ОДНКНР-5 класс, по Студеникину

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Тияпинская средняя школа


РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

учителей

гуманитарного

цикла____________________

Протокол № _____________

от «___» __________2016 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

_________ В.Ф.Антонова

«___» _________2016 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МКОУ Тияпинская СШ

_________В.Н.Сафронов

Приказ № ___________

«___» _______ 2016 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование учебного предмета:

Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Класс: 5__

Уровень образования: основная школа______________________

Учитель: Каракозова Ольга Юрьевна________________________

Срок реализации программы: 2016 -2017 учебный год___________

Количество часов по учебному плану: 5 класс: в год - 35, в неделю- 1.




Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) и учебной программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России» . «Основы светской этики».-М.Т. Студеникин,

М., «Русское слово», 2012 г.

Учебник: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» . «Основы светской этики».-М.Т. Студеникин.


Учебник для 5 класса.М., «Русское слово», 2013 г.



Рабочую программу составила: Каракозова Ольга Юрьевна,


учитель первой категории




I. Планируемые результаты обучения и освоения содержания программы

«Основы духовно-нравственной культуры народов России», 5 класс



В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные результаты представлены двумя группами.


Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

  • Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к своей родине, гордости за свое Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности;

  • Принятие норм нравственного поведения;

  • Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

  • Стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

  • готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;


Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;

  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты:

  • Владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разной форме;

  • овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда;

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

  • - осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных традиционных религий России;

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно;

  • знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

  • воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

  • знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традиция хнародов России,готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;

  • формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

  • формирование представлений об исторической роли традиционных  религий и гражданского общества в становлении российской государственности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.


Универсальные учебные действия.


Познавательные:

  • характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

  • сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

  • различать культовые сооружения разных религий;

  • формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.


Коммуникативные:

  • рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

  • кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).

Рефлексивные:

  • оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

  • анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.


Информационные:

  • анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).



К концу обучения учащиеся научатся:

  • Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

  • Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

  • Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

  • Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.

  • Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказыванияизвестных личностей.

  • Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии сучебной задачей.

  • Использовать информацию, полученную из разных источников, для решенияучебных и практических задач.

К концу обучения учащиеся получат возможность научиться:

  • Высказывать предположения о последствиях неправильного(безнравственного) поведения человека.

  • Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;намечать способы саморазвития.

  • Работать с историческими источниками и документами














II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (1 час)

Знакомство с новым учебником. Повторение пройденного в 4 классе.

Тема 1. Гражданин России (2 часа)

Понятия гражданин и гражданство. Конституция — Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей — гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Председатель Правительства, министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства.

Тема 2. Порядочность (1 час)

Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства, великодушия. Общественная ценность порядочности.

Тема 3. Совесть (2 часа)

Понятие совести. Совесть — важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и простить. Правдивость и ее

цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть — «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием.

Кодекс взаимоотношений одноклассников.

Тема 4. Доверие и доверчивость (1 час)

Доверие — важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установления дове-

рительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.

Тема 5. Милосердие и сострадание (2 часа)

Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.

Тема 6. Правда и ложь (1 час)

Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда — то, что соответствует действительности. Ложь — намеренное искажение действительности. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из истории лжи.

Тема 7. Традиции воспитания (2 часа)

Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.

Тема 8. Честь и достоинство (2 часа)

Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль — способ решения вопросов чести. Цена честного слова. Чувство долга. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство — высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.

Тема 9. Терпимость и терпение (2 часа)

Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Российское многонациональное государство. Что такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни наших городов. Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость.

Тема 10. Столовый этикет (1 час) Понятие «столовый этикет», правила поведения за столом.Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Развитие навыков в организации и участии в ролевых играх. Итоговое повторение за 1 полугодие (1 час)

Тема 11. Мужество (2 часа)

Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убежденность в необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей — чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм — высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества.

Тема 12. Равнодушие и жестокость (1 час)

Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека — высшая ценность. Насилие в отношении детей — нарушение прав человека. Вред сквернословия.

Тема 13. Я люблю тебя, жизнь (1 час)

Формулирование определений понятий «ценность жизни», «равнодушие», «суицид».

Использование элементов причинно-следственного анализа. Освоение правил ведения диспутов, споров, дискуссий.

Моделирование ситуаций, требующих проявления участия, противодействия.

Тема 14. Этикет посещения массовых мероприятий (1 час)

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «овации», «бис». Моделирование ситуаций, требующих проявления достойного поведения на массовых мероприятиях. Тема 15. Самовоспитание (2 часа) Соблюдение норм нравственности — важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои дела и поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и отрицательных качеств. Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования и самовоспитания. Воспитание чувства самоуважения. Тема 16. Учись учиться (2 часа) Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда умственного и физического. Тема 17. Фруктовый этикет (1 час) Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «десерт», «показной этикет». Освоение навыков организации и участии в ролевых играх. Тема 18. Речевой этикет (2 часа) Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы. Употребление личных местоимений ты и вы. Правила знакомства детей и взрослых. Обращения с просьбой к незнакомым людям в магазине, на транспорте. Формы обращения. Правила общения подростков. Что значит быть эрудированным собеседником. Значимость излагаемой информации. Правила беседы. Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет разговора по телефону. Тема 19. Мои права и обязанности (2 часа) Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда. Участие в самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Тема 20. Этикет народов мира (1 час) Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков сравнения и сопоставления. Моделирование ситуаций, требующих применения навыков взаимоотношений с представителями разных народов. Итоговое повторение. Презентация проектов (2 часа)




III. Тематическое планирование


















Календарно-тематическое планирование 5 КЛАСС (35 ч)


Тема урока

Кол-во часов

Тип
урока

Содержание урока
(уроков)

Виды учебной деятельности

Понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Дата проведения (план/факт)

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Введение в предмет

1

Вводный

Народы России, их духовно­нравственная культура. Учебник «Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы светской этики», его структура

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «духовно-нравственная культура», «этика», «этикет», «светский», «народ», «национальность, «мораль», «нравственность».

