Урок по экономике «Количество денег, необходимое для экономики страны». 6 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок по экономике в 6 классе

«Количество денег, необходимое для экономики страны»

Цели урока:

  • Образовательные: учащиеся должны вывести уравнение обмена и сформулировать понятие скорости обращения денег, анализируя экономические ситуации.

  • Развивающие: школьники учатся устанавливать логические связи и взаимозависимости между экономическими явлениями на основе уравнения обмена, прогнозировать последствия принимаемых экономических решений.

  • Воспитательные: воспитывать активную личность, имеющую собственные верные и устойчивые суждения.

Оборудование:

  1. презентация к уроку,

  2. мультимедийный проектор,

  3. компьютер,

  4. экран,

  5. раздаточный материал «Экономические ситуации», тесты

 Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний учащихся о функциях денег, умений их различать.

Учащиеся делают тест (ответы заносят в лицевой счёт) Проверка в парах.

Анализ ситуации №1 (раздаточный материал № 1). Ответ учащихся на вопрос № 1. (СЛАЙД 1)

III. Изучение нового материала.

  • Мотивация учащихся.

Деньги в экономике выполняют очень важную работу. Значение денег в жизни каждого человека велико. Про них сложено много пословиц и поговорок. Вот, например

«Денежки не рожь, а зимой растут, деньги и не мёд, а зимой тают» (объяснить).

Я вас просила тоже найти пословицы и поговорки о деньгах. Нашли? Зачитайте по одной и объясните её значение. Молодцы.

Вопрос. Как вы понимаете смысл высказываний? (СЛАЙД 2)

«Счастье не в деньгах, а в их количестве»

«Денег много не бывает»

Ответ. Чем больше денег у человека (семьи), тем выше его благосостояние, он может полнее удовлетворять свои потребности.

Вопрос. А с точки зрения государства в целом, хорошо или плохо когда в экономике страны много денег?

А сколько нужно денег государству, чтобы оно нормально функционировало?

Надо ли уметь определять необходимое экономике страны количество денег? (для чего?)

Как это сделать? А хотите научиться это делать? (СЛАЙД 3)

Ответ. Ученики выдвигают различные гипотезы.

  • Постановка учебной задачи и сообщение темы урока.

Задача урока: выяснить, как определить необходимое экономике количество денег, чтобы она нормально функционировала. (СЛАЙД 4)

Запишите в тетради тему урока «Количество денег, необходимое для экономики страны» (СЛАЙД 5)

Ученики записывают тему урока в тетради.

  • Анализ ситуаций.

Работа над вопросами № 2 и № 3 к ситуации № 1 из Раздаточного материала № 1. (СЛАЙД 6)

Ответ. Стоимость сделки составляет 40 рублей. Необходимо цену товара умножить на количество купленного товара.

В экономике в течение года совершается огромное множество сделок купли – продажи, подобных рассмотренной нами. Деньги предназначены обеспечивать нужды торговли. Именно торговля определяет необходимое экономике количество денег.

(СЛАЙД 7)Какие обозначения вы знаете?

Пусть М – это количество денег, необходимое экономике. Назовём его величиной денежной массы. Р – это средние цены товаров и услуг, продававшихся за год. Q - это количество товаров и услуг, продававшихся за год. Тогда величина денежной массы равна произведению средних цен товаров и услуг и их количества.



(СЛАЙД 8) Давайте проанализируем ситуации №2 а), б), в), г). Ответьте на вопросы и запишите необходимые вычисления на доске и в тетрадях.

Ответы. а) М = 6 х 100 000 = 600 000 (руб.)

б) М = 6 х 200 000 = 1 200 000 (руб.)

в) денежная масса увеличилась в 2 раза. Если увеличивается количество товаров и услуг в экономике (Q) (выпуск продукции в экономике растёт), то и величина денежной массы (М) также должна стать больше. Говоря языком математики, между Q и М существует прямая зависимость.

