Конспект урока по обществознанию на тему: Моральный выбор - ответственность

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


8 класс

Урок №

Тема: «Моральный выбор – это ответственность»



Цель: показать связь между свободно выбранным поступком и ответственностью за сделанный выбор, поступок; подвести к пониманию, что только наличие ответственности делает выбор нравственным деянием; продолжить работу по развитию умений работать в группе, аргументировать свои суждения, применять полученные теоретические знания для определения социальноодобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма.

Оборудование: учебник, компьютер с экраном и проектором;

Тип урока: комбинированный

Ход урока.


Эпиграф:

Глаза у нас намного выше ног.

В том смысле вижу я особый знак.

Мы все сотворены, чтоб каждый мог

Всё осмотреть пред тем, как сделать шаг!

Р.Гамзатов

План

  1. Моральный выбор

  2. Свобода – это ответственность

  3. Моральные знание и поведение личности


  1. Организационный момент.

(Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку).

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором – протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, угостить товарища своим завтраком или съесть его самому, навредить человеку, или простить его. Чтобы понять, какой выбор нужно сделать, мы опираемся на два регулятора: мораль и право. Они указывают как нам себя вести. С понятием мораль мы уже знакомы.

  • Вспомните!

  1. Что такое мораль и моральная норма?

  2. Что такое моральный долг?

Тестирование по теме «Мораль» (Приложение 1).

(учащиеся отвечают на вопросы, проходят тестирование)

  1. Мотивация

  • Подумайте!

  1. Какое поведение вызывает моральное одобрение, порицание?

  2. Способен ли человек творить себя?

(ученики высказываю свои точки зрения)

  1. Изучение нового материала.

  1. Моральный выбор

Учитель: начать наш урок я хочу с притчи о бабочке. Послушайте ее внимательно (включение фрагмента мультфильма).

Беседа по итогам просмотра.

  • В чём смысл этой притчи?

  • Что значит свобода выбора в понятии мудреца?

  • Понимали ли смысл выбора ученики, пытаясь перехитрить мудреца?

  • Как вы думаете, какое отношение имеет эта притча к сегодняшнему уроку?

(Учащиеся отвечают на вопросы и формируют тему урока «Моральный выбор – это ответственность»).

Учитель: сегодня на уроке мы попытаемся выяснить, как происходит выбор решения, как поступить в той или иной ситуации.

Правила морали – это лишь идеальный образец поведения, а выбор конкретного поступка всегда остается за человеком, так как человек обладает свободой выбора с единственным, но неотвратимым условием – нести ответственность за свой выбор.

  • Что значит быть ответственным?

( Ответы учащихся)

Мы с вами люди и вместо программы, которая заложена природной эволюцией (действовать

только по инстинкту), человеку в его действиях дана свобода выбора – между добром и злом,

моральным и аморальным. Это великий дар, которым не обладает больше ни одно живое

существо. Человек сам всегда решает, как ему поступить: соблюдать или не соблюдать моральные

нормы.

  • Работа с учебником, обсуждение ситуаций (стр. 72)

  • Работа над понятием

Моральный выбор – это поступок, деяние, при котором человек не только внутренне выбирает свое моральное отношение, но и действует в соответствии с этим выбором.

(ученики записывают определение в тетради)

Но случаи бывают посложнее, чем угощение яблоками.

  • Разбор ситуации.

Обратите внимание на экран и внимательно прочитайте ситуацию. Попробуйте проанализировать ее с точки зрения моральных норм: а как бы поступил я?

(Гуляя вечером по улице с друзьями, чьим мнением вы очень дорожите, один из друзей предложил с целью позабавиться сорвать цветы с общественной клумбы. Все согласились. Как поступишь ты?)

К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли?

(ученики высказывают свои точки зрения)

Итак, из данной ситуации мы можем сделать вывод о том, что на каждом из нас – хотим мы или не хотим – всегда лежит ответственность за общественные результаты наших поступков.

  1. Свобода – это ответственность

  • Работа с учебником (стр. 73. Притча о дровосеке)

  • Работа с понятиями «свобода» и «ответственность».

Ответственность – способность действовать сознательно, всегда понимать, как отзовутся твои действия на других, предвидеть возможные последствия каждого своего шага.

  • Составить синквейн со словом «Свобода»

Свобода – возможность и способность делать сознательный выбор, поступать по своему усмотрению и нести полную ответственность за последствия своих поступков.