Фиксация информации в различных знаковых системах.

Духовно-нравственная культура, этика, этикет, светский,

народ, национальность, мораль, нравственность

Ознакомление с основными общечеловеческими нормами поведения, пра вилами, принятыми в обществе

Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа».

Познавательные: анализировать по плану иллюстрации учебника, выразительно читать; осуществлять словарную работу.

Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать прочитанное

Дружелюбное отношение друг к другу; знание практической пользы этики и этикета


2. Гражданин России

1

Урок первичного изуче-ния и закрепления новых знаний

Понятие Родины. Российская Федерация. Важнейшие положения Конституции РФ. Права и обязанности граждан. Государственное устройство. Россия — многонациональное государство

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «родина», «Россия», «Российская Федерация», «государство», «гражданин», «гражданство», «права», «обязанности», «государственные символы». Обучение алгоритмизации деятельности.

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Родина, народ, Россия, Российская Федерация, государство, гражданин, гражданство, права и обязанности

Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме. Знакомство с Основным законом страны.

Регулятивные: определение алгоритма ответа по плану.

Познавательные: работа с отдельными статьями Конституции РФ, текстами и иллюстрациями учебника, с плакатами, ответы на вопросы викторины.

Коммуникативные: взаимопомощь и доброжелательность общения среди детей разной национальности

Интерес к познанию родной страны, усвоение понятий госу-дарство, Конституция, права и обязанности,


3. Государственные символы России

1

Урок первичного изуче-ния и закрепления новых знаний

Символы власти: герб, флаг, гимн. Россия — многонациональное государство

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «государственные символы». Обучение алгоритмизации деятельности.

Извлечение информации из различных знаковых систем. Обучения навыкам участия в викторинах.

Моделирование ситуаций, требующих проявления соответствующего отношения к государственным символам России.

Государственные символы.

Расширение представлений о Родине, родном крае, патриотизме. Знакомство государственной символикой

Регулятивные: определение алгоритма ответа по плану.

Познавательные: работа с текстами и иллюстрациями учеб ника, с плакатами, ответы на вопросы викторины.

Коммуникативные: взаимопомощь и доброжелательность общения среди детей разной национальности

Интерес к познанию родной страны, государственным символам


4. Порядочность

1

Комбинированный

Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Порядочность: честность, надежность, соблюдение норм морали. Достоинство и благородство

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «нормы морали», «тактичность», «порядочность», «благородство», «достоинство», «справедливость».

Усвоение правил работы с учебником. Извлечение информации из различных знаковых систем.

Моделирование поведения, требующего проявления тактичности, порядочности, благородства, достоинства

Этика, мораль, нормы морали, тактичность и порядочность, благородство, достоинство, справедливость, вина.

Овладение навыками культурного поведения, формирования нравственной культуры учащихся;

отработка практических ситуаций проявления порядочности в повседневной жизни. Пробуждать стремление к самосовершенствованию и благородству

Регулятивные: усвоение правил работы с учебником.

Познавательные: чтение текстов; ответы на вопросы, выполнение заданий; работа со словарем по определению значений слов; работа с условно-графической наглядностью.

Коммуникативные: культурное и вежливое общение в коллективе

Компетентность в разрешении элементов практических ситуаций в повседневной жизни.

Пробуждение стремления совершать добрые дела, быть порядочным человеком


5. Совесть

1

Комбинированный

Способность ученика оценивать свои поступки, осознавать свои обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя. Правила взаимоотношений учеников класса, школы

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «совесть», «стыд», «сострадание», «благородство», «корысть», «эгоизм».

Освоение навыков составления схем.

Моделирование поведения, требующего проявления вежливости, доброжелательности. Обучение навыкам самоконтроля.

Совесть, стыд, порядочность, сострадание, благородство, эгоизм, корысть

Воспитание вежливого поведения, доброжелательного отношения к окружающим, потребности оценивать свои поступки, осознавать обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя

Регулятивные: определение правил отработки терминов и понятий.

Познавательные: работа с табличками; выполнение заданий по закреплению материала; отработка терминов и понятий; чтение текста и составление схемы.

Коммуникативные: соблюдение правил вежливости и этикета

Компетентность в оценивании своих поступков, определении обязанностей и оценивание их выполнения


6. Ответственность за свои дела

1

Комбинированный

Способность ученика оценивать свои поступки, осознавать свои обязанности, оценивать выполнение своих дел, контролировать себя. Правила взаимоотношений учеников класса, школы. Анализ ситуаций в школе и семье

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «ответственность»

Использование элементов причинно-следственного анализа. Моделирование ситуаций. Требующих проявления ответственности за свои дела.

