Рабочая программа по СБО-ОБЖ

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Набережночелнинская

школа №87 для детей с ограниченными возможностями здоровья»


«Принято»

Педагогическим советом

протокол от 29 августа 2016 г № 1


Введено приказом от

31.08.2016г.№180

Директор ГБОУ «Набережночелнинская школа №87»

___________ Е.В. Максимова

Подпись Ф.И.О.



Рабочая программа


по предмету «СБО - ОБЖ» для 7 класса (1 час в неделю, 35 часов в год)


Составитель: Мухаметзянова Роза Геннадьевна учитель СБО - ОБЖ










«Согласовано»

Заместитель директора________ Л.С. Маркова от 26.08.2016г.

Подпись Ф.И.О.

«Рассмотрено»

На заседании МО, протокол от 25.08.2016г. № 1

Руководитель МО ________ Л.В.Горчакова от 25.08.2016г.

Подпись Ф.И.О.










г. Набережные Челны

2016г.





Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса.

            знать/понимать:

  • правила безопасного поведения на улицах и дорогах;

  • правила пожарной безопасности и поведения при пожарах;

  • правила безопасного поведения на воде;

  • о возможных аварийных ситуациях в жилище (образовательном учреждении), причинах их возникновения и правилах поведения;

  • правила поведения в криминогенных ситуациях;

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

  • об основных мероприятиях ГО по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций;

  • основные правила поведения в повседневной жизни дома, на улице, в школе и во время занятий спортом с целью предупреждения травматизма;

 

владеть навыками: 

  • безопасного поведения на дорогах;

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

  • соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему;

  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

  • пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

  • правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

  • действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;

 

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

  • соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

  • пользования бытовыми приборами и инструментами;

  • проявление бдительности при угрозе террористического акта;

  • обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • активного отдыха в природных условиях;

  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

  • соблюдения норм здорового образа жизни

Содержание программы учебного предмета «СБО - ОБЖ» для 7 класса.

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Раздел 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Опасные ситуации на дороге. Поведение пассажиров в общественном транспорте. Как не стать жертвой преступления.

Пожарная безопасность на природе и быту. Правила поведения в лесу.

3 часа

Раздел 2.

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия.

Геологические процессы, происходящие в литосфере земли, в результате которых возникают землетрясения. Общие меры безопасности для населения, проживающего в сейсмоопасных районах. Правила поведения во время землетрясения в различных ситуациях: если землетрясение застало вас дома, на улице, в школе. Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Вулканы, места их образования. Причины образования вулканов. Типы вулканов: действующие, дремлющие и потухшие вулканы. Предвестники образования вулканов. Последствия извержения вулканов. Защита населения.

5 часов

Раздел 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения.

Ураганы и бури, причина их возникновения, возможные последствия. Циклоны, их строение, скорость перемещения, циклоны - причина возникновения ураганов и бурь. Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра, воздействия ветра на окружающую среду. Предупредительные мероприятия, оперативные защитные мероприятия. Способы оповещения об ураганах, бурях, смерчах.

3 часа

Раздел 4.

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия.

Наводнения. Виды наводнений и их причина. Природные явления гидрологического происхождения, вызывающие наводнения. Наводнения, связанные со стоком воды во время половодья. Основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий наводнений. Прогнозирование наводнений, строительство защитных сооружений, оповещения населения, организация эвакуации и спасательных работ, подготовка населения к действиям при угрозе и во время наводнения.

6 часов

Раздел 5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого - социального происхождения.

Лесные и торфяные пожары, виды пожаров, классификация лесных пожаров. Последствия лесных и торфяных пожаров для населения и окружающей среды. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения. Общие рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очага пожара в лесу. Эпидемия, ее характеристика, опасность для населения. Эпидемический процесс и факторы, его определяющие. Противоэпидемические мероприятия и защита населения. Инфекционные болезни животных и растений. Причина их возникновения, краткая характеристика.

5 часов

Раздел 6. Домоводство.

Правила личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой. Выполнение мелкого ремонта в квартире. Чистка раковины, газовой плиты.

2 часа

Раздел 7. Личная гигиена.

Личная гигиена, общие понятия и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Техника безопасности при пользовании электроприборами. Режим учебы и отдыха.


4 часа

Раздел 8. Коммуникативная деятельность.

Особенности невербальных средств общения. Правила этикета. Язык чувств и эмоций. Управление эмоциями.


3 часа

Раздел 9. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека.

Психологическая уравновешенность

Стресс и его влияние на человека

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте

Общие правила оказания первой помощи.