(учащиеся записывают определения в тетради)

Мы, люди, можем быть самыми разными: благородными и неблагородными, трусливыми и

смелыми. В нас сокрыты самые разные черты поведения. Причем, самое удивительное, что все

эти черты совместно могут сочетаться в одном человеке, и каждый раз этот человек будет вести

себя по-новому.

  • А бывает ли абсолютная и безграничная свобода?

Действительно, безграничной и абсолютной свободы быть не может. Человек является членом

общества и обязан считаться с его закономерностями, прежде всего, потому что полная свобода

одного человека означала бы произвол в отношении другого.

Если человек может свободно выбирать варианты своего поведения, он должен нести

ответственность за сделанный выбор. Ответственность, принимаемая человеком, как основа его

личной нравственной позиции, обуславливает его поведение и поступки. Их регулятором

выступает совесть, честь и чувство собственного достоинства.

  1. Моральные знание и поведение личности

  • Гарантирует ли знание моральных норм, что человек непременно станет их исполнять?

  • Работа с учебником (стр. 76, рубрика «Факты»)

(ученики читают материал и делают выводы)

  1. Закрепление изученного материала.

Работа по группам (задание в рабочей тетради № 1,2).

  • Посмотрите на экран. Перед вами высказывания известных людей. Выберите одно, которое, по вашему мнению, больше всего отражает ваше представление о моральном выборе. Объясните свой выбор.

  • Настоящая ответственность бывает только личной, человек краснеет один. (Ф. Искандер);

  • Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю (Ж.-П. Сартер);

  • Мораль начинается там, где кончаются разговор (А. Швейцер);

  • Человек, не бывавший в сложных жизненных переделах, еще не знает силы своего «Я» (И. С. Кон).

(ученики выполняют задания)

  1. Подведение итогов

Знание моральных норм, норм нравственности не делает нас нравственными людьми. Да, человек может знать, как вести себя правильно, но поступать не так. И самое главное, сделать с этим практически ничего не возможно. Бытует мнение, что нормы морали можно сделать законами, взять и закрепить их в каком-то письменном документе. Тогда можно будет требовать от людей, чтобы они жили хорошо и правильно. На практике такое невозможно по объективным причинам: нас слишком много и мы все слишком разные. Еще не известно, будет ли хорошим общество, в котором все люди ведут себя хорошо.

Наши действия на этой планете будут оценены окружающими. Мы, то, что о нас скажу другие люди. Нас запомнят и будут воспринимать как хороших или как плохих людей. Поэтому мы всегда должны задумываться над тем, а морален ли наш выбор, правильные ли действия мы совершаем. Именно поэтому мы и говорили с вами на уроке о моральном выборе. Наш выбор в наших поступках должен быть правильным, в том числе и выбор профессии, выбор наших желаний.

  1. Домашнее задание.

§ 9; вопросы рубрики «В классе и дома» №1-3













































Приложение 1.

Тест по теме «Мораль».

1.Как называют область (форму) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы и общества в целом?

1) наука 2) мораль 3)идеология 4) искусство.

2.Что отличает мораль от других областей (форм) духовной культуры?

1) определение образцов прекрасного

2) опора на представление о добре и зле

3) стремление к достоверному знанию

4) эмоциональное воздействие на человека.

3.Верны ли следующие суждения о патриотизме?

А. Патриотизм проявляется в искренних переживаниях за судьбу Родины.

Б. Патриот- человек, который плодотворно трудится на благо своей страны.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

4. Верны ли следующие суждения о патриотизме?

А. Патриотизм предполагает любовь и уважение к историческим традициям своей страны.

Б. Патриотизм предполагает хорошее знание отечественной истории и культуры.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

5.Верны ли следующие суждения о морали?

А. Мораль характеризует человека с точки зрения способности строить гармоничные отношения с другими людьми.

Б. Мораль опирается на совесть человека и общественное мнение.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

6. Установите соответствие между конкретными примерами и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

А)Старшеклассники помогли ученику первого 1) нормы морали

класса найти потерянные вещи. 2) традиции

Б) Ежегодно в школе проходит КВН.

В) Несовершеннолетний К. устроился на работу

в каникулы, чтобы помочь родителям собрать

деньги на лечение сестры.

Г. По выходным вся семья собирается на воскрес-

ный обед.

Д) Школьники по своей инициативе после уроков

помогают пожилым людям по хозяйству.

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

Г

Д