Варианты 9-12 из сборника И.П. Цыбулько ЕГЭ-2016 в формате Word

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Ц-2016 Вариант 9


Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Садово-nарковая архитектура – одна из областей архитектуры, эстетически организующая жилую среду. (2)В современных городах наличие садов u парков необходимо для поддержания городской экологии и здоровья его обитателей, для создания мест отдыха и общения с природой. (3)< ... > архитектор, стремясь создать впечатление естественности «первозданной, природы. может изменить существующий ландшафт или, напротив, сформировать совершенно новый пейзаж.


1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Садово-парковая архитектура - важный элемент в жизни человека, поскольку
в
современных городах наличие садов и парков необходимо для поддержания
г
ородской экологии.

2) Архитектор, создавая сады и парки, может немного изменить существующий
ландшафт или, наоборот, сформировать совершенно новый пейзаж.

3) В современных городах сады и парки - необходимый элемент жилой среды,
н
о архитектор сам выбирает, как он будет формировать тот или иной сад или парк,

4) Садово-парковая архитектура - важный элемент в жизни современного человека,
с
лужащий поддержанию городской экологии и здоровья его обитателей, -
предполагает возможное изменение архитектором существующего ландшафта
или со
здание совершенно нового пейзажа.

5) Садово-парковая архитектура, предполагающая возможное изменение архитектором существующего ландшафта, является важным элементом в жизни
современного человека и служит для поддержания городской экологии и здоровья
ег
о обитателей.


2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Поскольку Так как Поэтому Однако Даже


3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЛАСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБЛАСТЬ, -и, ж.

1)Часть страны, государственной территории (или территорий). Южные области
Ро
ссии. Северные области Европы.

2)Крупная административно-территориальная единица. Автономная о.

Московская о. Начальство из области (из областного центра; разг.).

3)чего или какая. Пределы, в к-рых распространено какое-н. явление, зона, пояс.

О. вечнозелёных растений. Оэёрная О.

4)чего или какая. Отдельная часть организма, участок тела. Боли в области
печени, В
грудной области.

5)nepeн.., чего. Отрасль деятельности, круг занятий, представлений. Новая о. науки. Отошло в о. преданий (больше не существует; книжн. и ирон.).


4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

нажИвший дОсуха шарфЫ закУпорить повторИт


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Мне вспомнился город моего детства и те самые знаменитые ГЛИНЯНЫЕ свистульки, которыми торговали на базарах.

Долгое время держалось у Анюты ПРАЗДНИЧНОЕ настроение, которое помогало
ей с лег
костью решать даже самые трудные проблемы.

ВИНОВНЫЙ взгляд моего собеседника говорил о том, что этот человек искренне
р
аскаивался.

После разговора с Натали Андрея охватило одновременно чувство любви и ненависти, и это ДВОЙСТВЕННОЕ ЧУВСТВО не покидало его до вечера.

Это был человек с ГОРДЕЛИВОЙ осанкой, исполненный уверенности в своих
достоинствах.


6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

СОТРЁТ с доски дорогим ШАМПУНЕМ в ТРЁХСТАХ метрах

пара САПОГОВ КРАСИВЕЕ


7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное употребление
им
ени числительного

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

В) нарушение в построении предложения с

несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом



ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Те, кто семнадцать лет назад только-только входил в кинематограф, уже стали мастерами.

2)Трое одноклассниц: Виктория, Елена и Карина - занимались в разных спортивных секциях.

3)По окончании института Татьяна Ильинична поехала на Алтай преподавать химию.

4)А. С. Пушкин стремился изучить не только народную поэтику, но и освоить её творчески, пытаясь овладеть характерными для неё приемами.

5)Целью созданного ещё в 1890 году журнала «Науки и жизни» была популяризация науки.

6)Немногим известна история написания
к
артины «Грачи прилетели», которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году.

7)Благодаря тёплых дней золотой осени лес
ка
к будто помолодел, заблистал золотом
листьев и красноватой сетью берёзовых
в
етвей.

8)Удивительный весенний свет, который
напо
лнил всю картину и по-разному осветил её, чуть позолотил снежный бугор у забора и сам забор.

9)Те, кто не отступает перед трудностями,
всегд
а будет примером для подрастающего поколения.


8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

разр .. слась ч .. столюбие распол .. гаться сув .. ренитет заг .. релась


9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

п .. дорожник, р .. здать и .. брать, бе .. заботно пр .. строил, пр .. града

пр .. увеличил, пр .. дал (форму) вы .. грать, от .. мённое (прилагательное)


10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

марл.. вый милост. .вый ослаб .. вать ландыш .. вый чувствит .. льный


11 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

застел .. щь увлека .. мый верт .. шь вымуч .. нный заслуж .. нный


12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ДАЛЕКО от речки расположились уютные и комфортабельные санатории
и турбазы
.

Старцеву на протяжении нескольких месяцев (НЕ)(С)КЕМ было поговорить об этом.
Селезнев (НЕ)ОБИДЕЛСЯ на слова, сказанные в кулуарах.

Заносчивость вовсе (НЕ)ПРОЧНЫЙ материал: трещит при первом испытании.

Моё внимание привлекли (НЕ)БОЛЬШИЕ окна с тюлевыми занавесками, а резные
наличники.


13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Вначале мы ТО(ЖЕ) не понимали друг друга, а (В)ПОСЛЕДСТВИИ очень
подружились.

Ночью развели огромный костер (НА)ВЕРХУ горы, а я попытался всем объяснить,
(ЗА)ЧЕМ это нужно было сделать.

Он сделал над собой усилие, ЧТО(БЫ) заснуть, но во сне представилось ТО(ЖЕ)
самое мёртвое пространство с грядами серых туч.

Отец, (В)СИЛУ своего высокого положения, прежде ездил только на машине
с персональным шофёром, (ОТ)ЧЕГО долго не мог разобраться, как войти в метро
и где заплатить за проезд.

(ПО)ТОМУ, что говорил дядя, не было понятно, СДЕРЖАЛ(ЛИ) он слово.


14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На всех полках, краше(1)ых белой краской, были развеша(2)ы пучки сушё(3)ой
малины - великолепного потого( 4)ого средства.


15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Вечерами Тарас Семёнович читал вслух какую-нибудь книгу либо рассказывал
сказку.

2)Перед глазами ходил океан и колыхался и гремел.

3)Для сервировки стола не следует использовать скатерти и салфетки холодных
и мрачных тонов.

4)В дни праздников на городской площади устраивали если не спортивные парады
т
о театрализованные представления.