4 часа






























Календарно - тематическое планирование учебного предмета

СБО - ОБЖ в 7 классе.

УМК: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. ОБЖ 7 класс, «Просвещение», 2009г.


Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во

часов

Календарные

сроки


Коррекционные задачи

Планируемые сроки

Фактические

сроки


1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.3 часа

1


Опасные ситуации на дороге. Поведение пассажиров в общественном транспорте.

1


2.09- 7а

7.09- 7б


3, 9

2

Как не стать жертвой преступления.

1

9.09 – 7а

14.09 – 7б




23

3

Пожарная безопасность на природе и быту. Правила поведения в лесу. Тестирование №1.

1

16.09-7а

21.09-7б


2


2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия.5 часов

4

Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия.

1


23.09-7а

28.09-7б


2


5

Защита населения от последствий землетрясений.

1



30.09-7а

5.10- 7б


3

6

Вулканы, извержения вулканов.

1

14.10-7а

12.10-7б



7

Последствия извержения вулканов. Защита населения.

1

21.10-7а

19.10-7б


23

8

Оползни, их последствия, защита населения. Тестирование №2.

1

28.10-7а

26.10-7б


2


3.Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения. – 3 часа

9

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия

1

11.11-7а

9.11-7б


3

10

Защита населения от последствий ураганов и бурь

1

18.11-7а

16.11-7б


3

11

Смерчи. Защита населения. Тестирование №3.

1

25.11-7а

23.11-7б


3


4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия. – 6 часов.

12

Наводнения. Виды наводнений и их причины

1


2.12-7а

30.11-7б


2


13

Защита населения от последствий наводнений.

1



9.12-7а

7.12-7б


2

14

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.

1

16.12-7а

14.12-7б


3

15

Сели и их характеристика. Защита населения от последствий селевых потоков.

1

23.12-7а

21.12-7б


3

16

Цунами, их характеристика.

1

13.01-7а

11.01-7б


9

17

Защита населения от цунами. Тестирование №4.

1

20.01-7а

18.01-7б


23


5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого - социального происхождения. – 5 часов

18

Лесные и торфяные пожары и их характеристика.

1


27.01-7а

25.01-7б


2


19

Профилактика лесных и торфяных пожаров. Защита населения.

Тестирование №5.

1


3.02-7а

1.02-7б


23

20

Эпидемии.

1

10.02-7а

8.02-7б


3

21

Эпизоотии и эпифитотии.

1

17.02-7а

15.02-7б


3

22

Противоэпидемические мероприятия и защита населения.

1

24.02-7а

22.02-7б


23

6. Домоводство.- 2часа

23

Мелкий ремонт в жилище.

1

3.03-7а

1.03-7б


23

24

Санитарная обработка жилища. Практическая работа.


1

10.03-7а

8.03-7б


3

7. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА.- 4 часа

25

Навыки личной гигиены.

1


17.03-7а

15.03-7б


3



26

Культура одежды и обуви. Практическая работа.


1



31.03-7а

29.03-7б


3

27

Электроприборы, предназначенные для ухода за собой.

1

7.04-7а

5.04-7б


2

28

Режим учебы и отдыха.

1

14.04-7а

12.04-7б


3

8. КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ3 часа

29

Речевые и не речевые средства общения.

1

21.04-7а

19.04-7б


14



30

Язык чувств и эмоций. Управление эмоциями.


1

28.04-7а

26.04-7б


16


31

Правила этикета.

1

5.05-7а

3.05-7б


18



Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека.- 4 часа.

32

Психологическая уравновешенность

1

12.05-7а

10.05-7б


3

33

Стресс и его влияние на человека.

Итоговое тестирование.

1

19.05-7а

17.05-7б


14

34

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.

1

26.05-7а

24.05-7б


23

35

Общие правила оказания первой помощи.

1

2.06-7а

31.05-7б


2


Всего 35 часов.


























Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

7 класса:



Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование) и периодически - письменный (тестирование).

Знания и умения обучающихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

1.     Оценку «5» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает обучающийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.

2.     Оценку «4» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат, в общем, соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает обучающийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.

3.     Оценку «3» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает обучающийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

4.     Оценку «2» получает обучающийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает обучающийся, набравший менее 44% от максимально возможного количества баллов.



























Приложение к рабочей программе.

Оценочный материал.


Тестирование № 4. Защита населения от цунами.

Часть А: вопросы содержат один вариант ответа.


Все ли места безопасны, где можно укрыться от цунами:

А) холмы и другие возвышенные места высотой не менее 30-40 метров

Б) места, удаленные от берега на 2-3 км

В) низины и овраги глубиной не менее 2 метров

Г) углы, образованные капитальными стенами


Чего нельзя делать при угрозе цунами.

