КОСы по русскому языку для Автомехаников

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



М [pic] инистерство образования Нижегородской области


ГБОУ СПО«Борский Губернский колледж»




УтверждАЮ

Зам. директора по НПО

___________ Т.С.Филонова

«____»___________2015 г.



Комплект контрольно-оценочных средств

по учебной дисциплине

ОДБ.01 Русский язык


по специальностям 38.02.01 (080114) Экономика и бухучёт по отраслям,

23.02.06 (190631) Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта














Городской округ город Бор

2015

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям 23.02.06 (190631) Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта и 38.02.01 (080114) Экономика и бухучёт по отраслям Программы учебной дисциплины ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК.







Разработчик(и):


ГБОУ СПО «БГК»

_________________ преподаватель Маслова Н. П.

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

















СОДЕРЖАНИЕ


Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств ………………….……. 4

1.1.Область применения ………………………………………………………... 4

1.2.Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке ….... 5

1.3.Система контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины....................................................................................................... 6

1.3.1. Организация контроля освоения программы учебной дисциплины ... .6

1.3.2. Система контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины ………………………………………………………………………………………6

Комплект материалов для оценки сформированности умений и знаний.........8

2.1. Пакет для экзаменующихся ………………………………………………... 8

2.2. Пакет для экзаменатора …………………………………………………....38

3. Литература ……………………………………………..…………………….41






















Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

1.1. Область применения

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины «Русский язык»основной профессиональной образовательной по прорфессиирограммы по профессии

08.01.07 Мастер общестроительных работ.

В результате освоения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:


  1. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  2. анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  3. проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;


аудирование и чтение

  1. использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  2. извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;


говорение и письмо

  1. создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  2. применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  3. соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  4. соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  5. использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  2. развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  3. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  4. совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  5. самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  1. связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  2. смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  3. основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  4. орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общества


ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОК 11. Обеспечивать соблюдение правил охраны труда, промышленной и экологической безопасности.



1.2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

Комплекс контрольно-оценочных средств позволяет оценивать освоение умений и усвоение знаний:

1) уметь проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;




Лингвистический анализ текста.

2) уметь соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;



Диктант

3) уметь создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;



Изложение.

1) знать основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;


Устный ответ.

2) знать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общества


Диктант



1.3. Система контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины

Система контроля и оценки освоения учебной дисциплины «Русский язык» соответствует положению о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации в ГБОУ СПО БГК и рабочим учебным планам.

1.3.1. Организация контроля освоения программы учебной дисциплины

Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация по дисциплине проводится с целью определения степени соответствия уровня освоения образовательных результатов требованием работодателей, предъявляемых к специалисту.

Текущий контроль успеваемости обучающихся – это систематическая проверка усвоения образовательных результатов, проводимая преподавателем на текущих занятиях согласно расписанию учебных занятий в соответствии с ОПОП по специальности.

Промежуточная аттестация обучающихся – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися содержания части учебной дисциплины в рамках накопительной системы оценивания.

Итоговый контроль освоения дисциплины проводится в форме экзамена, который преследует цель оценить освоение образовательных результатов по дисциплине. Условиями допуска к экзамену являются положительные результаты промежуточных аттестаций .

Комплект материалов для оценки сформированности умений и знаний представлен в виде экзаменационной работы . Работа состоит из двух частей.



1.3.2. Система контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины «Русский язык»

Часть А экзаменационной работы позволяет оценить усвоенные знания. Часть В экзаменационной работы позволяет оценить усвоенные умения.

Оценка освоенных знаний осуществляется с помощью письменного ответа на теоретический вопрос экзамена.

Оценка освоенных умений осуществляется с помощью практического задания (В1).

Условием положительной аттестации дисциплины является положительная оценка освоения всех умений и знаний по всем контролируемым показателям.



2.1. Пакет для экзаменующихся


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № 1

количество вариантов 3


Оцениваемые компетенции: З 1-4, У 1-5, ОК 1,5,6,8.

Условия выполнения задания: Задания предназначены для выполнения в аудитории ГБОУ СПО «БГК»; форма аттестации - тестовые задания в 2 частях

(А-В), используемое оборудование - листок бумаги, ручка, тестовые задания.


Часть А.




А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. упрочЕние

  2. созвОнится

  3. крЕпится

  4. переслАла



А2. В каком предложении вместо слова АДРЕСАТ нужно употребить АДРЕСАНТ ?

  1. Получателем, АДРЕСАНТОМ, это письма была администрация Президента России.

  2. АДРЕСАТ, то есть в данном случае отправитель ценной бандероли, так и не указал свой почтовый индекс.

  3. АДРЕСАТ предъявил претензию к почтовому отделению в связи с неполучением важного письма.

  4. Письмо было доставлено АДРЕСАТУ через 14 дней, хотя он находился рядом в соседней области .

А3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.


  1. вылаживать книги

  2. Наивысшее достижение

  3. В две тысячи пятом году

  4. Килограмм бананов


А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Изучая русский язык,



  1. Шла подготовка к экзамену.

  2. У меня не было времени открыть учебник.

  3. Чаще обращайтесь к лингвистическим словарям.

  4. Получаются хорошие результаты.


А5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1)Те, кто воспользовался услугами такси, добрались до места вовремя.

2)Благодаря оперативных действий полицейских подозреваемый был задержан в считанные часы.

3)Допрошенный в качестве свидетеля, он подробно рассказал об обстоятельствах дела.

4)Хотелось бы рассказать собравшимся о том, что волнуется людей сегодня.

Прочитайте текст и выполните задания А6-А11.

(1)…(2)Когда вовремя экспериментов исследователи и Воронежа наносили на резонатор – тонкую кварцевую пластину различные вещества, то именно вытяжка из вешенок повела себя удивительным образом .(3) Она захватывала малейшие примеси фенола и заставляла пластину колебаться с определённой частотой.(4) Причём никакие вещества не могли «обмануть» грибы: они видели только эту очень токсичную кислоту, не замечая других соединений. (5) Зачем в ходе эволюции вешенки приобрели это свойство, учёные пока не знаю(6)…их уникальные способности планируют использовать в мониторинге окружающей среды.


