Тема 3. Политические режимы

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема 3

«Политические режимы»


План:

  1. Понятие политического режима.

  2. Признаки политического режима.

  3. Тоталитарный режим (понятие и основные признаки).

  4. Авторитарный режим (понятие и основные признаки).

  5. Демократия.


1) Понятие политического режима.

Одной из основных категорий, раскрывающих способ функционирования политической системы, в современной политологии выступает политический режим (от лат. «regimen» - управление).

Политический режим - это способ функционирования политической системы общества. Он определяет характер жизни в стране и отражающий уровень политической свободы, а также отношения органов власти к правовым основам их деятельности.     Понятие политического режима получило распространение в западноевропейской обществоведческой литературе на рубеже XIX и XX веков. В течение долгого времени оно продолжает оставаться объектом теоретических споров.    

2) Признаки политического режима.

Политический режим определяется следующими признаками:  

  • степенью участия народа в механизмах формирования политической власти, а также самими способами такого формирования;  

  • соотношением прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированностью прав и свобод личности;  

  • характеристикой реальных механизмов осуществления власти в обществе; степенью реализации политической власти непосредственно народом;  

  • положением средств массовой информации, степенью гласности в обществе и прозрачностью государственного аппарата;  

  • местом и ролью негосударственных структур в политической системе общества;  

  • соотношением между законодательной и исполнительной ветвями власти; характером правового регулирования в отношении граждан и должностных лиц;  

  • типом политического поведения; характером политического лидерства;  

  • учетом интересов меньшинства при принятии политических решений; доминированием определенных методов при осуществлении политической власти;  

  • степенью верховенства закона во всех сферах общественной жизни; принципами взаимоотношения общества и власти;  

  • политическим и юридическим положением и ролью в обществе «силовых» структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности);  

  • мерой политического плюрализма, многопартийности; существованием реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

3) Тоталитарный режим и его признаки

Тоталитарный режим - это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.    

Термин «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis» (весь, целый, полный). Он был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX века.

В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР (в годы сталинизма) и в гитлеровской Германии (с 1933 г.). Государство поглощает все общество и конкретного человека. При этом, власть на всех уровнях формируется закрыто одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты.    

Признаки тоталитарного режима:  

  • государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;  

  • общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого; в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа; монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;  

  • абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;  

  • государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена непроницаемой стеной и недоступна для контроля со стороны народа;  

  • доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;  

  • господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;  

  • права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют веские гарантии их реализации;  

  • экономической основой выступает крупная собственность: государственная, монополистическая, общинная;  

  • наличие одной официальной идеологии, плюрализм фактически устранен; централизация государственной власти в руках диктатора и его окружения;  

  • невозможность контроля со стороны общества за деятельностью репрессивных государственных органов;  

  • государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

4) Понятие и основные черты авторитарного режима    

Авторитарный (от лат. «autoritas» - власть) режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой) при минимальном участии народа.

Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, а также как разновидность общественных отношений.    

Характерные черты:  

  • концентрация власти в руках политического лидера или определенных лиц;  

  • наличие у государства лишь ключевых рычагов воздействия на общественную жизнь;  

  • ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций;  

  • отсутствие огромного репрессивного аппарата;  

  • разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством;  

  • наличие некоторых элементов демократии (выборов, парламентской борьбы).    

Авторитарный режим возникает в странах, где происходит смена общественного строя, сопровождающаяся резкой поляризацией политических сил; в странах, где наблюдаются длительные экономические и политические кризисы, преодоление которых демократическими средствами становится невозможным.

Во второй половине XX века авторитарные режимы возникли в ряде освободившихся от колониализма стран Азии, Африки и Латинской Америки.  




5) Демократия.

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима — демократический и антидемократический.

Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

Признаки демократического режима:

население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы);

решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

существование гражданского общества с его развитой структурой;

реальное осуществление правового государства;

выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

легитимность государственной власти;

— “силовые” структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами;

доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

во всех сферах общественной жизни господствует закон;

провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;

политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);

гласность, средства массовой информации свободны от цензуры;

реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

Таковы существенные черты демократического политического режима, отличающие его от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогая четче ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.










