Адаптированная рабочая программа по ОБЖ

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ФЕДОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»



Рассмотрено

на заседании МО

Протокол №______

от «____»________2016 г.

______________________


Согласовано

МС

Протокол №______

от «____»________2016 г.

______________________


Утверждаю

Директор МБОУ ФСОШ №5

Приказ № ______

от «____»________2016 г.

______________________






РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


по ___ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ_________

(предмет)


класс ____________________10 В класс_(Булеков Амир)___________________


учебник__ ОБЖ 10 класс, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, 2010 год ___

(название, автор, год издания)


учитель________________Коновалов Евгений Анатольевич_______________

(Ф.И.О.)


учебный год______________________2016-2017 ___________________________





Количество часов

по учебному плану

Очное обучение

(ОО)

Дистанционное обучение

(ДО)


Всего за учебный год



35


В т.ч.


на I полугодие



17



на II полугодие



18






Аннотация к рабочим программам по ОБЖ


10 «В» класс


Рабочая программа учебного курса основ безопасности жизнедеятельности для 10-11 класса составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников Основы Безопасности Жизнедеятельности комплексная программа 5-11 классы, под общей редакцией А.Т. Смирнова, Москва «Просвещение» 2008 год. Программа представляет собой часть образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» и ориентирована на ученика с ограниченными возможностями здоровья 10 «В» класса Булекова Амира Алевдиновича с учетом психофизических возможностей и реализуется в соответствии среднего (полного) общего образования.

Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 классе в количестве 35 часов, из расчета 1 часа в неделю.

В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:

«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

«Об охране окружающей природной среды»;

«О пожарной безопасности»;

«О гражданской обороне»;

«Об обороне»;

«О воинской обязанности и военной службе»;

«О безопасности дорожного движения» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям:

обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья;

государственная система обеспечения безопасности населения;

основы обороны государства и воинская обязанность.

Учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для обеспечения базового уровня подготовки учащихся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с учетом перспектив развития содержания образования в области безопасности жизнедеятельности.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник (ОБЖ автор Смирнов А.Т., изд-во «Просвещение». – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 304с.)

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;

  • развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защите Отечества;

  • усвоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;

  • формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использование средств индивидуальной и коллективной защиты; оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Реализация указанных целей обеспечивает содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.



Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на ученика с ограниченными возможностями здоровья 10 «В» класса Булекова Амира Алевдиновича с учетом психофизических возможностей и реализуется в соответствии

- со Статьей 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ;

- приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);

- с приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ»;

- с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089»;

- с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 февраля 2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 года № 1312»;

- с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";

- с Основной образовательной программой основного общего образования (10-11 классы) МБОУ «Федоровская средняя общеобразовательная школа №5» на 2016-2019 гг.;

- с локальным актом «Положение о рабочей программе учебных предметов»;

примерных программ по основам безопасности жизнедеятельности.

В курсе ОБЖ для 10-11 классов завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального ха­рактера. В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности военной службе" письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации оп 14 07 98 г №1133/14-12 в программу курса ОБЖ для обучающихся 10-11 классов введен раздел "Основы военной службы" Раздел Основы военной службы" органически связан с другими разделами курса и на правлен прежде всего на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнению конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военно патриотическое воспитание) старшеклассников.

В ходе изучения курса ОБЖ учащиеся получают сведения об обороне государства, истории создания Вооруженных Сил, их организационной структуре, функции и основных задачах боевых традициях и символах воинской чести, об основных воинских обязанностях. В целях закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практически; навыков программой курса предусмотрено проведение практических занятий в форме учебных сборов с юношами 10-го класса на базе воинских частей, определяемых военными комиссариатами или на базе учебных учреждений Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) в конце учебного года На проведение учебных сборов выделяется пять дне (40 часов учебного времени). Структурно программа курса ОБЖ состоит из трех содержательных линий: безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; основы медицинских знаний и здорового образа жизни, основы военной службы. В программе реализованы требования Федеральных законов "06 обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О гражданской обороне", "О защите населения территории от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера" и постановлений Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 43 "О федеральной целевой программе "Создание развитие Российской системы предупреждения действий в чрезвычайных ситуациях", от 24 июля 1995 года № 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций".