А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1)в этом тексте ?

1)Фенол-это органическое соединение, представляющее собой производное бензола.

2)Любые грибы могут выступать в качестве сенсоров для определения фенола в воздухе.

3)Воронежские учёные поставили перед собой цель исследовать целебные возможности разных грибов.

4)Идея использовать грибы вешенки для определения фенола в воздухе возникла случайно



А7. Какой из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом (6) предложении?



1)Видимо,

2)Поэтому

3)Несмотря на это,

4)Лишь



А8. Какие слова (сочетания слов) являются грамматической основой в четвёртом (4) предложении текста или в одной из частей этого предложения?

1)вещества не могли

2) вещества не могли «обмануть»

3) вещества не могли «обмануть» грибы

4) не могли «обмануть»





А9. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

1)сложносочинённое

2)сложноподчинённое

3)сложное с бессоюзной и сочинительной связью между частями

4)сложное бессоюзное



А10 Укажите предложение, в котором есть прилагательное в форме превосходной степени.

1)3 3)2

2)5 4)4



А11.Укажите значение слова ЗАХВАТЫВАЛА в преложении 3.

1)брать с собой

2)увлекать

3)забирать

4)завоёвывать



А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Художестве(1)ое произведение было созда(2)о за оди(3)адцать месяцев и впоследствии переде(4)о на многие языки мира.

  1. 1.3

  2. 2.4

  3. 1.3.4

  4. 1.2.3.4

А13. В каком ряду во всех пропущена безударная проверяемая гласная корня ?

1)захв...тить, вы..снить,расск..зать

2)проп..лоть, прик..сновение, з..ботливо

4)прит..рмозить, прид..рается, стеклоп..кет


А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. Д..строить, н..верняка, под..йти

  2. про..грал, вз..скало, сверх..интересный

  3. Пр..хлопывая, пр..бежище, пр..брежный

  4. пере..дал, и..следование, чре..мерный



А15. В каком ряду в обоих на месте пропуска пишется буква Е?

  1. зарегистриру..шь, увенч..нный

  2. увид..шь, независ..мый

  3. побре..шь, контуж..нный

  4. ненавид..шь, застраива..мы


А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?


А.помах..вать

Б.въедл..вый

В.ливн..вый

Г.застр..вать

1)А,Б,В,Г

2)А,Б,В

3)А,В,Г

4)А,Б


А17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

  1. Злостное(не)исполнение законов влечёт серьёзную ответственность.

  2. Работы по газификации сёл и деревень района так и (не)начаты.

  3. Только в отдельные дни (не)настная погода сменялась погожими деньками.

  4. Дома соседей располагались на (не)большом расстоянии друг от друга.




А18.В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

  1. Не для ТОГО(ЖЕ) пахал он и сеял, ЧТО(БЫ) нас ветер осенний развеял.

  2. Мои спутники ТО(ЖЕ)осматривали берег, но имели (В)ВИДУ совсем другое .

  3. (ЗА)ТЕМ, что происходило во дворе дома,(В)ТЕЧЕНИЕ целого часа наблюдали и местные жители, и квартиранты.

  4. КТО(ТО) из туристов медленно идёт(ПО)ЭТОМУ берегу реки, а остальные ждут своей очереди.


А19. Укажите правильно объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Воздух дышит осенним ароматом ( ) и вся природа оживляется.

  1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

  3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И не нужна запятая.

  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.



А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Сад(1) всё больше редея (2) спускался (3) креке (4) поросшей зелёным камышом и ивняком.

  1. 1.2 3) 1.2.4

  2. З.4 4) 1.2.3.4



А21. У какой варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в преложениях должны стоять запятые?

Задание (1) должно быть (2) быть торопился закончить свою выстраданную работу в срок.

  1. 3.4 3)1.3

  2. 1.2.3.4 4)1.2



А22. Укажите предложение, в котором нужно одну запятую.

(Знаки препинания не поставлены.)

  1. Лермонтов создал непревзойдённые произведения как а стихах так и в прозе.

  2. Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.

  3. Лодка качнулась поднялась исчезла в тумане.

  4. Выйдешь на палубу взглянешь ослепнешь на минуту от нестерпимого блеска моря и неба.

А23. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

Все утомились за день до изнеможения: и строители дороги, и связисты, и шофёры большегрузных машин.

1)Вторая часть, бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержания первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержания второй части.

4) Обобщающее слово находится перед однородным членами предложения.

А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должно стоять запятые?

Правитель (1) перед памятью (2) которого раньше склоняли головы и стар и млад (3) вдруг был вычеркнут (4) из официальной истории страны.

  1. 1.4 3) 1.3

  2. 1 4) 2.4

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Когда проходишь мимо крестьянских лесов(1) которые были спасены от порубки (2) или когда слышишь (3) как шумит молодой лес (4)сознаёшь (5) что климат немножко и в твоей власти.

  1. 1.2.3.5

  2. 1.2.5

  3. 1.2.3.4

  4. 1.2.3.4.5

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

  1. Около дома был небольшой сад, часть которого занимали молодые кусты чёрной смородины.

  2. Для привала туристы выбрали развесистый дуб, который защищал их от палящего солнце.

  3. Впереди расстилалась болотистая равнина, которая сплошь была покрыта тёмно-жёлтой травой.

  4. Кругом в лесу и на поляне стояла мёртвая тишина, которую нарушает унылое жужжание комаров.

А27. Прочитайте текст.

Самым звёздным местом на нашей планете является район Кокуимбо в центральной части Чили. Здесь целых 300 дней в году можно любоваться крупными и яркими звёздами. От неземной красоты может захватить дух не только у астрономов. Здесь все желающие при помощи настоящего профессионального оборудования смогут наблюдать за звёздами и планетами при гарантированной хорошей погоде и видимости. Правда, цену за тур в Кокуимбо надо тоже признать заоблачной, астрономической. Для туриста из Европы она составляет не менее 4130 евро с человека.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащая в тексте?

