Урок по обществознанию Религия. Религиозные организации

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Религия. Религиозные организации



  1. I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы должно способствовать достижению результатов личностных:

  • приобретение и развитие навыков аналитической деятельности, позволяющих теоретически корректно и обоснованно обсуждать феномены религии как закономерно обусловленные результаты духовной деятельности человечества на различных этапах его эволюции;

  • понимание связей между религией и другими формами культуры;

  • рефлексия двух основных типов религиозности — внешней (церковной) и внутренней (моральной);

  • осознание роли российских традиционных конфессий в истории отечественной государственности и культуры;

метапредметных:

  • понимание влияния глобализационных процессов на распространение в стране нетрадиционных религий;

  • позиция противопоставления толерантного религиозного сознания проявлениям религиозного экстремизма и религиозной мотивации деструктивной, в том числе террористической, деятельности;

  • установка на уважение чувств верующих, толерантное отношение к представителям различных мировоззренческих позиций;

  • углубление восприятия понятия «мировоззрение» на основе сопоставления мифологии, религии, философии как основных исторических типов мировоззрения;

предметных:

  • умение характеризовать особенности компенсационной, культурно-познавательной, организационной и социально-дифференцирующей функций религиозного сознания в их конкретных проявлениях;

  • понимание сущностных особенностей религиозного мифа, религиозного культа, эмоционального религиозного мира и религиозных организаций;

  • осознание смысла понятий: религиозная картина мира, священное, религиозный культ, вера, грех, религиозные ценности;

  • представление о своеобразии влияния религии на мораль, науку, искусство и о роли религиозного сознания в политической и правовой идеологии.

Задачи занятия:

  • определить сущность религии, её место в системе духовной культуры и особенности её взаимодействия с другими формами общественного сознания;

  • показать роль религии в жизни современного общества;

  • выявить место категории «религия» в системе мировоззрения и смысложизненных проблем;

4)   способствовать формированию культуры отношения к религии и религиозным организациям на основе законо дательства о свободе совести.

  1. II. Место темы в системе учебных занятий

Опорой для осмысления учащимися вопросов, связанных с темой «Религия и религиозные организации», может стать материал параграфов учебника «Духовная культура общества» и «Духовный мир личности». Знания, приобретённые на данном занятии, могут способствовать лучшему усвоению материалов параграфов «Искусство», «Право в системе социальных норм».

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Митрохин Л. Н. Религия и культура. — М., 2000. Пивоваров Д. В. Философия религии. — М., 2006. Религиоведение / под ред. М. М. Шахнович. — М.; СПб., 2011.

Оборудование

Размноженные статьи Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями от 1 июля 2011 г.): глава И. Религиозные объединения (ст. 6, 7, 8). Схема «Взаимосвязь форм духовной культуры» и таблица «Нормативно-ценностная система общества» на классной доске.

  1. IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

1-й вариант. 1-й час: изучение первых трёх позиций плана. 2-й час: изучение четвёртой и пятой позиций плана. Традиционные уроки. Занятие предполагает сочетание объяснения учителя с эвристическими ситуациями, различными заданиями и работой учащихся с учебником.

2-й вариант. 1-й час: обзорная лекция «Религия и российская национальная культура» с выходом на проблемы культуры отношения к религии и значимости законодательства о свободе совести и защите чувств верующих. 2-й час: беседа учителя по первым четырём позициям плана занятия в сочетании с работой учащихся над текстом учебника. 3-й час: изучение типологии религиозных организаций в контексте Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» и осмысление проблем межконфессионального мира.

Ход занятия

Мотпивационный этап

Эмоционально-эвристический настрой на изучение темы может создать обращение к афоризму, завершающему параграф учебника («Никто не становится хорошим человеком случайно»). Толкование смысла афоризма учащимися позволит выйти на важную обществоведческую тему «Учитель» (учитель в первобытном обществе с его принципом «Делай, как я»; мудрецы древности, выдающиеся моралисты, Отцы Церкви и др.), которая, несомненно, имеет и определённый религиоведческий аспект.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

  1. Понятие религии.

