Открытый урок на темуЧто такое общество?

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Технологическая карта урока по теме «Что такое общество»

Предмет: обществознание.

Класс: 10

Цель урока:

  • систематизировать основное содержание понятий «общество», «природа», «культура», «общественные отношения» как в широком, так и узком смысле;

  • формирование значимости научных знаний и методов познания действительности, готовности руководствоваться ими в анализе и оценке общественных явлений; необходимых моральных ориентиров; экологической культуры;

  • формирование умения получать, обобщать, систематизировать информацию из разнообразных источников; умения применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера; умения формулировать и аргументировать мысль, связно излагать информацию, задавать вопросы и отвечать на них;

Оборудование:

Презентация.

Техническое обеспечение:

Мультимедийный проектор, экран, компьютер.





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

Приветствие учащихся

Проверка присутствующих,

отсутствующих.


Приветствие учителя


Актуализация знаний

- Сколько смыслов у понятия «общество»?

- Что вы понимаете под обществом?

Прочтите еще раз (на слайде) определение понятия «общество». Обратите внимание на то, что общество – это обособившаяся от природы часть мира.

- Что значит «обособившаяся» часть?




- В чем состоит обособление? Почему развитие общества невозможно без естественных предпосылок, прежде всего без учета природных условий?


Именно на эти вопросы мы сегодня постараемся найти ответы. А также рассмотрим взаимосвязь общества с природой и культурой. Учимся работать самостоятельно с тестовыми заданиями, документальным материалом; анализировать, высказывать свою точку зрения.

Ответы учащихся (на основе ранее полученных знаний)







Выделившийся, отгородившийся, отделившийся


Ответы учащихся

Слайд № 1

Слайд №2





Слайд №3

Оформление тетрадей

Тема нашего урока «Что такое общество»

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь

Слайд №4

Формирование новых знаний

Между людьми в обществе в процессе общения или совместной деятельности, возникают отношения. Такие отношения называют «общественными»?









Определите все ли отношения можно считать «общественными»?



А теперь давайте выясним, почему общество так связано с природой, в чем проявляется эта взаимосвязь.

? Пользуясь материалом учебника заполните таблицу «Взаимодействие человека и животных с окружающей средой»

- Каким образом природа связана с обществом?


П [pic] [pic] рирода

(в широком смысле) ( в узком смысле)

весь мир в много- биосфера,

образии его форм естественные

условия жизни

общества,

человека


- Каковы пути взаимодействия человека на природу вы можете назвать?




Таким образом, говоря об обособлении общества и природы, мы имеем ввиду, присущие ему особенные черты, а также неразрывность природы и процессов ее естественного развития.


Аргументируйте высказывание В.Г. Белинского, используя раздаточный материал из хрестоматий.






Чтобы стать человеком трудолюбивым, творческим, прекрасным, надо заниматься самовоспитанием, формировать свои способности в любом виде деятельности. В стремлении человека к красоте, к полной самореализации и счастливой жизни, большую роль играет общество, в котором мы живем. Человек создает тем самым свою нужность обществу, а общество нуждается в созидательной активности личности.

В.Г.Белинский прав в том, что «общество развивает и образует» человека.

Таким образом, с понятием «общество» связано и понятие «культура».







- Что дает обществу культура?


Работая с документом, ответьте на вопросы:

- Что такое «культурные универсалии»?

- Что дает обществу культура?



Задание «Подумаем»:

- Кто из собеседников, на ваш взгляд, более точно использует понятие «культура»?




Записывают понятие в тетрадь









Работают с текстом учебника стр.10 (4-5 абзац «Но не все…»).

Ответы учащихся



Работа с текстом стр. 8-10.







Записывают понятие «природа» в тетрадь



Ответы учащихся, анализ изображенного на слайдах. Высказывают своё мнение на данную проблему.









-чтение документа;

- ответы на вопросы;

- высказывают свою точку зрения на проблему.


















Записывают новое понятие «культура» в тетрадь.








Ответы учащихся (предположения)


Учащиеся работают с дополнительным материалом. Ответы подтверждают текстом документа.


Учащиеся выполняют задание, доказывая свою точку зрения по проблеме.




Слайд №5

Общественные отношения - это многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, политической, социальной, культурной жизни и деятельности.


Слайд №5 – задание










На доске таблица «Природа»


Слайд №6 –

Природа - материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук.


Слайд №7


































Слайд № 8

Культура -области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, навыков, умений и знаний).








Закрепление изученного материала

  1. «Выберите правильный ответ».

  2. Тестовые задания ЕГЭ.

Учащиеся выполняют тестовые задания



Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

- Чему учились на уроке?

- Над чем работали?

Учащиеся отвечают на вопросы.


Домашнее задание

- § 1, с. 7 – 15, пересказ;

- задания ЕГЭ, часть 2;

- выучить термины по теме.

Записывают домашнее задание в дневник

Слайд № 9

Рефлексия

- Вам понравился урок?

-Какой раздел вам был более интересен?

- Мне было приятно с вами работать сегодня на уроке.

-Спасибо за урок!!!

Учащиеся отвечают на вопросы

Слайд №10



Общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

1