5)Многое пережил перечувствовал поэт.


16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Снежок (1) выпавший ночью (2) и тающий у нас на глазах (3) делает недалеко
расположенный холм (4) ещё более скользким.


17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Я поливал саженец, ухаживал за ним и часто представлял его остроиглой бояркой,
запорошенной цветами
, овитой листвой: конечно (1) боярка высокой не бывает,
до неба ей не достать, однако
(2) выше сеновала (3) пожалуй (4) вымахает.


18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Перед нами простиралось необозримое (1) жёлтое поле (2) край которого (3)
вдалеке замыкался синим лесом.


19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Как только приезжие разложили в комнатах свои вещи (1) они немедленно решили
осмотреть город (2) но (3) так как экскурсионные автобусы отправлялись только
через два часа (4) все решили идти пешком.


Прочитайте текст и выполните задания 20–25.


(1)Немолодая женщина, крупный ученый, рассказала такую историю: (2)«Я переходила площадь, меня толкнул какой-то пьяный, я упала на колени, поранила их, и из ран по ногам потекла кровь ручьем. (3)Я зашла в ближайшую поликлинику и сказала сестре: "Пожалуйста, окажите мне первую помощь". (4)Она вежливо направила меня в хирургический кабинет. (5)В кабинете за столом сидела величественная дама. (6)Хирург и главный врач поликлиники. (7)Я сказала:

-- Я в крови. (8)Пожалуйста, окажите мне первую помощь.

-- (9)С половины третьего! -- железным голосом ответила она.

(10)Часы показывали два.

-- (11)Но ведь у меня кровь течёт, помогите мне! (12)И тогда она не крикнула. (13)Спокойно сказала:

-- Выйдите отсюда!

(14)Я, конечно, вышла. (15)Я плакала».

(16)«Вы правы, - пишет она дальше, - сравнивая травму, нанесённую криком, с ударом ножа. (17)Но такой удар можно нанести и без крика. (18)Нормальным голосом».

(19)Ko врачу пришел человек, чтобы залечить телесную рану, а тот нанёс ему рану душевную.

(20)И я подумал, как, увы, часто наносятся раны словом.

(21)Раны от слова вызываются не только грубостью, но и необдуманным обращением со словом.

(22)В одной семье произошел такой случай. (23)Дочка, ученица пятого класса, которая незадолго до того перенесла тяжелое долгое заболевание, вернулась однажды домой бледная. (24)Сказала:

- В эту школу я больше не пойду.

(25)Ничего объяснять она не стала. (26)Видно было только: потрясена безмерно.

- (27)Лучше умереть, чем в эту школу.

(28)Родители решили перевести девочку в соседнюю школу. (29)И только спустя годы она рассказала, в чем было дело. (30)На медицинском осмотре в присутствии подруг школьный врач сочувственно воскликнула:

- С таким сердцем жить нельзя!

(31)Вот так и сказала. (32)Подруги засыпали девочку вопросами. (33)Она молча оделась и молча вышла из школы. (34)Вышла, чтобы больше никогда туда не
возвращаться. (35)Никому ничего не сказала, чтобы никого из близких не огорчать. (36)Она верила старшим и думала, что живёт последние недели.

(37)Эту рану словом нанесли не злость, не грубость, а глупость, невежество. (38)Когда таких примеров из собственного опыта и опыта окружающих и размышлений по их поводу накопилось много, я выступил по радио с беседой на тему «Осторожно - слово!». (39)Не предлагал ничего особенного и чрезвычайного, просто советовал обращаться со словом обдуманно. (40)Применять, например, давно выработанные и общепринятые формулы вежливости и отказаться от таких оборотов, как: «Не видишь что ли!», «Ослеп?», «Оглох?», тем более что есть опасность действительно угодить в человека, который плохо видит или плохо слышит. (41)Я напоминал другие слова, приветливые, вежливые, благожелательные. (42)И заканчивал передачу так: «Будьте осторожны со словом; грубое - обоюдоостро и часто мстит за себя».

(43)На меня обрушилась лавина откликов. (44)Большинство откликнувшихся на моё выступление соглашались: со словом надо обращаться осторожно.

(45)Однако нашлись люди, кого сама постановка этой проблемы привела в раздражение. (46)Они утверждают: без грубости не обойтись и обходиться без неё не надо! (47)Под грубостью они понимают и крайнюю её форму нецензурную брань. (48)Без неё-де и соваться нечего на стройку, в цех, в поле. (49)Да и в домашнем быту без крепкого слова немыслимо.

(50)Крик и брань не свидетельство силы и не доказательство. (51)Сила - в спокойном достоинстве. (52)Заставить себя уважать, не позволить, чтобы вам грубили, нелегко. (53)Но опускаться до уровня хама бессмысленно. (54)Это значит отказываться от самого себя! (55)От собственной личности! (56)Вежливость, как правило, синоним внутренней силы и подлинного достоинства. (57)Спрашивать, зачем вежливость, так же бессмысленно, как задавать вопросы: «Зачем культура?» «Зачем красота?»

(По С.Л. Львову*)

* Сергей Львович Львов (1922-1981 гг.) - прозаик, критик, публицист, автор статей
о советской и зарубежной литературе, произведений биографической и детской литературы.


20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Раны бывают не только физические, но и душевные, часто возникающие оттого,
что че
ловек необдуманно обращается со словом.

2)Разговаривая с человеком, нужно обращаться со словом обдуманно, применять
давно выработанные и общепринятые фор
мулы вежливости.

3)Героиня текста пошла жаловаться на грубость медсестры главврачу поликлиники.

4)Девочка попросила родителей перевести её в другую школу, из-за того что не
м
огла больше выносить оскорблений со стороны одноклассников.

5)Настоящий человек, уважающий себя и окружающих, никогда не опустится
до уровня хама, стремясь сохранить собственную личность.


21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 2-4 представлено повествование.

2) В предложении 19 содержится вывод из содержания предложений 1-18.

3) Предложение 25 содержит обоснование утверждения, высказанного в предложении 24.

4) В предложениях 32-33 представлено описание.

5) Предложения 50-57 содержат рассуждение.


22. Из предложений 30-33 выпишите слово, употреблённое в переносном значении.

23. Среди предложений 10-17 найдите такое, которое связано с предыдущим при
помощи союза, указательного местоимения и форм слова.
Напишите номер этого предложения.