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней (полной) общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об основах обороны государства, о порядке подготовки граждан к военной службе, призыва и поступления на военную службу, прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы, об обязанностях граждан по защите государства;

  • овладение умением оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе и военной профессии;

  • развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;

воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества; личностных качеств, необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.

Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся следующих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работе;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

  • оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;

  • умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;

  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.

Преподавание курса ОБЖ в 10-11 классах проводит преподаватель-организатор курса ОБЖ. Занятия по отдельной программе с девушками рекомендуется проводить учителям биологии или специалистам, имеющим медицинское образование. В аттестат о среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется итоговая отметка по предмету '"Основы безопасности жизнедеятельности". Настоящая программа является основой для разработки рабочей программы курса ОБЖ общеобразовательных учреждениях.

Данная примерная программа курса ОБЖ для обучающихся в 10-11 классах общеобразовательных учреждений разработана авторским коллективом в составе: А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников.

Содержание учебной программы ОБЖ для 10 класса.

I. Обеспечение безопасности личности, общества и государства.


Разбор наиболее возможных причин попадания человека в усло­вия вынужденного автономного существования, меры профилактики и подготовки к безопас­ному поведению в условиях автономного существования. Отработка правил ориентирования на местности, движения по азимуту, правил обеспечения водой и питанием Оборудование временного жилища, добыча огня.

Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в общественном транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной кри­миногенной опасностью на рынке, на стадионе, на вокзале и др..

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

Правила повеления в общественном транспорте Уголовная ответственность за приведе­ние в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое наруше­ние общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм.

Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местно­сти и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. От­работка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и одного из воз­можных вариантов, предусмотренных планом образовательного учреждения (укрытие в защит­ных сооружениях, эвакуация и др.)

РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите на­селения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрез­вычайных ситуаций.

Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности Граждан (Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Закон РФ "О безопасности». Федеральные законы: "О пожарной безопасности", "О безопасности дорожного движения","Об оборо­не","О гражданской обороне" и др.) Краткое содержание законов, основные права и обязан­ности граждан.

II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

1. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общест­венное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укре­пления здоровья - социальная потребность общества.

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфиче­ской профилактике.

Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции Про­филактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

2. Основы здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значе­ние для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сои, питание и др ), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного раз­вития человека, его физических и духовных качеств.

Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятель­ности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культу­рой для обеспечения высокого уровня работоспособности и здорового долголетия.

Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила использования факторов окружающей природной среды для закаливания. Необходимость выработки привычек к систематическому выполнению закали­вающих процедур.

Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и соци­альные последствия вредных привычек.

Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья Табачный дым и его составные части Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему Пассивное курение и его влияние на здоровье

Наркотики Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения Социальные по­следствия пристрастия к наркотикам Профилактика наркомании, чистота и культура в быту

III. Обеспечение военной безопасности государства.


1. Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению за­щиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий

Организация управления гражданской обороной Структура управления и органы управ­ления гражданской обороной. Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по за­щите населения.

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва Химическое оружие, класси­фикация отравляющих веществ (0В) по предназначению и воздействию на организм.

Бактериологическое (биологическое) оружие Современные обычные средства пораже­ния, их поражающие факторы

Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях Порядок подачи сигнала "Внимание всем'" Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее со­держание, действие населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях

Защитные сооружения гражданской обороны Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны Виды защитных сооружений Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях)

Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования Средства за­щиты кожи Медицинские средства защиты и профилактики.

Отработать порядок получения и пользования средствами индиви­дуальной защиты.

Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначе­ние План гражданской обороны образовательного учреждения Обязанности обучаемых.


2. Вооруженные Силы Российской Федерации - защитники нашего Отечества.

Организация вооруженных сил Московского государства в Х1У-ХУ веках. Военная ре­форма Ивана Грозного в середине XIV века. Военная реформа Петра 1, создание регулярной армии, ее особенности Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии

Создание Советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.

Организационная структура Вооруженных Сил, виды Вооруженных Сил и рода войск. Ракетные войска стратегического назначения, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности. Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в Сухопут­ные войска. Военно-воздушные Силы, история создания, предназначение, рода авиации Войска ПВО, история создания, предназначения, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС. Военно-морской Флот, история создания, предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, со­ставляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами Ре­форма Вооруженных Сил России, ее этапы и их основные содержания. Пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации, внут­ренние войска Министерства внутренний дел Российской Федерации, Железнодорожные вой­ска Российской Федерации, войска Федерального агентства правительственной связи и инфор­мации при Президенте Российской Федерации, войска гражданской обороны, их состав и предназначение.

3. Боевые традиции Вооруженных Сил России. Символы воинской чести.

Патриотизм и верность воинскому долгу - основные качества защитника Отечества. Патриотизм - духовно-нравственная основа личности военнослужащего - защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов - основное содержание патриотизма. Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные состав­ляющие личности военнослужащего - защитника Отечества, способного с честью и достоинст­вом выполнить воинский долг. Дни воинской славы России - дни славных побед, сыгравшие решающую роль в истории России. Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых услови­ях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество - боевая традиция российской армии и флота.

Боевое знамя воинской части - особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части, порядок его хранения и содержания. История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звание "Герой Советского Союза", звание "Герой Российской Федерации". Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручения личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов воен­нослужащих, уволенных в запас или отставку.




Календарно-тематическое планирование.


Наименование

разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

I

Обеспечение безопасности личности, общества и государства.

13

13


II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

4

4


III

Обеспечение военной безопасности государства

17

10

7

IV

Контрольное занятие за курс 10 класса

1

1



Итого:

35

28

7


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, УСПЕШНО ОСВОИВШИХ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10 классах

Ученик должен знать:

потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах; правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах; предназначение, структуру и задачи РСЧС; предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воин­ской славы России; состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федера­ции; основные виды воинской деятельности; общие обязанности солдата в бою; основные способы передвижения солдата в бою; государственные и военные символы Российской Федерации. средства массового поражения и их поражающие факторы;

Ученик должен уметь:

предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни

- пользоваться индивидуальными средствами защиты;

- выполнять элементы строевой и тактической подготовки; обращаться к старшим (начальнику), действовать при выполнении приказаний и отдании воинского приветствия, соблюдать воинскую вежливость. Правильно выполнять команды в строю и одиночные строевые приемы без оружия. Выполнять воинское приветствие. Пользоваться средствами индивидуальной защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания. Определять свое местонахождение, ориентироваться на местности без карты, Оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, отморожении, утомлении, отравлении


Требования к уровню усвоения дисциплины.

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие

вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.



Используемая литература,

1 Конституция Российской Федерации.

2 Федеральные законы Российской Федерации: "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О гражданской обороне", "О защите на­селения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и тсхногснного характера".

3 Устав внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации. -Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008.

4 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 10-11 кл. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; Под общ. ред. А.Т. Смирнова.: Просвещение, 2004.

5 Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл. А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников; Под общ. ред. А.Т. Смирнова,: Просвещение, 2010.























Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию

для обучающихся 10 «В» класса.


Календарно-тематическое планирование составлено на основе рабочей программы, учебного курса основ безопасности жизнедеятельности 10-11 класса для общеобразовательных учреждений А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников Основы Безопасности Жизнедеятельности комплексная программа 5-11 классы, под общей редакцией А.Т. Смирнова, Москва «Просвещение» 2008 год.

