Рабочая программа по обществознанию

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»

Директор школы №769 Зам. директора по УР на заседании м/о

________В.Н.Рыжова ________О.А.Пашкова протокол №_____от

«___»_______20 __г. «___»_______20 __г. «___»_______20__г.

ПМО______________







Рабочая программа

по предмету «Обществознание»

10 класс

2011-2012 учебный год






Учитель:______________/Шерстнева О. В./

подпись ФИО учителя

10 класс.

Пояснительная записка.



Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.



Учебник:

Обществознание: 10 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень/ Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 1010.

Количество часов: всего – 70 (из расчета 2 часа в неделю).

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.



Реализация рабочей программы способствует:



- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правого самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений; эти занятия необходимы для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защиты правопорядка в обществе.



Требования к уровню подготовки.



В результате изучения обществознания ученик должен

знать/понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамической ситемы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;



уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явления и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.












п/п

Раздел, название урока в поурочном планировании

Требования к уровню подготовки учащихся

Контроль знаний учащихся

Кол-во часов

дата

план

факт

Раздел I. Общество и человек.

Глава 1. Общество.

1-2.

1. Что такое общество.

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятию «общество», выделяя его характерные признаки; различать понятия «государство, общество, страна» и давать определения; объяснять сущность экономической сферы общества, приводя конкретные примеры, характеризующие явления экономической жизни; объяснять сущность политической сферы общества, иллюстрируя свой ответ примерами событий политической жизни страны и зарубежных государств; объяснять сущность духовной сферы жизни общества, приводя в подтверждение своих мыслей конкретные примеры из области науки, культуры, религии, образования; разъяснять особенности социальной сферы общества, подтверждая ответ примерами из истории и современности развития общества.

Устный опрос. Проблемные задания.

2



3.

2. Общество как сложная динамическая система.

Знать основные положения по теме урока.

Уметь объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; уметь работать с текстом учебника, выделять главное; решать проблемные вопросы; работать с материалами СМИ.

Устный опрос в форме диспута; проверка домашнего задания.

1



4.

Общество.

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.

Самостоятельная работа.

1



Глава 2. Человек.

5.

3. Природа человека.

Знать основные положения урока: что такое «природа» в узком и широком смысле слова; знать и применять разработанные человеком способы защиты природы.

Уметь объяснять взаимосвязь человека, общества и природа; объяснять варианты вредного воздействия человека на общество, последствия возникающей дисгармонии между природой и обществом; анализировать, делать выводы, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.

Устный опрос.

1



6-7.

4. Человек как духовное существо.

Знать основные положения по теме урока: виды и уровни человеческих знаний; что такое мировоззрение, философия; проблема познаваемости мира.

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий; характеризовать моральные ценности; объяснять сущность мировоззрения.

Устный опрос.

2



8-9.

5. Деятельность – способ существования людей.

Знать основные положения по теме урока: что такое деятельность; что такое потребности; иерархическая теория потребностей.

Уметь характеризовать основные черты деятельности; определять мотивы деятельности; раскрывать на примерах многообразие видов деятельности; определять взаимосвязь деятельности и сознания.

Опрос.

2



10-11.

6. Познание и знание.

Знать основные положения по теме урока: проблема познаваемости мира; что такое наука; основные особенности научного мышления; естественные и социально-гуманитарные науки; что представляет собой знание и процессии познания.

Уметь объяснять сущность чувственного и рационального познания; анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира; объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения.

Тест

2



12-13.

7. Человек в системе социальных связей.

Знать связь свободы и необходимость.

Уметь характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке; выделять основные признаки понятия «личность»; объяснять, в каких сферах происходит социализация личности и в чем она выражается; определять связь между самоопределением и самореализацией личности.

Письменные задания.

2



14.

Общество и человек.

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Контрольная работа.

1



Раздел II. Основные сферы общественной жизни.

Глава 3. Духовная культура.

15-16.

8. Культура и духовная жизнь общества.

Знать основные положения по теме урока: культура у различных народов; что представляют собой правила этикета и как они выражаются.

Уметь анализировать особенности культурных ценностей и объяснить сущность культурного наследия; делать выводы, отвечать на вопросы.

Опрос, тест.

2



17-18.

9. Наука и образование.

Знать основные положения по теме урока: что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки; что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ.

Уметь осознанно выбирать вуз для продолжения обучения; разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы.

Опрос.

2



19-20.

10. Мораль и религия.

Знать основные положения по теме урока: роль морали в жизни человека и общества; становление нравственного в человеке; что такое религия; особенности мировых религий.

Иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме, тотемизме, магии и их проявлениях в истории человечества.

Устный опрос.

2



21.

11. Искусство и духовная жизнь.

Знать основные положения по теме урока: что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой.

Уметь объяснять, кто является субъектом художественной культуры; анализировать произведение искусства, определяя ценности, которыми оно обладает.

Тест.

1



22.

Духовная культура.

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Устный опрос.

1



Глава 4. Экономика.

13-24.

12. Роль экономики в жизни общества.

Знать основные положения по теме урока: что такое экономика, какова ее структура и какую роль играет в человеческом обществе.

Понимать сущность информационных и человеческих ресурсов экономики, а также других факторов производства; что представляет собой производство.

Уметь определять, каким должно быть поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере; определять отраслевую принадлежность хозяйственных единиц и их роль в развитии общества; решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах экономической жизни.

Опрос.

2



25.

13. Экономическая культура.

Знать основные положения по теме урока: основные элементы экономической культуры.

Уметь определять значение экономической направленности и социальных установок личности; определять, от чего зависит выбор человеком эталона экономического поведения; объяснять, в чем суть и значение экономически грамотного и нравственного поведения человека в экономике.

Устный опрос.

1



26.

Экономика.