Совесть, стыд, порядочность, сострадание, благородство, эгоизм, корысть, отвестственность

Воспитание вежливого поведения, доброжелательного отношения к окружающим, потребности оценивать свои поступки и дела, осознавать обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя

Регулятивные: определение правил отработки терминов и понятий.

Познавательные: работа с табличками; выполнение заданий по закреплению материала; отработка терминов и понятий; чтение текста и составление схемы.

Коммуникативные: неформальное общение, соблюдение правил вежливости и этикета

Компетентность в оценивании своих поступков, определении обязанностей и оценивание их выполнения.


7. Доверие и доверчивость

1

Комбинированный

Важнейшие качества личности: порядочность, совесть, доверие. Убеждённость в честности и порядочности товарища, вера в искренность и добросовестность его поступков. Откровенность. Доверие и доверчивость. Самодоверие. Советы в сложной жизненной ситуации

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «доверие», «самодоверие», «доверчивость».

Обучение составлению сложного плана и работе по нему.

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Развитие навыков художественного чтения.

Развитие навыков работы в парах.

Моделирование поведения, требующего проявления доверия.

Доверие, порядоч-ность, откровенность, совесть, искрен-ность, самодоверие, доверчи-вость

Формирование представлений о нравственной ответственности человека за содеянное. Отличие доверия от доверчивости. Воспитание доброты и милосердия, доброжелательности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела

Регулятивные: выявление алгоритма сложного плана изучения нового, работа по этому плану.

Познавательные: работа со словарем по определению терминов и понятий; практические задания.

Коммуникативные: художественное чтение и обсуждение стихов; работа в парах; применение правил межличностного общения

Выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определе ниями; соотносить текст с рисунком; выявлять различие между доверием и доверчивостью


8. Милосердие и сострадание

1

Комбинированный

Милосердие: готовность помочь родным и посторонним людям, проявление сострадания, сердечного участия. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, понимание, бескорыстие, справедливость. Отношения в классном коллективе, Стремление прийти на помощь людям. Проявление милосердия в классе, школе

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «милосердие», «сострадание», «бескорыстие».

Освоение навыков алгоритмизации деятельности.

Развитие навыков поведения в ситуации командного соперничества.

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Осознанное формирование групповых норм.

Моделирование поведения, требующего проявления милосердия и сострадания.

Милосердие, сострадание, бескорыстие, порядочность, справедливость.

Формировать нравственные качества личности: быть милосердным, уметь сострадать, прийти на помощь другу в трудную минуту. Воспитывать среди учащихся доброжелательность, уважение друг к другу

Регулятивные: разработка правил поведения в классе, школе.

Познавательные: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практических заданий; работа с условно-графической наглядностью, объяснение пословиц.

Коммуникативные: работа в парах на основе правил соревнования команд

Выявлять элементы общечеловеческих ценностей, сострадания и милосердия; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять взаимопомощь в классном коллективе


9. Милосердие в блокадном Ленинграде

1

Комбинированный

Милосердие в годы Великой Отечественной войны: готовность помочь посторонним людям, проявление сострадания к детям, готовность пожертвовать жизнью ради спасения детей.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «сердечное участие», «Великая Отечественная война». Разработка правил поведения в экстремальных ситуациях.

Развитие навыков работы в группах с раздаточным материалом. Моделирование достойного поведения в экстремальных ситуациях.

Милосердие, сострадание, бескорыстие, порядочность, сердечное участие

Формировать нравственные качества личности: быть милосердным, уметь сострадать, прийти на помощь трудную минуту.

Регулятивные: разработка правил поведения в экстремальных ситуациях. Познавательные: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практических заданий; работа с наглядностью,.

Коммуникативные: работа в группах с блокпакетами

Выявлять элементы общечело-веческих ценностей, сострадания и милосердия


10. Правда и ложь

1

Комбинированный

Правда – то, что соответствует действительности. Ложь – намеренное искажение действительности. Хитрость. Отличие понятий «неправда» и «ложь». Полуправда, святая ложь.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «правда», «ложь», «полуправда», «честность», «искренность», «репутация». Освоение навыков составления схем.

Освоение навыков работы в группах. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков художественного чтения.

Обучение анализу различных высказываний по одной теме.

Моделирование ситуаций, требующих проявления правдивости.

Правда, ложь, полуправда,

честность, искренность, репутация

Формирование умения критически осмысливать свои поступки, учиться быть искренним и правдивым.

Вырабатывать потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков. Воспитание нравственных принципов собственного развития

Регулятивные: при помощи учителя делать определения нравственных принципов собственного развития.

Познавательные: составление схемы; отработка терминов и понятий; выполнение практических заданий; этическая беседа по теме сказки; соотнесение иллюстрации с текстом, определение заголовка иллюстрации; работа с пословицами и поговорками.

Коммуникативные: работа в группах и парах; художественное чтение и обсуждение стихов; сравнение и сопоставление различных высказываний

Критически осмысливать свои поступки; оценивать позитивные качества правдивости и честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома


11. Традиции воспитания

1

Комбинированный

Воспитание положительных качеств личности. Традиции: нормы поведения, обычаи, ценности, передаваемые из поколения в поколение. Сословия: дворяне, крестьяне, купцы, ремесленники, казаки. Общее и отличия в воспитании детей разных сословий. Воспитание в труде, уважение и помощь родителям, старшим. Выполнение традиций предков

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «обычай», «традиция», «поколение». Освоение навыкам составления схем и планов. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков командной деятельности.

