Пользовательское соглашение

План-урока по русскому языку Лексикография

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МБОУ «Веселовская средняя школа»









Тема: Лексикография.




Урок русского языка в 10 классе

учитель Аппазова Э.Н.
















2016 год

Цели: познакомить с различными видами словарей;

совершенствовать навыки работы со словарями; продолжать работу по развитию речи и творческих способностей уча­щихся.

Круг рассматриваемых вопросов: нормированная речь, лексика общеупотребительная и ограниченная в употреблении, лексикография, основные типы словарей русского языка, фразеология

Эпиграфы к занятию: «Словарь-это целый мир, рас­положенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, тру­ды, горести наших предков и наши собственные. Подумайте, что все собранные вместе слова дело плоти, крови и души родимы и человечества» (А. Франс); «Определите точно каждое СЛОВО, и вы избавитесь от ПОЛОВИНЫ заблуждений» (Декарт).


Методические приемы: фронтальный опрос, защита проекта, работа со сло­варями, работа в группах, индивидуальные задания, игровые формы, работа с текстом параграфа.


Ход занятия.

  1. Вступительное слово учителя.

- Мы изучили темы «Происхождение лексики русского языка. Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления», давайте вспомним некоторые понятия из этого раздела.

II. Фронтальный опрос по изученной теме:

- Какой пласт слов по происхождению в русском языке является древнейшим?

- Что такое старославянизмы и каковы их основные признаки?

- Как называются слова, вышедшие из активного употребления?

- В чём заключается основное отличие историзмов от архаизмов?

- Какие слова получили название неологизмов?

- Что называется фразеологическим оборотом?

- Об общеупотребительной лексике и лексике ограниченной в употреблении нам расскажут ребята, работавшие над проектом «Лексикон учащихся 8 – 11 классов моей школы»

IV . Слово учителя. Мы с вами изучили раздел «Лексика и фразеология», рассмотрели лексические явления речи. Скажите, где отражен словарный состав языка и явления речи?

(Словарный состав языка и языковые явления отражены в различных словарях ).


- Однажды молодой (а впоследствии знаменитый) француз­ский поэт Шарль Бодлер пришел к другому поэту, маститому Теофилю Готье. Готье спросил его, читает ли он словари.

Бодлер ответил, что да, читает охотно. И Готье стал говорить ему, как необходимо это занятие писателю, сколько полезного можно почерпнуть из чтения словарей.

Читать словари? Что за странность! Ведь это не роман, не детективная повесть. Как же можно их читать?

И все-таки Готье был прав: без постоянной работы со слова­рями у писателя не может быть подлинной филологической культуры. И такая работа необходима не только писателю: каж­дый культурный человек постоянно обращается к словарю.

Создание словарей - задача особой отрасли лингвистической науки лексикографии (от греч. lexis - «слово» и grapho - «пишу»). Лексикография обычно определяется как теория и практи­ка составления словарей.

IV. Запись темы урока . «Лексикография. Виды словарей».

Работа со статьёй учебника, беседа по тексту параграфа.

- Какие два типа словарей вам известны? (Энциклопедические и лингвистические)

- Что вы узнали о лингвистических словарях?

- Чем отличаются толковые словари от аспектных?

- Задача нашего урока – более тщательно познакомиться с содержанием лингвистических словарей и научиться с ними работать.


Знакомству с различными типами словарей нам поможет самое достойное слово, на котором «мир стоит», которое «сверкает ярче солнца», «в огне не горит, в воде не то­нет», «суда не боится», «с ложью не дружит», «всегда живет с хорошими людьми».

- Что это за слово?

- Это слово правда. Итак, все о сло­ве правда мы сможем узнать, работая в группах с различными словарями. Задача – узнать всё о слове правда.


I пара – работа с толковым словарём.


Правда - слово многозначное. Каковы же его основные значе­ния?

1. То, что соответствует действительности, истина (Правду говорит).

2. То, что исполнено истины; правдивость (Люблю тебя за правду).

3. Справедливость, порядок, основанный на справедливости (//aw правду не найти).

4. В составе средневековых названий сводов законов (Рус­ская Правда).

5. В значении наречия: «верно, справедливо, в самом деле».

6. В значении вводного слова: «действительно, в самом деле». -

7. В значении уступительного союза хотя.


II. пара. - Толковый словарь живого великого русского языка В. Даля. Что вы узнали о содержании словаря и слове правда?


Кроме толкования значения слов словарь Даля включает в себя 30 тысяч пословиц. Среди них есть огромное количество пословиц и со словом правда. Вот некоторые из них.

Вез правды жить легче, да помирать тяжело. Над правдой не мудруй. От правды отстать - куда пристать. Правда сама себя очистит. У Быа правда одна. Правда - свет разума. Все минется – одна правда останется. Доброе дело - правду гово­рить смело. Дело знай, а правду помни. Кто правдой живет, тот правду наживет. Правда со дня моря выносит. Правда что шило: в мешке не утаишь. Не то все правда, что говорит­ся. Не ищи правду в других, коли в тебе ее нет.

