Рабочая программа по Обществознанию 5 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Рассмотрена и одобрена на засе- Утверждаю:

дании методического

объединения Директор МОБУ «Кергудская ООШ»

Председатель РМО _____________/ Липатова М. А

__________/Смагина Л.И. / « 01 » сентября 2016г. «___»_____________2016г.











Рабочая программа


учебного курса Обществознание в__5_ классе

(наименование предмета)










Составитель: Добрынин И.Н./______________/




















2016 г

Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон « Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;

  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;

  3. Базисный учебный план  

  4. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  5. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5 – 9 классы.  М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

  6.  Программы Обществознание. 5-9 кл. Рабочие программы / Боголюбов(ФГОС)Авторы: Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. М. «Просвещение»2011г

  7. Информационное письмо о включённых в Федеральный перечень 2012 – 2013 учебниках обществознания для 5-9 классов издательства «Просвещение».

Изучение обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  1. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  2. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;,

  3. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.

  4. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений

Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:

- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);

- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;

- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;

- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

  1. Общая характеристика курса обществознание


«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии.

«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в  курсе по обществознанию в старших классах.

Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:

  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебному плану);

  • установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

  • осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.

Формы и средства контроля

Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов

Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками (в форме тестирования, работы с документами).

2.Промежуточный контроль знаний обучающихся

Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля. Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.


  1. Место учебного предмета в учебном плане

«Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 170 часов. Общая недельная нагрузка в 5 классе составляет 1 час в неделю.При этом на долю инвариантной части предмета отводится 70% учебного времени.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения и освоения содержания курса по обществознанию

Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

+) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

+) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:


Формулировки метапредметных результатов

в ФГОС

РЕГУЛЯТИВНЫЕ


1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

КОММУНИКАТИВНЫЕ

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Предметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

1-я линия развития личности. Умение понимать связи между людьми в обществе:

  • Добывать и критически оценивать информацию.

  • Систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде текста, таблицы, схемы.

  • Обобщать.

  • Группировать.

  • Сравнивать факты, явления и понятия.

  • Устанавливать причинно-следственные связи.

2-я линия развития личности. Умение занимать свою позицию в обществе:

  • Определять и объяснять другим людям своё отношение к общественным нормам.

  • Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки.

  • Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.

3-я линия развития личности. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм:

  • Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений.



Содержание программы по курсу
5 класс (34 ч)


  • Тема 1. Человек. (7 ч).

Введение. Что нам предстоит узнать. Чему мы должны научиться. Как работать с учебником и рабочей тетрадью в классе и дома. Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни обществаЦели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек биологическое существо. Отличие человека т животного. Наследственность.

  • Отрочество особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости. Почему человеком нельзя стать без общения. Особенности общения подростков со сверстниками, со старшими и с младшими по возрасту партнерами.

  • Тема 2. Семья. (6 ч). Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.

  • Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.

  • Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

  • Я и моя семья. Учимся рационально вести домашнее хозяйство. Семейный досуг и здоровый образ жизни.

  • Тема 3. Школа (6 ч). Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.

  • Образование и самообразование. Учёба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.

  • Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

  • Школа в жизни человека и общества. «Век живи – век учись». Учись учиться. Мои одноклассники.

  • Тема 4. Труд (6 ч). Труд – основа жизни. Содержание и сложности труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

  • Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

  • Каким бывает труд человека. Труд и его оценка. Труд и творчество.

  • Тема 5. Родина (9 ч). Наша Родина – Россия. РФ. Субъекты федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.

  • Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.

  • Гражданин Отечества – достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

  • Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

  • Наша Родина – Россия. «Честь российского флага». Быть настоящим гражданином. Уважать людей любой национальности.







Календарно-тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

количество

Виды учебной деятельности


Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

План

Факт

1.Четверть

II

Тема 1. Человек(7ч)

1.1

Вводный урок

1

Усвоение термина «обществознание».

Представление о связи обществознания с другими науками

Понимание, почему нужно изучать обществознание; умение характеризовать некоторые общественные процессы

Воспитание гражданственности, интереса к предмету



1.2

Загадка человека.

1

Объяснять, как происходило развитие первобытного человека в человека разумного современного вида. Характеризовать особенности познания человеком окружающего мира и самого себя. Раскрывать значение труда в развитии человека.

