Пользовательское соглашение

Рабочая программа по ОБЖ 5 класс ФГОС

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ) для 5 класса, составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО (приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897), с учетом примерной программы по учебному предмету «ОБЖ» на основе ООП ООО МБОУ «Основная общеобразовательная школа №8».

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности ориентирована на учащихся 5-го класса. Уровень изучения предмета – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час, что составляет 35 учебных часов в год. Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствует варианту программы по основам безопасности жизнедеятельности авторов В.Н.Латчука, В.В.Маркова, М.И.Кузнецва, А.Г.Маслова, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.Н.Латчука, С.К. Миронов, С.Н.Вангородский и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений – 3 –е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2015, стр. 9-13). Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности». 5 кл.авт. М.И. Кузнецов, В.В.Марков, В.Н.Латчук.-3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.-156



Программа выполняет две основные функции.
1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом межпредметных  и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.
Основное общее образование — вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, в том числе и за рамками учебного процесса.

В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.



Планируемые результаты освоения учебного курса


Обучающийся научится:

  • безопасно использовать бытовые приборы;

  • безопасно использовать средства бытовой химии;

  • безопасно использовать средства коммуникации;

  • классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;

  • предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;

  • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;

  • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;

  • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;

  • безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;

  • адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;

  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;

  • безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;

  • безопасно применять первичные средства пожаротушения;

  • соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;

  • соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;

  • соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства;

  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;

  • использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;

  • подавать сигналы бедствия и отвечать на них;

  • безопасно использовать средства индивидуальной защиты;

  • безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;

  • комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;

  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;

  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;

  • предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;

  • адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;

  • оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;

  • оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;

  • оказывать первую помощь при ушибах;

  • оказывать первую помощь при растяжениях;

  • оказывать первую помощь при вывихах;

  • оказывать первую помощь при переломах;

  • оказывать первую помощь при ожогах;

  • оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;

  • оказывать первую помощь при отравлениях;

  • оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;

  • оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;

  • анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;

  • анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;

  • предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;

  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;

  • усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;

  • творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.


Содержание учебного материала в 5 классе

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль включает пять разделов.
Раздел 1. Личная безопасность в повседневной жизни – 11 часов
Раздел 2. Безопасность на дорогах и на транспорте – 6 часов

Раздел 3. Опасные ситуации социального характера – 5часов

Раздел 4. Загрязнение среды обитания – 3 часа

Раздел 5. Средства индивидуальной защиты органов дыхания – 1 час

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Модуль включает два раздела.
Раздел 1. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи – 3 часа

Раздел 2. Основы здорового образа жизни – 5часов

Итоговое повторение пройденного курса – 1 час.Общее количество часов: 35 часов в год







Тематическое планирование по ОБЖ 5 класс (ФГОС)


Тема урока

(страницы учебника, тетради

количество часов

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Дата проведения

Предметные

результаты

Метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные

Личностные

План

Факт

1

2

4

5

6

7

11

12

Глава № 1. Личная безопасность повседневной жизни. 21 час.

1

Особенности города как среды обитания человека.

С.4 - 9

1

Знать отличия городского жителя от сельского.

Р: Преобразование практической задачи в познавательную.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы

Владеть понятиями горожанин и сельчанин.

5.09.

2016


2

Система обеспечения безопасности города.(населенного пункта)

С.10 - 13

1

Уметь правильно сообщить по телефону в службу безопасности города (пожарная охрана, милиция, скорая помощь, служба газа) о создавшейся опасной ситуации

Р: Применять установленные правила в планировании способа решения.

П: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

К: Ставить вопросы

Порядок вызова соответствующей службы.

12.09.

2016


3

Опасные, аварийные ситуации в доме (квартире)

С.14 - 15

1



О том, какие опасные ситуации возможны в квартире и каковы их источники.

Р: Преобразование практической задачи в познавательную.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы.

Об основных причинах возникновения опасных ситуаций в квартире

19.09.

2016


4

Пожар.

С.16 - 29

1

О правилах поведения при пожарах в доме и способах эвакуации из горящего помещения.

Р: Применять установленные рекомендации.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы.

Правильно действовать в случае пожара в доме.

26.09.

2016


5

Затопление квартиры.

С. 30 - 34

1

Основные причины затопления жилища и меры по его предотвращению; правила поведения при затоплении жилища.

Р: Применять установленные рекомендации.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы.

Уметь правильно действовать в случае затопления жилища.

3.10.

2016


6

Электричество.

С.35 - 37

1

Почему опасно электричество и в чем это заключается;

как уберечь себя от поражения электрическим током.


