Рабочая программа по ОБЖ 8 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Филиал Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тондошенская основная общеобразовательная школа» «Верх - Бийская основная общеобразовательная школа»



«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________ /Е.В. Кононова/


Протокол № ___ от

«____»_________2015 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

__________ /А.А.Хикматова/


«____»___________2015 г.


«Утверждено»

Заведующая филиала МОУ «Тондошенская ООШ» «Верх-Бийская ООШ»

_________ /ЛА Воробьева/

Приказ № ___ от «____»______________2015 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Кононовой Елены Васильевны,

I квалификационная категория


по учебному курсу «ОБЖ»

8 класс

(1 час в неделю)









«Принято»

на заседании

педагогического

совета школы

протокол № ____

от «__»_______2015 г.






с. Верх-Бийск

2015г.

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………….3

  2. Минимум содержания образования по разделам ………………………………….4

  3. Содержание предмета………………………………………………………...............5

  4. Критерии оценки …………………………………………………………… ………7

  5. Требования к уровню подготовки обучающихся …………………………………8

  6. Календарно-тематический план …………………………………………………….9

  7. Контрольно-измерительные материалы …………………………………………. 11

  8. Информационно-методическое обеспечение …………………………………….12



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Исходными документами для составления рабочей программы являются:

Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 класс); Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897.

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования 2015/16 учебный год.

Основная образовательная программа филиала муниципальное образовательное учреждение «Тондошенская основная общеобразовательная школа» «Верх-Бийская основная общеобразовательная школа» на 2015-2016 учебный год.

Цель изучения ОБЖ в 8 классе:

  • формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;

  • -выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать.

Задачи:

  • усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;

  • о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС;

  • об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

  • о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.



МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗДЕЛАМ


Раздел 1. Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека. 17 часов

Тема 1. Основные причины и виды опасных ситуаций техногенного характера 3 часа

Тема 2. Пожары и взрывы 6 часов

Тема 3. Аварии с выбросом опасных химических веществ 5 часов

Тема 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ 3 часа


Раздел 2. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни 11 часов

Тема 5. Пожарная безопасность 3 часа

Тема 6. Безопасность на дорогах 3 часа

Тема 7. Безопасность на водоемах 3 часа

Тема 8. Экология и безопасность 2 часа


Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 6 часов

Тема 9. Основы здорового образа жизни 3 часа

Тема 10. Основы медицинских знаний и оказание первой мед. помощи 3 часа














СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Раздел I.

Тема 1. Основные причины и виды опасных ситуаций техногенного характера

Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера.

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения. Причины их возникновения и возможные последствия.

Тема 2. Пожары и взрывы.

Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер

пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

Тема 3. Аварии с выбросом опасных химических веществ

Опасные химические вещества и объекты. Характеристика АХОВ и их поражающие факторы. Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО. Первая помощь пострадавшим от АХОВ.

Тема 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ.

Радиоактивность и радиационно-опасные объекты. Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты. Естественная радиоактивность. Характеристика очагов поражения. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях.

Раздел II.

Тема 5. Пожарная безопасность.

Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер

пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

Тема 6. Безопасность на дорогах

Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста

и водителя мопеда.

Тема 7. Безопасность на водоемах.

Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.

Тема 8. Экология и безопасность.

Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Раздел III.

Тема 9. Основы здорового образа жизни.

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.

Тема 10. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи.

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.





КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

При ответе на теоретические вопросы

отметка «5» (отлично): учащийся полно и правильно изложил теоретический вопрос, привел примеры, раскрывающие те или иные положения, аргументы,  их подтверждающие, сделал вывод;

отметка «4» (хорошо): учащийся правильно изложил теоретический вопрос, но недостаточно полно раскрыл суть вопроса или допустил незначительные неточности. На заданные экзаменатором дополнительные вопросы ответил правильно;

отметка «3» (удовлетворительно): учащийся смог частично раскрыть теоретический вопрос, привести некоторые примеры, иллюстрирующие те или иные положения. На заданные экзаменатором дополнительные вопросы ответить не смог;

отметка «2» (неудовлетворительно): не раскрыл теоретический вопрос, на заданные экзаменаторами вопросы не смог дать удовлетворительный ответ.

При ответе на практический вопрос

отметка «5»: ученик выполнил задание и обосновал свои действия, грамотно применив соответствующие умения и теоретические знания в конкретной чрезвычайной ситуации;

отметка «4»: ученик выполнил задание, но допустил незначительные ошибки или некоторые неточности при объяснении или обосновании своих действий;

отметка «3»: ученик в основном справился с заданием, но не смог объяснить или обосновать свои действия;

отметка «2»: ученик не смог выполнить задание даже при помощи экзаменатора.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ученик должен знать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

  • соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

  • о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

  • основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах;

  • правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека;

  • организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.

