Конспект урока на тему Безработица 11 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Открытый урок по теме «Безработица»


Цели:


  1. Сформировать представление об экономических понятиях занятость и безработица;

  2. Раскрыть причины безработицы и ее виды.

  3. Познакомиться с методами государственного регулирования занятости населения.

  4. Продолжить формирование умений решать задания, используемые при сдаче ЕГЭ по обществознанию.


Тема нашего урока «Занятость и безработица»


Давайте познакомимся с вами с целями нашего урока. Слайд


Наш урок мы начнем с закрепления знаний, полученных на прошлом уроке:

1. Что представляет собой рынок труда?

- Это вид рынка, характеризующий систему социально-трудовых отношений, позволяющий фирмам удовлетворять потребность в трудовых услугах, предоставляемых людьми, в обмен на заработную плату и другие выгоды.


2. Что продается и покупается на рынке труда?

- на рынке услуг труда можно купить право на использование способностей работника в течение некоторого времени для создания экономических благ.


3. Как действуют спрос и предложение на рынке труда?

- Спрос на рынке труда находится в обратной зависимости от ставки заработной платы, за которую рабочие согласны трудиться. Величина спроса зависит от таких факторов как:

- спрос потребителей на товары и услуги, цена на них, ставка заработной платы, качество труда, его производительность, технологии, экономическая ситуация в стране.

- Предложение труда зависит от уровня заработной платы, благосостояния семьи, престижа труда, его сложности, потребности работника в свободном времени.

Также влияют: мобильность трудовых ресурсов, дискриминация в сфере труда по возрастным и половым признакам, национальности и др.

Закрепляем тему заданиями с графиком.

Новая тема.


- Что же такое занятость? Ответ на стр. 107 учебника.


Безработица – это социально-экономическое явление, выражающееся в том, что часть экономически активного населения, желающая работать, не может найти работу.


[pic]

Какая из указанных категорий граждан будут отнесены к безработным?

- Входят в категорию трудовых ресурсов и ищут работу.


Причины безработицы: РАБОТА В ГРУППАХ. Нужно привести примеры из жизни.



1.Завышенные требования самих работников относительно размера желаемой ими заработной платы.

Не согласны работать за предлагаемую зарплату и предпочитают быть безработными.


2.Низкий спрос на рабочую силу.

Государство должно бороться с безработицей: повышая государственные доходы или снижая налоги, оно может увеличить объем спроса на рабочую силу.


3. Негибкость, характерная для рынка труда (несоответствие между потребностями тех, кто ищет работу и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места.)


Показатель уровня безработности:


уровень общей безработности = общая численность занятых : численность экономически активного населения х 100%.



По характеру причин безработица делится на фрикционную, структурную и циклическую.

Учебник стр. 109.


Нужно ли стремиться к тому, чтобы в стране существовала полная занятость?


Естественный уровень безработицы - фрикционная+структурная.

РЕШАЕМ ЗАДАЧУ с графиком.


Проблема занятости населения – важная часть государственного регулирования рынка труда. Государство использует различные методы, которые мы можем разделить на активные и пассивные. СТР. 111.


Сейчас мы выполним небольшую работу. Перед вами перечислены работники, не имеющие работы. Определите, какой тип безработицы представляет каждый из перечисленных работников, затем определите соответствующую государственные программы, которые помогут данному безработному.



Самостоятельно сформулируем последствия безработицы – позитивные и негативные.

Заслушиваем. Их также можно разделить на экономические и социальные.

Нам осталось выяснить вопрос о последствиях безработицы для государства и общества

Расположите перечисленные ниже последствия в 4 группы: позитивные экономические и социальные, и негативные – экономические и социальные:


1. Формирование мобильного «резерва» рабочей силы.

2. Сдерживание требований профсоюзов в части повышения заработной платы.

3. Потеря профессиональных навыков.

4. Опасение потерять работу.

5. Снижение совокупного дохода семьи.

6. реальный ВНП ниже потенциального.

7. Обострение криминогенной ситуации.

8. Увеличение значимости и ценности труда.

Приложение:

I. Социальные последствия безработицы


Отрицательные

1. Обострение криминогенной ситуации.

2. Усиление социальной напряженности.

3. Рост количества физических и душевных заболеваний.

4. Увеличение социальной дифференциации.

5. Снижение трудовой активности.

Положительные


1. Повышение социальной ценности рабочего места.

2. Увеличение личного свободного времени.

3. Возрастание свободы выбора места работы.

4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.

II. Экономические последствия безработицы


Отрицательные


1. Обесценивание последствий обучения.

2. Сокращение производства.

3. Затраты на помощь безработным.

4. Утрата квалификации.

5. Снижение жизненного уровня.

6. Недопроизводство национального дохода.

7. Снижение налоговых поступлений.


Положительные


1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.

2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.

3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.

4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.