Р: Преобразование практической задачи в познавательную.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы.

Иметь представление об электротравмах.

10.10.

2016


7

Опасные вещества и продукты питания.

С.38 - 45

1

В чем заключается опасность средств бытовой химии, газа, лекарств, и как они действуют на организм человека;

какое отрицательное влияние на организм оказывают недоброкачественные продукты питания, и как избежать пищевого отравления.

Р: Преобразование практической задачи в познавательную.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы.

Правильно обращаться с опасными веществами;

грамотно действовать в случае появления запаха газа.


17.10.

2016


8

Взрыв и обрушение дома.

С. 46 - 47

1

Знать, почему происходят взрывы в жилых зданиях и правила безопасного поведения в этих случаях.

Р: Преобразование практической задачи в познавательную.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы.

Уметь действовать при взрыве в квартире (доме).

24.10.

2016


9

Захлопнулась дверь (сломался замок, потерялся ключ).

С.48 - 49

1

Чего нельзя делать, когда потерян ключ.

Р: Преобразование практической задачи в познавательную.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы.

Знать о способах предотвращения ситуации, когда невозможно попасть домой.

7.11.

2016


10

Опасность толпы.

С.50 - 52

1

Знать правила безопасного поведения в толпе.

Р: Применять установленные рекомендации.

П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.


14.11.

2016


11

Собака бывает кусачей

С.53 - 55

1

Знать правила безопасного поведения при встрече с собакой.

Р: Применять установленные рекомендации П: Установление аналогий.

К: Ставить вопросы.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.


21.11.

2016


12

Организация дорожного движения, причины и последствия ДТП

С.56 – 59

1

а) знать основные причины транспортных происшествий и правила безопасного поведения при пользовании транспортом;

б) уметь правильно действовать в случае захвата транспортного средства террористами

Р: Применять установленные рекомендации

П: Уметь действовать самостоятельно

К: Ставить вопросы


Сформулировать основные правила безопасного поведения в любом транспортном средстве.


28.11.

2016


13

Безопасное поведение пешеходов и пассажиров

С. 60 - 65

1

Уметь правильно садиться в легковой автомобиль и пассажирский транспорт

Р: Применять установленные рекомендации

П: Уметь действовать самостоятельно

К: Ставить вопросы

Сформулировать основные правила безопасного поведения в общественном транспорте.


5.12.

2016


14

Безопасность в общественном транспорте и автомобиле

С.66 – 73

1

Уметь правильно действовать в случае аварийной ситуации в общественном транспорте.

Р: Применять установленные рекомендации

П: Уметь действовать самостоятельно

К: Ставить вопросы

Сформулировать основные правила безопасного поведения в общественном транспорте.


12.12.

2016


15

Железнодорожный транспорт.

С.74 -77

1

Уметь правильно действовать в опасных и аварийных ситуациях на железнодорожном транспорте.

Р: Применять установленные рекомендации

П: Уметь действовать самостоятельно

К: Ставить вопросы

Сформулировать основные правила безопасного поведения на железнодорожном транспорте.


19.12.

2016


16

Авиационный транспорт.

С.78 – 81

1

Уметь правильно действовать в опасных и аварийных ситуациях на авиационном транспорте.

Р: Применять установленные рекомендации

П: Уметь действовать самостоятельно

К: Ставить вопросы

Сформулировать основные правила безопасного поведения на авиационном транспорте.


26.12.

2016


17

Морской и речной транспорт.

С.82 – 87

1

Уметь пользоваться спасательным жилетом;

правильно действовать в аварийной ситуации.


Р: Применять установленные рекомендации

П: Уметь действовать самостоятельно

К: Ставить вопросы


Сформулировать основные правила безопасного поведения на морском и речном транспорте.


16.01.

2017


18

Психологические основы самозащиты.

С.88 – 91

1

Уметь правильно оценить обстановку и грамотно действовать в опасных ситуациях.

Р: Применять установленные рекомендации

П: Владеть понятиями и премами самозащиты.

К: Представлять свои взгляды, вступать в диалог.

О манере поведения и о языке жестов.

23.01.

2017


19

Ситуации криминогенного характера в доме (квартире )и подъезде.

С.92 – 98

1

Уметь правильно действовать в криминогенных ситуациях.

Р: Применять установленные рекомендации

П: Владеть методами противодействия злоумышленникам.

К: Представлять свои взгляды, вступать в диалог.

Умение противодействовать злоумышленнику.

30.01.

2017


20

Криминогенные ситуации на улице, опасные домогательства

С.99 – 103

1

Уметь избегать опасных домогательств на улице со стороны злоумышленников и насильников.