Приводить исторические примеры влияния труда на развитие человека. Формулировать собственное определение понятия «труд».

Осознание труда как основы развития человека, развитие уважения к труду. Формирование доброты, милосердия, порядочности, чувства долга, уважения к старшим. Формирование непримиримости к нечестности, обману. Формирование потребности в ЗОЖ.



1.3

Загадка человека.

1

Формулировать, что такое способности человека, и какие способности проявляли первобытные люди. Сравнивать способности первобытного человека и человека современного XXI в. Оценивать роль творчества в развитии человека.

Иллюстрировать конкретными примерами искусство первобытных людей. Уметь составлять рассказы по рисункам.

Понимать, что учение и развитие своих способностей важны не только для достижения личного успеха, но и для процветания всей страны в будущем. Научиться оценивать свои знания, способности и поступки, ценить время, понимать его важность.



1.4

Отрочество - особая пора жизни. Самостоятельная работа №1 по теме «Загадка человека»

1

Усвоение понятия «подросток», «младший подросток». Умение характеризовать черты и на доступном уровне объяснять физиологические, психологические и социальные сложности подросткового возраста

Оценка своих учебных достижений, поведения, черт
своей личности с учётом мнения других людей, в том
числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;

Понимание, что отрочество- пора мечтаний, подготовка к взрослой жизни. Развитие умения справляться с трудностями подросткового возраста.



1.5

Отрочество - особая пора жизни

1

Уметь объяснять значение понятия «самостоятельность», понимание, может ли самостоятельность быть отрицательным качеством.

На учение выполнению в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований и др. норм, требующих ответственности.

Восприятие самостоятельности как показателя взрослости, осознание связи между самостоятельностью и ответственностью..



1.6

Контрольная работа № 1 по теме « Человек»

1

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Воспитание трудолюбия



1.7

Творческий урок

1

Использовать усвоенные понятия и термины в устной и письменной речи

Создавать небольшой текст-эссе по изученной теме

Не бояться формулировать и высказывать собственное мнение по дискуссионным вопросам



II

Тема 2. Семья (6 часов).



2.1

Семья и семейные отношения

1

Характеризовать понятие «семья». Показывать роль и значимость семьи в жизни человека. Сравнивать особенности семей современных и старинных, городских и деревенских; двух поколенных, многопоколенных. Характеризовать причины возникновения семейных конфликтов, предлагать пути их разрешения. Называть К РФ. Описывать семейные обычаи, традиции.

Показывать на конкретных примерах взаимодействие, взаимопомощь в семье. Рассказывать о собственных обязанностях в семье. Исследовать конфликтные ситуации в семье, выявляя причины их возникновения и пути разрешения. Приводить примеры семейных обычаев и традиций.

Выражать собственную точку зрения на значение семьи.

Воспитание

Любви и уважения к старшему поколению, семье вообще. Воспитание уважения к семейным ценностям, традициям, и потребности в их сохранении.



2.2

Семейное хозяйство

1

Описывать совместный труд членов семьи. Характеризовать статьи семейного бюджета; знать правила ведения семейного хозяйства

Показывать на конкретных примерах из жизни кого считают рачительным хозяином, каковы источники экономии в домашнем хозяйстве, что должен знать и уметь рачительный хозяин. Оценивать собственное участие в ведении домашнего хозяйства.

Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье, как правильно вести хозяйство.




2 четверть

2.3

Семейное хозяйство

1

Объяснять правила ведения семейного хозяйства; выполнять творческие задания по изученной теме

Уметь составлять элементарный семейный бюджет.

Воспитание трудолюбия, бережливости экономности.



2.4

Твое свободное время

1

Объяснять какое время можно назвать свободным, какие способы его использования губительны для организма, а какие - полезны и ценны для развития и совершенствования человека; понимание, что досуговая деятельность - это сфера самовоспитания и самоопределения. Понятие «хобби», виды хобби и их задачи.

Показывать на конкретных примерах, что свободное время, его организация, играет важную роль в развитии личности.

Формулировать собственное определение понятия «свободное время». Иллюстрировать конкретными примерами досуговую деятельность. Уметь составлять рассказы по рисункам.

