Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Чистопольского муниципального района РТ


Рассмотрено

на заседании ПГ

Протокол №

от «» августа 2015 г.

Согласовано

зам. директора

« » августа 2015 г.

Утверждено

и введено в действие

приказ №

от «»августа 2015 г.



_______

(Беляева Т.В.)


_________

(Николаева С.А.)


_____________

(Г.Г. Нуруллина)





Рабочая программа

по обществознанию на уровне

основного общего образования







Составитель: учитель обществознания

Костенич Александра Валерьевна




















2015-2016 учебный год





Пояснительная записка


СТАТУС ДОКУМЕНТА


Рабочая программа по обществознанию составлена на уровене основного общего образования на основе:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования 24 марта 2004 года.

- Примерной программы основного образования по обществознанию.

На изучение курса обществознания в 6-8 классах выделяется 35 часов в год, в 9 классе 34 часа в год, 1 час в неделю, что соответствует учебному плану школы на 2015 - 2016 учебный год.


Характеристика предмета


Содержание образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: человек и общество, духовную культуру, экономическое и правовое регулирование общественных отношений, политику и социальную сферу. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. Этнокультурный компонент отражен в содержании уроков.

Большое значение придаётся реализации межпредметных связей с курсом истории и другими учебными дисциплинами.


Изучение обществознания (включая экономику и право) на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.


На изучение обществознания в 6-9 классах учебным планом предусматривается 173 учебных часа – из расчета 35 учебных недель, 35 часов в год (1 час в неделю) в 6-8 классах, 34 учебных недель в 9-х классах, 34 часа в год (1 час в неделю).

Курс обществознанию предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов. Первый этап (6 кл.) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. Второй этап (7-9 кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов способствует предпрофильной подготовке учащихся.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (136 час)

ПЕРВЫЙ ЭТАП (6 класс)

ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (34 час)

Человек и общество (6 час)

Отличие человека от животных. Потребности, способности, характер. Пол и возраст человека. Ребенок и взрослый.

Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Общение в детском коллективе. Учеба в школе.

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Общество как форма совместной жизни людей. Человек, общество и природа. Природоохранная деятельность. Правила экологического поведения.

Духовная культура (4 час)

Культура общества и человека, ее проявления. Культура поведения. Образцы для подражания.

Образование, его значение в жизни людей. Образование и образованность. Необходимость самообразования. Право на образование.

Наука в современном обществе. Труд ученого. Ответственность ученых за результаты своих открытий.

Экономика (4 час)

Экономика как хозяйство. Экономические потребности и возможности. Ограниченность ресурсов. Необходимость соотносить потребности с имеющимися ресурсами.

Товары и услуги. Рынок. Купля - продажа. Деньги и их роль в экономике.

Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи. Труд ребенка в семье. Заработная плата. Налоги как часть расходов семьи. Семейный бюджет. Личный бюджет школьника.

Социальная сфера (5 час)

Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в обществе. Мораль. Религия. Право.

Нарушение норм и их последствия. Ответственность человека за его поступки.

Здоровье людей. Опасные для человека и общества явления: наркомания, пьянство, преступность. Слагаемые здорового образа жизни. Занятия физкультурой и спортом.

Семья. Отношения в семье. Неполные семьи.

Политика и право (5 час)

Наше государство - Российская Федерация. Государственное устройство. Государственная символика. Россия - федеративное государство.

Роль права в жизни общества и государства. Традиции, обычаи и право. Отличие права от иных правил поведения людей в обществе. Что такое закон.

Права ребенка и их защита. Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности школьника.

Правомерное поведение. Соблюдение и нарушение установленных правил. Проступок и преступление. Ответственность за проступки и преступления.

Резерв учебного времени - 7 ч



ВТОРОЙ ЭТАП 7-9 класс

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (102 час)

Общество (7 час)

Понятие об обществекак форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды.

Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества.

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

Человек (9 час)

Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь.

Половозрастные роли в современном обществе. Феминизм и эмансипация. Особенности подросткового возраста

Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности.

Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания. Самопознание.

Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры и ценности. Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность.

Сфера духовной культуры (7 час)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Социальные ценности и нормы.Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.Самообразование.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Экономика (22 час)

Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют.

Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.

Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.

Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Семейный бюджет. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).

Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве.

Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях.

Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз.

Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Социальная сфера (14 час)

Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.

Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь "Я" и социальной роли. Социальное неравенство.

Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в современных условиях.Социальное страхование.

Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.

Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни.

Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями.

Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.

Политика и социальное управление (10 час)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.

Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.

Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Право (22 час)

Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.

Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.

Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей.Презумпция невиновности.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция.Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

  • формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;

  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

  • совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.



ОПЫТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

  • формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;

  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

  • совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.