Обучение составлению кроссвордов.

Моделирование ситуаций, требующих соблюдения обычаев и традиций.

Обычай и традиция, поколение, сословия, дворяне, крестьяне, ремесленники, купцы, казаки, манеры

Формирование эмоционально-положительной концепции развития личности на примерах положительных традиций своего народа, реализация межпредметных связей с литературой, историей, русским языком

Регулятивные: определение правил составления схемы, сложного плана.

Познавательные: отработка терминов и понятий; выполнение заданий, работа по составлению схем; составление кроссворда; ответы на вопросы; работа с иллюстрациями учебника.

Коммуникативные: применение правил соревнования команд; чтение и обсуждение дополнительных текстов; работа с пословицами

Компетенции по проявлению порядочности и скромности, гордости за поступки наших предков; умение раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нем этические понятия


12. Воспитание дворян

1

Комбинированный

Социальное положение дворян. Детские и отроческие годы дворянских детей, их образ жизни. Соблюдение традиций предков; воспитание честности и благородства, доблести и чести, уважения к старшим путем привычки и подражания. Соблюдение требований гигиены. Требования к одежде. Уроки танцев. Обучение в разных типах учебных заведений. Поведение дворян в обществе


Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «сословие», «дворяне». Освоение навыкам составления схем и планов. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков командной деятельности.

Обучение составлению кроссвордов.

Моделирование ситуаций, требующих соблюдения обычаев, свойственных дворянам.

Обычай и традиция, поколение, сословия, дворяне

Формирование эмоционально положительной концепции развития личности на примерах положительных традиций своего народа, реализация межпредметных связей с литературой, историей, русским языком

Регулятивные: определение правил составления схемы, сложного плана.

Познавательные: отработка терминов и понятий; выполнение заданий, работа по
составлению схем;
составление кроссворда; ответы на
вопросы; работа с иллюстрациями
учебника.

Коммуникативные: применение правил соревнования команд; чтение и обсуждение дополнительных текстов; работа с пословицами

Компетенции по проявлению порядочности и скромности, гордости за поступки наших предков; умение раскрывать авторский замысел художественного произведения, выявлять в нем этические понятия


13. Честь и достоинство

1

Комбинированный

Развитие представлений о чести и достоинстве людей в разные эпохи: средневековые рыцари, дворяне. Умение отвечать за свои слова и дела. Дворянский кодекс чести. Общественное признание человека, его заслуг. Достоинства человека: доблесть, искренность и честность, скромность и простота, благородство души, чистая совесть. Честь и достоинство, патриотизм современного молодого человека, ученика.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «честь», «достоинство», «доблесть», «благородство», «патриотизм».

Обучение навыкам составления сообщения.

Обучение навыкам ведения беседы, диспута, выступления с сообщением.

Моделирование ситуаций, требующих проявления достойного благородного поведения.


Честь, достоинство, нравственность, репутация, совесть, справедливость, доблесть, благородство патриотизм

Воспитание уважения к традициям своего народа

Регулятивные: определение правил составления схемы, сложного плана.

Познавательные: отработка терминов и понятий; выполнение заданий, работа с иллюстрациями учебника,

составление плана изучения нового.

Коммуникативные: правила общения во время беседы и диспута; выступления учеников с сообщениями

Проявление чувств гордости за поступки людей


14. Честь и достоинство Александра Невского

1

Комбинированный

Развитие представлений о чести и достоинстве людей в эпоху средневековья. Жизнь-подвиг великого князя Александра Невского. Умение отвечать за свои слова и дела. Вынужденное смирение князя во имя спасения от разорения родной земли

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Обучение навыкам составления сообщения.

Обучение навыкам ведения беседы, диспута, выступления с сообщением.

Моделирование ситуаций, требующих проявления достойного благородного поведения (А как бы я поступил на месте Александра Невского)

Честь, достоинство, нравственность, совесть, справедливость, доблесть, благородство патриотизм

Раскрытие межпредметных связей с литера турой, историей, географией, окружающим миром.

Пробуждение у учащихся интереса к вопросам нравственности в русской истории


Регулятивные: с помощью учителя определение принципов выявления межпредметных связей.

Познавательные: работа с учебником; чтение стихов, текстов, посвященных Александру Невскому.

Коммуникативные: правила общения во время беседы и диспута; выступления учеников с сообщениями

Проявление чувств гордости за поступки наших предков.


15. Терпимость и терпение

1

Комбинированный

Нормы морали. Значение слов терпимость (толерантность) и терпение. Способность человека уважительно относиться к людям другой национальности, культуры, религии. Способность воспринимать другого как равного себе. Уникальность – важнейшее свойство личности. Качества личности: взаимоуважение и взаимопонимание, ответственность и доброжелательность, коммуникабельность, терпимость

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «культура», «религия», «терпимость», «толерантность», «уникальность», «мигрант», «индивидуальность», «национальность», «бескорыстие», «гуманность», «ксенофобия».

Освоение навыков работы с карточками, заполнения таблиц и схем.