В настоящей учебной программе реализованы тре­бования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей при­родной среды», «О пожарной безопасности», «О граж­данской обороне», «Основы военной службы» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, обеспечения военной безопасности государства. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жиз­ни, о чрез­вычайных ситуациях природного и техногенного харак­тера, их последствиях и мероприятиях, проводимых го­сударством по защите населения. Большое значение прида­ется также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Таким образом, программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10В класс


Общее количество учебных часов на I-IV четверть - 35


Номер урока

Дата проведения

Наименование разделов и тем

Тип урока

Вид учебной деятельности

Виды контроля

Требования к уровню

подготовленности

учащихся

Домашнее задание

По плану

фактически

знания и умения

1



    1. Автономн. пребыв. челов. в природной среде. Подготовка к автоном. сущест. В природ. Среде.

лекция

Автономное существование человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия. Активный туризм. Подготовка к автономии. Определение направления движения и его выдерживание. Подготовка к походу. Разведение костра.

Устный опрос

Знать основные правила выживания в природе; уметь применять полученные знания на практике

§ 1-2 читать

2



    1. Обеспечение личной безопасности на дорогах и в криминогенных ситуациях.

лекция

Дорожное движение. ДТП. Основные обязанности пешеходов. Общие меры безопасности пешеходов. Обязанности пассажиров. Общие правила личной безопасности в криминогенных ситуациях. Профилактика насилия.

Устный опрос

Знать правила безопасного поведения на дорогах и в криминогенных ситуациях

§ 3-4 читать

3



    1. Правила личной безопасн. при угрозе террорист. акта. Уголовная ответств за участие в террор. акте.

лекция

Правила поведения при возможной опасности взрыва и если произошел взрыв. Ответственность за участие в террористической деятельности.

Устный опрос

Знать правила личной безопасности при угрозе и при совершении террористических актов

§ 5-6 читать

4



2.1. ЧС природного характера. Рекомендации населению по обеспеч. личной безоп. усл. ЧС.

Беседа

Чрезвычайная ситуация. Классификация ЧС природного характера. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях ЧС природного характера.

Сам. работа.


Знать классификацию ЧС природного характера; знать правила безопасного поведения

§ 7-8 читать

5



2.2. ЧС техногенного характера.Реком. населению по обеспеч. личн. безопасности в усл. ЧС .

Лекция

Классификация ЧС техногенного характера. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях ЧС техногенного характера.

Тест

Знать классификацию ЧС техногенного характера; знать правила безопасного поведения

§ 9-10 читать

6



3.1. Военные угрозы национ. безопасн. России.

Характер современных войн.

Беседа

Оборона государства. Национальная безопасность. Основные внешние и внутренние угрозы. Характер современных войн и вооруженных конфликтов

Устный опрос

Знать понятие «национальная безопасность»; знать классификацию вооруженных конфликтов

§ 11-12 читать

7



Международный терроризм .

Виды террор. актов.

Наркотизм..

Лекция

Международный терроризм. Характеристика современной террористической деятельности. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления.

Наркотизм и национальная безопасность России.

зачет

Знать правила личной безопасности при угрозе и при совершении террористических актов

§ 13-15 читать

8



Законы и другие нормативно-правовые акты РФ.

Единая госуд.система предупр ЧС (РСЧС)..

Лекция

Законы РФ по обеспечению безопасности страны. Конституция РФ. РСЧС, ее структура и задачи. Права и обязанности граждан РФ по защите от ЧС природного и техногенного характера.

Устный опрос

Иметь представление о РСЧС; знать основные положения законодательства РФ по обеспечению безопасности человека

§ 16-17 читать

9



Сохранение и укрепление здоровья.Основные инфекционные заболевания.