  1. Самым звёздным и безоблачным местом на планете по праву считается центральный рай Чили Кокуимбо, куда может приехать любой желающий.

  2. Чтобы полюбоваться при безоблачном небе самым звёздным местом на планете, расположенным в центральном районе Чили, европейцу придётся выложить не менее 4130 евро с человека.

  3. 300 дней в году в Чили, в районе Кокуимбо, заплатив немалые деньги, можно у видеть во всей красе звёздное безоблачное небо.

  4. Приехав в Чили (район Кокуимбо). Любой желающий, заплатив круглую сумму, может с помощью профессионального оборудования наблюдать за звёздами и планетами при гарантированном безоблачном небе.


Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8;С1.

(1)Недавно в статье видного лингвиста Н. Вашкевича я обнаружил предельно ясно и точно определение термина «информация». (2)Оказывается, он происходит не от латинского «знания», как принято считать, а от арабского «различие»!(3)И сразу вспомнился мне эпизод полувековой давности…

(4)Я заканчивал десятилетку весной 1953 года, как раз тогда, когда умер Сталин. (5)Его преемник Г.М Маленков выступил на каком-то важном собрании с программной речью, в которой в числе прочего была дана важная для всей партийной идеологической работы установки-определение «типического».(6) Эта формулировка, сразу же провозглашённая «классической», гласила: «Типическое не то, что массово, а то что с наибольшей полнотой выражает сущность данной социальной силы»(7)Всех старшеклассников тогда задолбали «классическим определением типического по Маленкову», мы конечно, знали его назубок.

(8)А в нашем классе перед самым окончанием школы случился род загадочного поветрия, возникшего в связи со странной особенностью нашего учителя физики.(9)Задавая уроки на дом, он всегда почему-то произносил фразу: «Задачки будут разные: одна на сообразительность и две на подстановочку»…(10)это слово «разные» подхватил кто-то из наших ребят, который стал каждый раз переспрашивать: «Евгений Евгеньевич! А задачки-то будут разные?». (11) «Разные»,- простодушно подтверждал Евгений Евгеньевич и недоумевал, почему при этих словах весь класс покатывается со смеху.(12) Потом и другие учителя столкнулись с загадочным феноменом: 10 «Б» начинает хохотать, как только услышит на уроке слово «разное». (13) На какое-то время это слово стало своеобразным паролем класса, его тайной, в которую не был посвящён никто, кроме нас.

(14)на экзамене по литературе мы сидели на задней паре с Юрой Карпухиным, ожидая своей очереди тянуть билет.(15)Юра был плотный, молчаливый, физически очень крепкий парень с задумчивым взглядом и изредка пробегавшей по лицу глумливой ухмылкой.

(16)Учился средне, в спорах и разговорах не участвовал, но считался анархистом на том основании, что на обложке его табеля аккуратным почерком были выведены три фразы: «Анархия-мать порядка», «Анархия- нет слаще слова, нет чище мысли» и почему-то «Лапа класса лежит на хищнике-Лубянская лапа ЧеКа»…

(17)Слушая, как экзаменационная комиссия допекает наших однокашников «классическим определением типического по Маленкову», Карпухин, вдруг наклонившись ко мне, сдерживаемым баском спросил меня:

(18)- А мог бы ты, Гера, дать классическое определение разного?

(19)Я, конечно, не мог.(20)И тут Юра произнёс чуканную фразу:

(21)- Разное – это то, что с наибольшей полнотой характеризует данный объект!

(22)Меня тогда поразила эта запомнившаяся мне на всю жизнь формулировка.(23)Я всегда чувствовал в ней какую-то не осознаваемую мной глубину!(24) И только сейчас, читая Вашкеича, я понял: в 1953 году десятиклассник Юрий Карпухин дал классическое определение ничему другому, как информации- различий, наиболее полно характеризующих данный объект!

(25)Я не знаю, в какой институт поступил Карпухин и кум по специальности он стал.(26) Я не знаю, где он сейчас.(27) Но я до сих пор не перестаю дивиться необыкновенным способностям Юрия и многих других моих одноклассников – выпускников обычной класса обычной московской средне школы.

А28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

  1. Это Г.М. Маленков в 1953 году дал официальное, «классическое», определение типического.

  2. Юрий Карпухин и был обычным выпускником обычной московской школы пятидесятых годов ХХ века.

  3. Для многих учителей было загадкой, почему 10 Б класс бурно реагирует при упоминании слова «разное».

  4. Лингвист Н. Вашкевич дал наиболее точную и яркую этимологию термина «информация».


А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

  1. В предложении 15 представлено описание человека.

  2. Предложение 21 содержит ответ на вопрос, поставленный в предложении 18.

  3. В предложениях 23-24 представлено повествование с элементами рассуждения.

  4. В предложениях 25-27 представлено рассуждение с элементами описания.


А30. В каком предложении содержатся синонимы?

  1. 2 3) 14

  2. 13 4) 27

Часть В


Ответы к заданиями В1-В3 запишите словами.

В1. Укажите способ слова ЗАКАНЧИВАТЬ (предложение 4).

_________________________________________________



В2. Из предложений 23-24 выпишите действительное причастие.

_____________________________________________________



В3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ТОГДА ПОРАЗИЛА ( предложение 22).

________________________________________________________


Ответы к заданиям В4-В7 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 1-7 найдите сложное, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого сложного предложения.

____________________________________________________________


В5. Среди предложений 17-23 найдите предложения с необособленными распространёнными определениями. Напишите номер этих предложений.

__________________________________________________________


В6. Среди предложений 22-27 найдите сложноподчинённое с однородными придаточными изъяснительными. Напишите номер этого предложения.

________________________________________________________________


В7. Среди предложений 6-11 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

________________________________________________________________


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Цифры при перечислении отделяйте запятыми.