В соответствии с рабочей программой используются следующие учебники:

6 класс - Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений – 7-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.

7 класс - Кравченко А.И., Певцова Е.А. «Обществознание», учебник для 7 класса. М. «Русское слово», 2007 г.

8 класс - Кравченко А.И., Певцова Е.А. «Обществознание», учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.- 9-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»», 2008г.

9 класс - А.И.Кравченко. «Обществознание» учебное пособие для учащихся 9 класса, М, «Русское слово», 2009



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.



Типы уроков: комбинированный, изучение новой темы, урок-беседа, урок –семиеар.


Средства обучения:

  • Печатные пособия (учебники, раздаточный материал)

  • Аудиовизуальные (презентации, образовательные фильмы)

  • Наглядные пособия (стенды, таблицы, плакаты)


Учебно-тематический план для 6 класса


раздела

Наименование раздела

Количество часов

1

Человек и общество

8 часов


2

Экономическая сфера

9 часов

3

Социальная сфера

4 часа

4

Политическая сфера

7 часов


5

Духовная сфера

6 часов


Итого

35


В результате изучения истории ученик 6 класса должен

знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.



Учебно-тематический план для 7 класса



раздела

Наименование раздела

Количество часов

1

Общество как предмет гуманитарного цикла

1 час

2

Человек

10 часов

3

Социальная сфера

14 часов

4

Сфера духовной культуры

9 часов


Итого

35


В результате изучения истории ученик 7 класса должен

знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное су-щество; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.


Учебно-тематический план для 8 класса


раздела

Наименование раздела

Количество часов

1

Личность и общество

5 часов

2

Сфера духовной культуры

9 часов

3

Экономика

11 часов

4

Социальная сфера

7 часов

5

Резервное время используется для самостоятельной, лабораторной и практической работы.


3 часов


Итого

35


В результате изучения истории ученик 8 класса должен

знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.



Учебно-тематический план для 9 класса

раздела

Наименование раздела

Количество часов

1

Политика и социальное управление

12 часов

2

Право

22 часа


Итого

34


В результате изучения истории ученик 9 класса должен

знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.





















Календарно-тематическое планирование по обществознанию 6 класс


Тема урока

Тип урока

Цели и задачи

Дата проведения

План

Факт

1.

Общество как форма жизнедеятельности людей.


Вводный

Дать представление о предмете «Обществознание».

1.09


2

Социальная структура общества.


Комбинированный


Знать структуру общества, понятие «социальная роль», «социальные группы».


8.09


3

Формальная и неформальная группы.


Комбинированный

Знать признаки формальных и неформальных групп.


15.09


4

Социальная ответственность.

Социальный конфликт.

Урок изучения нового материала

Знать что такое социальна ответственность и виды.


22.09


5

Биологическое и социальное в человек.


Комбинированный

Объяснять и знать значение понятий: человек, природа, культура, цивилизация. Знать и объяснять естественно-научную версию происхождения человека; человек - биосоциальное существо.

29.09


6

Личность. Социализация индивида


Комбинированный

Знать что такое человек, отличия человека от животного. Как происходит социализация личности


6.10


7

Человек и его ближайшее окружение.


Урок-беседа

Знать как на человека оказывает влияние ближайшее окружение


13.10


8

Повторительно-обобщающий урок по теме


Обобщающий

Знать материал темы «Человек и общество»


20.10


9

Экономика и ее роль в жизни общества.


Урок изучения нового материала

Объяснять значение понятий: экономика, производство, производитель, потребитель, обмен, менеджер Объяснить роль человека в экономике.


27.10


10

Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.


Урок изучения нового материала

Знать основные понятия: товар, услуги, ресурсы


10.11


11

Экономические системы и собственность


Комбинированный

Знать основные виды экономических систем. Уметь их различать


17.11.


12

Деньги. Инфляция.


Комбинированный

Объяснять значение понятий: деньги, инфляция. Знать функции денег


24.11


13

Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки..

Комбинированный

Объяснять значение понятий: домашнее хозяйство, семейный бюджет. Знать из чего складываются доходы и расходы семьи.


1.12


14

Рынок и рыночный механизм.

Комбинированный

Объяснять значение понятий: рынок и его основные признаки


8.12


15

Предпринимательство. Производство. Малое предпринимательство

Урок изучения нового материала

Объяснять значение основных понятий: предпринимательство, бизнес, фирма. Знать личные качества предпринимателя


15.12


16

Экономические цели государства и функции государства


Урок изучения нового материала

Знать цели и задачи государства. Объяснить роль государства в развитии экономики


22.12


17

Повторительно-обобщающий урок по теме


Обобщающий

Знать материал темы «Экономическая сфера общества»


12.01


18

Семья как малая группа.