Р: Применять установленные рекомендации

П: Как надо себя вести при встрече с незнакомым человеком

К: Аргументировать свою точку зрения.


Умение противодействовать злоумышленнику.

6.02.

2017


21

Правила поведения при захвате в заложники

С. 104 - 108

1

Знать правила поведения при захвате в заложники

Р: Применять установленные рекомендации

П: Как надо себя вести при взятии в заложники

Правило поведения при захвате в заложники

13.02.

2017


Раздел 2.Оказание первой помощи и здоровый образ жизни. 14 часов.

22

Загрязнение воды.

С.109 -110

1

Научиться очищать воду кипячением, фильтрацией, вымораживанием.

Р: Применять установленные рекомендации

П: Умение характеризовать, объяснять.

К: Представлять свои взгляды и уметь их выражать..

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к экологии.


20.02.

2017


23

Загрязнение воздуха.

С.111 – 112

1

Как можно уменьшить неблагоприятное воздействие загрязненного воздуха на здоровье людей.

Р: Применять установленные рекомендации

П: Умение характеризовать, объяснять.

К: Представлять свои взгляды и уметь их выражать..

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к экологии.


27.02.

2017


24

Загрязнение почвы.

С.113 -114

1

Владеть понятиями. Снос плодородных земель, опустынивание, загрязнение отходами.

Р: Применять установленные рекомендации

П: Умение характеризовать, объяснять.

К: Представлять свои взгляды и уметь их выражать..


Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к экологии.


6.03.

2017


25

Фильтрующие противогазы

с.115 – 118

1

Подбирать размер шлем-маски противогаза;

Р: Применять установленные правила по выбору противогаза.

П: одевать и снимать противогаз.

К: Умение работать в группе.

Разбираться в видах и назначении противогазов.

13.03.

2017



26

Пользование противогазом.

С.119 – 123

1

Положения противогаза: походное, наготове, боевое.

Порядок перевода противогаза в боевое положение.

Р: Применять установленные правила по выбору противогаза.

П: одевать и снимать противогаз.

К: Умение работать в группе.


27

Виды ранений и их причины, первая помощь

С.124 – 127

1

Различать по характерным признакам повреждения.

Р: Применять установленные правила по оказанию доврачебной помощи.

П: характеризовать различные травмы.

К: Умение работать в группе.

Владеть правилами оказания первой медицинской помощи.

20.03.

2017


28

Общая характеристика кровотечений .

С.128 – 129

1

Уметь отличить венозное, артериальное, капиллярное, смешанное кровотечение

П: Уметь характеризовать виды кровотечений


Владеть правилами оказания первой медицинской помощи.

3.04.

2017


29

ПМП при кровотечениях.

С.130 – 135

1

Уметь оказать первую помощь при незначительных ранениях.

Р: Применять установленные правила по оказанию доврачебной помощи.

П: характеризовать различные травмы.

К: Умение работать в группе.

Владеть правилами оказания первой медицинской помощи.


30

Движение и здоровье,

С.136 – 138

1

Иметь представление о важности двигательной активности для здоровья человека.

Р: Преобразование практической задачи в познавательную.

П: Овладевать методами ЗОЖ

К: Умение работать в группе.

Умение вести здоровый образ жизни.

10.04.

2017


31

Нарушение осанки и причины их возникновения

с. 139 – 140

1

Иметь представление о важности двигательной активности для здоровья человека.

Р: Преобразование практической задачи в познавательную.

П: Овладевать методами ЗОЖ

К: Умение работать в группе.

Умение вести здоровый образ жизни.

17.04.

2017


32

Телевизор и компьютер – друзья или враги.

С.141 – 142

1

Знать о последствиях малоподвижного образа жизни. Об особенностях взросления.

Р: Применять установленные правила по охране здоровья.

П: Соблюдение гигиены.

К: Аргументировать точку зрения.

Правила личной гигиены. Режим дня.

24.04.

2017


33

Развитие и изменения организмов в вашем возрасте

С. 143 – 145

1

Знать о последствиях малоподвижного образа жизни. Об особенностях взросления.

Р: Применять установленные правила по охране здоровья.

П: Соблюдение гигиены.

К: Аргументировать точку зрения.

Правила личной гигиены. Режим дня.

8.05.

2017


34

Физическое и нравственное взросление человека.

С.146 – 147

1

Знать правила ухода за своим телом в подростковом возрасте.

Р: Применять установленные правила по охране здоровья.

П: Соблюдение гигиены.

К: Аргументировать точку зрения.

Правила ухода за своим телом.

15.05.

2017


35

Итоговое повторение пройденного материала.

1




22.05.

2017