В8. «Такое лексическое средство, как____ (задолбали, назубок, хохотать и др.), и такое синтаксическое средства, как _____ (предложения 2,23), делаю воспоминания Г. Смирнова живыми, эмоциональными, запоминающимися. Частое____ ( например, предложения 6,16) придаёт тексту достоверность, а использование такого синтаксического средства, как ___ (предложения 13,15), помогает автору представить читателю развёрнутую характеристику одноклассника».

Список терминов:

  1. Ряды однородных членов

  2. Неполные предложения

  3. Сравнение

  4. Восклицательные предложения

  5. Разговорные слова

  6. Цитирование

  7. Эпитеты

  8. Диалектизмы

  9. Метафора



ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № 2

количество вариантов 3


Оцениваемые компетенции: З 1-4, У 1-5, ОК 1,2,3.

Условия выполнения задания: Задания предназначены для выполнения в аудитории ГБОУ СПО «БГК»; форма аттестации - тестовые задания в 3 частях; используемое оборудование - листок бумаги, ручка, тестовые задания.


Часть А.


А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)запломбИрован

2)умЕстимся

3)форзАц

4)кладовАя



А2. В каком предложении вместо слова ВЕЛИКИЙ нужно употребить ВЕЛИЧАВЫЙ ?

1)Наш ВЕЛИКИЙ русский язык, ни смотря ни на что, живет и развивается.

2)Княжну выдавала ВЕЛИКАЯ поступь.

3)В годы ВЕЛИКОЙ Отечественной войны в тылу у врага действовали партизанские отряды .

4)ВЕЛИКИЕ державы, России США, подписали договор об ограничении стратегических наступательных вооружений.

А3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.


1)пачка вафель

2)высококлассные инженера

3)шестисот шестидесяти восьми страниц

4)хуже прежнего


А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Заметив красный сигнал ветофора,



1)водитель остановил машину.

2)мне пришлось применить экстренное торможение.

3)быстро остановится не удалось.

4)у водителя зазвонил телефон.


А5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Вопреки прогнозу погоды специалистов безработица в стране резко возросла.

2)То, что выросло в огороде, удалось заготовить на зиму без потерь.

3)Те, кто хотел отправиться на отдых, приобрел путевку заранее.

4)Старшеклассники не только хорошо играли в футбол, но и увлекались фехтованием.


Прочитайте текст и выполните задания А6-А11.

(1)… (2) Но итальянец Альберто Волкан нашел способ, как изготавливать бумагу не из дерева, а из яблок. (3) Он пришёл к этой идее, когда подумал, как много целлюлозы содержится в выбрасываемых отходах. (4)Сейчас А, Волкан уже поставляет несколько видов бумажных изделий для различных учреждений в Италии. (5) А для нужд правительства страны он произвел шестьдесят тысяч конвертов, семь тысяч блокнотов и шесть тысяч бумажных пакетов. (6)… , получив поддержку властей, изобретатель занимается изготовлением из яблок клея и других изделий.


А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте ?

1)Древесина – исходный материал для разных нужных человеку изделий.

2)Бумагу делают из древесины – это известно каждому.

3)Из отходов древесины производят древесностружечные плиты.

4)Спрос на древесину ежегодно увеличивается.



А7. Какой из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом (6) предложении?



1)Вероятно

2)Теперь

3)Следовательно

4)Напротив



А8. Какие слова (сочетания слов) являются грамматической основой во втором (2) предложении текста или в одной из частей этого предложения?

1)способ изготавливать

2) изготавливать бумагу

3) изготавливать

4) как изготавливать бумагу



А9. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

1)сложносочинённое

2)сложноподчинённое

3)сложное с подчинительной и сочинительной связью между частями

4)простое осложнённое



А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОЛУЧИВ в шестом (6) предложении текста.

1)полное причастие

2)деепричастие

3)краткое причастие

4)наречие



А11.Укажите значение слова ИДЕЯ в предложении 3.

1)основной источник исторического развития

2)понятие, представление

3)мысль, намерение

4)основная, главная мысль



А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Совреме(1)ики оживле(2)о обсуждали в гости(3)ых и на балах очередную выходку ветре(4)ой красавицы из высшего света.

1)1, 2

2) 2, 4

3) 1, 3, 4

4) 1, 2, 3, 4

А13. В каком ряду во всех пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)к..рреспондент, з..ркальный, оз..рять

2)в..ликий, р..внивый, к..патель

4)к..шачий, ум..рающий, пот..шаться


А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1)пр..стёгнытый, пр..достаточно, пр..одолевший

2)в..помнить, бе..трепетный, ни..падать

3)с..предельный, под..толкнуть, пр..бабка

4)от..скать, с..грать, дез..инфекция



А15. В каком ряду в обоих на месте пропуска пишется буква И?

1)дотрон..шься, согрева..мый

2)прополь..шь, увид..вший

3)выброс..шь, стро..вший

4)стреп..шь, купл..нный


А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?


А. высаж..вать

Б. застр..вает

В. реч..вой

Г. приветл..вый

1)А, Г

2)Б, В

3) Б, В, Г

4)А, Б, В


А17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1)Директор института (не)готов подписать договор о сотрудничестве.

2)(Не)глубокая, но широкая река бурлила и пенилась.

3)Одно (не)осторожное движение – и ты кубарем летишь с насыпи.

4)Мы бредём по полю, где (не)скошенная трава по пояс.



А18.В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1)ЧТО(БЫ) ВСЕ(ТАКИ) не заблудится, грибникам пришлось лихорадочно вспоминать правила ориентирования на местности.

2)Во всем городе не было людей, настроенных ТАК(ЖЕ) спокойно и в ТО(ЖЕ) время торжественно, как эти двое .

3)(ПО)ПРЕЖНЕМУ трудно приходится добиваться до дачного участка, ПОТОМУ(ЧТО) электрички ходят редко.