Урок изучения нового материала

Объяснять значение понятий: социальная группа (малая и большая), семья, родственники, друзья, социальное неравенство.

Объяснять значение понятий: семья, брак. Характеризовать основные нормы правовых основ брака; называть основные нормы этики семейных отношений; характеризовать семью как малую группу

19.01


19

Социальная значимость здорового образа жизни


Комбинированный

Объяснить значение здорового образа жизни на примерах


26.01


20

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества


Урок-беседа

Знать основные правила и нормы поведения в обществе, меры ответственности за нарушение общественных норм, методы борьбы с общественно-опасными явлениями, способы формирования здорового образа жизни.


2.02


21

Повторительно-обобщающий урок по теме


Обобщающий

Знать материал темы «Социальная сфера общества»


9.02


22

Власть. Роль политики в жизни общества.


Комбинированный

Знать понятие власть и роли политики в жизни общества


16.02


23

Право, его роль в жизни общества и государства


Комбинированный

Знать понятия: право, источники права, их отличительные черты; историю зарождения права, права и обязанности несовершеннолетних, право на собственность, право на образование, понятия ответственности, преступления и уголовной ответственности.

23.02


24

Конституция – Основной закон страны


Семинар

Знать понятие «конституция» и значение конституции в государстве, историю создания Конституции РФ, порядок принятия и изменения Конституции. Знать содержание и форму основного закона РФ; что такое власть по Конституции РФ, разделение властей, Президент, Совет Федерации, государственная Дума, местное самоуправление.

1.03


25

Право и свободы человека и гражданина в России, их гарантии


Комбинированный

Знать понятия: правопорядок, законность, правоохранительные органы (и их функции), судебные органы, юридическая защита; знать в чем

состоит необходимость установления и сохранения порядка и законности в стране, роль граждан в сохранении правопорядка.

8.03


26

Права ребёнка и их защита.


Комбинированный

Уметь свои знания применять в жизни


15.03


27

Особенности правового статуса несовершеннолетних.


Комбинированный

Знать различные источники нарушения прав несовершеннолетних, способы защиты прав, принципы и порядок деятельности судов в РФ


5.04


28

Повторительно-обобщающий урок по теме


Обобщающий

Знать материал темы «Политика и право»


12.04


29

Сфера духовной культуры и ее особенности.


Урок изучения нового материала

Знать что такое мораль, общественное мнение, его влияние на человека;


19.04


30

Свобода и ответственность.


Комбинированный


26.04


31

Наука в жизни современного общества

Комбинированный

Знать, что такое наука и научные знания, система наук, естественные науки, общественные науки, опрос, наблюдение эксперимент,

3.05


32

Образование и его значимость в условиях информационного общества.


Комбинированный

Знать понятие образования и значение


10.05


33

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни общества.


Комбинированный

Знать виды религий, функции


17.05


34

Повторительно-обобщающий урок по теме


Обобщающий

Знать материал темы «Духовная сфера общества»


24.05


35

Итоговое повторение


Обобщающий

Знать материал темы «Общество и его сферы»


31.05
























Календарно-тематическое планирование по обществознанию 7 класс

Тема урока

Тип урока

Цели и задачи

Дата проведения

План

Факт

1.

Обществознание как предмет гуманитарного цикла

Вводная беседа

Определить цели и задачи курса, повторить материал 6 класса

7.09


2

Биологическое и социальное в человеке.

Урок изучения новой темы

Давать определение понятию «человек», «мышление», «речь», «биосоциальное» знать:

-основные отличия человека от животного

14.09


3

Половозрастные роли в современном обществе.

Урок изучения нового материала

Давать определение понятию «человек», «мышление», «речь», «биосоциальное» знать:

-основные отличия человека от животного

21.09


4

Деятельность человека и ее основные формы

Комбинированный урок

Знать:

-основные трудности и задачи, стоящие перед подростком

Уметь определять трудности подросткового возраста

28.09


5

Пути познания. Самопознание.

Комбинированный урок

Определять пути познание мира и самого, понять ограниченность человеческого знания.

5.10


6

Социализация индивида. Личность.

Комбинированный урок

Знать понятия «человек, индивид, индивидуальность, личность»

Уметь раскрыть роль социализации, факторы ее формирования

12.10


7

Особенности подросткового возраста. Психологический портрет личности

Комбинированный

урок

Знать:

- понятия: темперамент, характер,

интеллект

19.10


8

Духовный мир человека

Комбинированный

урок

Знать понятия урока, определять структуру внутреннего мира человека

26.10


9

Мировоззрение.

Комбинированный

урок

Знать основные положения урока, уметь определять роль мировоззрения человека

9.11


10

Жизненные ориентиры и ценности.