24. «Приемы - (А)______ ("рана" в предложениях 20-21), (Б) _____ (предложения 54-55) помогают читателю почувствовать убедительность доводов автора, полемический пафос текста в целом. Тропы: (В) ________ ("величественная дама" в предложении 5), (Г) _____ (предложение 43) - свидетельствуют об эмоциональном отношении автора текста к происходящим событиям».


Список терминов:

  1. вопросно-ответная форма изложения

  2. метафора

  3. вопросительные предложения

  4. профессиональная лексика

  5. лито та

  6. лексический повтор

  7. парцелляция

  8. эпитет

  1. контекстные антонимы


25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.


Ц-2016 Вариант 10


Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Первые компьютеры, создававшиеся как устройства для вычислений, позволяли проводить без участия человека сложные последовательности вычислительных операций по заранее заданной инструкции - программе. (2) Очень скоро оказалось, что компьютеры могут обрабатывать и другие виды информации. - < ... > практически вся информация может быть представлена в числовой форме. (3)Именно это позволило превратить компьютер в универсальное средство для обработки всех видов информации, используемых человеком.


1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Благодаря возможности представлять практически любую информацию в числовой форме компьютер, первоначально созданный как устройство для вычислений, сегодня - универсальное средство для обработки всех видов информации, используемых человеком.

2) Принципиальное отличие сегодняшнего компьютера от первоначально созданного
состо
ит в том, что он позволяет проводить без участия человека сложные
после
довательности вычислительных операций по заранее заданной инструкции -
програ
мме.

3)Компьютер, представляющий любую информацию в числовой форме,
первоначально
созданный как устройство для вычислений, сегодня является
универса
льным средством для обработки всех видов информации.

4) Компьютеры превратились в средства для обработки некоторых видов информации, используемых человеком, потому что проводят сложные вычислительные операции по заранее заданной инструкции.

5) Современные компьютеры могут обрабатывать без участия человека некоторую
информацию, которая представлена в числовой форме.


2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

но наоборот, ведь зато во-первых,


3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СРЕДСТВО, , ср.

1)Прием, метод воздействия на что-н. для достижения результата. Проверенное, испытанное с. Всеми средствами добиваться чего-н. Все средства хороши для кого-н: (ничем не брезгует кто-н. для достижения своих целей, успеха; неодобр.).

2)Орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-н.
деятельности. Средства передвижения. Средства защиты.

3)Лекарство, предмет, необходимый при лечении, а также предмет косметики (во 2-м энач.). Лекарственные средства. С. от кашля. Перевязочные средства. Косметические средства.

4) мн: Деньги, кредиты. Оборотные средства. Отпустить средства на что-н.

5) мн: Капитал, состояние. Человек со средствами. Жить не по средствам (тратя больше, чем позволяют доход, состояние).


4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

диспАнсер навралА красИвее слИвовый зАняли


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Известны многие АДРЕСАНТЫ лирики Владимира Маяковского: Лилия Брик, Мария Денисова, Татьяна Яковлева и Вероника Полонская.

ИСКУССТВЕННЫЙ камень имеет широкую область применения: он используется для отделки фасадов зданий, отдельных архитектурных элементов, при облицовке
цоколей, столбов, заборов, а также может применяться при внутренней отделке
помещений.

Эти страны давно и плодотворно сотрудничают в ГУМАНИТАРНОЙ сфере.

Его всегда выручала какая-то неведомая сила, он обладал своеобразной ЖИТЕЙСКОЙ мудростью ещё в молодые годы.

Русская литература подарила много выдающихся произведений, глубоко
ГУМАННЫХ,
мудрых, прекрасных.


6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

по ОБОИМ сторонам ПОМАШИТЕ отъезжающим
петь ещё ЗВОНЧЕ все ИНЖЕНЕРЫ ИХ з
аботы


7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении
сложноподчинённого
предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Природный памятник «Столбы выветривания», расположенный на территории Троицко-Печорского района Республики Коми, стал одним из семи чудес России.

2)Пётр чувствовал о том, как слипаются
о
т усталости глаза и страшно ломит тело.

3)В конце XVHI столетия науке стало известно о существовании необычного млекопитающего. откладывающем яйца
и
насиживающем их: это был утконос.

4)К концу 1840-х годов П.Л. Федотовым было написано уже несколько полотен, среди которых выделялись «Разборчивая невеста» и «Свежий кавалер».

5)Те, кто хоть немного увлекается философией, знает, что наши мысли имеют способность воплощаться в реальности.

6)Школьники провели два счастливых дня
в лагере «Звездочке».

7)Увидев красный сигнал светофора, машина была остановлена водителем.

8)Гумилёв объявил стихосложение наукой и ремеслом, которому нужно усердно учиться.

9)Один из важнейших факторов признания игрока в такой стране, как Англия, - это любовь или презрение со стороны прессы.


8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

несг .. раемый ст рожить обж .. гающий пор .. сль к .. нфорка


9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

р .. спорядок. с .. обща (действовать) чере .. чур, бе .. кровно

пр .. стол, пр .. ходящая (няня) без .. мянный, по .. скал

поз .. вчера, нед .. брал (баллов)


10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

окольц .. вать недогадл .. вый слаб .. нький алюмини .. вый хитр .. нький


11 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

увид .. нный крикн .. шь реша .. мый потон .. шь независ .. мый


12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Сначала все помолчали, обдумывая, как начать разговор в такой НЕ)ПРИВЫЧНОЙ
обстановке.

Говорят, вы далеко (НЕ)МОЛЧАЛИВЫЙ человек.

Комната была (НЕ)ОСВЕЩЕНА, поэтому трудно было различать лица сидящих
н
апротив людей.

Случилось так, что мне (НЕ)(С)КЕМ было ПОГОВОРИТЬ о своих сомнениях, а мой лучший друг Василий был очень далеко от меня.

Сохранение культурной среды - задача (НЕ)МЕНЕЕ существенная, чем сохранение
природы.


13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ЧТО(БЫ) приобрести телевизор, пришлось (В)ТЕЧЕНИЕ не которого времени пожить более экономно.

Софья ТУТ(ЖЕ) убеждается, что Молчалин её (НИ)КОГДА не любил.

(В)СЛЕДСТВИЕ какой-то задержки в пути мы вынуждены были выехать достаточно поздно, почти (В)ПОТЁМКАХ.

(НЕ)СМОТРЯ на наши усилия, ошибки все-таки терзали нас, раскаяние (НА)ДОЛГО заняло наши чувства.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ ночи перед поединком я не спал даже (ПОЛ)МИНУТЫ.