Воспитание умения правильно использовать свободное время, формирование потребности в ЗОЖ и умения его организовать.



2.5

Режим дня современного подростка

1

Понятие «режим дня», его функции, необходимость его соблюдения.

Уметь самостоятельно формулировать понятие «режим дня», определять основные составляющие дня современного подростка, отделять полезное от вредного.

Воспитание умения правильно использовать свободное время, формирование потребности в ЗОЖ и умения его организовать. Воспитание организованности, дисциплинированности.



2.6

Контрольная работа № 2 по теме «Семья»

1

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Составлять рассказы:

-учимся быть рачительными хозяевами;

-учимся помогать семье;

-мы - семья, а это значит...

Воспитание ответственности, выражать собственную точку зрения на значение семьи



III

Тема 3. Школа (6 часов).



3.1

Образование в жизни человека

1

Понятие «образование». Характеризовать задачи школы, значение школы в судьбе человека. Раскрывать роль школы в развитии ребенка. Показывать место школы в системе образования. Объяснять, почему образование так важно для современного человека. Описывать возможности личного развития, которые предоставляет образование.

Приводить примеры из жизни, искусства о значимости школы для человека. Оценивать и корректировать собственное отношение к учебе, возможностям своего развития. Рассказывать о своей школе, отношении к ней. Исследовать конкретные ситуации, где проявляется ценность и важность образования. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между хорошей учебой в школе и возможностью человека реализовать себя в профессии в будущем и построить карьеру. Систематизировать информацию о системе образования в России.

Образование и самообразование. Учёба — основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. Научная организация труда школьника. Развитие желания учиться, познавать.



3.2

Образование и самообразование

1

Характеризовать учёбу как основной труд школьника

Уметь рассуждать о проблемах современного образования, о правах и обязанностях ученика Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний

Воспитание ответственности, умения и желания учиться



3.3

Образование и самообразование.

1

Понятие «самообразование», понимание его необходимости в современном мире. Способы самообразования.

С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития.

Учение вне стен школы. Умение учиться. Научная организация труда школьника. Развитие желания учиться, познавать.




3 четверть

3.4

Одноклассники, сверстники, друзья.

1

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

Иллюстрировать приме рами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.

Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями

Уметь объяснить, что может помешать дружбе, привести примеры настоящей и мнимой дружбы; пояснить, какие человеческие качества считают наиболее важными для дружбы

Воспитание дружеских отношений младших подростков с одноклассниками, сверстниками, друзьями.



3.5

Я и мои друзья.

1

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.

Уметь объяснить плюсы и минусы конформного поведения (без термина)

Воспитание уважения к окружающимтолерантности, уме6ния ладить с товарищами. Воспитание ответственности, умения отстаивать собственное мнение, ценности личности.



3.6

Контрольная работа № 3 по теме «Школа»

1

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Воспитание ответственности, умение учиться



IV

Тема 4. Труд (6 часов)



4.1

Труд – основа жизни

1

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества.

Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека

Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства.

Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде



4.2

Труд – основа жизни

1

Называть и различать виды труда (физический, умственный, организаторский). Понятия «профессия», «специальность».

Уметь ориентироваться в мире современных профессий, в их многообразии. Соотносить профессию с учебными дисциплинами, необходимыми для ее освоения.

Оформлять в устный и письменный текст свои профессиональные мечтания, объяснять свой первичный профессиональный выбор.



4.3

Труд и творчество. Самостоятельная работа №2 по теме «Труд – основа жизни»

1

Понятие «творчество», «творческий труд». Различать творчество и ремесло.

Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров

Уметь объяснить, всякий ли мастер может быть назван творцом, в чем заключается красота труда; определять отличия труда мастера от труда творца

Воспитывать уважение к творческому труду, стремление самому создавать что-то новое, творить, желание развивать в себе

креативность.



4.4

Труд и творчество.

1

Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров, отличать творчество от подражания. Схожесть и различие терминов «творчество» и «изобретательство».

Познакомиться с яркими примерами подлинного творчества в мировой культуре.