Урок-беседа

Выявлять ценность человеческой жизни, высказывать оценочные суждения

16.11


11

Свобода и ответственность.

Контроль качества знаний

Знать основные положения урока, уметь анализировать высказывать точку зрения

23.11


12

Социальная структура общества.

Урок изучения нового материала

Знать социальную структуру общества понятия социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы.Формальные и неформальные группы.

30.11


13

Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте.

Комбинированный

урок

Знать понятия «Социальная роль и социальный статус», определять взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство.

7.12


14

Социальный статус.

Социальная мобильность.

Комбинированный

урок

Знать понятия урока, определять школу как стартовую площадку для дальнейшей карьеры, высокий уровень мобильности как признак современного общества.

14.12


15

Социальное развитие России в современных условиях.

Комбинированный

урок

Уметь анализировать , высказывать свою точку зрения, использовать материалы СМИ

21.12


16

Социальный конфликт и пути его разрешения

Комбинированный

урок

Знать понятие «Социальный конфликт», уметь определять пути его разрешения, значение конфликтов в развитии общества.

11.01


17

Человек в малой группе. Общение.

Комбинированный

урок

Уметь раскрывать содержание понятия «лидер», указать основные элементы лидерства

18.01


18

Межличностные отношения

Комбинированный

урок

Знать:

- факторы, помогающие и мешающие развитию межличностных отношений

25.01


19

Социальная значимость здорового образа жизни.

Комбинированный

урок

Уметь рассказывать о здоровом образе жизни

1.02


20

Социальные нормы. Социальная ответственность..

Урок изучения нового материала

Знать понятия урока, уметь высказывать оценочные суждения

8.02


21

Отклоняющееся поведение.

Комбинированный

урок

Обсудит проблему наркомании и алкоголизма

15.02


22

Семья как малая группа.

Комбинированный

урок

Уметь раскрыть значение семьи в современном обществе

22.02.


23

Межличностные отношения в семье

Комбинированный

урок

Знать о межличностных отношениях

в семье

29.02


24

Этнические группы и межнациональные отношения.

Урок изучения нового материала

Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа.

Знать понятия: этнос, нация,племя

7.03


25

Социальная сфера

Комбинированный

Знать изученный материал

14.03


26

Сфера духовной культуры и ее особенности

Урок ознакомления с новым материалом

Знать понятия: культура


4.04


27

Жизненные ценности и ориентиры.

Комбинированный урок

Знать основные принципы и

нормы морали. Знать основные категории морали, уметь давать определения, высказывать собственную точку зрения

11.04


28

Гуманизм. Моральный выбор.

Комбинированный урок

Знать основные категории морали, уметь давать определения, высказывать собственную точку зрения

18.04


29

Наука в жизни современного общества.


Комбинированный урок

Знать:

роль науки, уяснить классификацию и структуру большой науки

25.04


30

Возрастание роли научных исследований в современном мире


Урок ознакомления с новым материалом

Знать:

характеристики основных

исторических этапов и тип развития школы

2.05


31

Образование и его значимость в условиях информационного общества.

Комбинированный урок

Знать:

характеристики основных

исторических этапов и тип развития школы

9.05


32

Патриотизм и гражданственность.

Комбинированный урок


16.05


33

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести

Комбинированный урок

Знать:

-что такое религия и какова ,ее роль в жизни человека и общества

23.05


34

Искусство

Комбинированный урок

Знать:- понятие «искусство», «художественная культура»

30.05


35

Общество и мы

Контроль качества знаний

Знать изученный материал

30.05






















Календарно-тематическое планирование 8 класс

Тема урока

Тип урока

Характеристика

деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Основное содержание


Цели и задачи

Дата проведения

Примечание


План

Факт


1

Личность. Социализация индивида.

Вводный урок

Беседа с учащимися. Самостоятельная работа с текстом учебника, ответы на вопросы. Работа над понятиями. Запись в тетрадь отличия человека от животного.

Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Уметь осознавать понятие «личность», как продукт социализации, её отличие от индивидуума, делать выводы.

3.09



2

Общество как форма жизнедеятельности людей.

Урок изучения новой темы

Беседа с учащимися. Работа с понятиями. Самостоятельная работа с текстом учебника, беседа по вопросам.

Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Уметь понимать значение общества как формы жизнедеятельности людей, делать выводы.

10.09



3

Социальные изменения и их формы.

Урок изучения новой темы

Беседа с учащимися. Самостоятельная работа с текстом учебника, ответы на вопросы.

Развитие общества.


Уметь осознавать социальные изменения и их формы, глобальные проблемы современности.


17.09



4

Урок – семинар по теме «Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы»

Урок – семинар

Выступления учащихся по данной теме

Глобальные проблемы современности.