Характеристика

Демократический

Авторитарный

Тоталитарный

Посттоталитарный

Султанистский

Политический

плюрализм

Ответственный плюрализм

Ограниченный, безответственный плюрализм; может быть слабая оппозиция

Нет (официальная партия обладает полной монополией на власть)

Нет (партия все ещеформально монополизирует власть)

Нет (ни одна группа не свободна от властидеспота); нет правового порядка

Социальный и экономическийплюрализм

Да

Может быть

Нет возможности дляпараллельного общества или теневой экономики

Ограниченный, но ответственный (в зрелых режимах оппозиция частосоздает «вторую культуру», «параллельное общество» или теневуюэкономику)

Существует, но могут быть непредсказуемыедеспотические вмешательства

Идеология

Приверженностьгражданским принципам и правилам конкуренции; уважение прав меньшинства, законности и ценности личности

Нет четко разработанной руководящей идеологии

Наличие руководящей и направляющей идеологии, описывающейдостижимую в будущем утопию

Руководящая идеология официально существует, но уменьшаются приверженность и вера граждан; смещение акцента с идеологии на прагматический консенсус

Манипуляция символами;прославление правителя; отсутствие руководящей идеологии

Мобилизация

Низкая мобилизация, при понимании ценности высокого уровня участия;терпимость к мирной,соблюдающей правила оппозиции

Нет политической мобилизации, кромеисключительных случаев

Экстенсивная мобилизация в большое числосозданных режимоморганизаций; мобилизация основана наэнтузиазме

Постепенная потеря интереса к мобилизации; рутинная мобилизация вгосорганизации поддерживает необходимыеконформизм и покорность

Низкий уровень;периодически бываютмобилизации для насилия над группами, указанными султаном

Лидерство

Лидеры меняютсяпериодически по итогам свободных выборов; власть их ограниченаконституционно

Власть лидера (малойгруппы правителей) ограничена вполне предсказуемыми, но плохо определенными нормами

Неопределенные границы, большая непредсказуемостьлидерства, часто харизматического; рекрутирование на высшие посты зависит от приверженности и успешной карьеры в парторганизации

Высшие лидеры практически не бываютхаризматиками; ихрекрутируют из официальной партии, адеятельность в основномограничивается парт-структурами, процедурами и механизмами «внутренней демократии»

Лидерство сильно персонифицировано;отсутствуют рационально-легальные ограничители; покорность лидеру базируется на страхе или ожидании награды; его окружение рекрутируется из членов семьи, друзейлибо людей, обеспечивающих насилие со стороны режима; мощная династическая тенденция



3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления


Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных и иных факторов.

Основными причинами возникновения государства являются:

1) переход от «присваивающей» экономики к «производящей» и разделение труда;

2) появления частной собственности на продукты и орудия труда;

3) классовое расслоение общества.

Форма государства – это совокупность способов организации, устройства и осуществления государственной власти.

К элементам формы государства относятся: форма правления, как порядок организации высшей государственной власти, образования ее органов и особенностей ее взаимодействия с населением; форма государственного устройства, т. е. территориальная организация государственной власти и государственно-правовой режим, отражающий систему приемов и способов осуществления власти.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия – это форма правления, при которой вся государственная власть сосредоточена в руках одного человека (царя, султана, императора, короля и т. д.).

Типичные признаки монархии:

1) монарх наследует власть, осуществляет ее пожизненно и бессрочно;

2) монарх выступает от имени всего народа, тем самым персонифицируя государство;

3) монарх выполняет как функции главы государства, так и законодательную и исполнительную власть, контролирует правосудие и местное самоуправление.

Выделяют абсолютную монархию, когда государственная власть по закону полностью принадлежит одному человеку (Кувейт, Катар, Саудовская Аравия) и конституционную, которая, в свою очередь, разделяется на парламентарную (Англия, Япония) и дуалистическую (Марокко, Иордания).