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Тест.

1



Глава 5. Социальная сфера.

27-29.

14. Социальная структура общества.

Знать основные положения по теме урока: что такое социальный статус личности в обществе; социальная группа, социальный отношения; что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе людей.

Уметь разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества; анализировать социальный образ, имидж личности; объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью; объяснять на конкретных примерах; уметь анализировать положение человека в обществе.

Опрос.

2



30-32.

15. Социально взаимодействие.

Знать основные положения по теме урока: что такое социальная связь и социальное взаимодействие; какими факторами обуславливается социальное взаимодействие людей; каковы причины социальных конфликтов; как проявляется неравенство в обществе, в чем сущность богатства, бедности и какими социальными характеристиками они обладают; что представляет собой такое явление, как бедность, и какие ее типы выделяют социологи.

Уметь определять последствия социальных конфликтов; объяснять социальные аспекты труда, сущности и значение культуры труда; анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни; анализировать отдельные социальные группы людей с позиции их уровня жизни и причины, подтолкнувшие людей к порогу бедности.

Опрос.

2



33-35.

Социальный нормы и отклоняющееся поведение.

Знать основные положения по теме урока: что такое нормы и социальный контроль; в чем состоит значение самоконтроля.

Уметь приводить примеры, характеризующие виды социальных норм; определять причины отклоняющегося поведения; объяснять социальную опасность преступности.

Опрос.

3



36-37.

17. Нации и межнациональные отношения.

Знать основные положения по теме урока: что такое межнациональные отношения.

Уметь разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры; пояснять сущность этноцентризма и его влияния на взаимоотношения с разными народами; анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории и существующие в современном обществе; уважительно относиться к представителям других национальностей.

Опрос.

2



38-39.

18. Семья и быт.

Знать основные положения по теме урока: что такое семья с социологической точки зрения, какие могут быть семьи.

Уметь описывать жизненный цикл семьи; анализировать мотивы и причины распада семей; анализировать семейные взаимоотношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций.

Опрос.

2



40.

19. Социальное развитие и молодежь.

Знать основные положения по теме урока: актуальные проблемы нашего общества и молодежи; как изменяются социальные роли человека в молодые годы; какие льготы предусмотрена длят несовершеннолетних работников.

Уметь характеризовать особенности молодежи как социальной группы.

Опрос.

1



41.

Социальная сфера.

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Тест.

1



Глава 6. Политическая сфера.

42.

20. Политика и власть.

Знать основные положения по теме урока: какие существуют формы правления влияния в обществе; что представляет собой власть, ее виды.

Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть.

Опрос.

1



43-44

21. Политическая система.

Знать основные положения по теме урока: что такое политическая система общества и какова роль государства в ней; основные признаки государства; основные функции государства; политический режим и какие существуют их типы.

Уметь давать и разъяснение слову «государство», употребляемому в различных значениях, анализировать причины и условия возникновения государства, основные функции государства; анализировать виды монополии государства; анализировать виды политических режимов, подтверждая ответ конкретными приемами из истории и современности.

Устный опрос.

2



45-48.

22. Гражданское общество и правовое государство.

Знать основные положения по теме урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы: «Что такое гражданское общество? Что представляет собой институт «гражданства», кто такие граждане, каков их правовой статус? Что такое правовое государство, каковы его основные признаки?»; анализировать взаимоотношения государства и общества.

Устный опрос.

3



49-50.

23. Демократические выборы и политические партии.

Знать, что представляет собой политическая система: определять сходство и различие мажоритарной и пропорциональных политических систем; типологии политических партий и их сущность.

Устный опрос.

2



51-52.

24. Участие гражданина в политической жизни.

Знать основные положения по теме урока: что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм; каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны и для того, чтобы оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения.

Уметь объяснять сущность активного и пассивного избирательного права; анализировать собственные и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие политический активности населения; объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их разрешения.

Устный опрос.

2



53.

Политическая сфера.

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Тест.

1



Раздел III. Право.

Глава 7. Право как особая система норм.


54-55.

25. Право в системе социальных норм.

Знать основные положения по теме урока: чем отличаются подходы к определению права; общее в морали и праве; роль системы права в регулировании общественных отношений; что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие.

Уметь объяснять, в чем заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия; разъяснять сущность права, а также различные его значения; правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах.

Тест.

2



56.

26. Источники права.

Знать основные положения по теме урока.

Уметь пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права; определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений.

Устный опрос.

1



57-59.

27. Правоотношения и правонарушения.

Знать основные положения по теме урока.

Уметь разъяснять сущность таких понятий, как «правосознание» и «правовая культура личности»; раскрывать важнейшие признаки взаимоотношений; определять особенности правоотношений; объяснять различия между проступком и преступлением; называть главные черты юридической ответственности; объяснять основные цели деятельности судебной системы.

Устный опрос.

3



60-61.

28. Современное российское законодательство.

Знать основные положения по теме урока: общие черты и специфика отраслей российского права; отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров; различие проступка и преступления.

Устный опрос.

2



62.

29. Предпосылки правомерного поведения.

Знать основные положения по теме урока: что такое правосознание; основные элементы правосознания; каким образом взаимодействует право и правосознание; правомерное поведение и его признаки; предпосылки правомерного поведения; соотношение правосознания, правомерного поведения и правовой культуры.

Устный опрос.

1



63-64.

30. Общество в развитии.

Знать основные положения по теме урока: чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития; что такое процесс глобализации; каковы проявления глобализации в экономической сфере; основные глобальные проблемы современности.

Устный опрос.

2



65.

Человек и общество.

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.


1



66.

Обществознание.

Знать основные положения курса.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Тест.

1



67-70.

Резервные уроки.

Знать основные положения курса.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Тест.

4