Урок в 8 классе «Социальная структура общества» (1-ый час)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок в 8 классе по теме: «Социальная структура общества» (1-ый час)


Цель: ознакомления учащихся с социальной структурой общества.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация.

Основные понятия: социальная структура, социальное неравенство, социальная стратификация, страты, социальная мобильность, вертикальная, горизонтальная мобильности.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка дом зад. Что такое международное разделение труда.Внешняя торговля. Протекционизм. ВТО. ЕС. Валюта. Уч-ся:

Алборова М,

Салказвнова М,

Зурапов М,

Чехоева Ф,

Габуева .

3.Изучение нового материала.

Мотивационная беседа. Притча о кофе.

Приходит к отцу молодая девушка и говорит:

- Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил... Что мне делать?

Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3 кастрюли.

- Что изменилось? - спросил он свою дочь.

- Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде - ответила она.

- Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Так и люди - сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут...

- А кофе? - спросила дочь

- О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее - превратили кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств - они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации...



- Как вы думаете, в чем смысл этой притчи?( О том, что все люди разные, что поэтому они объединяются в группы).

- Какова же будет тема сегодняшнего урока? (Запись на доске и в тетрадях). Слайд №1.

- Как вы думаете, каковы будут наши цели на уроке? (обучающиеся называют, а учитель обобщает их высказывания, называя цели урока).



- Обратимся к рубрике «Вспомни» на стр. 181 учебника. (ответы на вопросы)



А. Что такое социальная структура.

Учитель: Одной из сфер жизни общества является социальная сфера. Её содержание или структуру, скелет можно представить в виде дома, где кирпичики будут элементами этой сферы.

Прочтите 1-ый абзац на стр. 181 учебника и составьте определение понятия «социальная структура». (слайд №2)

- Каковы же основные типы социальных групп? (высказывания обучающихся: профессиональные группы, классы, социальные слои и т.п.) Слайд №3.



- Эти группы не просто различаются между собой. Подобно слоям почвы, рядам кирпичей в доме они образуют иерархическую систему. Такая вертикаль получила название – стратификация, т.е социальное расслоение общества.

Запись в тетради. Социальная стратификация – это деление общества на слои (страты) различающиеся между собой по уровню доходов, профессиям и видам деятельности, политическим взглядам.

Такое расположение социальных групп свидетельствует об имеющемся в обществе социальном неравенстве, т.е неодинаковом доступе к основным ресурсам, которые, как известно, ограничены.

Сообщение (справка) обучающегося о современном соотношении уровня богатства между различными группами населения в нашей стране. (примерно 10% богатых имеют в 15 раз больше, чем 10% бедных. При этом, нет точных данных во сколько раз богаче самые богатые жители России).

Теории социального неравенства

- теория о высшем классе, как о людях наиболее талантливых и предприимчивых, выполняющих важные виды общественной деятельности. Но талант и предприимчивость не всегда передаются по наследству. Однако, дети высшего класса продолжают оставаться высшим классом, даже если не имеют способностей. (Пример: «Табель о рангах» Петра I.)

- теория конфликта предполагает, что группы людей, владеющих собственностью на средства производства, управляют всем обществом. Она эксплуатирует трудящихся, что ведет к борьбе между ними. Главный элемент социальной структуры – отношение к собственности различных социальных классов. Но в современном обществе множество акционерных обществ. Рядовой работник – владелец пакета акций – собственник средств производства – повышение жизненного уровня – сокращение конфликтов в ХХ веке.

- теория стратификации: выделение социальных групп по множеству критериев – профессия, доход, образование, образ жизни и др.

Эти критерии лежат в основе понятия «Социальный статус». Слайд №5. Запись в тетради: Социальная роль – это модель поведения человека в соответствии с имеющимся статусом.

Типичные социальные роли:

- гражданин;

- семьянин;

- труженник;

- потребитель;

- собственник.



Задание 1. Разъясните статус ваших родителей. Представьте свой статусный портрет. Слайд №6. (Схема: территориальные статусы (горожанин, беженец, бомж...)

пол (женщина/мужчина)

возраст (ребенок, взрослый, пожилой)

раса (негроидная, европеоидная, монголоидная)

национальность

здоровье (инвалид, здоровый...)

профессия

политические взгляды

религиозные взгляды)

Задание 2. Охарактеризуйте статус лица по нижеприведённым отрывкам.

А..