Освоение навыков работы с анкетами.

Развитие навыков чтения по ролям.

Моделирование ситуаций, требующих проявления терпимости и коммуникабельности.

Мораль, культура, религия, терпимость (толерантность), уникальность, мигрант, национальность, бескорыстие, гуманность, ксенофобия, обычай.

Реализация межпредметных связей с литературой, историей. Воспитание целеустремленности и деловитости, уважительного отношения к людям другой национальности, ответственности за свои дела и поступки

Регулятивные: определение принципов применения блокпакетов на уроках этики.

Познавательные: использование блокпакетов с заданиями, работа на карточках; заполнение схем и таблиц.

Коммуникативные: основы анкетирования (заполнение анкеты)

Знать основы поведения в многонациональном коллективе; выполнять поручения по работе с детьми другой национальности; давать определения понятий, работать со словарем


16. Дети разных народов

1

Комбинированный

Нормы морали. Значение слов терпимость (толерантность) и терпение. Способность учеников уважительно относиться к детям другой национальности, культуры, религии. Умение воспринимать другого как равного себе. Уникальность – важнейшее свойство личности. Качества школьника: взаимоуважение и взаимопонимание, ответственность и доброжелательность, коммуникабельность, терпимость.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Освоение навыков работы с карточками, заполнения таблиц и схем.

Освоение навыков работы с анкетами.

Развитие навыков чтения по ролям.

Моделирование ситуаций, требующих проявления терпимости и коммуникабельности в общении со сверстниками разных национальностей и рас.

Мораль, культура, религия, терпимость (толерантность), уникальность, национальная принадлежность, гуманность

Реализация межпредметных связей с литературой, географией, историей,. Воспитание уважительного отношения к людям другой национальности, ответственности за свои дела и поступки

Регулятивные: определение принципов применения блокпакетов на уроках этики.

Познавательные: использование блокпакетов с заданиями, работа на карточках; заполнение схем и таблиц.

Коммуникативные: основы анкетирования (анонимный разбор заполненных анкет)

Знать основы поведения в многонациональном коллективе; выполнять поручения по работе с детьми другой национальности; давать определения понятий, работать со словарём


17. Столовый этикет

1

Изучения нового

Правила поведения за столом. Выполнение заданий практического характера. Ролевая игра «Гости»

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Развитие навыков в организации и участии в ролевых играх.

Этикет, десерт

Умение использовать столовые приборы, накрывать на стол, знать названия блюд

Регулятивные: определение принципов застольного этикета.

Познавательные: использование приборов во время застолья.

Коммуникативные:

правила общения во время беседы

Владеть этикетом общения за столом


18. Повторение и обобщение изученного

1

Повторительно-обобщающий

Обобщить и систематизировать знания учащихся по основам светской этики

Проверка знаний и навыков, относящихся к изученным темам курса

Основные понятия курса

Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение их актуализации.

Обобщение и систематизация знаний по курсу этики и этикета.


Регулятивные: составление тестового задания.

Познавательные: выполнение заданий тестового характера, ответы на вопросы, соотнесение пословицы с темой.

Коммуникативные: основы работы в парах и группах

Владение основами этики и этикета: знание понятий и определений, соотнесение определения с понятиями, пословиц с изученными темами; выполнение тестовых заданий


19. Мужество

1

Комбинированный

Значение слова мужество. Способность и убеждение смело идти навстречу опасности. Стойкость в борьбе, духовная крепость, доблесть, храбрость, отвага и смелость в опасных ситуациях. Проявление мужества в мирное время. Умение быть самим собой, идти своим путем. Вечные ценности и добродетели: честь, честность, достоинство, благородство, доброта, дружба. Тренировка мужества. Героизм – высшее проявление мужества

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «мужество, «отвага», «смелость», «дружба», «герой», «героизм».

Использование элементов причинно-следственного анализа. Извлечение информации из различных знаковых систем. Освоение навыков групповой деятельности.

Моделирование ситуаций, требующих проявления мужества, отваги, смелости, дружелюбия, героизма.

Мужество, доблесть, отвага, смелость, честь, достоинство, благородство, дружба, герой, героизм

Формирование умения соизмерять свои слова и дела,

разыгрывая жизненные ситуации, усваивать образцы поведения их героев.

Уважительно относиться к героям прошлого и настоящего

Регулятивные: правила анализа текстов по выявлению основ для принятия решений в конкретных ситуациях.

Познавательные: ответы на вопросы, выполнение заданий; отгадывание ребуса; анализ пословиц, подбор народных сказок, былин, пословиц, воспевающих красоту и мужество героев.

Коммуникативные: дружеское общение, взаимопомощь учеников в ходе подготовки классных и общешкольных воспитательных мероприятий

Проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями других людей, уметь жертвовать во имя общественных интересов


20. Мужество наших современников

1

Комбинированный

Способность и убеждение смело идти навстречу опасности. Стойкость, духовная крепость, доблесть, храбрость, отвага и смелость в опасных ситуациях. Проявление мужества детей и подростков в наше время. Героизм детей– высшее проявление мужества. Женя Табаков – мужественный и смелый мальчик. Память о герое

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Использование элементов причинно-следственного анализа. Извлечение информации из различных знаковых систем. Освоение навыков групповой деятельности.

