Конспект урока по обществознанию Воздействие человека на природу

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок по обществознанию Л.Н.Боголюбова 7 класс

Тема « Воздействие человека на природу»

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Формы: индивидуальные, фронтальные.

Метод: проблемного изложения.

Основные понятия и термины: экология, экологический кризис, экологическое правило.

Педагогическая цель урока: дать обучающимся представление об экологической обстановке в мире, стране.

Основная задача урока: помочь школьникам понять, что воздействие человека на природу бывает разным и, к сожалению, не всегда положительным.

1. Подвести обучающихся к мысли о том, что мир стоит у роковой черты, иллюстрируя данное утверждение конкретными примерами.

2. Продолжить развитие у обучающихся умений критически мыслить, нестандартно решать поставленные проблемы, аргументировать свою позицию.

3. Сформировать активную экологическую позицию обучающихся по охране окружающей среды.

Эпиграф: «Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии. Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством». Распутин Валентин Григорьевич

План урока

  1. Самое громкое слово.

  2. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая?

  3. Загрязнение атмосферы.

  4. Загрязнение воды и почвы.

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята!

- Мы начинаем изучение нового раздела «Человек и природа». Что вы можете сказать о взаимоотношениях человека и природы?

Стихотворение « Береги природу» (читает ученик)

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить,

Должна быть чистою Земля

И небо чистым быть.

А Землю эту не щадя,

Терзал за веком век

И брал все только для себя

«Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать

« Природную среду»,

Но почему ж так поздно мы

Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым

Нам трудно разглядеть

Все те страданья, что Земле

Приходится терпеть.

Надолго ли хватит нам воды, Коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов,

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек – всю Землю

Можешь только ты,

Разумный человек! ( [link] )

Активизация мыслительной деятельности.

Подумайте, какое самое громкое слово на Земле? Имеется ввиду не сила звука, а тревожность звучания, озабоченность и чувство опасности?

Послушайте слова знаменитого писателя Валентина Распутина, который высказал свое мнение по данной проблеме: « Удивительно, но на всех языках мира оно звучит одинаково. И выражает одно и то же – понимание вселенской беды, никогда прежде не существовавшей в подобных масштабах… Оно даже громче войны и стихии»

( Экология)

Постановка учебной задачи.

Почему так тревожно звучат слова писателя? Откуда же пришла эта беда? И почему она стала вселенской?

Хозяйственная деятельность человека на всем земном шаре. Человек стал активно вторгаться в жизнь природы, не всегда думая о последствиях

Это наши основные вопросы,  к которым мы еще вернемся в конце урока. 

Давайте сформулируем тему нашего урока.

Воздействие человека на природу.

Ход урока

Прочитать притчу» Незабудка» ( автор монах Варнава – Евгений Санин)

Вопросы:

В чем заключается смысл притчи? А вы часто поступаете, как этот мальчик? А можно ли сравнивать растения с живыми существами?

Задание: что вам известно об экологии, об экологическом кризисе?

Экология – это наука о взаимодействии организмов, в т.ч. человека с окружающей средой (научное понятие).

Экология - это состояние окружающей среды. Например, хорошая экология, плохая экология (в широком смысле).

Экологический кризис – это тяжелое состояние природы, разрушение окружающей среды.

Подводя итог, педагог помогает классу кратко сформулировать ответ, отметив, что у термина «экология» сегодня два смысла: во-первых, это наука о взаимодействии организмов, в том числе и человека с окружающей средой; во- вторых, это слово сегодня принято употреблять не только в научном, но и в более широком смысле, когда хотят сказать вообще о состоянии окружающей среды (например, хорошая экология, плохая экология, экологически вредный). Когда говорят об экологическом кризисе, имеют в виду тяжёлое состояние природы, разрушение окружающей среды.

Прежде всего важно объяснить классу, что наряду с другими экологическими факторами (такими, как растения, животные, а также свет, температура, влажность и т. д.), влияющими на жизнь природы, особым экологическим фактором стал человек. Особым его называют потому, что именно человек оказывает теперь решающее воздействие на судьбу многих живых существ, да и всей окружающей природной среды. И это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Учитель коротко напоминает классу об истории развития хозяйственной деятельности человека, о так называемом производящем хозяйстве и об исключительной способности человека к творчеству, благодаря которой он создавал и всегда будет создавать что-то новое — вторую природу.