Лекция

Сохранение и укрепление здоровья, физическое развитие. Категории годности граждан к военной службе «А» и «Б». Классификация и профилактика основных инфекционных заболеваний. Общие понятия об иммунной системе

Устный опрос

Знать классификацию инфекционных болезней; пропаганда здорового образа жизни

§ 18-19 читать


10



Здоровый образ жизни.

Биологические ритмы и их влияние на работоспособ. челов.

Лекция

Критерии здоровья. Здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на здоровье. Основные составляющие ЗОЖ. Биологические ритмы. Утомление. Профилактика утомления. Самоконтроль.

Устный опрос

Знать основные положения о ЗОЖ; пропаганда здорового образа жизни

§ 20-21 читать

11



Значение двигат. активности. Вредные привычки.Профилактика вред. Прив.

Лекция

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Вредные привычки. Алкоголь. Курение. Наркотики. Профилактика вредных привычек.


Тест

Знать влияние вредных привычек на организм человека; пропаганда здорового образа жизни

§ 22-23 читать

12



Гражданская оборона, ее предназначение и основные задачи.

Лекция

Гражданская оборона. Основные задачи в области ГО. Этапы создания ГО.

Устный опрос

Знать основные задачи ГО

§ 24 читать

13



Основные виды оружия.

Оповещение и информир. населения о ЧС.

Беседа

Обычные средства поражения. Ядерное оружие. Химическое оружие. Бактериологическое оружие. Высокоточное оружие. Оповещение и информирование населения о ЧС мирного и военного времени. Сигнал тревоги «Внимание всем!»

Тест

Знать классификацию ОМП; средства защиты от ОМП.

§ 25-26 читать

14



Инженерная защита населения от ЧС.

Средства индивидуальной защиты

Беседа

Защитные сооружения ГО: убежища; ПРУ и укрытия, приспособленные для защиты населения. Средства индивидуальной защиты: средства защиты органов дыхания, средства защиты кожи, медицинские средства защиты и профилактики.

Устный опрос

Знать основные средства защиты населения от ОМП, а также стихийных бедствий, аварий и катастроф

§ 27-28 читать

15



Организация проведения аварийно-спасат. работ в зоне ЧС

Организация ГО.

Беседа

Аварийно-спасательные работы. Проведение мероприятий медицинской защиты. Гражданская оборона в общеобразовательном учреждении. Эвакуация учащихся.

Устный опрос

Знать организацию ГО в школе; уметь правильно действовать в ЧС

§ 29-30 читать

16



8.1. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации

Беседа

История создания Вооруженных Сил РФ. Великая Отечественная война. ВС на современном этапе.

зачет

Знать историю создания Вооруженных Сил РФ

§ 31 читать

17



8.2. Памяти поколений – дни воинской славы России

Лекция

Дни воинской славы России. Великая Отечественная война и ее этапы. Мероприятия по увековечиванию памяти российских воинов.

Устный опрос

Знать дни воинской славы России

§ 32 читать

18



9.1 Состав ВC РФ.

СВ, ВВС их состав и предназначение


Беседа,

Военная организация нашего государства. Состав ВС РФ: виды и отдельные рода войск. Управление ВС. Военные округа. Сухопутные войска. Военно-Воздушные Силы

Устный опрос

Знать организацию и состав ВС РФ

§ 33-35 читать


19



9.2. ВМФ,

РВСН, ВДВ их состав и предназночения.

Лекция

Военно-Морской Флот,

ракетные войска стратегического назначения,

воздушно-десантные войска – состав, предназначение, вооружение, военная техника.

Тест

Знать организацию и состав ВС РФ

§ 36-38 читать


20



9.3. Космические войска

Войска не входящие в состав ВС РФ.

Беседа сам. работа

Космические войска, их состав и предназначение. Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил РФ

Сам. работа

Знать организацию и состав ВС РФ

§ 39-40 читать

21



10.1. Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитников Отечества

Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений

Лекция

Военнослужащий – защитник Отечества. Отечество. Патриотизм. Воинский долг. Войсковое товарищество. Дружба. Особенности воинского коллектива

Устный опрос

Знать и уважать боевые традиции Вооруженных Сил России

§ 41-42 читать

22



Размещение военнослужащих

Лекция

Размещение, жизнь и быт военнослужащих воинской части.