Моделирование ситуаций, требующих проявления мужества, отваги, смелости, дружелюбия, героизма (А как бы я поступил на месте Жени Табакова).

Моделирование ситуаций, требующих проявления уважения к памяти героев.

Мужество, доблесть, отвага, смелость, честь, достоинство, благородство, дружба, герой, героизм

Усваивать образцы поведения героев.

Уважительно относиться к героям прошлого и настоящего

Регулятивные: правила анализа текстов по выявлению основ для принятия решений в конкретных ситуациях.

Познавательные: ответы на вопросы, выполнение заданий.

Коммуникативные: дружеское общение, взаимопомощь учеников в ходе подготовки классных и общешкольных воспитательных мероприятий

Проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями других людей, уметь жертвовать своими интересами во имя общественных интересов


21. Равнодушие и жестокость

1

Комбинированный

Слово равнодушие и его синонимы. Умение прийти на помощь нуждающимся. Жестокость: насилие одной личности над другой. Связь насилия с отрицательными явлениями нашего общества. Проявление жестокости по отношению к животным, сверстникам. Цена человеческой жизни, её неповторимость, умение беречь себя, своих родных и близких. Борьба со сквернословием. Уметь и хотеть делать добрые дела

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «равнодушие», «жестокость», «жизненные ценности», «нецензурные слова», «философия». Использование элементов причинно-следственного анализа. Извлечение информации из различных знаковых систем. Освоение навыков работы с карточками.
Освоение правил ведения диспутов, споров, дискуссий.

Освоение навыков самопрезентации (подготовки и выступления с сообщением)

Равнодушие, жестокость, жизненные ценности, нецензурные слова, философия

Подводить учеников к мысли о важности сохранения дружеских взаимоотношений в классе и школе, семье. Продолжить работу по изучению особенностей семей классного коллектива

Регулятивные: определение задач по выявлению и сохранению лучших традиций нашего общества.

Познавательные: работа с табличками; выполнение заданий развивающего характера по ходу объяснения; работа с понятиями и их значениями на карточках.

Коммуникативные: дружеское общение, взаимопомощь учеников в ходе подготовки классных и общешкольных воспитательных мероприятий

Поддерживать дружеские взаимоотношения в классе и школе; подготовить мини-сочинение; проанализировать жизненные ситуации, сделать выводы


22. Я люблю тебя жизнь

1

Изучения нового

Любить и беречь жизнь, она неповторима. Беречь себя и других людей, родных и близких. Быть внимательным к бедам и тревогам других людей, уметь прийти на помощь нуждающимся. Не допустить гибели детей и подростков. Суицид детей, его причины, возможности предотвращения

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «ценность жизни», «равнодушие», «суицид».

Использование элементов причинно-следственного анализа. Извлечение информации из различных знаковых систем. Освоение навыков работы с карточками.
Освоение правил ведения диспутов, споров, дискуссий.

Освоение навыков самопрезентации (подготовки и выступления с сообщением). Моделирование ситуаций, требующих проявления участия, противодействия суицидальным наклонностям.

Ценность жизни. Равнодушие, жестокость, , суицид.

Подводить учеников к мысли о ценности жизни и её неповторимости, важности сохранения дружеских и заботливых взаимоотношений в классе и школе, семье. Продолжить работу по изучению особенностей семей классного коллектива

Регулятивные: определение задач по выявлению и сохранению лучших традиций нашего общества.

Познавательные: выполнение заданий развивающего характера; работа с понятиями и их значениями.

Коммуникативные: дружеское общение, взаимопомощь учеников в ходе подготовки классных и общешкольных воспитательных мероприятий

Поддерживать дружеские взаимоотношения в классе и школе, заботиться друг о друге; проанализировать жизненные ситуации по охране жизни и здоровья детей, сделать выводы


23. Этикет посещения массовых мероприятий

1

Изучения нового

Сборы в театр. Правила посещения театра, кинотеатра, концертного, музеев и выставок. Мои любимые музеи, самые интересные выставки

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «овации», «бис». Моделирование ситуаций, требующих проявления достойного поведения на массовых мероприятиях.

Театр, музей выставка, фойе, партер, овации (бис)

Эстетические мысли и эмоциональные переживания от просмотра пьесы, прослушивания концерта, обзора экспонатов музея

Регулятивные: определение задач по посещению массовых мероприятий.

Познавательные: выполнение творческих заданий по этике и этикету.

Коммуникативные: дружеское общение при посещении мест развлечений, обсуждение увиденного, обмен мнениями о спектаклях и фильмах

Умение воспринимать художественное произведение в различных видах и формах, руководствуясь правилами этики и этикета


24. Самовоспитание

1

Комбинированный

Нормы нравственности, Обычаи и традиции, законы и постановления. Дисциплинированность сознательная дисциплина. Самовоспитание. Воспитание воли. Ближайшие и отдаленные цели развития личности. Пути самообразования. Преодоление трудностей, самооценка

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «сознательная дисциплина», «самовоспитание», «самообразование», «самооценка».

Развитие навыков выработки групповых норм, работы в группах.

Освоение навыков работы с карточками.
Использование элементов причинно-следственного анализа.

Моделирование ситуаций самовоспитания

Нравственность, нормы нравственности, сознательная дисциплина, самовоспитание, самообразование, самооценка

Обучение детей ценить и дорожить великим даром общения, определение роли и значения самовоспитания в этом процессе


Регулятивные: определение правил самовоспитания, самодисциплины.