Необходимо подчеркнуть важное для урока положение об особенностях хозяйственной деятельности человека: активно вторгаясь в жизнь природы, человек мало заботился о последствиях своего вторжения.

Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая?

 - Вы уже знаете, что человек разумный появился на Земле гораздо позже других живых существ. Но с появлением человека именно он начинает оказывать решающее влияние на судьбу многих живых существ Земли. И в наше время это влияние может быть не только положительным.

Как же относится человек к природе, выясним это, а наши выводы оформим схемой. Составляют схему или просто написать на доске в два столбика состав той и другой группы (см. учебник).

Учитель знакомит школьников с. предупреждением современной науки, условно названным великим экологическим правилом. Суть его в необходимости сбалансированного отношения к природным богатствам: нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать без ущерба для себя. Отсюда вытекает важнейшее требование к человеку: глубже изучать законы природы, её возможности и ограничения. Например, учёные подчёркивают, что природные богатства подразделяются на две группы — исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы.

 Природные ресурсы

 

Затем поставить классу вопрос: почему люди в своей хозяйственной деятельности должны учитывать разделение, предложенное учёными?


Загрязнение атмосферы ( стр.203 – 204 учебник) или можно подготовить сообщение

Слово «загрязнение» вам знакомо хорошо. Мы говорим: грязные руки, грязный двор, грязный город. А можно ли сказать: грязный воздух, грязная вода, грязный лес, грязная земля?

К сожалению, можно. Точнее, так: загрязнённый воздух, загрязнённый лес, загрязнённые вода и почва. В наше время загрязнение биосферы стало страшной экологической бедой.

Откуда исходит загрязнение, вы, конечно, догадываетесь. Но давайте предоставим слово учёным. Они указывают на
две причины загрязнения атмосферы.

Существует
естественное, природное загрязнение, например, извержение вулканов, которые выбрасывают в атмосферу тысячи тонн различных веществ. Однако самое страшное загрязнение создаёт деятельность человека, связанная, прежде всего,

со сжиганием топлива.

Для того чтобы жить, человеку нужно готовить пищу, иметь тёплое жилище, поэтому он вынужден сжигать топливо. И делает он это тысячи лет. Сначала горели обычные костры, а потом появились необычные, образно говоря, «научно-технические костры» - топки паровозов, пароходов, металлургических заводов, электростанций. А ещё прибавьте к этому миллионы двигателей внутреннего сгорания, реактивные двигатели и, наконец, атомные реакторы. Чем же все они опасны?

Во-первых, любой костёр нужно «кормить» - подбрасывать топливо. Значит, нужно постоянно добывать его в огромных количествах. К тому же, чтобы костёр горел, ему требуется кислород, который необходим всем живым организмам, а «научно-технические» костры сжигают всё больше и больше атмосферного кислорода.

Один из самых страшных пожирателей кислорода – автомобиль. За одну только поездку, например, из Москвы в Петербург и обратно легковой автомобиль способен поглотить столько кислорода, сколько человеку необходимо на целые сутки. Но ведь по Земле ездят миллионы автомобилей. Вот и подсчитайте, какое количество кислорода они отнимают у всех живых существ.

Только учтите, что количество кислорода, поступающего в атмосферу, постоянно сокращается из-за вырубки лесов, загрязнения рек, морей, озёр и океанов – основных производителей кислорода. По подсчётам учёных, в ближайшее столетие количество кислорода в атмосфере сократится на одну треть. Чем тогда дышать?

Во-вторых, любой костёр дымит. Присмотритесь к современному пейзажу: трубы, трубы, трубы. Отопительные системы, заводы, электростанции, все виды транспорта выбрасывают в атмосферу отравляющие вещества, газы, пыль, сажу, золу. Например, выхлопные газы нашего любимого автомобиля содержат мельчайшие частички свинца. Если бы вы изобрели такое устройство, которое смогло бы улавливать все эти частички, то за год набрали бы килограмм редкого и дорогого металла! Подумайте, сколько же свинца выбрасывают в атмосферу все автомобили. А ведь свинец, когда он при дыхании вместе с воздухом проникает в организм, становится опаснейшим ядом, вызывающим тяжёлые болезни.

В результате промышленного загрязнения воздуха над всеми большими городами мира нередко нависает ядовитый туман – смог. Он очень опасен. Были случаи, когда из-за длительного смога резко возрастала смертность людей.