  2. Религия как тип мировоззрения.

  3. Социокультурные особенности религии.

  4. Основные функции религии.

  5. Структура религии, религиозные организации.

  6. Цель этой части занятия — показать учащимся устойчивое влияние религиозного фактора на духовную сферу общества, подчеркнуть мысль о том, что осознанное отношение к религии — важный показатель духовного богатства человека, наряду с пониманием вопросов политики, экономики, морали, права, искусства и техники. Опираясь на знания, приобретённые учащимися на предыдущих занятиях (место религиозных ценностей в духовной культуре, духовный мир личности и роль религиозного мировоззрения, связь религии с моралью), можно выйти на осмысление уникальной роли религии в культуре.

Обращение учащихся к формулировке определения религии в тексте параграфа — отправной момент обсуждения этого социокультурного феномена. Отмечается, что данная формулировка является одним из множества определений религии. Большое разнообразие религиозных верований и культов, особенности основополагающих принципов, организационных основ затрудняют возможность оптимального определения религии. (Для убедительности и сопоставления приводятся другие определения. К наиболее содержательным в социально-философской литературе относятся определения Г. Гегеля и Вл. Соловьёва.) Не будет лишним сосредоточиться на этимологии понятия «религия», показав учащимся тесную связь латинского глагола геИ§аге (вязать, связывать) с терминами в санскрите: (Игагта (учение, закон, истина),И§а (связь), токза (освобождение от череды перерождений и страданий). Такое сопоставление призвано подчеркнуть духовный, незримый характер религиозной связи. Уместно задать учащимся вопрос: в чём и каким образом религия, будучи незримой, духовной связью человека с Богом (Абсолютом), находит своё материальное воплощение?

Затем отмечается наличие различных подходов к изучению религии (социологический, религиоведческий, культурологический, богословский или теологический и др.).

  1. При раскрытии второго вопроса плана целесообразно сосредоточить внимание учащихся на выявлении особенностей мифологического мировоззрения как исторически первой, нерасчленённой (синкретической) формы духовной культуры, сочетающей элементы религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания с привлечением мифологических сюлсетов народов мира, фольклора народов России. В качестве конкретных опорных знаний может быть использован материал § 11 «Духовный мир лич-

Взаимосвязь форм духовной культуры

ности», в котором даются определение понятия «мировоззрение» и характеристика обыденного, религиозного и научного типов мировоззрения. На этой основе углубляется восприятие понятия «мировоззрение», включается информация об основных исторических типах мировоззрения — мифологии, религии и философии. Более глубокому уяснению материала поможет схема на с. 128.

Далее логичен переход к характеристике религии как особого типа мировоззрения с собственной картиной мира и включённостью человека в него. Подчёркивается одна из ключевых идей занятия: в религии, как и в философии, речь идёт о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни. В религии эти представления выражаются в учении о Боге, божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человеку необходимо выполнять, и др. Учащиеся адресуются к тексту учебника (фрагмент о вере в Бога как сверхъестественное существо). Ставится задача: выяснить, почему в религиозном мировоззрении освоение мира осуществляется через его деление на земной и сверхъестественный; по какой причине Бог (Абсолют) в монотеизме выведен за пределы земного бытия, ведь в политеистических религиях боги не только ведут себя подобно людям (к тому же не всегда достойно), но и участвуют в делах людей.

Логический итог этой работы — вывод о том, что в рамках религии её фундаментальные идеи не обосновываются, а принимаются на основе веры и не подлежат критике. Святое не может подвергаться не только насмешкам, но и сомнениям.

Не будет лишним конкретный пример, иллюстрирующий положение философии как служанки богословия в эпоху Средневековья. Для этого оптимально подходит фрагмент из работы Фомы Аквинского «Сумма теологии»: «[Теология] может что-то перенимать от философских дисциплин — не потому, что нуждается в этом по необходимости, но для того, чтобы полнее раскрыть своё содержание. В этом деле она получает свои принципы не от других наук, а непосредственно от Бога через откровение. Поэтому теология не получает от других наук что-либо так, как если бы они стояли над нею, но пользуется ими как стоящими ниже неё, как служанками…» (цит. по:Турина М. Философия: учеб. пособие. — М., 1998. — С. 78). (Учитель даёт толкование термина «откровение».)

