Урок по экономике Внешние эффекты

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Конспект открытого урока по экономике

Тема: Несостоятельность рынка. Внешние эффекты.

6 класс

1. Тема урока:
2. Тип/вид урока: получение новых знаний

3. Планируемые результаты урока:

  • Предметные: называть и объяснять причины Несостоятельности рынка, оценивать происходящие события при положительных и отрицательных внешних эффектах, происходящих в условиях рынка.

  • Метапредметные:

- Регулятивные УУД: умение ставить учебные задачи в соотнесении с усвоенными знаниями, оценивать свою деятельность при выполнении экономического теста и заданий, осознавать способы своих действий;

- Коммуникативные УУД: работать в малой группе, задавать вопросы, правильно строить свою речь и выражать свои мысли;

- Познавательные УУД: ставить цели к уроку, анализировать ситуации, моделировать ситуации, использовать знаково-символические записи, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, полученные знания.  

  • Личностные: устанавливать связи между учебной деятельностью и ее мотивом, собственных достижений, рефлексировать результат.

Материалы к уроку: презентация, мультфильм, конверты с заданием «лото», тесты в конце урока, листы с сказкой «Светлое озеро» и чистый лист для ответов, лист для оценки деятельности.

Ход урока

  1. Здравствуйте. Вспомним тему прошлого урока, о чем мы говорили? (о целях государства в экономике). Выполним небольшое упражнение (лото). (оцените себя, поставив оценки в листок, который лежит на ваших партах).

На выполнение задания – 2 минуты.

  1. - Как известно, самая главная цель, которую ставит перед собой государство – это обеспечение благосостояния всех граждан. Что вы понимаете под благосостоянием? (человек живет хорошо, т.е. удовлетворяет свои потребности…)

Но, если вспомнить тему «Экономические системы», когда государство решает все вопросы, возникающие в экономике – это система называется командной. В нашей стране в основном рыночная экономика. Вспомним что такое рынок? (это экономич. отношения между людьми, основанные на частной собственности, добровольном обмене и конкуренции). А хорошо ли иметь такие экономические отношения? (да, потому что потребности людей удовлетворяются в большем объеме…). Самая главная цель у производителей – получение прибыли. В погоне за прибылью будет ли предприниматель думать о благосостоянии граждан? (ребята, есть ли здесь противоречие?)


С одной стороны, рынок удовлетворяет потребности людей, но, с другой стороны, в стране с такой экономической системой есть люди, у которых нет денег для покупок товаров, нет жилья.

В состоянии ли рынок решить все экономические проблемы государства?

Как вы думаете, какая тема нашего урока. (тема урока: Несостоятельность рынка. Внешние эффекты.). Поставьте цель к уроку. (узнать с чем рынок не сможет справиться и почему).

  1. В ваших учебниках есть текст. Вы сейчас его прочитаете и ответите на вопросы. (вопросы на слайде: 1). Назовите экономические проблемы, с которыми рынок не справляется? 2). Приведите примеры потребностей, которые может обеспечить только государство).

Сделаем вывод: может ли рынок без государственного вмешательства справиться с проблемами? Почему?

В тексте, который вы прочитали, есть понятие внешние эффекты, что это? (деятельность экономики, которая наносит вред здоровью и жизни людей).

Они бывают отрицательные и положительные. Я показываю слайды, назовите какие внешние эффекты показаны. (дети называют с места)

  1. Посмотрите мультфильм и выделите внешние эффекты. (отрицательные: выбросы в атмосферу, в воду, почва отравлена; положительные: «молоко вместо бензина»).

  2. Мы с вами увидели, как происходит загрязнение атмосферы производствами, но только ли фирмы и предприятия загрязняют окружающую среду? Мы, иногда ведем себя не совсем хорошо, сейчас весна, растаял снег и на земле можно увидеть очень много мусора, не всегда люди его бросают в урны. Задумайтесь, а как поступаете вы?

Группа ребят подготовила для вас рассказ о такой деятельности.

Сказка «Светлое озеро» - работа в группах (чтение, ответы на вопросы, предложения по улучшению положений).

Данная проблемная ситуация лежит у вас на партах, вы, работая в малых группах (парами) ответите письменно на вопросы и приготовитесь к устному ответу. Можно выразить свои ответы в виде схем и рисунков.

