Рабочая программа ОБЖ для 5 класса

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


.


Планируемые результаты освоения курса.

Личностные результаты:

развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от  внешних и внутренних  угроз;

• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметные результаты:

овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,  оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• формирование умений  взаимодействовать с окружающими, выполнять  различные социальные роли  во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

  • формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность.

Предметные результаты:

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью;

  • формирование экстремистской и антитеррористической личностной позиции;

  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

  • знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

умения оказывать первую медицинскую помощь;

умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

Результаты обучения

Результаты изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА 

                   Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.

Учащиеся должны

            знать/понимать:

  • правила безопасного поведения на улицах и дорогах;

  • правила пожарной безопасности и поведения при пожарах;

  • правила безопасного поведения на воде;

  • о возможных аварийных ситуациях в жилище (образовательном учреждении), причинах их возникновения и правилах поведения;

  • правила поведения в криминогенных ситуациях;

  • о возможных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данного района, способах оповещения о них и правилах безопасного поведения;

  • основные правила поведения в повседневной жизни дома, на улице, в школе и во время занятий спортом с целью предупреждения травматизма;

владеть навыками:

  • безопасного поведения на дорогах;

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

  • соблюдать правила поведения на воде;

  • оказывать первую медицинскую помощь при, ушибах, ссадинах, отравлении;

  • пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

  • правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

  • действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

  • соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

  • пользования бытовыми приборами и инструментами;

  • проявление бдительности при угрозе террористического акта;

  • обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Оценка знаний

Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

1.     Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

2.     Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

3.     Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

4.     Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов. 

. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ 5 КЛАССА 

Модуль I.  Основы безопасности личности, общества и государства (22ч.)

Раздел I. Основы комплексной безопасности (15 ч.)

Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека 

  - Безопасность в быту

Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту.


Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера 

         - Безопасность на дорогах

Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила Безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста. Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях..

Тема 3. Опасные ситуации природного характера 

- Безопасность на водоёмах

Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Правила безопасного поведения на воде. Опасность водоёмов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.


Тема 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера 

-  Чрезвычайные ситуации природного характера (землетрясение, наводнение, буря, ураган, сели, оползни, обвалы). Чрезвычайные ситуации техногенного характера (радиационно опасные объекты, пожаровзрывоопасный объект, химически опасный объект)


Тема 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение.

 - Опасные ситуации социального характера

Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте. Профилактика нападений и самозащита при нападении насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приёмы самозащиты. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила обеспечения сохранности личных вещей. Правила защиты от мошенников..


Тема 6 . Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства.

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.


Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 


Раздел II. Основы здорового образа жизни 


Тема 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни 

- Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни 

Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.

Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья человека

Тема 8. Факторы разрушающие здоровье.

- Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье

Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки. 


Раздел III. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Тема 9. Первая медицинская помощь и правила её оказания

         - Оказание первой медицинской помощи

         Медицинская (домашняя) аптечка. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и ушибах. Перевязочные и лекарственные средства. Первая медицинская помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами.







Тематический план 5 класс


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



5 класс (1 ч в неделю, всего 35 ч)

Тема урока

Кол-во часов на тему

Характеристика деятельности учащегося или виды учебной деятельности

Дата проведения

Домашнее задание




Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (22 ч)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (15 ч)

1.Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 ч)

Город как среда обитания.


1

Определить зоны опасности. Соблюдать алгоритм поведения



§1.1

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.


1

Знать причины возникновения опасных ситуаций в жилище



§1.2

Особенности природных условий в городе.


1

Знать природные и антропогенные факторы

Умение работать с учебником, выделять главное



§1.3

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность.


1

Знать правила безопасного общения с окружающими людьми в городе.



§1.4

Безопасность в повседневной жизни

1

Ознакомление с ЧС, основные службы города и их задачи



§1.5

2. Опасные ситуации техногенного характера (6 ч)


Дорожное движение, безопасность участии- ков дорожного движения.


1

Дорожные знаки и их деление на группы.



§2.1

Пешеход. Безопасность пешехода.


1

Меры безопасного поведения пешехода на дороге



§2.2

Пассажир. Безопасность пассажира.


1

Правила пользования транспортом.

Посадка в общественный транспорт, пожар в общественном транспорте



§2.3

Водитель.


1

Правила безопасного пользования и управления элементарным транспортом



§2.4

Пожарная безопасность.


1

Владеть основными правилами поведения при пожаре.



§2.5

Безопасное поведение в бытовых ситуациях

1

Правила поведения при затоплении жилища.
Действия при разрушении зданий
Правильно пользоваться препаратами бытовой химии



§2.6

3. Опасные ситуации природного характера (2 ч)

Погодные условия и безопасность человека.


1

Природные и антропогенные факторы



§3.1

Безопасность на водоёмах

1

Умение работать с учебником, выделять главное



§3.2

4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2 ч)


Чрезвычайные ситуации природного характера.


1

правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений



§4.1

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

1

Обеспечение личной безопасности в ЧС



§4.2

Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации (7 ч)

5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 ч)


Антиобщественное поведение и его опасность.


1

Умение определения и оценки антиобщественного поведения



§5.1

Обеспечение личной безопасности дома.


1

Распознают признаки возникновения опасной ситуации дома и на улице.

умения по обеспечению личной безопасности дома.




§5.2

Обеспечение личной безопасности на улице

1

умения по прогнозированию основных опасностей и обеспечению личной безопасности на улице





§5.3

6. Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства (4 ч)


Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения.


1

Объясняют общие понятия об экстремизме и о терроризме и причины их возникновения..




§6.1

Виды экстремистской и террористической деятельности.


1

Характеризуют основные виды террористической деятельности



§6.2

Виды террористических актов и их последствия.


1

Анализируют виды террористических актов и их характерные особенности

Составляют план своих действий при угрозе возникновения теракта и при теракте.




§6.3

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности

1

Характеризуют ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение. Формулируют свои правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителями, и записывают их в дневник безопасности.



§6.4

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (13 ч)

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (5 ч)

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3 ч)


О здоровом образе жизни.


1

Объясняют основные положения о здоровом образе жизни.




§7.1

Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья.


1

Распознают виды двигательной активности и закаливания.




§7.2

Рациональное питание. Гигиена питания

1

Характеризуют сущность рационального питания



§7.3

Факторы, разрушающие здоровье (2 ч)


Вредные привычки и их влияние на здоровье.

1

Как уберечь себя от курения, называть последствия употребления алкоголя Уметь называть возможные последствия употребления алкоголя



§8.1

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические занятия)

1

Как уберечь себя от курения, называть последствия употребления алкоголя



§8.2

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (8 ч)

Первая помощь и правила её оказания (7 ч)


Первая помощь при различных видах повреждений.


1

ПМП при вывихе



§9.1

Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия).


1

ПМП при ушибах



§9.2

Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия).


1


ПМП при ссадинах



§9.3

Первая помощь при отравлениях (практические занятия)

1

Правила оказания ПМП при отравлении угарным газом.



§9.4

Первая помощь при отравлениях (практические занятия

1

Дать рекомендацию по оказанию ПМП пострадавшему.



§9.5

Обобщение по теме: «Первая помощь и правила её оказания»

1

Дать рекомендацию по оказанию ПМП пострадавшему.



Составить памятку

34-35

Обобщение изученного материала за курс 5 класса

1













СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ Куйбышевской СОШ ___________________ФИО

от . .2016 №__ (подпись)

_________ ______________ . .2016

(подпись руководителя МС, ФИО)