14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Когда погода безветре(1)а, смотритель маяка не торопясь сворачивает папиросу
из искроше(2)ого табака, надевает форме(3)ую бескозырку и потрёпа(4)ый бушлат
и идёт к морю.


15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Талант писателя позволяет сочетать и правду и фантастику и заставляет поверить
в реальность событий.

2) В минуты музыки печальной я представляю желтый плёс и голос женщины
печальный и шум порывистых берёз.

3) После смерти старого хозяина наследник вырубил последние берёзы в парке
и сбыл по частям всю пахотную землю.

4) Каждое лето мы с ребятами с удовольствием собирали землянику в лесу да бегали на поля за клубникой.

5)Русский литературный язык существует как в устной так и в письменной формах.


16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда в Подмосковье клочья серых туч (1) гонимые холодным ветром (2) бежали
по беспросветному небу, и (3) раскачиваясь (4) стонали берёзы и сосны
, и хлестал
дождь, я воспользовался отпуском и поехал в Крым.


17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Что (1) может быть (2) прозаичнее выезда в санях модного франта в пальто с бобровым воротником? Но у Пушкина это (3) без сомнения (4) поэтическая картина.


18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мышление человека (1) обеспечивает способность правильно реагировать на новую
си
туацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.


19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сердце его сильно билось от переполнявших эмоций и чувств (1) и (2) чтобы
усп
окоиться (3) доктор стал вспоминать (4) каким удачным было начало этого
с
умасшедшего во всех отношениях дня.


Прочитайте текст и выполните задания 20–25.


(1)Приобщение к искусству может происходить и в просторном, специально
построе
нном здании, и в четырёх стенах, и под открытым небом. (2)Показывают ли зрителям очередную кинокартину, ведут ли занятия драматического кружка, самодеятельного хора или кружка по изобразительному искусству - во всём
этом долже
н и может подолгу жить огонь творчества. (3)И тот, кто однажды приложит свои собственные усилия к одному из этих дел, со временем будет
вознаграждён.

(4)Безусловно, искусство скорее и охотнее раскрывается тому, кто сам отдаёт ему силы, раздумья, время, внимание.

(5)Рано или поздно каждый может почувствовать, что он среди знакомых и друзей в неравном положении. (6)Их, например, интересует музыка или живопись, а для него они - книги за семью печатями. (7)Реакция на такое открытие возможна
различная.

(8)Когда я стал студентом Института истории, философии и литературы, многое
связало меня сразу с новыми товарищами. (9)Мы серьёзно занимались литературой,
историе
й, языками. (10)Многие из нас пробовали писать сами. (11)Словно
предч
увствуя, каким недолгим будет наше студенчество, спешили успеть как можно больше. (12)Не только слушали лекции на своих курсах, но и ходили на лекции,
читавшиеся старшекурсникам. (13)Успевали на семинары молодых прозаиков
и
критиков. (14)Старались не пропускать театральные премьеры и литературные
в
ечера. (15)Как мы всё успевали, не знаю, но успевали. (16)Меня приняли в свою среду студенты, которые были на курс старше нашего. (17)Интереснейшая то была
к
омпания.

(18)Я старался не отставать от неё, и мне это удавалось. (19)одним исключением. (20)Мои новые товарищи горячо интересовались музыкой. (21)У одного из нас была большая по тем временам редкость: радиола с устройством для переворачивания пластинок - долгоиграющих тогда ещё не было, - которая позволяла прослушать целую симфонию, концерт или оперу без перерывом. (22)И коллекция камерной, оперной и симфонической музыки.

(23)Когда начиналась эта непременная часть нашего вечера, товарищи слушали и наслаждались, а я скучал, томился, мучился: музыки я не понимал, и радости она мне не доставляла. (24)Конечно, можно было притвориться, прикинутъся, придать лицу подобающее выражение, проговорить вслед за всеми: «Прекрасно!»
(25)Но притворяться, изображать чувства, которых не испытываешь, у нас было не в обычае. (26)Я забивался в угол и страдал, чувствуя себя выключенным из того, что так много значит для моих товарищей.

(27)Хорошо помню, как произошёл перелом. (28)3имой 1940 года был объявлен
авторски
й вечер тогда ещё молодого Д.Д. Шостаковича - первое исполнение его фортепианного квинтета. (29)Друзья взяли билет и мне. (30)Вручали его торжественно. (31)Я понял: то, что предстоит, - событие!

(32)Не стану утверждать, что я в тот вечер сразу и навсегда излечился от не восприимчивости к музыке. (33)Но поворот - решительный и важный - произошёл. (34)Как я благодарен своим друзьям тех давних лет, что они не махнули рукой, не .исключили из слушания музыки - а ведь и исключать не нужно было, при тогдашнем поношески ранимом самолюбии хватило бы иронической реплики, чтобы я почувствовал себя среди них, понимающих и знающих, лишним. (35)Этого не случилось.

(36)Прошло много лет. (37)Уже давно серьезная музыка для меня необходимость, потребность, счастье. (38)А ведь можно было навсегда и непоправимо - разминуться с ней. (39)И обездолить себя.

(40)Этого не случилось. (41)Во-первых, я не встал в позу человека, который, не понимая чего-нибудь, говорит вслух или мысленно: «Ну и не надои (42)И потому, что не захотел притворяться, делая вид, что понимаю, когда ещё был очень далек от этого. (43больше всего - благодаря моим друзьям. (44)Им мало было наслаждаться самим. (45)Им хотелось и меня приобщить к своему пониманию, к своей радости. (46)И это им удалось! (По С.Л. Львову*)

* Сергей Львович. Львов (1922-1981 гг.) - прозаик, критик, публицист, автор статей
о
советской и зарубежной литературе, произведений биографической и детской литературы.


20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Искусство скорее раскрывается тому, кто прежде всего сам стремится познать его.

2) В обществе студентов не было в обычае притворяться и изображать чувства,
которы
е не испытываешь.

3) Друзья стремились приобщить своего друга к музыкальной культуре, а он
стар
ался не отставать от них.

4) В основе всех выдающихся художественных открытий, шедевров искусства
лежат юношеск
ие впечатления.

5) Рассказчик скучал и томился, слушая авторский вечер Д.Д. Шостаковича.


21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 12-14 поясняют содержание того, о чём говорится в предложении 11.

2) В предложении 26 содержится описание состояния рассказчика.

3) В предложениях 28-30 представлено рассуждение.

4) В предложениях 32-34 содержится рассуждение.

5) В предложениях 37-39 содержится повествование.