г) 1 600 000 = Р х 200 000

Р = 8 (руб.)

В Эколандии вырастут цены.

Вопрос. Есть выражение «Денежная масса управляет ценами». Как вы это понимаете? (СЛАЙД 9)

Ответ. Если выпуск продукции не изменится, а величина денежной массы вырастет, то могут вырасти цены. Это произойдёт потому, что выпустить (напечатать, начеканить деньги) можно довольно быстро, а вот объём производства товаров и услуг увеличить также быстро сложно.

Вопрос. Чем опасен рост цен в экономике?

Ответ. Благосостояние граждан снижается.

Вопрос. Какова зависимость между величиной денежной массы и средним уровнем цен?

Ответ. Прямая зависимость.

  • Анализ ситуации. (СЛАЙД 10)

Теперь давайте рассмотрим такую ситуацию. Мы с вами государство и у нас производятся следующие товары: яблоки, груши, апельсины, бананы, виноград, мандарины. Каждого товара производится по 1 кг. Цена-100 руб за 1 кг. Мы должны реализовать нашу продукцию. ( Начинаем торговать. У всех участников по 100 руб).

Вопрос: сколько товара мы продали? 6 кг

Запись на доске M=P*Q

600=100*6

А теперь рассмотрим другую ситуацию(Оставляю 100 руб. и пускаю её по кругу)

Вопрос: у всех есть товар? Сколько денег нам потребовалось? 100 руб.

100=?100*6

Вопрос. Как вы объясните несоответствие между общей стоимостью всех товаров и фактически использованной суммой денег?

Ответ. Сделки осуществлялись не одновременно, а последовательно. Одна и та же сумма денег, перемещаясь от одного владельца к другому, позволила осуществиться нескольким сделкам купли – продажи.

Чтобы равенство сохранилось, в левой части мы должны поставить какое-то значение?

Действительно, в экономике существует понятие «скорость обращения денег», которое обозначается буквой V

Попытайтесь сформулировать определение этому понятию.

Ответ. Количество сделок, осуществляемое одной и той же суммой денег за определённое время (например, за год). (СЛАЙД 11)

Ученики записывают определение понятия в тетради и формулу.

Вопрос. Ребята, вернёмся к рассмотренной ситуации. Как вы считаете, нужно было бы иметь больше денег, если б наша 100р купюра в течение дня поменяла бы не 6 хозяев, а 8?

Ответ. Нет. Всё равно достаточно будет 100 рублей.

Формула

  1. 600*1=100*6



2. 100*6=100*6



Вопрос. Какая взаимозависимость прослеживается между скоростью обращения денег и величиной денежной массы.

Ответ. Чем быстрее деньги меняют кошельки своих хозяев, тем выше их скорость. А чем выше скорость обращения денег, тем меньше их необходимо иметь в обращении. И наоборот. Зависимость между названными величинами обратная.



М х V = Р х Q. (СЛАЙД 14)

Запишите эту формулу в тетради. Мы вывели очень важную формулу. Она называется уравнением обмена. Левая часть уравнения денежная, а правая – товарная. Чем больше товарная часть, тем больше должна быть денежная. И наоборот.

  • Подведём итоги.

Вопрос. Разрешены ли проблемы и задача, поставленные в начале урока? Подтвердились ли ваши гипотезы?

Ответы. Государству важно знать какое количество денег должно быть в экономике. Для этого существует уравнение обмена.

Вопрос. К чему может привести избыток денег в экономике, когда товарная масса меньше, чем денежная?

Ответ. Эта ситуация может привести к росту цен в экономике, что снизит уровень благосостояния граждан. (СЛАЙД 15)

Вопрос. А если товарная масса окажется больше, чем денежная? К каким последствиям это может привести?

Ответ. Денег может не хватить для осуществления сделок купли – продажи. Это затормозит развитие торговли, производства и потребления. (СЛАЙД 16)

Вопрос. Величиной какой массы определяется величина денежной массы?