Логическим завершением обсуждения мировоззренческого блока может стать выход на проблему веры как очевидной жизненной ценности, поскольку человеческое знание о мире во многом основано именно на ней. Учащимся предлагается дать ответ на вопрос: какое понятие является общим для всех типов мировоззрения: обыденного, мифологического, религиозного, научного, философского? Типы мировоззрения можно записать на доске. Постепенно текст на доске приобретает приблизительно следующее содержание:

  • обыденное мировоззрение: критически не осмысленное смешение как научных данных, так и предрассудков, мифов; вера, уверенность в истинности того, что говорят учёные, астрологи, политики, писатели и др.;

  • мифологическое’, вера в целостность мира, слитность и неразделённость человека и природы;

  • религиозное: вера в догматы и представления, истинность которых не может быть однозначно обоснована и доказана (вера в Бога, в личное спасение);

  • научное: убеждённость, уверенность в истинности таких идей и представлений, которые могут быть доказаны экспериментально;

  • философское: вера в человеческий разум, убеждённость в том, что индивид самостоятельно, путём размышлений способен приблизиться к истине и понять её.

  1. Центральная мысль этой части урока: религия, будучи одним из элементов духовной культуры, проявляет одновременно и черты, присущие всем духовным явлениям, и собственные внутренние закономерности развития. Переключая внимание учащихся на новый аспект изучения темы, целесообразно коротко обозначить существующие подходы к проблеме соотношения религии и культуры (богословский; советский научный атеизм; современный, рассматривающий религию в качестве равноправного элемента духовной культуры).

Учитель напоминает о том, что искусство, мораль, философия, наука, религия и другие сферы духовной культуры возникают в историческом развитии в результате дифференциации мифологического сознания.

Отправным моментом в изучении этого материала является работа учащихся с текстом параграфа, раскрывающим связь религии со светскими элементами культуры, отличие светского сознания от религиозного. Объясняется, что священное (сакральное) — важнейшее понятие, определяющее сущность религии, и поясняется, что содержание культурных ценностей в ней задаётся религиозным сознанием. Подчёркивается, что основное различие между собственно религиозным и светским началами в культуре выявляется через парные понятия «священное — светское».

Изучение соотношения религиозного и светского начал в духовной культуре и, шире, в общественной жизни требует привлечения историко-обществоведческого материала, выходов на широкие обобщения и межпредметные связи. Уместно предложить учащимся осмыслить основные исторические этапы становления религии в качестве относительно самостоятельной сферы духовной жизни и культуры общества в контексте ситуаций, когда религиозное сознание: а) доминирует в общественной жизни, охватывает почти всю область культуры; б) существует наряду со светским сознанием; в) занимает второстепенное место в общественном сознании.

Этому могут способствовать вопросы: какова на каждом из этих этапов роль институтов политической власти? Какой характер носят социальные отношения? Чем определяется система базовых ценностей общества? Каков характер образования в обществе? Совпадает ли религиозное с этническим? Какое влияние на процесс сокращения роли религии в обществе и переход к светским ценностям (секуляризацию) оказывают право, экономика, мораль?

Для раскрытия темы важное значение приобретают вопросы, связанные со способностью религии включать в сферу своего влияния философию (религиозная философия), мораль (религиозная мораль), искусство (религиозное искусство), мифологию (религиозный миф).

  1. Логическим продолжением изучения влияния рели гии на другие сферы духовной культуры будет обращение к таблице (см. с. 132).

Учащиеся уже имеют опыт работы с этой таблицей при изучении тем «Мораль» и «Наука и образование». Коллективная форма работы с таблицей под руководством учителя призвана углубить понимание учащимися религии как социокультурной подсистемы и вместе с тем представить её в качестве самостоятельного социального института.

Можно посоветовать учителю завершить изучение данного раздела плана выяснением вопроса: какова роль религии в современном обществе? Он задаётся и с целью закрепления нового материала.