22. Из предложения 34 выпишите фразеологизм.


23. Среди предложений 36-42 найдите такое, которое связано с предыдущим при
помощи союза, частицы и личного местоимения.
Напишите номер этого предложения.


24. «Автор текста очень эмоционально рассказывает о приобщении к искусству,
к настоящей музыке. Живое авторское чувство, которое пробудили воспоминания
о прошлом, передают приёмы: (А) ____ ("скучал, томился, мучился" в предложении 23), (Б)______ (предложения 21-22). Троп - (В) _____ ("огонь творчества" в предложении 2), а также лексическое средство - (Г) ______ ("рано или поздно" в предложении 5) - передают особую авторскую интонацию
текста».

Список терминов:

  1. вопросно-ответная форма изложения

  2. метафора

  3. градация

  1. фразеологизм

  1. парцелляция

  1. лексический повтор

  1. противопоставление

  1. эпитеты

  2. контекстные синонимы


25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Ц-2016 Вариант 11


Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)В разрушении гор участвуют разнообразные внешние силы. (2)Днём солнечные лучи нагревают скалу - камни расширяются, ночью же, остывая, они вновь сжимаются, и камень не выдерживает и растрескивается, после чего свою разрушительную работу начинает. вода, которая попадает в трещины: при замерзании она расширяется, и трещины растут; в них проникают. корни растений, высасывая вместе с влагой вещества, нужные им для питания, и постепенно разъедают. поверхность скалы, к чему присоединяется и работа бактерий, которые перерабатывают. разрушенные горные породы и превращают. их в почву. (3се эти процессы называются выветриванием, < ... > ветер и не принимает в них непосредственного участия.


1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Процессы, вызванные разрушением гор, называют выветриванием, притом что ветер не принимает в них непосредственного участия.

2)Солнце, вода, растения и бактерии являются внешними силами по отношению к горам, которые участвуют в процесс е выветривания.

3)Выветриванием называются процессы разрушения гор под воздействием солнца,
воды, растительности и бакт
ерий.

4)Днём камни расширяются, а ночью сжимаются, в трещины попадает вода, при замерзании она расширяется, и трещины растут; в них проникают корни растений, к чему присоединяется и работа бактерий.

5)Процессы разрушения гор, которые происходят под воздействием солнца, воды,
растительности и бактерий, называются вы
ветриванием.


2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

зато хотя так как потому что даже


3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПОРОДА, -ы, ж.

1)Разновидность хозяйственно полезных животных, отличающихся какими-н.
признаками от
животных того же вида. Скот молочной, мясной породы. П. собак.
Поро
ды рыб. Новые породы цветных норок.

2)Род или вид деревьев, древесных растений. Древесные породы. Хвойные,
лиственные породы.

3)перен: Разряд, тип людей, отличающихся от других своим внутренним складом,
х
арактером, обликом. Человек особой породы. Из породы оптимистов.

4)перен, Принадлежность к какому-н. роду, сословию (устар.). Из купеческой породы.

5)Природное образование минералов, минеральный пласт в земной коре. Вулканическая п.


4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

оклЕить шАрфы дОсуха лгАла звонИт


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Если АДРЕСАТ не приходит за письмом в течение пяти суток, то почтовое отделение направляет ему повторное уведомление.

На полотнах ЗАЧИНАТЕЛЯ крестьянского бытового жанра в русском искусстве М. Шибанова академическая условность композиции и сдержанность характеристик
п
ерсонажей сочетаются с любовной обрисовкой крестьянского быта.

Чтобы получить ЖИВИТЕЛЬНЫЙ заряд положительной энергии, посмотрите
ц
ирковое представление или посетите дельфинарий.

Работодатель обязан ПРЕДСТАВИТЬ оплачиваемый учебный отпуск работнику,
к
оторый учится в аспирантуре (адъюнктуре) заочно.

ЖИЛИЩНОЕ строительство развернулось уже и за пределами мегаполиса.


6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

о ПОЛУТОРА часах ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ студентами
неско
лько ЯБЛОНЬ прийти БОЛЕЕ ПОЗДНЕЕ две пары БОТИНОК


7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом



ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Дорожки сада, которые недавно посыпали ровным крупным гравием, мерно хрустели под ногами Ильи Александровича.

2)Весь день пони катало в зоопарке малышей.

3)М. Б. Барклайе-Толли был одним из военачальников, удостоенный ордена Святого Георгия за участие в войне против французов.

4)«Дама в голубом» (портрет художницы
Е. М. Мартыновой) как чистый и нежный цветок, который занесли из каких-то неведомых светлых садов.

5)Молния ярко сверкает и осветила всё вокруг.

6)Тщеславие и глупость высмеиваются
И. А. Крыловым в басне «Вороне и лисице».

7)По приезде в город мы посетили Псковский кремль.

8)Отважный смотритель, рискуя жизнью,
бросился наперерез понёсшегося вскачь коня.

9)Без умных и добрых книг, которые мы
не прочитали в детстве, наш внутренний мир был бы неполным.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

эксп .. нат выб .. рать с .. рдитый прик .. сатьсл заг .. релый


9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

без .. дейный, по .. грал бе .. причинно, и .. жога пр .. крати, пр .. слонил

о.. ключи, пре .. сказал пр .. винтить (к стене), пр .. вёз


10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

расспраш .. вать ландыш .. вый устойч .. вый назойл .. вый улыбч .. вый


11 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

назнач .. шь разве .. шь ненавид .. вший встреч .. нный постро .. нный


12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Одна из интереснейших особенностей насекомых заключается в их (НЕ)ОБЫКНОВЕННОЙ способности чувствовать запахи.

Путники шли без привала весь день, (НЕ)ЧУВСТВУЯ усталости.

Вовсе (НЕЖИДАННОЕ и своеобразное решение И.П. Аргунов находит в «Портрете Толстой»: он вводит в парадный портрет бытовое действие.

Публицист заострил социальную проблематику очерка, указав на (НЕ)СПРАВЕДЛИВОСТЬ, а беззаконие существующего порядка.

Работы по газификации сёл всё ещё (НЕ)НАЧАЛИСЬ.


13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(НА)ПРОТЯЖЕНИИ многих веков из леса (В)ВИДЕ брёвен вывозятся лишь стволы деревьев, а пни остаются в земле.

Качество -- это понятие многогранное, а ТАКЕ) динамичное: (СО)ВРЕМЕНЕМ
тр
ебования к изделию меняются.

