Урок по русскому языку на тему Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное».

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок по русскому языку 5 класс.

Тема. Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя существительное».

Цель. Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания о существительном как части речи. Развивать языковое чутье, внимание и интерес к слову, устную и письменную речь. Побуждать интерес к предмету.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы; иллюстрации островов; опорные таблицы для рефлексии.

Ход урока.

I Орг. момент.

Доброе утро, ребята. Сегодня мне понадобится максимальная ваша собранность и знания.

II Постановка темы и цели урока.

Так как мы простимся со страной «Имя существительное», посетив все ее «островки».

Надеюсь, что все из вас окажутся знатоками этой чудесной страны.

III Актуализация опорных знаний.

1 островок. Здесь для вас приготовлены вопросы.

Что такое существительное?

На какие вопросы отвечает?

Что конкретно могут обозначать существительные?

Признаки существительных?

Синтаксическая роль?

IV Практическая работа.

2 островок.

Работа со скороговоркой. Прием «эхо». Каждый следующий ученик читает слово тише предыдущего.

Подарили Валеньке варежки и валенки.

-найдите сущ. Поставьте к ним вопросы. Почему к одним сущ. мы ставим вопрос кто, а к другим что? Почему слово Варенька написано с большой буквы?

3 островок .

Индивидуальная работа у доски. Дети определяют род сущ.

Рояль, простыня, картофель, фамилия, сирота, молодежь, лиса, тюль, шампунь, умница, мышь, плакса, бродяга.

4 островок.

Работа с сигнальными карточками. Ь – Ъ

Кирпич, речь, съежился, барьер, подъезд, ружье, подъем, льется, обезьяна, объяснить, серьезно, пахуч, объявление, молодежь.



5 островок.

Индивидуальные карточки. Вставьте пропущенные буквы.

Стр.на, ж.лезо, в.юга, к.ртина, бел.чка, щ.нок, скат.рть, м.л.ко.

Д.брота, м.роз, праз.ник, скв.рец, оз.ро, ябл.ко, п.ченье.

6 островок.

Выполните синтаксический разбор предложения. Чем яв-ся существительное в предложении.

В саду крапива занимала целый угол цветника.

V Физминутка

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.


VI Самостоятельная работа

7 островок.

Определите род, число, падеж склонение существительных.

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, хмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

Берегись, мышиный род!

На охоту вышел . . . ?

VII Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше прощание со страной «Имя существительное».

- понравилось ли вам оно?

-какое из заданий было самым сложным для вас? А легким?

-оцените свою работу на уроке.

VIII Д/З

Выполнение упражнения по учебнику.