Сам. работа.

Иметь представление о размещении, жизни и быте военнослужащих

§ 43 читать

23



Распределение времени и повседневный порядок

Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих

Лекция

Распределение времени и повседневный порядок. Примерный распорядок дня войсковой части.

Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих.

Устный опрос

Иметь представление о размещении, жизни и быте военнослужащих

§ 44-45 читать

24



Суточный наряд, общие положения

Обязанности дежурного по роте

Обязанности дневального по роте


Состав суточного полкового наряда. Суточный наряд роты – общие положения. Обязанности должностных лиц суточного наряда роты.

зачет

Знать должностные обязанности основных лиц суточного наряда

§ 46-48 читать

25



Организация караульной службы, общие положения

Часовой – лицо неприкосновенное

Обязанности часового

Лекция

Несение караульной службы. Караул – определение, состав, задачи. Часовой и его неприкосновенность. Обязанности часового

Устный опрос

Иметь представление об организации караульной службы

§ 49-51 читать

26



Строи и управление ими

Строевые приемы и движение без оружия

Беседа, сам.раб

Строй и его элементы. Виды строев подразделений. Строевая стойка. Выполнение строевых команд. Движением строевым и походным шагом. Повороты на месте и в движении.

Устный опрос. Пр. работа

Уметь правильно и четко выполнять строевые приемы с оружием и без него

§ 52-53 читать

27



Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении

Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него

Лекция

Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении

Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него

Устный опрос. Пр. работа

Уметь правильно и четко выполнять строевые приемы с оружием и без него

§ 54-55 читать

28



14.3. Строи отделения, развернутый строй, походный строй

Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении

Беседа

Развернутый и походный строй отделения. Перестроения на месте и в движении. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.

Устный опрос. Пр. работа

Уметь правильно и четко выполнять строевые приемы с оружием и без него

§ 56-57 читать

29



15.1. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова.

Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова (пр.зан.)

Лекция

Автомат Калашникова: предназначение, ТТД, устройство. Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова.

Устный опрос. Пр. работа

Научить неполной разборке и сборке автомата Калашникова.

§ 58-59 читать

30



15.2. Приемы и правила стрельбы из автомата и пневматического оружия

Лекция

Приемы и правила стрельбы из автомата.

Устный опрос. Пр. работа

Научить приемам и правилам стрельбы из пневматического оружия

§ 60 читать

31



15.3. Приемы и правила стрельбы из автомата и пневматического оружия

Лекция

Теория стрельбы из пневматического оружия. Изготовка к стрельбе. Прицеливание. Производство стрельбы.

Сам. Работа.

Научить приемам и правилам стрельбы из пневматического оружия

Меры безопас-ности при стрельбе

32



15.4. Приемы и правила стрельбы из автомата и пневматического оружия

Лекция.

Стрельба из пневматического оружия.

Тест .Пр. работа

Научить приемам и правилам стрельбы из пневматического оружия

Меры безопас-ности при стрельбе

33



15.5. Приемы и правила стрельбы из автомата и пневматического оружия

Лекция

Стрельба из пневматического оружия.

Устный опрос. Пр. работа

Научить приемам и правилам стрельбы из пневматического оружия

Меры безопас-ности при стрельбе

34



16.1. Современный бой


Лекция

Первая медицинская помощь при массовых поражениях Современный бой


Устный опрос

Знать основы общевойскового боя, представлять действия солдата в бою

§ 61 читать;

35



Обязанности солдата в бою

Контрольное занятие за курс 10 класса

Лекция

Обязанности солдата в бою

Итоговое тестирование

Тест

Проверка знаний учащихся по курсу ОБЖ за 10 класс.

§62 читать;