Загрязнение воды и почвы. ( стр.204 – 205, 212 учебник) или подготовить сообщение


Есть такая поговорка: «Беда не приходит одна». Страдает воздух, значит, страдает и вода, и земля – вся биосфера. Поднявшиеся в атмосферу частицы отравляющих веществ оседают на землю и воду. А ещё бывают кислотные дожди. Представьте себе: в воздухе висит смог, а сверху на него полил дождь. Капли дождя соединяются с частицами отравляющих веществ, висящих в атмосфере, образуется кислота (серная, азотная). Как вы думаете, приятно, когда вам на голову льётся такой «освежающий» душ? А что получается, когда всё это обрушивается на почву, деревья, воду? Они загрязняются, болеют, разрушаются, гибнут.

Но на землю и воду обрушивается не только атмосферное загрязнение. Есть ещё огромное количество отходов промышленности, особенно химической.

Как от них избавляются? Ответ вы знаете: их сваливают в огромные кучи, зарывают в землю, сбрасывают в водоёмы, реки, моря, океаны. А ведь это страшная отрава.

А ещё есть бытовые отходы городов и населённых пунктов – горы мусора, канализационные стоки.

Куда всё это уходит? И как при этом чувствуют себя земля и вода?

Печальные ответы на эти вопросы даёт наука экология. Она говорит: воды на Земле много, очень много, а чистой пресной воды почти уже нет. Загрязнение вызвало всемирное ухудшение качества воды.

Всё человечество испытывает теперь недостаток чистой пресной воды. Некоторые государства уже привозят себе воду из других стран или перегоняют её по трубам, как нефть. Вот и решайте, исчерпаемы ли неисчерпаемые ресурсы.

А как чувствует себя почва? Не надо объяснять, что почва – это среда жизни, что она, как огромный живой организм, обнимает нашу планету.

Почва – одно из великих чудес Земли. Учёные предполагают, что почвы больше нет нигде во всей Вселенной. Даже на Земле не везде есть почва (в пустынях, в горах). И вот от этого тончайшего слоя (толщиной в среднем около 20 см) зависит вся наша жизнь, потому что почва даёт нам пищу. Однако под воздействием человеческой деятельности почва также загрязняется, задыхается от мусора, отравляется ядохимикатами, как воздух и вода. В результате она становится непригодной для жизни.

Учёные говорят, что площадь почвы на Земле постоянно сокращается, потому что она относится
к исчерпаемым ресурсам.

Как видите, современный человек активно воздействует на всю биосферу. И что из этого получается, вы тоже видите. Значит, теперь вы понимаете, почему так тревожно звучат слова писателя В. Распутина, знаете, откуда пришла беда и почему стала вселенской.

Почва образуется очень медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А разрушить её можно очень быстро. За последние сто лет на Земле уничтожена почти четвёртая часть всех плодородных почв. Брошенная бумага сгнивает или перегнивает только через два года, а консервная банка или полиэтиленовый пакет – через пятьдесят-шестьдесят лет.

Вывод: наибольшую опасность для атмосферы представляют промышленные загрязнения, а для почвы и воды еще и бытовые отходы.

Рефлексия:

- Так что представляет наибольшую опасность для атмосферы, воды и почвы?

- Давайте вернемся к словам писателя Валентина Распутина, который считает, что самым громким словом, даже громче войны и стихии, стало слово экология,  и постараемся  еще раз ответить на поставленные в начале урока вопросы:

- Почему так тревожно звучат слова писателя?

- Откуда же пришла эта беда?

- И почему она стала вселенской?

( На фоне музыки песни «Просьба» сл. Р.Рождественского муз А. Пахмутовой)

Современный человек активно воздействует на природу , не всегда задумываясь о последствиях. Мы видим, как изменился климат не земле, насколько загрязнен воздух в крупных городах. Погодные явления становятся для нас менее предсказуемыми, мы лишаемся комфортной среды обитания. Мы чаще болеем, а значит больше средств тратим на лекарства.

Экологические изменения глобальны, они происходят по всей планете, и решать их необходимо всем человечеством.

Домашнее задание: параграф 15.

На выбор: 1. Как вы считаете, как можно улучшить экологическую ситуацию на местном уровне?

2. Напишите небольшое эссе на тему «Экологические проблемы человечества» .

3. Найдите материалы и подготовьте сообщение о некоторых исчезнувших видах животных и птиц. Сделайте рисунок одного-двух видов исчезнувших животных и птиц.