Основной вывод по изучаемому вопросу плана: религия утратила свою прежнюю монополию на объяснение природной и социальной реальности, перестала быть всеобщим мировоззрением, институтом, интегрирующим различные слои общества. Тем не менее религия сохранила значительное влияние на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, область культуры через деятельность верующих и религиозных организаций.

  1. Будучи относительно самостоятельной сферой духов ной жизни и культуры общества, религия включает ряд взаимосвязанных структурных элементов: религиозное со знание; религиозную деятельность (культ); религиозные отношения и организации. Религиозное сознание получило достаточное освещение в первой половине занятия. К рели гиозной деятельности относится культовая практика, кото-

Нормативно-ценностная система об

Компенсаторная (утешение человека в форме веры в Бога, в индивидуальное спасение и др.); мировоззренческая (создание картины мира и бытия человека в нём);

коммуникативная (налаживание общения между верующими); интегративная (соединение людей в общности); регулятивная (влияние на нравственное сознание и поведение с помощью нравственных норм); культуротранслирующая (накопление, сохранение и передача ценностей и опыта религиозной культуры; развитие письменности, книгопечатания, искусства)

Бог;

Священное

Писание;

любовь

к Богу,

к ближнему;

религиозный

культ;

молитва;

откровение;

икона;

личное

спасение;

милосердие



Право

и политика





Наука (социально-гуманитарное знание)





рая в учебнике также изложена с достаточной полнотой. Поэтому учителю желательно обратить внимание учащихся на нерелигиозный, светский аспект деятельности религиозных организаций (благотворительная, просветительская, издательская деятельность и др.), не получивший необходимого раскрытия.

Религиозные отношения и организации — тесно взаимосвязанные элементы религиозной структуры. Поясняется, что это те связи и взаимодействия, которые складываются между верующими в соответствии с религиозным сознанием. Учитель задаёт вопросы: для чего нужны религиозные организации? Чем различаются понятия «церковь», «храм», «Божий дом»? Устанавливается, что религиозные организации создаются для упорядочения отношений между единоверцами; что среди многообразия типов организаций (их около 50) основными являютсяцерковь и секта. Поясняются различия между понятиями: церковь как культовое сооружение; церковь как религиозное вероисповедание; церковь как социальный институт.

Целесообразно показать учащимся отличие церкви от секты через сопоставление по основным показателям: организационная структура; отношение к государству и другим религиям; источник членства и вовлечённости прихожан в церковную общину; тип руководства; тип вероучения; тип религиозного действия. Подача материала в виде таблицы будет способствовать лучшему его усвоению. Эта работа выполняет важную роль: уяснив сущность секты как религиозной организации, противостоящей церкви и государству, учащиеся критически будут оценивать так называемые тоталитарные культы (секты), которые требуют полной преданности членов, устанавливают общность имущества, запрет на выход из организации и обязательность выполнения любого требования главы культа.

Охарактеризованная в параграфе современная религиозная ситуация в России не должна вызывать у учащихся особых затруднений при её изучении. Поэтому можно посоветовать учителю организовать работу учащихся с текстом Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», в котором раскрывается содержание таких понятий, какрелигиозное объединение, группа, организация.

Происходит ознакомление с определениями религиозных объединений, групп, организаций, положениями закона, в которых раскрываются их права и обязанности, условия формирования, порядок государственной регистрации или отказа в ней, основания для ликвидации и запрета их деятельности в случае нарушения ими законодательства (гл. 2); излагаются права религиозных организаций и определяются условия их деятельности (гл. 3).

Оставшееся время отводится на выполнение задания 3 (об опасности религиозных войн) и ответы на вопросы для самопроверки.

Домашнее задание

Учебник, § 14. Работа с документом (фрагментом работы Н. А. Бердяева «Духовное состояние современного мира»).

Задания по выбору: эссе «Бог создал человека, а человек отплатил ему тем же» (Вольтер)»; реферат «Религиозное понимание греха» (на материале мировых религий); аналитический обзор «Религия, религиозные отношения и церковь в зеркале фольклора» (на примере русских пословиц и поговорок).