4)(НА)ПРОТЯЖЕНИИ четырёх десятилетий отец собирал и бережно хранил марки, (ПО)ЭТОМУ получилась неплохая коллекция.


А19. Укажите правильно объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Вечером завыл в трубах ветер ( ) и будоражил лес угрожающим присвистом.

1)Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

2)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

3)Сложносочинённое предложение, перед союзом И не нужна запятая.

4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.



А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

«Орел» наконец пошел (1) развив ход (2) и (3) догнав эскадру (4) занял своё место в строю боевых кораблей.

1)1, 2 3) 1, 2, 4

2)З, 4 4) 1, 2, 3, 4



А21. У какой варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Поезд (1) к счастью (2) мчит меня.

Вскоре (3) однако (4) недоумение наше рассеялось.

1)1, 2 3)1, 2, 3

2)3, 4 4)1, 2, 3, 4



А22. Укажите предложение, в котором нужно одну запятую.

(Знаки препинания не поставлены.)

  1. Я то засыпаю то пробуждаюсь открываю глаза.

  2. От ветхого барака в темноту леса нырнули и скрылись конь и всадник.

  3. За свою жизнь Прохору приходилось перевозить и лес и железо и пшеницу.

  4. Не только все родственники но и знакомые с жаром обсуждали помолвку Николая Андреевича и Софьи.



А23. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.

1)Вторая часть, бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержания первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

4) Обобщающее слово находится перед рядом однородных членов.

А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должно стоять запятые?

Мы медленно подошли (1) к дому (2) фотографировать (3) который собирался (4) наш экскурсовод.

1)1, 3 3) 1, 2, 4

2)2 4) 2, 3, 4




А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

К вечеру пошел дождь (1) снег почти растаял (2) и (3) хотя дорога стала еще грязнее (4) но все же (5) лошадям стало легче.

1)2, 3, 4

2)1, 2, 4

3)1, 2, 3, 4, 5

4)1, 2, 3, 4


А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1)Улица, по которой он теперь шёл, была красива, асфальтированная, обсаженная подстриженными липами.

2)Воздух был полон острой свежести, которая ощущается только после грозы.

3)Ёлки, которые скромно прятались в роскоши лиственных деревьев, теперь вытянулись вперед и протянули ветки.

4)И здесь, в этом уникальном заповеднике, нашлись люди, которые с жаром принялись за дело.



А27. Прочитайте текст.

«Коллекция» чудаков английского психолога Дэвида Уикса насчитывает более тысячи человек. Среди них есть поклонники Робина Гуда, которые не расстаются с луком и стрелами, или любители земноводных, всегда имеющие несколько лягушек в карманах. Практически все чудаки, обследованные Уиксом, - это нормальные в психическом отношении люди. Подробно изучив их жизнь, ученый установил, что её продолжительность выше средней. Почему? По словам психолога, его знакомые – это счастливые творческие натуры, до глубокой старости сохраняющие чувство юмора и способность удивляться. Они почти не подвержены стрессам.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащая в тексте?

1)Английский психолог Д. Уикс обследовал более тысячи странных людей, чудаков и сделал интересные выводы.

2)Английский психолог д. Уикс, обследовав более тысячи чудаков, установил, что они почти ничем в психическом отношении не отличаются от обычных людей.

3)Английский психолог д. Уикс, обследовав более тысячи чудаков, установил, что они почти не подвержены стрессам и живут дольше, чем обычные люди, так как ощущают себя счастливыми, творческими натурами.

4)Английский психолог д. Уикс, обследовав более тысячи чудаков, пришел к выводу, что они почти не подвержены стрессам.


Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.

(1) «Сон мне снитя, вот те на!..» (2) Кто из нас не помнит слова этой знаменитой песни Владимира Высоцкого?

(3) Впрочем, если уж вспоминать, то на «сонную» тему память наверняка подскажет вам немало известных строк поэтов, и философов, и ученых, напомнит об удивительных и реальных историях, связанных со снами и сновидениями…

(4) Одна из таких необычных историй, к примеру, случилась с человеком, жизнь которого была посвящена точным цифрам и расчетам, весьма далёкому от всяческой рефлексии и мистики, - известным авиаконструктором Игорем Сикорским. (5) В детстве, в 1900 году, он увидел и хорошо запомнил странный сон: будто идёт он по узкому коридору, освещённому голубоватым светом, на стенах которого расположены иллюминаторы. (6) Пол под ногами слегка подрагивает от быстрого движения. (7)Но мальчик отчетливо понимает – это не поезд и не корабль – он… в воздухе, на каком-то необычном воздушном судне! (8)По прошествии многих лет, уже став знаменитым изобретателем самолётов и вертолетов, Сикорский. Находясь в очередном испытательном полёте, в один из моментов внезапно с пронзительной ясностью увидел и осознал, что он переживает «тот самый» момент из своего детского сна! (9)Тот же голубоватый свет, коридор, иллюминаторы…

(10) Что это было? (11) Кто и зачем послал эту «картинку» Сикорскому в детстве из взрослой жизни и в зрелой из детства?

(12) Несмотря на потрясающие достижения современной науки, сны человека до сих пор – неразгаданная загадка…

(13) Одним из выдающихся исследований сновидений был Зигмунд Фрейд. (14) Великий австриец обращал особое внимание на сложные, запутанные, бессвязные сны. (15) Эти сны, их метафоры и символы, этот «внутренний театр», по его мнению, скрывают и содержат нечто очень важное для людей…

(16) Заслуга Фрейда в области научных изысканий и открытий в таком явлении, как человеческий сон, замечательна и значительна именно в наши дни, «наполненные» несметным количеством всевозможных доморощенных толкователей и чародеев, зазывающих публику с экранов телевизоров и страниц жёлтой прессы, всех этих «потомственных колдунов» и «матушек». (17) Ибо действительно фундаментально, по-научному подходит к этой тайне человечества, а потому подтверждает, сколь сложен человек, а так же его внутренний мир…

( По Г. Рогову)

А28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1)О реальных историях, связанных со сновидениями, писали поэты, философы, учёные.