  • «Гай Юлий Цезарь родился в 100 г. до н. э. Эту дату сообщают античные писатели. Это был известный римский политический деятель и полководец. Он родился в 12-й день месяца квинтилия, который впоследствии в его честь был переименован в июль. Он происходил из патрицианского рода Юлиев, древнего и знатного, но бедного.

  • Юлий Цезарь получил прекрасное образование, которое в те времена заключалось в изучении греческого языка, литературы, философии, истории и в овладении ораторским искусством. Он быстро достиг выдающихся успехов в красноречии.

  • В 63 г. он стал верховным жрецом (понтификом). Будучи консулом, он смог вопреки упорному противодействию сената провести в жизнь два аграрных закона в пользу ветеранов и неимущих граждан.

  • Как лидер партии популяров, он стремился заменить власть сената единоличной властью. Его имя стало отождествляться с понятием «император». Позднее все "римские императоры сами принимали титул «цезарь» и присваивали ею своим сыновьям».

Б.

  • «Известный русский историк С. Ф. Платонов родился в семье типографского служащего 16 июня 1860 г. в Чернигове.

  • В городе на Неве он прошел путь от гимназист (1870—1879) и студента (1879—1882) до профессора академика — главы петербургской школы русских историков. Талант педагога-историка был замечен при дворе Платонов был приглашен преподавателем истории в царскую семью. События 1917 г он воспринял как историческую аномалию, вызванную войной, нищетой и разрухой Историк полагал, что установление власти большевиков явление временное. Его политические взгляды не оставались неизменными. До революции Платонов придерживался либеральных буржуазно-монархических позиций. После 1917 г. его воззрения шли в направлении буржуазной демократии».

Статусы бывают : предписанные (данные от рождения, которые даны человеку природой или передаются по наследству, над ними человек не властен и не может изменить их) и достигаемые (могут меняться в течение жизни, благодаря своим собственным усилиям и желаниям). Слайд № 9.

Физкультминутка.

Определите, какие статусы предписанные, а какие достигаемые: (Обучающиеся встают. Учитель начинает называть статусы, если статус предписанный надо разводить руки в стороны, если достигаемый - поднимать вверх)

Женщина, учитель, пятнадцатилетний подросток, украинец, горожанин, инженер, монголоид, христианин, мать. Слайды № 12-20



Б. Социальная мобильность.

Перемещение отдельных людей и целых групп в рамках социальной системы называют «социальной мобильностью». Слайд № 21.

Виды мобильности

Вертикальная Горизонтальная

восходящая нисходящая Слайд № 22.

Восходящая мобильность – переход из одной социальной группы в другую с изменением прав и обязанностей. Если права и обязанности увеличиваются, то это восходящая социальная мобильность, если уменьшаются, то – нисходящая. Приведите примеры.

Горизонтальная мобильность – переход из одной социальной группы в другую без изменения прав и обязанностей. Приведите примеры.

Большинство людей стремятся двигаться вверх, к более высокому социальному положению. Этому способствуют каналы социальной мобильности или «социальные лифты» ( образование, армия, церковь, СМИ, партийность, наследство, брак с представителем более высокого социального слоя). Приведите примеры. Слайд № 23.



  1. Закрепление.

- Что такое социальная структура общества?

- Что такое социальный статус? Проиллюстрируйте его на своём примере.

- Что такое социальная роль?

- Назовите известные вам социальные группы в российском обществе.

- Что такое социальная мобильность?

- Какой из путей «наверх» наиболее перспективен в современном обществе?



Тест.



1. Примером социальной группы является:

1) семья;

2) средний класс в обществе;

3) городские жители;

4) верно всё перечисленное.



2. Понятие «стратификация» обозначает:

1) объединение;

2) расслоение;

3) перемещение;

4) включение в сообщество.



3. Критерием стратификации не является:

1) престиж;

2) уровень образования;

3) степень близости к власти;

4) место проживания.



4. В начале XX в. в Российской империи насчитывалось ок. 870 тыс. человек, занятых преимущественно умственным трудом: ученые, преподаватели, врачи, адвокаты, писатели и т. д. В данном примере речь идет о:

1) социально-демографической структуре;

2) социально- территориальной структуре;

3) профессионально-образовательной структуре;

4) социально-классовой структуре.



5. Верны ли следующие суждения о стратах современного общества:

А. Принадлежность к определенной страте влияет на образ жизни человека.

Б. В современном обществе возможен переход из одного социального класса в другой.

1) верно только А;

2)верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

4. Домашнее задание. §23 (стр. 181 – 185).







10