)ТАК, всё, что хранится в памяти компьютера, представлено (В)ВИДЕ чисел.
ЧТО(БЫ)
стать преподавателем Загребского политехнического института и проработать в нём (В)ПОСЛЕДСТВИИ несколько лет, профессор в совершенстве овладел хорватским языком.

КТО(ТО) из туристов идёт (ПО)ЭТОМ'У берегу реки, остальные ждут друзей
на
другом берегу.


14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В ра(1)их работах, созда(2)ых русским мастером, ещё чувствовалось посторо(3)ее
влияние, но его зрелые работы отличались уже абсолютной самостоятельностью.


15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

В неурожайный год можно пройти по тайге сотни километров и не услышать ни криков кедровки ни бормотания бурундуков.

В Приморье много закрытых бухт и красивых заливов.

А.Х. Востоков был избран действительным и почетным членом многих русских
и иностранных научных обществ.

Вдали морские волны казались то голубыми то зелёными то тёмно-синими.

На городских клумбах растут и традиционные анютины глазки и настурции.


16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Нарядных бабочек-крапивниц (1) легко порхающих (2) или греющихся на солнце (3) можно увидеть в природе (4) уже ранней весной.


17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

в Академии художеств В.И. Суриков учился (1) по его словам (2) «со страшной
жадностью к занятиям»
и при таком усердии (3) разумеется (4) окончил её с золотой медалью.


18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Для лечения самых разных болезней в медицине широко используется (1) пчелиный яд (2) потребность (3) в котором (4) постоянно растёт.


19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мальчик рос смышлёным и здоровым (1) и (2) когда он стал старше (3) отец
разрешил ем
у делить с рыбаками трудности (4) и опасности морского промысла.


Прочитайте текст и выполните задания 20–25.


(1)Писем от Марьяны, старой нашей няньки, ждать не приходилось. (2)Мы с отцом решили её проведать.

(3)Ухоженный дом престарелых для бывших партийных работников стоял в редком пригородном лесочке. (4)Марьяна вышла к нам из дома со своей обычной
радостной улыбкой до уш
ей. (5)Но только эта широкая улыбка да ещё медвежья
неуклюже
сть движений остались от совсем поседевшей няньки. (6)Да ещё, как прежде, она молола языком без перерыва.

(7)Оказалось, что здесь ей быстро наскучило сидеть сложа руки и она попросилась в помощники на кухню. (8бслуга давно догадалась, что ни к советским, ни к партийным работникам Марьяна не принадлежит, а относится к разряду законченных простофиль, и на кухню бесплатного работника приняли без всяких проволочен. (9)Няня была очень довольна своей карьерой.

(10)-И тут пригодилась! - хвасталась она, выставляя перед нами дрожащие руки. - (11)C утра вот этими руками мешок картошки перечищу ... (12)Палата у нас большая, что церковь, - продолжала она. - (13)На четверых. (14)Ho одна бабка померла, и теперь койка гуляет. (15)А нам и лучше, свободнее!..

(16)Вообще она бодрилась изо всех сил и явно старалась убедить нас, как ей хорошо, славно живется. (17)Но я слушал её, и сердце моё сжималось, а глаза
почему-то не хотели смотреть на Марьяну. (18)Чувствовалось: предложи мы ей
сейчас остав
ить этот замечательный приют с прекрасно налаженным бытом и поехать вместе с нами домой, она без раздумья пошла бы к машине.

(19)Уже когда мы прощались, обещая обязательно навестить её снова, Марьяна вспомнила ещё одно дело.

- (20)Пенсия моя пропадает! - сказала она отцу с непреходящей улыбкой. -
(21)Санитарки очки у бабок попрячут и деньги их прибирают. (22)А что
сделаешь? - спохватилась она, поняв, что бросает тень на репутацию своего
ве
ликолепного заведения. - (23)Они ж молодые, скорые. (24)Ты скажи, чтобы мою пенсию в банке складывали. (25)А когда меня закопают в землю, - тут она, как встарь, попытал ась лихо топнуть ногой, - отдай эти деньги меньшему. -
(26)Она имела в виду моего младшего брата.

(27)Отец, тоже, видимо, слегка расчувствовавшийся от встречи с Марьяной,
заговорил было, что она проживет ещё сто лет. (28)Но что-то новое и серьёзное
ск
ользнуло по лицу няни. (29она оборвала отца:

- Да нет ...

(30)В конце лета из дома престарелых позвонили и сообщили о смерти Марии
Ивановны Миколуцкой.

(31)Где её похоронили, неизвестно. (32)Ни один из нас не побывал на её могиле. (33нынче эту могилу уже не сыщешь. (34диноким старухам,
умираю
щим в домах престарелых, ни металлических крестов, ни каменных
надгроб
ий не полагается. (35остаётся им чаще всего деревянный колышек
с фанерно
й дощечкой, на которой небрежно написаны фамилия и даты рождения
и смерти
.

(36)Но через год-другой дождь и снег отнимают у фанерки чернильную надпись, колышек падает, могильный холмик оседает, и никаких следов того, что здесь лежат чьи-то кости, не остается, (37)Остаётся просто земля, из которой каждую весну дружно лезут куриная слепота, конский щавель, лопухи и одуванчики.

(38)Сейчас мне кажется, что так и должно быть. (39)Во что ещё могла
пр
евратиться наша няня, как не в простую землю, заросшую травой?

(40)Так я говорю себе и с подозрением прислушиваюсь к собственным словам:
н
е пытаюсь ли я успокоить свою совесть? (По Б.П. Екимову*)

Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) - русский прозаик и публицист.


20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Мария Ивановна Миколуцкая любила членов семьи, где когдао нянчила детей,
даже находясь в доме престарелых, старалась быть полезной своим подопечным.

2)Марьяна бесплатно работала в доме престарелых на кухне.

3)Няня персонажа-рассказчика в молодости была партийным работником, поэтому

появилась возможность устроить её в ухоженный дом престарелых.

4)Персонаж-рассказчик внутренне ощущал вину перед своей старой няней.

5)Известно место захоронения Марии Ивановны Миколуцкой.


21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 1 объясняет содержание предложения 2.

2) Предложения 4-5 включают описание.

3) Предложение 17 противопоставлено по содержанию предложению 18.

4) В предложениях 33-34 содержится повествование.

5) В предложениях 38-39 представлено рассуждение.


22. Из предложения 16 выпишите синонимы инонимическую пару).

23. Среди предложений 16-22 найдите такое, которое связано с предыдущим при
помощи союза и форм слова.
Напишите номер этого предложения.