2)Известный авиаконструктор И. Сикорский в детстве увидел сон, который сбылся через много лет во взрослой жизни.

3)Современная наука уже близка к разгадке тайн сна человека.

4) Исследования З. Фрейда актуальны и в наше время, так как помогают с позиций науки бороться с шарлатанами, демонстрируют, насколько сложен внутренний мир человека.

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1)Предложения 5-9 подтверждают суждения, высказанное в предложениях 3-4.

2)В предложениях 1-3 представлено рассуждение с элементами описания.

3)В предложениях 5-6 представлено повествование с элементами описания.

4)В предложениях 16-17 перечислены произошедшие события.


А30. В каком предложении содержатся контекстные синонимы?

    1. 3) 9

2)8 4) 14

Часть В



Ответы к заданиями В1-В3 запишите словами.


В1. Из предложений 17 выпишите слово, образованное ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫМ способом.

_________________________________________________



В2. Из предложений 11-12 выпишите производный предлог.

_____________________________________________________



В3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ ( предложение 15).

________________________________________________________


Ответы к заданиям В4-В7 запишите цифрами.


В4. Среди предложений 1-7 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.

____________________________________________________________


В5. Среди предложений 4-9 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этих предложений.

__________________________________________________________


В6. Среди предложений 1-9 найдите сложные предложения, в состав которых входит придаточное определительное. Напишите номера этих сложных предложений.

________________________________________________________________


В7. Среди предложений 13-17 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

________________________________________________________________


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

. Цифры при перечислении отделяйте запятыми.

В8. «Приводя пример вещих снов, Г. Рогов использует такой троп, как____ (например, пронзительной ясностью в предложении 8). Демонстрируя читателю, что тайны снов и сновидений ещё далеки от разгадки, автор прибегает к использованию таких синтаксических средств, как ______ (предложения 10-11) и ______ (предложения 7-8). А такое синтаксическое средство, как ______ (предложения 4-5, 7-9), придаёт речи автора эмоциональность.

Список терминов:

  1. Ряды однородных членов

  2. Неполные предложения

  3. Сравнительный оборот

  4. Восклицательные предложения

  5. Разговорная лексика

  6. Вопросительные предложения

  7. Эпитеты

  8. Диалектизмы

  9. Метафора
























ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩИХСЯ № 3

количество вариантов 3


Оцениваемые компетенции: З 1-5, У 1-8, ОК 1,5,6,8.

Условия выполнения задания: Задания предназначены для выполнения в аудитории ГБОУ СПО «БГК»; форма аттестации - тестовые задания в 2 частях

(А-В); используемое оборудование - листок бумаги, ручка, тестовые задания.


Часть А.



Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «Х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.



А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)сомкнУтый

2)газопрОвод

3)начатА

4)алфАвит



А2. В каком предложении вместо слова ЕДИНЫЙ нужно употребить ЕДИНИЧНЫЙ?

1)Контролёр не сказал ни ЕДИНОГО слова.

2)По ЕДИНЫМ репликам из зала стало понятно, что не так вс1 однозначно.

3)Все выпускники школ России сдают ЕДИНЫЙ государственный экзамен по русскому языку.

4)При поступлении в вуз сформулированы ЕДИНЫЕ требования к выпускникам средней школы.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.


1)одна тапка

2)обыски

3)шестиста трёх рублей

4)наилучший


А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Посетив выставку фотографий,



1)я долго размышлял

2)у нас состоялась бурная дискуссия

3)начинается обсуждение увиденного.

4)Время пролетело быстро.


А5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1)Согласно приказу ректора студент Николаев был отчислен из университета.

2)Все, кто пришёл на собрание акционеров, проголосовали за одобрение работы совета директоров .

3)В проверке работ продовольственного магазина, проведённой Роспотребнадзором по г. Москве, участвовал представитель прокуратуры.

4Начальник отделения полиции заверил гражданина о том, что по его заявлению будет проведена проверка.

Прочитайте текст и выполните задания А6-А11.

(1)…(2)Почти тысячу лет головы каменных истуканов на этом острове украшают гигантские красные шапки.(3)В ходе научных работ, проводимых на острове, учёные выяснили, что их доставили с древнего вулкана.(4)Каждый головной убор весом в несколько тонн вначале был выдолблен из пород, рождённых огнедышащей горой, затем готовы изделия катили по дороге, выложенной красным пеплом, со склона в долину. (5) … непонятно, каким образом и зачем островитяне десять веков назад водружали шапки на колоссов.

А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1)в этом тексте?

1)Археологи начали исследовать острова в Тихом океане.

2)Одну из многочисленных тайн знаменитых статуй Острова Пасхи в Тихом океане открыли археологи.

3)В Тихом океане много островов и островков, которые хранят неразгаданные тайны.

4)В Тихом океане есть как обитаемые, так и необитаемые острова.



А7. Какой из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом (5) предложении?



1)Вероятно

2)Однако

3)Вопреки этому

4)Несмотря на это,



А8. Какие слова (сочетания слов) являются грамматической основой в третьем (3) предложении текста или в одной из частей этого предложения?

1) учёные доставили

2) учёные выяснили, доставили

3) доставили

4) что доставили



А9. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

1)сложное бессоюзное

2)сложноподчинённое

3)простое осложнённое

4)сложносочинённое



А10 Укажите правильную морфологическую характеристику слова ТЫСЯЧУ во втором (2) предложении текста.

1) прилагательное

2) существительное

3) количественное числительное

4) порядковое числительное



А11.Укажите значение слова ТЫСЯЧА в предложении 2.

1) число 1000

2) ополчение, делившееся на сотни

3) огромное количество

4) количество, равное 1000



А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Каме(1)ый дом, отдела(2)ый внутри деревя(3)ыми панеллями, стоял на берегу небольшого пруда.


1) 1.2

2) 1,2,3
3) 2, 3

4) 1,3

А13.В каком ряду во всех пропущена безударная проверяемая гласная корня ?