Уметь осознавать всю ответственность человечества за будущее, уметь находить пути решения глобальных проблем современности

24.09



5

Урок обобщения по теме «Личность и общество»

Урок обобщения

Проведение контрольного тестирования по данной теме


Контроль качества знаний учащихся по пройденному материалу.

1.05



6

Сфера духовной культуры и её особенности.

Урок изучения новой темы

Написание эссе на одну из тем, стр. 23 учебника. Самостоятельная работа с текстом учебника, беседа по вопросам.

Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека.

Уметь находить отличия человека нравственного от безнравственного, раскрывать понятие «гуманизм», «мораль», «человечность», делать выводы.

8.05



7

Мораль. Основные ценности и нормы морали.

Урок изучения новой темы

Беседа с учащимися. Работа с понятием. Самостоятельная работа с текстом учебника, беседа по вопросам.

Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия этики. Критерии морального поведения.

Уметь раскрывать понятие « культура» как достижения человека в преобразовании мира, приводить примеры, делать выводы.

15.05



8

Долг и совесть.

Урок изучения новой темы

Беседа с учащимися о долге и совести. Самостоятельная работа с текстом учебника, беседа по вопросам.

Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека.

Уметь узнавать, как человек познаёт мир и себя, понимать суть истины, делать выводы.

22.05



9

Моральный выбор. Свобода и ответственность.

урок-беседа

Беседа с учащимися о моральном выборе, свободе и ответственности, Самостоятельная работа с текстом учебника, беседа по вопросам.

Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Уметь понимать значение понятий «Моральный выбор», «свобода и ответственность», делать выводы.

29.05



10

Значимость образования в условиях информационного общества

Урок изучения новой темы

Беседа с учащимися о значимости образования в условиях информационного общества.

Основные элементы системы образования в РФ. Непрерывность образования. Самообразование.

Уметь определять значимость образования в условиях информационного общества

12.11



11

Наука, её значение в жизни современного общества.

Урок изучения новой темы.

Беседа с учащимися о науке, её значении в жизни современного общества.

Нравственные принципы труда учёного Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Уметь осознавать роль науки, в жизни современного общества.

19.11



12

Религия как одна из форм культуры.

Урок изучения новой темы

Беседа с учащимися о религии как одной из форм культуры.

Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества.

Уметь осознавать роль религии как одной из форм культуры, делать выводы.

26.11



13

Урок - семинар по теме «Свобода совести»

Урок- семинар

Выступления учащихся по вопросам темы. Работа с источником- Конституцией о свободе совести.

Участие граждан в природоохранительной деятельности.

Уметь высказывать свою точку зрения по данным темам.

3.12



14

Урок обобщения по теме «Сфера духовной культуры»

Урок обобщения

Контрольное тестирование.


Контроль качества знаний учащихся по пройденным темам.

10.12



15

Потребности и ресурсы.

Урок изучения новой темы.

Беседа с учащимися о потребностях и ресурсах. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, п. 18, ответы на вопросы.

Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Уметь понимать роль экономики и её основные три кита, знать понятия «потребности» и «ресурсы», приводить примеры, делать выводы.

17.12



16

Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить.

Урок изучения новой темы.

Эссе по теме труда. Беседа с учащимися об основных вопросах экономики: что, как и для кого производить. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, п.19, стр.110, выписать основные понятия.

Функции экономической системы. Модели экономических систем.

Уметь называть основные факторы производства, главные вопросы экономики и главный принцип рынка, делать выводы.

24.12



17

Собственность. Право собственности.

Урок изучения новой темы

Беседа с учащимися о собственности, праве собственности. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, п.40, стр.254-255

Формы собственности. Защита прав собственности

Уметь осознавать основу имущественных отношений, знать суть права собственности.

14.01



18

Работа с источниками по теме «Защита прав собственности»

Практикум


Изучение Конституции РФ о «Защите прав собственности», глава 2.


Уметь работать с источником, находить нужную информацию.

21.01



19

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики.

Урок изучения новой темы

Беседа с учащимися о рынке, рыночном механизме регулирования экономики. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, п.19, стр.111, выписать основные понятия.

Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Уметь понимать суть рынка, рыночного механизма регулирования экономики, делать выводы.

28.01



20

Производство. Товары и услуги.

Урок изучения новой темы

Беседа с учащимися о производстве, товарах и услугах. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника,п.19, стр.109-110, выписать факторы производства.

Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Уметь называть основные факторы производства, главные вопросы экономики и главный принцип рынка, делать выводы.

4.02



21

Предпринимательство.

Урок изучения новой темы

Беседа с учащимися о Предпринимательстве. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника,п.40, стр.257259, ответы на вопросы.

Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Уметь осознавать суть предпринимательства, знать основные его признаки.

11.02



22

Роль государства в экономике.

Урок изучения новой темы

Беседа по высказываниям о экономике. Работа с понятиями. Самостоятельная работа с текстом учебника, ответы на вопросы.

Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Уметь раскрывать роль государства в экономике, суть налоговой системы, государственного бюджета, делать выводы.

18.02



23

Распределение. Неравенство доходов.

Урок изучения новой темы

Беседа с учащимися о распределении, о неравенстве доходов. Самостоятельная работа с текстом учебника, ответы на вопросы.

Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Уметь осознавать суть распределения, его основные признаки.

25.02



24

Потребление. Семейное потребление

Урок изучения новой темы

Беседа с учащимися о потреблении, семейном потреблении. Самостоятельная работа с текстом учебника, ответы на вопросы.

Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Уметь осознавать суть потребления, изучать семейное потребление.

3.03



25

Реальные и номинальные доходы.

Урок изучения новой темы

Беседа с учащимися о реальных и номинальных доходах.

Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.

Знать суть понятий «реальные и номинальные доходы»

10.03



26

Безработица. Причины безработицы.

Урок - семинар

Выступления учащихся по данной теме

Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Уметь выступать перед учащимися, высказывать свою точку зрения.

17.03



27

Обмен. Мировое хозяйство.

Урок изучения новой темы

Беседа с учащимися об обмене, мировом хозяйстве, международной торговле.

Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

Уметь понимать суть понятий «Международная торговля», обмен», «мировое хозяйство»

31.03



28

Урок обобщения по теме «Экономика»

Урок обобщения

Контрольное тестирование по вариантам


Контроль качества знаний учащихся по пройденному материалу

7.04



29

Социальная структура общества.

Урок изучения новой темы

Беседа с учащимися о сферах общественной жизни. Работа с понятиями по социальной сфере. Самостоятельная работа с текстом учебника, ответы на вопросы.

Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.

Уметь давать характеристику социальной сфере жизни общества, её структуру, основные черты. Дать понятия социальному неравенству, статусу и социальной роли, а также социальному конфликту.

14.04



30

Социальный статус и социальная роль.

Урок изучения новой темы

Беседа с учащимися по данной теме. Работа с новыми понятиями. Работа с документом «конвенция о правах ребёнка», комментарии. Самостоятельная работа с текстом учебника, ответы на вопросы.

Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.

Уметь раскрывать понятия: «социальный статус», «социальная роль», «поколение», проблему отцов и детей, уметь использовать знания о защите прав ребёнка, делать выводы.

21.04



31

Этнические группы. Межнациональные отношения.

Урок изучения новой темы

Беседа с учащимися Работа с понятиями. Самостоятельная работа с текстом учебника, ответы на вопросы.

Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа.. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Уметь объяснять понятия « нации и национальные отношения» , используя Конституцию РФ, раскрывать причины национальных конфликтов и меры их предотвращения.

28.04



32

Отклоняющееся поведение.

Урок изучения новой темы

Беседа с учащимися об отклоняющемся поведении. Самостоятельная работа с текстом учебника, ответы на вопросы.

Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

Уметь определять отклоняющееся поведение и его роль в жизни человека.

5.05



33

Урок – семинар по теме Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.

Урок обобщения

Выступления учащихся по данной теме


Контроль качества знаний учащихся по теме «Социальная сфера».

12.05



34

Урок обобщения по теме «Социальная сфера»

Урок обобщения.

Контрольное тестирование по вариантам.

Тест

Контрольное тестирование по вариантам.

19.05



35

Урок итогового обобщения

Урок обобщения.

Контрольное тестирование

Тест

Контроль качества знаний учащихся

26.05







Календарно-тематическое планирование по обществознанию 9 класс


Тема урока

Тип урока

Характеристика

деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Основное содержание

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения


План

Факт

1

Политика и власть.

Урок изучения новой темы.

Беседа с учащимися о политике и власти. Самостоятельная работа с текстом учебника, ответы на вопросы.

Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Уметь определять суть политики и взаимосвязь политики и власти.

2.09


§

2

Государство, его отличительные признаки.

Урок изучения новой темы.

Беседа с учащимися о государстве, его признаках, формах, политических режимах. Самостоятельная работа с текстом учебника, ответы на вопросы.

Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Знать понятие «государство». Уметь характеризовать сущность государства как составной части политической системы общества, делать выводы.

16.09



3

Форма правления.

Работа с источником. Конституция РФ, глава 3.

Работа с источником.

Изучение главы 3 по данной теме, беседа.

Конституция РФ, глава 3.

Уметь работать с источником, находить нужные статьи по данной теме.

23.09



4

Политический режим. Демократия и тоталитаризм.