Ответ. Денежная масса определяется величиной товарной массы.

Как мы видим, в руках у государства есть очень важный инструмент, через который оно может оказывать существенное влияние на функционирование экономики страны.

IV. Закрепление изученного материала

Задача (оценки за задачу дети выставляют в лицевой счёт)

V. Домашнее задание.

Изучить текст на странице 98 – 99, задание № 2 на странице 101 (письменно).

VI. Выставление оценок за урок по лицевому счёту.

VII. Рефлексия.









Раздаточный материал

Экономические ситуации

1. Выяснилось, что в доме закончились макароны. Мама попросила Ваню сходить в магазин и купить 2 кг макарон нужного сорта. Она дала сыну 100 рублей и Ваня отправился в магазин за покупкой. Он купил необходимое количество макарон по цене 20 рублей за килограмм.

Мама разрешила сыну оставить сдачу себе. Из этих денег он отдал другу долг за диск к компьютеру, а оставшуюся сумму денег положил в копилку.

  1. Какие функции выполняют деньги в описанной ситуации?

  2. Какова стоимость совершённой Ваней сделки?

  3. Как определить количество денег, необходимое Ване для осуществления сделки купли - продажи макарон?

_____________________________________________________



2.

Представьте, что в Эколандии один товар, зерно, удовлетворяет все потребности её населения.

  • А) В 2008 году в Эколандии было выращено 100 000 мешков зерна и продано по средней цене 6 рублей за мешок. Какое количество денег необходимо выпустить в обращение, чтобы всё зерно было куплено?

  • Б) В 2009 году урожай зерна в Эколандии превзошёл все ожидания. Было выращено 200 000 мешков зерна. Средняя цена зерна не изменилась. Сколько денег необходимо иметь в экономике страны, чтобы весь товар был куплен?

  • В) сравните результаты ответов на вопросы в пунктах А) и Б). Сделайте вывод.

  • Г) Что произойдёт в экономике Эколандии, если будет напечатана не та сумма денег, которую вы рассчитали в пункте Б), а сумма денег в размере 1 600 000 рублей?

  • Д) Вернитесь к пункту Б). Определите необходимое для экономики Эколандии количество денег с учётом скорости их обращения, равной 3 оборотам в год.



Задача



В стране Лимония выращено 8000 лимонов, которые были проданы по цене 2 золотые монеты каждый. Определи

А) сколько золотых монет нужно иметь в государстве, если скорость оборота равна 4.

Б) Что произойдёт с ценой, если при прочих равных условиях величина денежной массы увеличится вдвое?

В)Как изменятся цены, если урожай зерна увеличится в 2 раза?









Лицевой счёт ученицы(ка)_____ класса

Ф.И. уч-ся______________________________________



Оценка

1.

Решение теста


2.

Решение задачи


3.

Работа на уроке



Итоговая оценка за урок






Тест.

Определи, какую функцию выполняют деньги в перечисленных ситуациях:

а) мера стоимости;

б) средство обмена;

в) средство платежа;

г) средство накопления богатства

1. Мама заплатила за электроэнергию.

2. В магазине яблоки стоят 50 руб. за 1 кг, а на рынке 45 руб.

3. Брат купил джинсы за 1500 руб.

4. Папа заплатил за обучение сына в кружке «Юный техник».

5. Мама положила деньги в сбербанк на срочный вклад «Детский»

6. Директор фирмы выплатила рабочим премию по итогам прошлого месяца.

7. Бабушка отложила деньги на «чёрный день»

8. Курочка Ряба оценила своё яйцо в 1000 руб.

9. Ты копишь деньги на новый телефон.

10. Красная Шапочка купила бабушке пирожки по 10 руб за штуку.



Рефлексия

Сегодня на уроке я узнала(л) …

Сегодня я научилась (лся)…

Мне было непонятно…

Я хотела(б) бы узнать…