24. «Создавая образ няни персонажа-рассказчика - простой русской женщины Марии Ивановны Миколуцкой, автор использует лексические средства выразительности: (А) ______ ("молола языком" в предложении 6, "сидеть сложа руки" в предложении 7) и (Б) _____ апример, "скорые" в предложении 23),
а также синтаксические средства: (В) _____ (предложения 5, 16, 28) и (Г) ________ (предложение 39)».


Список терминов:

  1. метафора

  2. фразеологизмы

  3. литота

  4. цитирование

  5. противопоставление

  6. риторический вопрос

  7. парцелляция

  8. ряды однородных членов предложения

  9. разговорные слова


25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.


























Ц-2016 Вариант 12


Прочитайте текст и выполните задания 1–3.


(1)Организм становится невосприимчивым к инфекции вследствие
иммунизации, также известной как вакцинация. (2)Ц елью вакцинации. является
п
редотвращение отдельных инфекций за счёт искусственно вызываемого
формирования антител отив конкретной болезни. (3овременной медициной
созданы вакцины от самых оnасных болезней, < ... > привело к существенному
сни
жению смертности населения нашей nланеты.


1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Чтобы существенно снизить смертность населения нашей страны от различных
ин
фекций, современная медицина должна работать над созданием вакцин от самых
оп
асных болезней.

2) Вакцинация – это устойчивая не восприимчивость организма человека к инфекции после соприкосновения с ней или же вследствие иммунизации.

3) Вакцинация делает организм человека невосприимчивым к отдельной инфекции
вследствие формирования антител, что существенно снижает смертность населения.

4) Организм может стать невосприимчивым к инфекции за счёт искусственно
вызываемого формирования антител против конкретной болезни или в результате
болезни.

5) Одной из причин снижения смертности населения является вакцинация, которая
благодаря формированию антител делает человека устойчивым к отдельным
инф
екциям.


2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

поэтому что которое так как однако


3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИВЕСТИ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРИВЕСТИ, -еду, -едёшь; -ёл, -ела; сов.

1)Ведя, помочь дойти, довести. П. ребенка домой.

2)Послужить путём В определённом направлении. Дорога привела к дому. Лестница
привела на чердак.

3)перен. Довести до какого-н. результата. Новые факты привели н: важному открытию. Мужество nриведёт к победе.

4)Сделать, произвести что-н. (то, что названо существительным). П. в действие.

П. приговор в исполнение. П. в порядок. П. в хорошее настроение. П. в отчаяние.

5)Огласить, напомнить. П, важное соображение. П. цитату. П. пример.


4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

откУпорил Оптовый крАны поднЯв укрепИт


5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Зрители испытывали ДВОЙСТВЕННЫЕ чувства от циркового представления.
Русская классическая литература является ПРИ3НАННЫМ достоянием мировой
культуры.

Все считали его самым УДАЧЛИВЫМ спортсменом, которому удавалось выигрывать в самых тяжелых соревнованиях.

Ребёнок оказался слишком ДОВЕРЧИВЫМ в отношениях со сверстниками.
Поначалу он очень боялся при ребятах ОДЕВАТЬ очки, потому что ожидал от них только издёвок.


6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

нужны ШОФЁРЫ шире ПЛЕЧ в ТРЁХСТА книгах

ПОЕ3ЖАЙ в город ОБА супруга


7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

В) неправильное построение
предложения с косвенной речью

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) М. Горький писал об А.С. Пушкине, что как он «украсил народную песню и сказку блеском своего таланта!»

2)Создавая веб-сайт, это кажется многим
сложным.

3)В усадьбе, которая до революции
принадлежала сначала Ивану Тургеневу,
а потом старинному роду Боткиных, состоялась встреча потомков прежних
хозя
ев дома.

4)Египетский мост в Санктетербурге
извес
тен благодаря не столько установлен-ным на нём сфинксам, но и мистической истории, произошедшей в 1905 году.

5)Отдавая заказы западным
самолётостроительным компаниям,
р
уководители отрасли наносят серьезный
урон эк
ономике России.

6)Администрация школы, прежде всего' директор и завуч, особое внимание уделяли повышению профессионального мастерства педагогов.

7)Моцарт, работавший в различных областях музыкального искусства, особое внимание уделял опере.

8)И сейчас метеорологи в своих предсказаниях погоды опираются на некоторые народные приметы, дающих довольно точный прогноз.

9)Смысл, который люди вкладывают в различные понятия, меняется с изменением человека и общества.


8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

отв .. рить (картофель) прибл .. жаться изд .. лека

г .. рмоничный предпол .. гать


9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

.. гибаться, и .. брать пр .. вратить, пр .. пев п .. правка, з .. бросить

об .. ятия, ад .. ютант от .. рвать, р .. спилить


10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

подчёрк .. вать догадл .. вость недоум .. вать кресл .. це улыбч .. вый


11 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

произнос .. шь (вулкан) дремл .. т свер .. вший

вид .. мый (издалека) замет .. вший


12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Ещё (НЕ)РАСПУСТИВШИЕСЯ цветки роз привлек али внимание посетителей
ботанического сада.

Обратиться было (НЕ))КОМУ для того, чтобы узнать время работы банка.
Вла
сть, (НЕ)НАВИДЯЩАЯ народ, обречена на гибель.

Никем (НЕ)ОПУБЛИКОВАННЫЕ рукописи бережно хранились их автором.

В полном одиночестве он простоял с минуту, (НЕ)РЕШАЯСЬ двинуться дальше


13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Можно строить дома (ПО)ВСЮДУ, но (ПРИ)ТОМ условии, что будет обеспечена
безопасность людей.

Учитель (ВО)ВРЕМЯ спора молчал и только один раз (В)(ПОЛ)ГОЛОСА что-то
произнёс
.

(С)НАЧАЛА может показаться, что (В)СЛЕДСТВИЕ временного поражения
противника победа уже неизбежна.

Сила человека всё ТАК(ЖЕ) велика, (ПО)ЭТОМУ о будущем обязательно надо
думать.

(ПО)ТОМУ, (НА)СКОЛЬКО в стране налажено библиотечное дело, можно судить
об уровне общей культуры.


14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

3вёзды были рассыпа(1)ы по невида(2)о красивому небу, как драгоце(3)ые камни из серебря(4)ого ларца.


15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Вдалеке виднелась небольшая деревушка из шести или семи дворов.

2) Утром за окном ярко светило солнце и щебетали птицы.

3) По дороге на турбазу мы увидели и следы зайца и огни человеческого жилья
невдалеке
.