Урок изучения новой темы.

Беседа с учащимися о политическом режиме, о демократии и тоталитаризме.

Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Уметь определять политические режимы, отличия демократии от тоталитаризма.

30.09



5

Правовое государство. Разделение властей.

Урок изучения новой темы.

Беседа с учащимися о правовом государстве, разделении властей. Работа с текстом учебника, выписать признаки правового государства.

Условия становления правового государства в РФ.

Понимать суть правового государства, знать три формы власти.

7.09



6

Работа с источником. Конституция РФ, глава 1.

Работа с источником.

Изучение главы 3 по данной теме, беседа.

Конституция РФ, глава 1.

Уметь работать с источником, находить нужные статьи по данной теме.

14.09



7

Гражданское общество. Местное самоуправление.

Урок изучения новой темы.

Беседа с учащимися о гражданском обществе и местном самоуправлении. Самостоятельная работа с текстом учебника,стр.200-204, ответы на вопросы.

Пути формирования гражданского общества в РФ.

Знать понятия «Гражданское общество», « Местное самоуправление». Уметь находить разнообразные объединения, общественные организации в различных сферах общественной жизни.

21.09



8

Работа с источником. Конституция РФ, глава 1, 8

Работа с источником.

Изучение главы 3 по данной теме, беседа.

Конституция РФ, глава 1, 8.

Уметь работать с источником, находить нужные статьи по данной теме.

28.09



9

Участие граждан в политической жизни.

Урок изучения новой темы.

Беседа с учащимися о социальной сфере общества. Самостоятельная работа с текстом учебника, ответы на вопросы. Работа с понятиями.

Участие в выборах Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Уметь отмечать участие граждан в политической жизни, находить Отличительные черты выборов в демократическом обществе, опасность политического экстремизма.

11.11



10

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

Урок изучения новой темы.

Беседа с учащимися о политических партиях и движениях, их роли в общественной жизни. Самостоятельная работа с текстом учебника, стр.141- 143,ответы на вопросы. Работа с понятиями.

Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Знать понятие « политические партии», уметь осознавать их роль в общественной жизни.

18.11



11

Средства массовой информации.

Урок изучения новой темы.

Беседа с учащимися о Средствах массовой информации. Самостоятельная работа с текстом учебника, стр. 86-87, ответы на вопросы.

Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Уметь анализировать СМИ, их роль в общественной жизни, делать выводы

25.11



12

Влияние СМИ на политическую жизнь общества.

Урок – семинар.

Выступления учащихся по данной теме, дискуссия.

Влияние СМИ на политическую жизнь общества.

Уметь выступать перед аудиторией, дискутировать.

2.12



13

Урок обобщения по теме «Политика и социальное управление».

Урок обобщения.

Выполнение тестовых заданий по вариантам.

«Политика и социальное управление».

Контроль качества знаний учащихся по пройденным темам.

9.12


14

Право и его роль в жизни общества и государства.

Урок изучения новой темы.

Беседа с учащимися о праве и его роли в жизни общества и государства.

Самостоятельная работа с текстом учебника, запись в тетрадь основных понятий, составление схемы «Нормы и отрасли права».

Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды

нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства.

Уметь усваивать основные понятия урока, объяснять, что такое право, признаки

и функции права, нормы права, рассматривать, какие принципы лежат в основе российского права, делать выводы.

16.12



15

Понятие правоотношения. Виды правоотношений.

Урок изучения новой темы.

Беседа с учащимися о правоотношениях как форме общественных отношений, виды правоотношений. Работа с текстом, понятиями п. 30.

Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Уметь раскрывать смысл понятия правоотношения.

23.12



16

Понятие правонарушения.

Урок изучения новой темы.

Беседа с учащимися о правонарушениях. Самостоятельная работа с текстом учебника, беседа.

Признаки и виды правонарушений Понятие, виды и принципы юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Уметь понимать сущность правонарушений, их виды, знать виды и принципы юридической ответственности, суть презумпции невиновности.

13.01



17

Правоохранительные органы.

Урок изучения новой темы.

Беседа с учащимися по семейным правоотношениям. Самостоятельная работа с текстом учебника, запись в тетрадь основных понятий.

Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Знать правоохранительные органы РФ, их функции, их роль в жизни России.

20.01



18

Конституция – основной закон РФ.

Урок изучения новой темы.

Беседа с учащимися о Конституции. Самостоятельная работа с текстом учебника, ответы на вопросы.

Конституция - основной закон.

Уметь рассматривать различие понятий «общество» и «гражданское общество», признаки гражданского общества и его роль в отношениях личности и государства.

27.01



19

Основы конституционного строя России.

Урок изучения новой темы.