Вопросы: 1) Существовала ли какая-либо проблема внешних эффектов, когда на Светлом озере жили только бизнесмен и семья Смирновых? Если да, то как ее решать?

2) Существовала ли какая-либо проблема внешних эффектов, когда на Светлом озере жила только семья Смирновых? Если да, то, как ее решать?

3) Как семья Смирновых может остановить загрязнение озера, которое необходимо всем жителям. Какие предложения вы можете внести по уменьшению загрязнения озера?

Я инициативной творческой группе даю отдельное задание (придумать рекламу, призывающую людей, фирм к бережливому отношению к окружающей среде людей).

Выступления ребят из малых групп с дополнениями остальных. Выступление творческой группы с призывами и рекламой. (Призывы и реклама, видеонаблюдение, чтобы выяснить, кто виноват. Можно привлечь милицию или прокуратуру. Можно внести в Госдуму предложение.

  1. А еще ребятам было дано индивидуальное задание на дом: узнать какие законы нашего государства борются с побочными, т.е. внешними эффектами. (выходит учащийся и рассказывает).


  1. Выполним тест на проверку полученных знаний и взаимная проверка с выставлением оценок.

  2. Выводы по уроку. Рефлексия. Дополни предложение:

1) Урок дал мне информацию о ….

2) Я не знал, теперь я знаю…

3) У меня получилось…

4) Поставьте смайлики согласно тому, что видите на слайде

Оценки за урок я буду выставлять согласно вашей работе в течение всего урока.

Д.З. стр. 142-143, задание 2 стр. 144




Оцени себя:

  1. Лото по теме «Цели государства в экономике» -

  2. Тест по несостоятельности рынка и внешним эффектам –

  3. Оцени смайликом:

  1. Урок полезен, все понятно –

  2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно –

  3. Еще придется потрудиться –

  4. Да, трудно все-таки учиться –

  5. Настроение на уроке –


















Тест по теме «Несостоятельность рынка. Внешние эффекты».

Из перечисленного выписать в левую колонку несостоятельность рынка, в правуюотрицательные внешние эффекты:

  1. Загрязнение отходами завода озер и рек.

  2. Освещение улиц.

  3. Содержание армии.

  4. Загрязнение атмосферы дымом.

  5. Финансирование системы образования.

  6. Загрязнение воздуха автомобилями.

  7. Строительство аэропорта.

  8. Горы мусора на улицах.

  9. Охрана общественного порядка.

  10. Бездомные на улицах.





Тест по теме «Несостоятельность рынка. Внешние эффекты».

Из перечисленного выписать в левую колонку несостоятельность рынка, в правуюотрицательные внешние эффекты:

  1. Загрязнение отходами завода озер и рек.

  2. Освещение улиц.

  3. Содержание армии.

  4. Загрязнение атмосферы дымом.

  5. Финансирование системы образования.

  6. Загрязнение воздуха автомобилями.

  7. Строительство аэропорта.

  8. Горы мусора на улицах.

  9. Охрана общественного порядка.

  10. Бездомные на улицах.





Тест по теме «Несостоятельность рынка. Внешние эффекты».

Из перечисленного выписать в левую колонку несостоятельность рынка, в правуюотрицательные внешние эффекты:

  1. Загрязнение отходами завода озер и рек.

  2. Освещение улиц.

  3. Содержание армии.

  4. Загрязнение атмосферы дымом.

  5. Финансирование системы образования.

  6. Загрязнение воздуха автомобилями.

  7. Строительство аэропорта.

  8. Горы мусора на улицах.

  9. Охрана общественного порядка.

  10. Бездомные на улицах.





Тест по теме «Несостоятельность рынка. Внешние эффекты».

Из перечисленного выписать в левую колонку несостоятельность рынка, в правуюотрицательные внешние эффекты:

  1. Загрязнение отходами завода озер и рек.

  2. Освещение улиц.

  3. Содержание армии.

  4. Загрязнение атмосферы дымом.

  5. Финансирование системы образования.

  6. Загрязнение воздуха автомобилями.

  7. Строительство аэропорта.

  8. Горы мусора на улицах.

  9. Охрана общественного порядка.

  10. Бездомные на улицах.