Ученик должен уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

  • умело действовать при угрозе возникновения террористического акта;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности:

  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

  • выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

Календарно-ТематическИЙ ПЛАН


урока

Разделы, темы

Дата по

плану

Дата проведения



РАЗДЕЛ 1 ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА 17 ЧАСОВ


ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКЕРА 3 ЧАСА

1

Понятия аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера.

05.09

05.09

2

Краткая характеристика основных видов ЧС техногенного характера и их последствий

12.09

12.09

3

Основные причины и стадии развития техногенных происшествий

19.09

19.09


ПОЖАРЫ И ВЗРЫВЫ 6 ЧАСОВ

4

Пожары

26.09

26.09

5

Взрывы

03.10

03.10

6

Условия и причины возникновения пожаров и взрывов

10.10

10.10

7

Возможные последствия пожаров и взрывов

17.10

17.10

8

Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов

24.10

24.10

9

Контроль знаний по теме «Пожары и взрывы» (тестирование)

31.10

31.10


АВАРИИ С ВЫБРОСОМ ОПАСНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ 5 ЧАСОВ

10

Опасные химические вещества и объекты

14.11

14.11

11

Характеристика АХОВ и их поражающих факторов

17.11

17.11

12

Причины и последствия аварий на ХОО

24.11

24.11

13

Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО

01.12


14

Первая помощь пострадавшим от АХОВ

08.12



АВАРИИ С ВЫБРОСОМ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ 3 ЧАСА

15

Радиоактивность и радиационно-опасные объекты

15.12


16

Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты от ионизирующего излучения

22.12


17

Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности

12.01



РАЗДЕЛ 2

181

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причина и последствия.

19.01


19

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения.

26.01


20

Обеспечение личной безопасности при пожаре.

02.02



БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ 3 ЧАСА

21

Причины ДТП и травматизм людей.

09.02


22

Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров.

16.02


23

Водитель. Формирование качеств безопасного водителя.

23.02



БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДОЕМАХ 3 ЧАСА



24

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях.

01.03


25

Безопасный отдых у воды.

09.03


26


Оказание помощи терпящим бедствие на воде

15.03


ЭКОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ 2 ЧАСА

27. Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека. 29.03

28. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.05.04




РАЗДЕЛ 3

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 6 ЧАСОВ

29

Общие понятия о здоровье как основной ценности человека.

12.04


30


Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность.

19.04




31.







32.



33.

34.

Репродуктивное здоровье – составная часть здоровья человека и общества.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ

МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.

Первая медицинская помощь пострадавшим и её значение (практика)

Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ

Первая медицинская помощь при травмах (практика)

26.04




03.05


10.05

17.05





























КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ, ПРАКТИЧЕСКИХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


п/п

Наименование темы урока

Кол-во часов

Контрольная работа по теме «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера» (тематическое тестирование).

1

Использование населением средств индивидуальной защиты при чрезвычайных ситуациях техногенного характера (тематический зачет).

1

Учебно-тренировочное занятие по эвакуации обучающихся при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера (тематический зачет)

0,5

Практическая работа «Оказание первой медицинской помощи при открытом и закрытом переломах» (тематический зачет)

1

Практическая работа «Оказание первой медицинской помощи при отравлении и ожогах химическими веществами» (тематический зачет)

1

Контрольная работа по разделу «Основы здорового образа жизни» (тематическое тестирование).

1

Факторы, разрушающие здоровье человека (доклады, рефераты, мультимедийные проекты)

0,5




ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



Учебники:

  • ОБЖ: 8-й класс: учебник для ОУ/ М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов и

др./под ред.Ю.Л. Воробьева/ М.: АСТ.: Астрель, 2008г.


Литература для учителя

  • Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 класс поурочные разработки Москва: Просвещение, 2008.

  • Попова Г.П. ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях

с картинками Волгоград: Учитель, 2012.


Литература для учащихся

  • Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И. Основы безопасности

жизнедеятельности ОМЗ и охрана здоровья, М.:Русское слово, 2012.

  • Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся Издательствово : «Просвещение», 2007

  • Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах

Учебное пособие для 7-8 классов М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД»


Интернет-ресурсы


  • ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий /

Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.

  • АРМ преподавателя-организатора ОБЖ. Электронное пособие / Петров Н.Н, Тихомиров А.Ю. // ГОУ ДПО ЧИППКРО, Челябинск, 2007.


3