При парламентарной монархии правительство формируется парламентом из представителей партии, победившей на выборах, указы монарха приобретают юридическую силу только при согласии соответствующего министра. При дуалистической монархии власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Республика– это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей.

Признаки республики:

1) выборность власти;

2) ограниченность срока полномочий власти;

3) признание народа формально-юридическим источником власти.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Турция) – парламент, в смешанных (Франция, Финляндия) – совместно президент и парламент.

4. Формы государственного устройства

Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления и взаимоотношений между государством в целом и его составными частями.

В зависимости от формы государственного устройства различают простые (унитарные) и сложные (федерация, империя) государства.

Унитарное государство – простое единое централизованное государство, части которого являются административно-территориальными единицами, подчиняются центральным органам власти и не обладают признаками государственного суверенитета (Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция). Унитарные государства обладают следующими признаками:

1) административные единицы единого государства не обладают политической самостоятельностью;

2) единый государственный аппарат возглавляется общими для всей страны высшими государственными органами;

3) единое гражданство;

4) одноканальная система налогообложения.

По способу контроля центральной власти выделяют централизованные (на места назначаются представители центра) и децентрализованные (избираются органы местного самоуправления) унитарные государства.

Федерация – сложное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом (США, ФРГ, Индия). Федерация обладает такими признаками:

1) это союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;

2) в наличии двухуровневая система государственных органов (федеральный и субъектов федерации);

3) двухканальная система налогообложения;

4) при наличии федерального законодательства действует и законодательство субъектов.

Федерации можно классифицировать:

1) по принципу формирования субъектов:

а) административно-территориальные;

б) национально-государственные;

в) смешанные;

2) по юридической основе:

а) договорные;

б) конституционные;

3) по равенству статусов:

а) симметричные;

б) асимметричные.

Также выделяют конфедерацию– временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствуют общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства. Действуют союзные органы, координирующие деятельность конфедерации.

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты и др.).

Империя– это сложное государство с обширной территориальной основой и различной степенью зависимости ее субъектов от высшей государственной власти (Римская, Британская, Российская империи).

5. Механизм государства. Органы государственной власти

Механизм государства – это система государственных органов и организаций, с помощью которых осуществляется государственная власть, решаются задачи и выполняются функции государства. Механизм государства состоит из следующих элементов:

1) система государственных органов, обладающих государственно-властными полномочиями (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т. д.);

2) государственные служащие, профессионально занимающиеся управлением и получающие за это денежное вознаграждение;

3) государственные организации, предприятия и учреждения;

4) организационные и финансовые средства, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Первейшим элементом механизма государства выступает государственный орган.

Орган государственной власти – это звено государственного аппарата, состоящее из государственных служащих, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в связи с этим властными полномочиями.

Признаки государственного органа:

1) является самостоятельным элементом механизма государства;

2) действует от имени государства и по его поручению;

3) образован и функционирует на основании нормативных правовых документов;

4) выполняет свойственные только ему задачи и функции;

5) имеет соответствующую компетенцию – совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга задач и осуществления соответствующих функций;

6) состоит из государственных служащих и подразделений;

7) для осуществления своих целей и задач имеет необходимую материальную базу;

8) обладает определенным правовым статусом;

9) действует на определенной территории;

10) имеет право на издание юридических актов (как правовых, так и правоприменительных).

Государственные органы можно классифицировать:

1) по порядку образования:

а) избираемые непосредственно народом – первичные (Президент РФ, Государственная дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации РФ);

б) избираемые иными государственными органами – производные (Правительство РФ);

2) по форме реализации государственной деятельности:

а) законодательные (представительные – парламент);

б) исполнительно-распорядительные (правительство);

в) судебные;

г) контрольно-надзорные (прокуратура);

3) по срокам полномочий – постоянные и временные;

4) по порядку осуществления компетенции – коллегиальные и единоличные;

5) по объему полномочий – высшие и местные.