Познавательные: работа в группах с раздаточным материалом; анализ текста и выделение основных идей; работа с анкетой.

Коммуникативные: конкретизация и определение правил работы в группах

Соблюдать дисциплину и самодисциплины; анализировать рассказы по проблеме урока для детей


25. Воспитание полководца Суворова

1

Комбинированный

Нормы нравственности. Обычаи и традиции. Детские и отроческие годы А.В. Суворова. Чтение книг о полководцах и сражениях. Изучение иностранных языков. Закаливание организма, воспитание воли. Походная жизнь, его боевые заслуги перед Отечеством.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «военная дисциплина».

Развитие навыков выработки индивидуальных и групповых норм, работы в группах.

Освоение навыков работы с карточками.
Использование элементов причинно-следственного анализа.

Моделирование ситуаций самовоспитания

Нравственность, нормы нравственности, военная дисциплина, самовоспитание, самообразование

Обучение детей ценить и дорожить великим прошлым нашего Отечества, ценить великие личности России


Регулятивные: определение правил самовоспитания, самодисциплины.

Познавательные: работа в группах с раздаточным материалом; анализ текста и выделение основных идей.

Коммуникативные: конкретизация и определение правил работы в группах

Проявлять компетентность в вопросах самовоспитания, анализировать рассказы из жизни А.В. Суворова


26. Учись учиться

1

Комбинированный

Учение и воспитание как составные части образования. Умение применять знания, правильно действовать в конкретной ситуации. Нравственность и ее нормы. Приемы учения. Алгоритм подготовки урока, ответа у доски. Сочетание труда умственного и физического. Приемы запоминания. Тренировка памяти

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «учение», «воспитание».

Развитие навыков выработки групповых норм, работы в группах. Развитие навыков самопрезентации (работа у доски). Использование элементов анализа причинно-следственных связей. Развитие навыков участия в игре. Моделирование ситуаций, требующих проявления и развития навыков учения и самовоспитания


Анализ вопросов и заданий, ответы в логической последовательности. Определение нравственных качество личности при анализе конкретного поступка. Определение алгоритма подготовки урока, ответа у доски

Регулятивные: сос-тавление практических заданий по решению жизненных

Познавательные: работа в группах с раздаточным материалом; анализ текста и выделение основных идей.

Коммуникативные: конкретизация и определение правил работы в группах

Компетенции по выполнению учебных заданий в классе и дома


27. Коллективизм и справедливость

1

Комбинированный

Нравственность и ее нормы. Умение сотрудничать в группе, коллективе. Планирование работы и ее результатов. Распределение обязанностей. Работать быстро, хорошо и в срок. Уважать решения коллектива. Тактично помогайте другим. Умейте спорить, отстаивать правду, добиваясь положительного результата работы

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «коллективизм», «взаимопомощь», «общее дело». Развитие навыков работы в группе.

Моделирование ситуаций, требующих слаженной групповой работы

Коллективизм, взаимопомощь, обязанность, общее дело

Анализ вопросов и заданий, ответы в логической последовательности. Определение нравственных качество личности при анализе конкретного поступка. Определение алгоритма подготовки урока, ответа у доски.

Регулятивные: сос-тавление алгоритма работы в группах.

Познавательные: работа в группах с раздаточным материалом; анализ текста и выделение основных идей.

Коммуникативные: конкретизация и определение правил работы в группах

Компетенции по выполнению учебных заданий в коллективе класса, школы


28. «Фруктовый» этикет

1

Изучения нового, практическое занятие

Как правильно есть фрукты: груши и яблоки, персики, сливы, абрикосы, вишни, ананасы, мандарины, землянику, виноград, грейпфрут, арбуз. Выполнение заданий практического характера. Ролевая игра «Угощение гостей». Показной этикет

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «десерт», «показной этикет».

Освоение навыков

Организации и участии в ролевых играх.

Этикет, десерт, правила этикета, показной этикет

Умение правильно потреблять пищу

Регулятивные: определение принципов застольного этикета.

Познавательные: использование приборов во время застолья.

Коммуникативные: правила общения во время застолья.

Владеть этикетом общения за столом


29. Речевой этикет

1

Урок закрепления знаний

Средства речи и правила их использования в различных ситуациях. Правила общения, беседы. Умение начать и поддержать беседу. Особенности речи русского языка. Этикет разговорной речи, беседы. Правила разговора по телефону.

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «речевой этикет», «общение», «эрудиция». Развитие навыков художественного чтения. Использование элементов анализа причинно-следственных связей. Освоение навыков работы с карточками.
Извлечение информации из различных знаковых систем.

Моделирование ситуаций, развивающих культуру речи; требующих проявления эрудиции.

Речевой этикет, общение, эрудиция

Активизация знаний речевого этикета из межпредметных связей.

Воспитание желания узнавать новое о жизни своего и других народов, уважительно к ним относиться.


Регулятивные: усвоение основ комплексной работы с текстами, с, карточками и схемами.

Познавательные: анализ нового материала; чтение стихов, анализ пословиц; разыгрывание сценок; работа в группах с блокпакетами; выполнение заданий в парах.