1) запр..гать, ск..ьзить, м..рской (прибой)
2) ум..рать, пров..ряющий, прод..вать
3) п..ровой, к..ллекция, л..нгвистика

4)бл...стать, вет..ранский, прод..вая

А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1)пр..думывать, пр..ковылять, пр..печатать

2)супер..гра, под..скать, пред..стория

3)д..сторический, не..протестовнный, р..ссмотреть

4)не..деланный, ро..пись, во..высить.



А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1)продер..шь, просматрива..мый

2)прекрас..шь, довер..вший

3)засе..шь, невид.мый

4)запряч..шь, незави..мая


А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?


А.проста..вая
Б. перелиц..вать
В. глянц..вый
Г. Пут..вой

1)А,Г
2)В
3)Б,В,Г
4)Б,В


А17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1)Водитель вёл маину (не)тороплво, строго соблюдая правила дорожного движения.

2)На праздничном концерте было отнюдь (не)весело.

3)Ждать помощи (не)откуда, поэтому действовать нужно самому.

4)На рецензию представлена (не)доработанная рукопись.



А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?



1)Выглянув, оба лица ТУТ(ЖЕ) спрятались, (ПО)ЭТОМУ пришлось постучать в окно еще раз.

2)Берись ЗА(ТО), к чему ты сроден, коль хочешь, ЧТО(Б) в делах успешный был конец.

3)(В)ПОСЛЕДСТВИИ движение по улице запретили, (ПО)ТОМУ мы ездили в объезд.

4)(ПО)ТОМУ, как вела себя собака, и по насторожённым ушам видно было, что она ЧТО(ТО) учуяла.


А19. Укажите правильно объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Солнце пряталось за холодные вершины ( ) и беловатый туман начинал расходиться в долинах.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И не нужна запятая.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
4) Просто предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.


А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Парень оскалил зубы (1) и (2) сделав страшную рожу (3) уставился на нас (4) вытаращенными глазами.

1) 1,3
2) 2,3
3) 1,2,3
4) 1,3,4



А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Вы (1) вижу (2) любите природу.
Мы (3) кажется (4) с тобой попутчики?

1)1,3
2)3,4
3)1,2
4)1,2,3,4


А22. Укажите предложение, в котором нужно одну запятую.
(Знаки препинания не поставлены.)

1)Люди сидели наверху и внизу слева и справа.

2)В помещении суда остались стряпчий да Сергей Николаевич.

3)На соседней улице раздавились стук топоров и молотков визг пил и рубанков лязг и грохот.

4)Море вечно и неумолкаемо шумит и плещет.

А23. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

Мне нравились его черты: мечтам невольная преданность, не подражательная странность и резкий, охлажденный ум.

1)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержания первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части

А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должно стоять запятые?

Из передней (1) дверь(2) в которую была открыта (3) доносился (4) приглушённый говор..

1)1 3) 2,4

2)1,3 4) 1,3,4

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я не знал (1) о чем сейчас думает Григорий (2) зато мне хотелось (3) чтобы (4) и он испытывал те же чувства (5) что и я.

1)1,2,3,5

2)1,2,3

3)1,2,3,4

4)1,3,4

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1)Теперь химики приготавливают синтетическое волокно, которое не загнивает в воде.

2)В городском поселение Удельная (Московская область) работает единственная в стране биофабрика, которая выращивает медицинских пиявок и поставляет их в медицинские учреждение России.

3)Деревня, возле которой студент расположились на отдых, находилась севернее старинного городка С.

4)Вероника подарила матери золотое кольцо, которое понравилось ей с первой минуты.









А27. Прочитайте текст.

В решении такой актуальной проблемы, как сбережение природных ресурсов, всё активнее участвуют инженеры и дизайнеры многих стран. Например, в Швеции результатом их совместной работы стала лампа с плафоном, который распускается, подобно цветку, при рачительном расходовании электроэнергии. Но если её тратят слишком много, то пластины-лепестки собираются в бутон. Другая новинка – провод, окутанный в темноте голубой аурой: он должен напомнить, что не отключён от сети.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащая в тексте?

1)Перед человечеством встала проблема экономии природных ресурсов, в частности, электроэнергии.

2)Инженеры и дизайнеры изготовили провод, способный напомнить забывчивому потребителю, что тот не отключил прибор от электросети.

3)В Швеции инженеры и дизайнеры создали лампу, экономящую электроэнергию.

4)Инженеры и дизайнеры всё активнее включается в решение важнейшей проблемы – экономии природных ресурсов, в частности, электроэнергии.


Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8;С1.

(1)Прошлое, соответственно, и будущее Земли, судьба всего живого на ней – едва ли не главная тема в размышлениях многих учёных и публицистов, а также просто неравнодушных людей. (2)Обострение этой темы в пытливых умах наших соотечественников в год «космических юбилеев» (2011 год) понятно и закономерно – тот же Константин Эдуардович Циолковский предрекал будущее землян в виде космического «лучистого человечества»! (3) Впрочем, в наши дни здравствует немалое количество мыслителей, которые предполагают, что в случае глобальных земных катаклизмов возможное спасение всего живого в… воде! Впрочем, в наши дни здравствует немалое количество мыслителей, которые предполагают, что в случае глобальных земных катаклизмов возможное спасение всего живого в… воде! (4) Вернее, в акватории Мирового океана. (5) И, надо точно припомнить, что практически вся жизнь на «голубой планете» зародилась и вышла именно из водной стихии. (6) А также и то, что обжитое на сегодня людьми земное пространство – это лишь 29.2% поверхности суши, а остальное 70,8% - просторы Мирового океана, акватория и глубины которого изучены пока куда меньше, нежели бездны Космоса…