III.пара. – Работа со словарём синонимов. Вспомните пословицу, которую можно применить к слову правда.

Русская пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». О друзьях слова правда нам помог поведать словарь синонимов.

Синонимом слова правда явля­ется слово истина. Но синонимы являются синонимами только до тех пор, пока они находятся в словаре. «В контексте живой речи нельзя найти ни одного положения, в котором было бы все равно. Вот, что об этом пишет М. Пришвин: «Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется. Правды надо держаться, истину надо искать». Правда и истина являются контекстуальными синонимами.


IV. пара. - Словарь антонимов. Для чего антонимы нужны в речи?


Случается, что и враг даст полезный совет. С вра­гами, противниками слова правда знакомит нас словарь ан­тонимов.

Антонимы слова правда - ложь, неправда, обман, вранье (разг.), кривда (народно-поэтическое).

Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь, делают ее нагляднее, вырази­тельнее, образнее. Вот почему многие мастера художественного слова часто прибегают к этому выразительному средству для создания контраста:

У кривды тысяча дорог. У правды лишь одна.

Она порой полна тревог И горечи полна.

На противопоставлении антонимов построены многие по­словицы:

Лучше горькая правда, чем утешительная ложь.

Маленькая правда победит большую неправду.

Правда с обманом рука об руку не ходят.


V пара. – работа со словообразовательным словарём. Что вам «рассказал» словообразовательный словарь о слове правда?

Слово «правда» непроизводное, оно состоит из корня правд- и окончания –а. Его словообразовательное гнездо включает около 40 слов: правдивый, правдоискатель, взаправду, правдоподобность и т. д.


VI. Пара. – Этимологический словарь и орфографический словарь.


Этимология – наука о происхождении слова, его первоначальном значении и развитии этого значения. Слово правда общеславянское по происхождению, образовано от слова правый (истинный) с помощью суффикса –вд. Слолво правый, в свою очередь, образовано с помощью суффикса –в от исчезнувшего в качестве самостоятельного слова – пра- со значением - «такой, какой должен быть». В далёком прошлом слово правда состояло в родстве со словами справедливый, праведник, оправдать, правило, исправить. Слово правда не требует справки в орфографическом словаре. Оно пишется так , как слышится.


VII. – фразеологический словарь.

Во фразеологическом словаре со словом правда представлены следующие фразеологизмы:


- В каком словаре мы не найдём слова правда? (В словаре иностранных слов, т. к. слово является общеславянским, т. е. исконно русским по происхождению).


- Спасибо слову правда, оно помогло нам раскрыть назначение лингвистических словарей. А теперь обратимся к другим словам и другим видам работы.


III. Работа со словарями.

  1. Фронтальная работа. Выберите слово, соответствующее лексическому значению. (Лексические значения слов проецируются на экран)

Колорит, компонент, комфорт, компромисс («составная часть чего-либо»).

Констатировать, конспирировать, конкурировать, консо­лидировать («сплотить кого-либо для усиления деятельности).

Коалиция, коллегия, коллектив, коллекция («объединение, со­глашение, союз государств, партий и др. для достижения общих целей»).

Записать слово и его толкование.

2. Индивидуально. Определите, в каких значениях употребляется в тексте слово угол.

«Хочется перечислить несколько наиболее острых углов, куда меня загоняли. Мать говорила «Марш в угол!» Я шел, становился и думал. ( Место, где сходятся, пересекаются два предмета или две стороны чего–н. ) После войны я снимал углы, в самые худшие годы. (Часть комнаты, сдаваемая в наём. Вообще пристанище, место, где можно жить.) Угол зрения. В этот угол меня загоняли неодно­кратно. (Взгляд, точка зрения на что–н.) Вдруг в углу газеты (плоская фигура, образованная двумя лучами), обычно в правом верхнем, мне приписывали угол зрения, не совпадающий с правым и вер­ным» (Б. Слуцкий).

  1. Индивидуально у доски. Напишите правильно.

Стюард..а, гри..аса, инте..генция, а..ликация, су..огат, гa..epeя, а..улировать, ко..ерсант, а..логия, ветер..нар, м..лиорация.

По группам:

4. Раскройте значение выделенных слов.

Как музыка звучат сейчас полузабытые слова - милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство, совесть (В. Г. Костомаров).

5. Расставьте ударения, произнесите правильно. Агент, баловать, диспансер, камбала, ломоть, ракушка, ха­ос, цемент, щавель, договор, тефтели, партер, револьвер.

6. Подберите синонимы к словам: грустить, известить, пу­гаться, есть.

V. Итог урока.

- Используя ключевые слова и выражения, обобщите тему урока.

Ключевые слова и выражения: лексикография; энциклопедические, лингвистические или филологические сло­вари; аспектные и толковые словари.

Домашнее задание: написать сочинение-эссе по высказыванию Костомарова: «Как музыка звучат сейчас полузабытые слова - милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство, совесть».