Коммуникативные: развитие культуры речи в разных ситуациях

Выполнять правила речевого этикета; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям иной национальности, религии


30. День вежливости

1

Урок закрепления знаний

Праздник слова «спасибо». Ценность вежливости, хороших манер, умение благодарить за добрые дела. Послания благодарности. Подготовка и проведение праздника. Игра «Собери спасибо». Игра «квест». Сообщения о происхождении вежливых слов

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Развитие навыков организации и участия в ролевых играх и сценках.

Развитие навыков подготовки и выступления с сообщениями.

Речевой этикет, общение

Активизация знаний речевого этикета из межпредметных связей.

Воспитание желания узнавать новое о жизни своего и других народов, уважительно к ним относиться


Регулятивные: усвоение основ комплексной работы с текстами, с, карточками и схемами.

Познавательные: анализ нового материала; чтение стихов, анализ пословиц; разыгрывание сценок; работа в группах с блокпакетами; выполнение заданий в парах.

Коммуникативные: развитие культуры речи в разных ситуациях

Выполнять правила речевого этикета; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям иной национальности, религии


31. Мои права и обязанности

1

Комбинированный

Устав – основной документ учебного заведения. Права и обязанности ученика. Отражение норм права и морали в школьном Уставе. Обязанность посещения занятий в школе. Что запрещено учащимся. Ответственность ученика за свои поступки. Работа комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Формулирование определений понятий «устав», «комиссия по делам несовершеннолетних».

Развитие навыков составления простого и сложного планов.

Извлечение информации из различных знаковых систем. Составление собственных текстов.

Развитие навыков работы в группах.

Использование элементов причинно-следственного анализа. Развитие навыков самопрезентации (подготовка и выступление с сообщением).

Моделирование ситуаций, требующих осознанного выполнения обязанностей, осуществления и защиты прав

Устав, права и обязанности, нормы морали, правила этики и этикета; комиссия по делам несовершеннолетних.

Реализация межпредметных связей с другими дисциплинами. Развитие умения находить в тексте знания этического характера, знание основных правил этики. Рассмотрение и анализ конкретных ситуаций из школьной жизни


Регулятивные: основы составления простого и сложного плана.

Познавательные: работа с учебником, с иллюстрациями, соотнесение текста и иллюстрации, придумывание названия для иллюстрации.

Коммуникативные: основы фронтальной и групповой работы в классе

Компетенции: знание основ школьного Устава, запрещающих требований; проявление уважительного отношения к учителям, учащимся школы. Умение подготовить сообщение о правах и обязанностях школьника


32. Устав школы

1

Комбинированный

Устав – основной документ учебного заведения. Права ученика на бесплатное образование, участие в управлении школой, выбор формы образования, пользование культурно-спортивной базой. Обязанности ученика. Что не должен делать ученик в школе

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Развитие навыков составления простого и сложного планов.

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Развитие навыков работы в группах. Использование элементов анализа причинно-следственных связей. Моделирование ситуаций, наглядно демонстрирующих необходимость соблюдения устава школы.

Устав, права и обязанности, нормы морали, правила этики и этикета

Реализация межпредметных связей с другими дисциплинами. Развитие умения находить в тексте знания этического характера, знание основных правил этики. Рассмотрение и анализ конкретных ситуаций из школьной жизни


Регулятивные: основы составления простого и сложного плана.

Познавательные: работа с учебником, с иллюстрациями, соотнесение текста и иллюстрации, придумывание названия для иллюстрации.

Коммуникативные: основы фронтальной и групповой работы в классе

З [pic] [pic] нание основ школьного Устава, запрещающих требований; проявление уважительного отношения к учителям, учащимся школы. Умение подготовить сообщение о правах и обязанностях школьника


33. Этикет народов мира

1

Урок изучения нового

Особенности этикета разных народов. Этикет народов России. Особенности этикета в Японии и Великобритании, Франции, Испании, Голландии

Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.

Извлечение информации из различных знаковых систем.

Развитие навыков сравнения и сопоставления.

Моделирование ситуаций, требующих применения навыков взаимоотношений с представителями разных народов.

Речевой этикет, общение

Активизация знаний речевого этикета из межпредметных связей.

Воспитание желания узнавать новое о жизни своего и других народов, уважительно к ним относиться


Регулятивные: усвоение основ комплексной работы с текстами, с, карточками и схемами.

Познавательные: анализ нового материала; чтение стихов, анализ пословиц; разыгрывание сценок; работа в группах с блокпакетами; выполнение заданий в парах.

К [pic] оммуникативные: развитие культуры речи в разных ситуациях

В [pic] ыполнять правила речевого этикета; проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям иной национальности, религии


34.Итоговый урок



35.Презентация проектов

2

Повторительно-обобщаю­щий

Обобщить и систематизировать знания учащихся по основам светской этики

Проверка навыков и знаний, составляющих содержание курса.

Основные понятия курса

Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение их актуализации.

Обобщение и систематизация знаний.

Подготовка к восприятию и усвоению курса обществознания

Регулятивные: составление тестового задания.

Познавательные: выполнение заданий тестового характера, ответы на вопросы, соотнесение учебного материала.

Коммуникативные: основы работы в парах и группах

К [pic] омпетенции владения основами этики и этикета: знание понятий и определений, соотнесение определения с понятиями, пословиц с изученными темами; выполнение тестовых заданий







































7