Воспитывать уважение к творческому труду, стремление самому создавать что-то новое, творить, желание развивать в себе креативность



4.5

Контрольная работа № 4 по теме «Труд»

1

Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Видеть и характеризовать связи между положениями, усвоенными в данном курсе, и материалом истории, литературы, искусства

Воспитание социальной ответственности за свои поступки



4.6

Творческий урок

1

Использовать усвоенные понятия и термины в устной и письменной речи

Создавать небольшой текст-эссе по изученной теме

Не бояться формулировать и высказывать собственное мнение по дискуссионным вопросам



V

Тема 5. Родина (9 часов).




5.1

Наша Родина-Россия.

1

Характеризовать понятие «малая родина». Объяснять, что оно значит для человека. Описывать свою малую родину. Рассказать о своей стране — Родине. Объяснять, почему люди любят свою Отчизну.

Написать эссе о своей малой родине. Иллюстрировать примерами из жизни, литературы и кинофильмов проявления любви к своей Родине, Отчизне. Рассказывать о защитниках Родины, если возможно, — членах своей семьи

Воспитывать любовь к своей малой родине и к своему Отечеству.




4 четверть

5.2

Государственные символы России.

1

Объяснять смысл понятия «государственные символы», их нужность, сферу применения. Уметь расск. историю российского герба и флага, описывать Государственный герб РФ, флаг РФ, над какими зданиями он поднят постоянно.

Объяснять, когда и почему были приняты Федеральные законы о государственных символах России.

Иллюстрировать на конкретных примерах отношение солдат к знамени во время ВОВ. Уметь подготовить мини-проект об истории Государственного герба в России. Проанализировать текст и написать эссе об истории русского флага. Знание

Государственного гимна России.

Воспитывать уважение к государственным символам России, патриотизм, чувство гордости за свою Родину



5.3

Гражданин России

1

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин», «гражданство».

Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ.

Называть основные обязанности граждан РФ.

Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей, а также невыполнения или недобросовестного выполнения; анализировать причины.

Воспитывать уважение к своему народу и чувство единения с ним, ощущать себя россиянином.



5.4

Гражданин России

1

Знать и иллюстрировать примерами основные обязанности граждан РФ.

Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ

Воспитание гражданственности, ощущения причастности к российской нации.

Воспитание умений формулировать свое мнение, корректно выражать свои чувства, в том числе патриотические.



5.5

Российская Федерация.

1

Полное название страны. Понятия «федерация», «федеративный», «федеральный». Умение ориентироваться в административной карте РФ. Понятие «нация», термин «россияне».

Знать, как называется наша страна. Рассказывать о российском народе как главном богатстве страны и верховном источнике власти

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения и любви к своей стране, понимания ее особенностей и достоинств.



5.6

Мы – многонациональный народ.

1

Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. Крупные народы. Понятие «россияне» и «русские» - общее и различное.

Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. Перечислять какие народы проживают в нашей стране.

Воспитывать толерантное и терпимое отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашей стране, для поддержания гражданского мира в России, для ее развития и процветания.



5.7

Основы граждановедения

1

Закрепление понятий «нация», «национальность», «федерация», «россияне» и др. Введение понятия «толерантность».

Анализировать на элементарном уровне материалы СМИ, собственный соц.опыт. Использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Воспитание гражданской ответственности;

дружеских отношений между людьми разных национальностей. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Формулирование своей точки зрения, гражданско-нравственной позиции.



5.8

Обобщающее повторение. Промежуточная аттестация за 2016-2017 учебный год

1

Знать основные  положения курса. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; -  высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; - работать с текстом учебника,   выделять   главное.

Использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Воспитание гражданской ответственности;

дружеских отношений между людьми разных национальностей. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Формулирование своей точки зрения.




5.9

Итоговый урок за полный курс обществознание 5 класса

1

Объяснять понятия и термины курса, характеризовать основные положения

Формирование умения видеть связь между обществознанием как синтетической дисциплиной и рядом социально-гуманитарных наук; осознание необходимости их комплексного изучения в современном мире.

Воспитание умения адекватно оценивать свои способности и успехи, давать справедливую оценку собственным ЗУН




Итого:

34





















Планируемые результаты изучения « Обществознание» в 5 классе.


Личностные результаты:

  • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.

Метапредметные  результаты

  • умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

  • овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1). Использование элементов причинно-следственного анализа;

2). Исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3). Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4). Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6). Подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7). Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8). Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные  результаты:

  • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  • знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  • умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.















21