам?

- Как относятся Андрей и Таисия к большой любви? Сравните.



Я жду большую любовь.

Она единственная.

Бабушка до сих пор про деда говорит – и вся светится. Вот это и есть настоящая любовь.


В каких семьях воспитывались Андрей и Таисия? Сравните. Сделайте выводы.

-К каким выводам пришел Андрей?

-Почему он решил расстаться с Людкой?

- Сможет ли он завоевать сердце Таисии?

- На чем должны строиться отношения в семье?

- В чем сходство нравственных идеалов А.С. Пушкина и Н.Е. Сухининой?

4. Выводы:

Любовь – та лампадка, которая должна гореть в каждом доме. Об этом нам говорят все без исключения рассказы Натальи Евгеньевны Сухининой. В этом она идет от традиций пушкинской прозы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…


Сегодня же мы с вами познакомились с творчеством Натальи Евгеньевны Сухининой и сравнили нравственный идеал её героев с пушкинскими. Может быть, эта встреча и станет той отправной точкой в вашем понимании мира и себя в нём, поможет вам понять, что такое настоящая любовь.

Домашнее задание. Сочинение-рассуждение на тему «Поиски нравственного идеала в современной и классической литературе»