Конспект урока по русскому языку на тему Правописание суффиксов -к-, -ск- в именах прилагательных (6 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Конспект урока.

Тема урока: Правописание суффиксов – к- и – ск- в именах прилагательных.

Тип урока: ОНЗ

  • Цели: Показать учащимся условия написания суффиксов –к-, и –с- ;

  • Развивать навыки разбора слова по составу, навыки самостоятельной работы;

  • Воспитывать уважительное отношение к друг другу;

  • Научить строить связный текст, используя набор слов.

Ход урока

  1. Орг. момент.

(приветствие)

  1. Актуализация полученных знаний.

1. Выборочный диктант.

Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безного стола, и потерев так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу.

«Как бы мне ее назвать? – раздумывал Карло.- Назову-ка я ее Буратино. Это имя принесет мне счастье. Я знал одно семейство - всех их звали Буратино: отец Буратино, мать –Буратино, дети – тоже Буратино… Все они жили весело и беспечно…»

Первым делом он вырезал на полене волосы, потом – лоб, потом глаза…

Вдруг глаза сами раскрылись и уставились на него…

Карло и виду не подал, что испугался, только ласково спросил : «Деревянные глазки, почему вы так странно смотрите на меня?»

Но кукла молчала, - должно быть, потому, что у нее еще не было рта. Карло выстругал щеки, потом выстругал нос – обыкновенный…

Вдруг нос сам начал вытягиваться, расти, и получился такой длинный острый нос, что Карло даже крякнул:

- Нехорошо, длинен…

И начал срезать у носа кончик. Не тут –то было!

Нос вертелся, вывертывался, так и остался – длинным – длинным, любопытным, острым носом.

Задания:

1.Выписать прилагательные с Н и НН (единственный, деревянные обыкновенный, длинный, длинен, длинным-длинным, любопытным)

2.Сделать синтаксический разбор выделенного предложения. (проверка слайд)

- Ребята, на какое правило выписали прилагательные? ( правописание н и нн)

- Давайте вспомним, когда пишется Н, когда НН? (составление кластера)

(выставляют карточки с суффиксами ин, ан, ян, исключения оловянный, деревянный, стеклянный; основа на Н от существит., суффиксы –онн, -енн, раненый, ветреный)

-молодцы!

2.Изучение нового материала.

Ребята, мы прослушали отрывок из сказочной повести знаменитого русского писателя Алексея Николаевича Толстого. Посмотрите на слайд. «Приключения Буратино» считается творческой переработкой сказки итальянского писателя Карло Коллоди (слайд)

- Давайте сравним прилагательные русский и итальянский. Разберите по составу и найдите общее.

1) Создание проблемной ситуации через побуждающий диалог.

Задание.

- Запишите словосочетания, заменяя одно из существительных прилагательным:

коллекция любителя, судно для ловли рыбы, станок для ткачества, дача соседа, язык немцев.

-Выделите суффиксы.

- Посмотрим, как выполнили задание. (проверка слайд)

- Какие суффиксы использовались для образования имён прилагательных? (- К- и -СК-)

2) Выход к учебной проблеме.

- Итак, что же получилось? выполнили вы его как?

- Сформулируйте, исходя из записанных примеров, тему сегодняшнего урока. ( Суффиксы прилагательных. К и СК)

-Запишем тему урока. Как вы думаете, какова цель нашего урока? Что мы должны узнать и чему научиться?

- Узнать, условия выбора суффиксов -К- и -СК-. 
- Научиться правильно писать прилагательные с суффиксами -К- и -СК-.

3. Введение нового материала.

(Решение учебной проблемы – поиск решения.)

Учащимся раздаётся материал для наблюдения:

  1. бедняк – бедняцкий 1француз – французский

  2. молодец – молодецкий 2 море – морской

  3. ткач – ткацкий 3 дети – детский

  4. кузнец – кузнецкий

  5. рыбак – рыбацкий

(Знание открывается с помощью побуждающего диалога.)

- Посмотрите на 2 столбика слов. В первом слова с суф-сом -К-, во втором - -ск-. Они помогут вам открыть самостоятельно правило.

-Итак, что заметили? Есть идеи о правописании суфф. –ов?

- На какие (материал левой колонки под цифрой 1-3) согласные оканчиваются основы существительных, от которых образуются прилагательные с суфф. -К-?
- Что происходит с конечным согласным основ существительных в процессе этого образования?

- Сделайте вывод, когда пишется суфф. -К-.

- Что вы можете сказать о написании суфф. -К- в материале под цифрой 4? Какое есть морфологическое условие?

- При каких условиях употребляется суфф. -СК-?

- Сформулируйте вывод о написании суфф. -К- и -СК-.)

4. Воспроизведение.

- Сравните свой вывод с правилом в учебнике. Всё верно? (открытие нового знания.)

- О чем мы с вами не сказали?

- О прилагательных, имеющих краткую форму.

- Что добавим к нашему выводу?

- В прилагательных, имеющих краткую форму, пишется суффикс -К-.

- По какому опознавательному признаку можно найти изучаемую орфограмму-согласную?

Физкульминутка

5. Закрепление.

1)- А теперь будем выполнять упр. по учебнику . Работу делаете индивидуально.

2) Выписать прилагательные с суффиксами К и СК

В пустом доме непременно был слышен резкий сигнал. Во внутреннем кармане моего пиджака двумя английскими булавками были прочно заколоты три рубля шестьдесят копеек. Я увидел на фотографии бравого морского офицера в царской форме. Узкий ледяной луч прожектора иногда скользил по звездам. (взаимопроверка слайд)

- Оцените себя на листах достижений. (выбрали все прил 4б. 3б.2б нет прил 0 б)

3) самостоятельная работа

Слайд.

Списать словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Немец.ий язык, астрахан..кая сельдь, город..кой пейзаж, москов..ое время, рязан..ое шоссе, узбек..ий плов, ткац.ий станок, низ.ий потолок, уз.ая тропинка, кон..ая упряжь, рез.ий ветер, богатыр..ая сила, монастыр..ая трапеза, близ.ий друг, туль..ий пряник. (взаимопроверка. Оценивание достижений все правильно 5 б., 2- 4б, 3- 3б. и т.д)

6.Рефлексия.

«Выбери верное утверждение»

  1. я сам не смог справиться с затруднением

  2. у меня не было затруднений

  3. я только слушал предложения других

  4. я выдвигал идеи

-Выберите подходящее вам утверждение.