(7) «…Человек не совершенен. (8) Жизнь в воде дала бы человеку огромные преимущества. (9) Почему бы не вернуть человеку эту возможность? (10) Мы знаем, что некоторые наземные животные снова вернулись в воду. (11) Если бы люди проникли в океан, жизнь стала бы совершенно иной. (12) Эта пустыня с неистощимыми запасами пищи и промышленного сырья могла бы вместить миллионы, миллиарды человек. (13) Миллиарды людей без тесноты и давки могли бы разместиться в океане. (14) А его мощность! (15) Практически беспредельный запас энергии. (16)Один Гольфстрим вместе с Флоридским течением двигают девяносто один миллиард тонн воды в час. (17) На суше живые существа не могут подняться высоко над поверхностью и не проникают очень глубоко внутрь её. (18) В океане жизнь всюду: от экватора до полюсов, от поверхности до глубин почти десять километров. (19) Как же человечество использует эти силы? (20) Почти никак…»
(21) – Ну конечно, конечно, уважаемый читатель, сие – пламенная речь профессора Сальвагора из романа «Человек-амфибия» фантаста Александра Беляева. (22) Фантаста ли?

(23) В дни, когда писались эти строки, экспертная группа ООН, состоящая из 2,5 тысячи самых авторитетных учёных 130 стран мира, обнародовала «самый зловещий» доклад об угрозе прогнозируемого глобального потепления – результате деятельности человека на Землею (24) Данное «достижение» уже в ближайшем будущем повлечёт за собой затопление некоторых островных государств и прибрежных городов (Шанхая, Буэнос-Айреса и др.), и вопрос о том, куда деваться и что со всем этим делать сотням миллионов сухопутных беженцев планеты, становится отнюдь не праздным и вовсе не из области научной фантастики!

(По Г.Рогову)

А28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1)Человечество выживет, если сможет переселиться на другие планеты, похожие на Землю.

2)Если последуют глобальные земные катаклизмы, то спасение возможно в Мировом океане.

3)Авторитетные учёные разных стран считают, что неразумная деятельность людей может привести к глобальному затоплению островных государств и прибрежных городов.

4)Люди могли бы успешно жить и творить в воде, в океане, который они изучили даже хуже, чем бескрайний космос.

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Предложения 1-2 представляют собой рассуждение с элементами описания.
2) В предложениях 10-18 обосновываются суждения, высказанные в предложениях 7-9.
3) В предложениях 5-6 представлено повествование.
4) Предложение 22 фактически содержит и вопрос, и ответ на вопрос, вытекающие из предыдущего предложения.

А30. В каком предложении содержатся контекстные синонимы?

    1. 3) 21

2)13 4) 23

Часть В


Ответы к заданиями В1-В3 запишите словами.

В1. Из предложения 23 выпишите слово, образованное ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫМ СПОСОБОМ..

_________________________________________________



В2. Из предложения 2 выпишите указательные местоимения.

_____________________________________________________



В3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании (в) НАШИ ДНИ ( предложение 22).

________________________________________________________


Ответы к заданиям В4-В7 запишите цифрами.


В4. Среди предложений 17-24 найдите сложное, в состав которого входят односоставные безличные. Напишите номер этого предложения.

____________________________________________________________В5. Среди предложений 2-10 найдите предложения с необособленным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

__________________________________________________________


В6. Среди предложений 22-27 найдите сложноподчинённое с однородными придаточными изъяснительными. Напишите номер этого предложения.

________________________________________________________________

В7. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.

________________________________________________________________


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Цифры при перечислении отделяйте запятыми.


В8. «Размышляя по проблемной теме, при обсуждении которой сталкиваются диаметрально противоположные точки зрения, автор не навязывает своего мнения, прибегая к такому приёму, как _____(предложения 7-20), и к такому синтаксическому средств, как ______ (впрочем в предложении 3, вернее в предложении 4, надо сказать в предложении 5). Неравнодушие, заинтересованность Г,Рогова к проблеме выживания человечества в ближайшей перспективе выражается, в частности, в использовании такого тропа, как _____ ( пытливых умах в предложении 2, пламенная речь в предложении 21), а такое синтаксическое средство, как ____ (предложения 2,3,14, 24), делает текст ярким, интонационно выразительным».

Список терминов:
1) ряд однородных членов
2) вводные слова
3) сравнительный оборот
4) восклицательные предложения
5) разговорная лексика
6) риторические вопросы
7) эпитеты
8) диалектизмы
9) цитирование



























2.1. Пакет для экзаменатора.

Показатели оценки результатов освоения программы дисциплины.

Аттестационный комплект оценочных средств (контрольно-измерительные материалы) по предмету «Русский язык» для 2 курса включает в себя 3-х вариантные дифференцированные тестовые задания, которые различаются по степени сложности. А именно:


- часть «А» (А1-А30) содержит задания с выбором ответа. Эта часть проверяет усвоение обучающимися учебного материала на базовом уровне сложности.


- часть «В»(В1-В8) содержит задания с кратким ответом. Эта часть относится к повышенному уровню сложности.

Варианты экзаменационного теста равноценны по трудности, одинаковы по структуре , параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.


Количество вариантов - 3.

Количество заданий каждого блока:

«А» - 30 шт., «В» - 8 шт.

Время выполнения - 2 часа.

Критерии оценки экзамена


За верное выполнение каждого задания блока А обучающийся получает 1 балл.

За верное выполнение каждого задания блока В обучающийся получает 4 балла.


Оценка «3» выставляется набравшему от 30 до 40 баллов.

Оценка «4» выставляется набравшему от 41 до55 баллов.

Оценка «5» выставляется набравшему свыше 55 баллов.


Эталоны (ключи) ответов.

Блок А


.


Блок В
















Литература для экзаменующихся (справочная, методическая и др.)


Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2011.

Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2009.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.

Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.

Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2006.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.

Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. Учрежд. – М., 2005.

Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.


Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2013.

Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.

Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2012.

Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2012.


Литература для экзаменатора (учебная, нормативная и т.п.)

Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2011.

Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.

Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2002.

Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.

Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.

Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.

Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2006.

Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2012.

Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2011.

Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2010.

Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2011.

Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. – М., 2004.

Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2009.

Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2010.

Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.

Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004.

Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.. 2005.



1