4) В горячем свете весело и сухо блестит листвой под окнами сирень.

5) Гул битвы то затихал то продолжал бушевать с новой силой.


16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Тёмно-синие вершины гор (1) изрытые морщинами (2) и (3) покрытые слоями снега (4) рисовались на бледном небосклоне.


17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Раскаяние (1) можно сказать (2) ушло из нравственного мира многих современных людей. Однако (3) как же человек (4) может быть (5) человеком, если живёт без раскаяния?


18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Опустевший дом (1) на всех предметах (2) которого (3) лежал отпечаток духа
и характер
а хозяина (4) пробудил в Татьяне особые чувства.


19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пушкинский Онегин является в романе человеком (1) которого убили воспитание и светская жизнь (2) которому всё пригляделось, всё приелось, всё прилюбилось (3) и (4) вся жизнь которого состояла в том (5) «что он равно зевал средь модных и старинных зал».


Прочитайте текст и выполните задания 20–25.


(1)Ha севере вятской земли, в селе Пестове, был случай, о котором, может быть,
и поздно, но хочется рассказать.

(2)Когда началась так называемая кампания по сносу деревень, в деревне,
километрах в двенадцати от Пестова, жил хозяин. (3)Он жил бобылём. (4)Похоронив
ж
ену, больше не женился, тайком от всех ходил на кладбище, сидел подолгу
у мо
гилки жены, клал на холмик полевые и лесные цветы. (б)Дети у них были
хор
ошие, работящие, жили своими домами, жили крепко (сейчас, конечно, все
ра
зорены), старика навещали постоянно. (6)Однажды объявили ему, что его деревня
попал
а в число неперспективных, что ему дают квартиру в центральной усадьбе,
а
деревню эту снесут, расширят пахотные земли. (7)Что такой процесс идёт по всей
Рос
сии. (8)«Подумай, - говорили сыновья, - нельзя же к каждой деревне вести
дорогу
, тянуть свет, подумай по-государственному».

(9ыновья были молоды, их легко было обмануть. (10тарик же сердцем
п
онимал: идёт нашествие на Россию. (11)Kaкoe там расширение пахотной площади!
(12)Болтовня! (13)Гнать трактора с центральной усадьбы за десять-пятнадцать
километров - это разумно? (14)A выпасы? (15)Ведь около центральной усадьбы всё
будет вы
топтано за одно лето. (16главное - личные хозяйства. (17)Ведь они уже
б
удут - и стали - не при домах, а поодаль. (18)Придёшь с работы измученный,
и надо ещё тащиться на участок, полоть и поливать. (19)А покосы? (20)А живность?

(21)Ничего не сказал старик. (22)Оставшись один, вышел во двор. (23)Почти всё,
ЧТО было во дворе, хлевах, сарае, - всё должно было погибнуть. (24)Старик глядел
н
а инструменты и чувствовал, что предаёт их. (2б)Он затопил баню, старая треснутая
пе
чь дымила, ело глаза, и старик думал, что плачет от дыма. (26)3аплаканным
и
перемазанным сажей он пошёл на кладбище.

(27)Назавтра он объявил сыновьям, что никуда не поедет. (28)Они говорили:
«
Ты хоть съезди посмотри квартиру. Ведь отопление, ведь электричество, ведь
в
одопровод!» (29)Старик отказался наотрез.

(30ак он и зимовал. (31)Весной вышел окончательный приказ. (32)Сверху
д
авили: облегчить жизнь жителям неперспективных деревень, расширить пахотные
. угодья. (33)Коснулось и старика. (34)Уже не только сыновья, но и начальство
п
риезжало его уговаривать.

(3б)И ещё раз приехал начальник. (36)Увещевал:

- Ты сознательный человек, подумай. (37)Ты тормозишь прогресс. (38)Твоей
деревни уже нет ни на каких картах. (39олитика такая, чтоб Нечерноземье
по
днять.

(40о сыновьям, видно, крепко приказали что-то решать с отцом. (41)Они
пр
иехали на тракторе с прицепом, стали молча выносить и грузить вещи старика: постель, посуду, настенное зеркало. (42тарик молчал. (43)Они подошли к нему и объявили, что, если он не поедет, его увезут насильно. (44)Он не поверил, стал вырываться. ()Про себя он решил, что будет жить в лесу, выкопает землянку. (46)Сыновья связали отца: «Прости, отец» - посадили в тракторную тележку и повезли. (4 7)Старик мотал головой и скрипел зубами. (48)Пёсик бежал за трактором, а кот на полдороге вырвался из рук одного из сыновей и убежал обратно в деревню.

(49)Больше старик не сказал никому ни слова.

(По В. Н. Крупину*)

* Владимир Николаевич Круnин (род. в 1941 г.) - русский писатель.


20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Дети редко встречались с отцом.

2) Герою рассказа предлагали переселиться из деревенского дома в квартиру
в центральной усадьбе.

3) Старик отказывался покидать родную землю и был готов жить в лесу.

4) Сыновья по собственному желанию организовали отцу переезд из старого дома
в новый.

5) За счёт сноса деревни власти хотели расширить пахотные земли.


21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 4 перечислены последовательные действия.

2) В предложении 8 представлено описание.

3) В предложениях 10-20 представлено рассуждение.

4) В предложениях 33-36 содержится описание.

5) Предложение 40 объясняет содержание предложения 41.


22. Из предложения 5 выпишите контекстные синонимы.


23. Среди предложений 21-26 найдите такое, которое связано при помощи форм слова. Напишите номер этого предложения.


24. «История российской деревни полна трагических потрясений. Об одном из таких событий ведёт взволнованное повествование автор текста. В. Н. Крупин пишет о "наболевшем" ярко и эмоционально, при этом используя разнообразные
изобраз
ительно-выразительные языковые средства, среди которых тропы,
напр
имер (А) _____ ("ело глаза" в предложении 25, "сверху давили"
в пре
дложении 32), и лексическое средство (Б) ______ ("болтовня"
в предло
жении 12, "поодаль" в предложении 17, "наотрез" в предложении 29).

Синтаксические средства - (В) _______ (например, предложения 18, 23) и (Г) ________ (предложения 19, 20) подчеркивают динамичность

и напряжённость в развитии сюжета».


Список терминов:

  1. градация

  2. аллегория

  3. метафора

  1. ряды однородных членов предложения

  1. разговорные и просторечные слова

  1. восклицательные предложения

  1. эпитет

  1. вопросительные предложения

  1. книжная лексика



25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.