Проведение теста. Беседа с учащимися о Конституции

Самостоятельная работа с текстом учебника, ответы на вопросы. Работа с основными понятиями, запись в тетрадь. Изучение структуры Конституции, комментарии.

Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Знать основной закон нашей страны - Конституцию РФ. Уметь анализировать структуру Конституции, её основные главы.

3.02



20

Работа с источником. Конституция РФ, глава 3.

Работа с источником.

Изучение главы 3 по данной теме, беседа.

Конституция РФ, глава 3.

Уметь работать с источником, находить нужные статьи по данной теме.

10.02



21

Понятие прав, свобод и обязанностей

Урок изучения новой темы.

Беседа с учащимися о правах, свободах и обязанностях. Самостоятельная работа с текстом учебника, ответы на вопросы

Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Уметь анализировать первую главу Конституции, выделять основу нашего конституционного строя, изучать статьи 1-ой главы.

17.02



22

Работа с источником «Всеобщая декларация прав человека – идеал права».

Урок изучения новой темы.

Работа учащихся с источником «Всеобщая декларация прав человека», комментарии.

«Всеобщая декларация прав человека – идеал права».

Уметь анализировать «Всеобщую декларацию прав человека», делать выводы.

24.02



23

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии.

Урок изучения новой темы.

Беседа с учащимися по правам и свободам человека и гражданина в РФ, их гарантиях.

Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

Уметь понимать права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии, применять в жизни.

2.03



24

Работа с источником. Конституция РФ, глава 2.

Работа с источником.

Изучение 2-й главы Конституции РФ, ответы на вопросы.

Конституция РФ, глава 2.

Уметь анализировать 2-ю статью Конституции РФ, находить нужные статьи, делать выводы.

9.03



25

Гражданские правоотношения.

Урок изучения новой темы.

Беседа с учащимися о гражданских правоотношениях. Самостоятельная работа с текстом учебника, п. 35, ответы на вопросы.

Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Уметь анализировать имущественные отношения граждан, Раскрыть суть предпринимательства и его значение в экономической жизни.

16.03



26

Трудовые правоотношения.

Урок изучения новой темы.

Беседа с учащимися о трудовых правоотношениях. Самостоятельная работа с текстом учебника, П. 39, ответы на вопросы.

Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Уметь анализировать Трудовой кодекс РФ, рассматривать трудовое право граждан и роль труда в жизни человека, делать выводы.

30.03



27

Семейные правоотношения.

Урок изучения новой темы.

Беседа с учащимися о семейных правоотношениях. Самостоятельная работа с текстом учебника, П. 36, ответы на вопросы.

Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Уметь понимать суть семейных правоотношений, изучать Семейный кодекс РФ, делать выводы.

6.04



28

Административные правоотношения.

Урок изучения новой темы.

Беседа с учащимися об Административных правоотношениях. Работа с терминами. Самостоятельная работа с текстом учебника, П. 37, ответы на вопросы.

Административное правонарушение. Виды административных наказаний. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Право на жизнь в условиях вооружённых конфликтов. Защита гражданского населения в период вооружённых конфликтов.

Уметь понимать суть административных правоотношениий, изучать Административный кодекс РФ, делать выводы.

13.04



29

Основные понятия и институты уголовного права.

Урок изучения новой темы.

Написание эссе по высказываниям «мудрых», стр. 238. Познакомиться с Уголовным кодексом РФ


Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Уметь анализировать Уголовный кодекс РФ, знакомиться с уголовным правом, делать выводы.

20.04



30

Социальные права.

Урок изучения новой темы.

Беседа с учащимися о социальных правах. Самостоятельная работа с текстом учебника, п. 37, ответы на вопросы.

Понятие социальные права.

Уметь анализировать имущественные отношения граждан, в основе которых лежит право на собственность, их виды. Раскрыть суть предпринимательства и его значение в экономической жизни.

27.04



31

Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

Урок изучения новой темы.

Беседа с учащимися о международно-правовой защите жертв вооружённых конфликтов.

Право на жизнь в условиях вооружённых конфликтов. Защита гражданского населения в период вооружённых конфликтов.

Знать международно -правовую защиту жертв вооружённых конфликтов, делать выводы.

4.05



32

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Урок изучения новой темы.

Беседа с учащимися о Правовом регулировании отношений в сфере образования.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Уметь осознавать суть правового регулирования отношений в сфере образования. Изучать закон об образовании РФ.

11.05



33

Итоговое обобщение по курсу обществознания.

Урок обобщения

Итоговое тестирование по всему курсу обществознания.

Итоговый тест.

Контроль качества знаний учащихся по всему курсу обществознания.

18.05



34

Урок-консультация.

Урок-практикум.

Подготовка к ГИА.

Консультация.

Подготовка к ГИА.

25.05