А) подниматься на возвышенные участки высотой 30-40 метров

Б) удаляться от берега на 2-3 км

В) укрываться в помещении у капитальных внутренних стен

Г) спускаться к морю, смотреть на его обнаженное дно.


Часть Б: расположить варианты ответов в порядке Ваших действий.


Что нужно делать, если вы оказались в волне цунами. Ваши действия:

А) сбросьте одежду и обувь

Б) наберите в грудь как можно больше воздуха

В) переждав одну волну, период времени до следующей используйте для выхода в безопасное место

Г) сгруппируйтесь и закройте голову руками

Д) воспользуйтесь плавающими и возвышающимися предметами

Вам предлагают покинуть опасную зону. Ваши действия:

А) возьмете необходимые вещи и документы и незамедлительно направитесь на сборный пункт

Б) укрепите двери и окна нижних этажей, сделаете запас продуктов питания и воды в герметичной таре.

В) перенесете ценные вещи на верхние этажи или чердак

Г) отключите воду, газ, электричество.


Ключ:

в (1 балл)

г (1 балл)

б, г, а, д, в (2 балла)

г, в, б, а (2 балла)

Критерии оценивания:

5-6 баллов – «5»

4 балла – «4»

3 балла – «3»








Тестирование № 5. Лесные и торфяные пожары и их характеристика.

1.Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, это:

А) стихийный пожар;

Б) природный пожар;

В) лесной пожар.


2.Пожароопасный сезон- это период времени года:

А) с наступления весны и до окончания лета;

Б) с момента таяния снегового покрова в лесу до наступления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снегового покрова;

В) пока стоит жаркая сухая погода.


3.По характеру возгорания и составу леса пожары разделяют на:

А) низовые;

Б) верховые;

В) наземные;

Г) подземные.


4.По скорости распространения и глубине прогорания пожары разделяют на:

А) слабые;

Б) средние;

В) сильные;

Г) гигантские.


5. По скорости распространения пожары разделяются на:

А) устойчивые;

Б) беглые;

В) медленные;

Г) быстрые .


6. Укажите, каких названий пожаров в зависимости от площади, охватываемой огнем, не бывает:

А) загорание;

Б) возгорание;

В) крупный пожар;

Г) гигантский пожар.


7.Основой профилактики лесных пожаров является:

А) не разжигание костров в лесу;

Б) ограничение посещений леса;

В) соблюдение мер пожарной безопасности в лесу.

КЛЮЧ:

1- В. 2-Б. 3-А, Б.4-Б, В. 5-А, Б. 6-Г. 7-В.

Критерии оценивания:

за 9-10 баллов- «5»;

за7-8 баллов - «4»;

за 5-6 баллов - «3»;




Итоговое тестирование. 7 класс.



  1. Возможные последствия смерча.


А. Вырванные с корнем деревья.

Б. Разрушение ветхих построек.

В. Повышение температуры тела человека.

Г. Солнечное затмение.


  1. Тип селевых потоков, который может возникнуть при строительстве ГЭС, взрывных и сельскохозяйственных работ:

А. Зональный.

Б. Геологический.

В. Антропогенный.

Г. Региональный.

Д. Стихийный.


  1. Затор – это…

А. Загромождение русла реки во время ледохода.

Б. Подъём уровня воды под действием ветра.

В. Скопление глубинных осколков льда в реке под неподвижным ледяным покровом.

Г. Стихийное бедствие, вызванное сильным ветром, обильными осадками.

Д. Восходящие порывы ветра, быстро вращающегося характера.


4 . ЧС, имеющая биологический характер.

А. Землетрясение.

Б. Эпизоотия.

В. Сель.

Г. Гололедица.

Д. Теракт.


5. Найдите среди приведенных ниже названий природных явлений те, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций:

А. легкий бриз на море;

Б. землетрясение;

В. мороз в 5°С;

Г. ураган;

Д. сильное извержение вулкана;

Е. нашествие на поля саранчи .


6. Сила урагана измеряется по шкале:

А. Цельсия.

Б. Рихтера.

В. Бофорта.

Г. Форенгейта.

Д. Кельвина.


7. Ветер с большой разрушительной силой и значительной продолжительностью:

А. Буря.

Б. Смерч.

В. Ураган.

Г. Торнадо.


8. Природные явления, возникающие в результате постоянных активных процессов в глубинах земли, это:

А. Лавина.

Б. Сель.

В. Вулканическая деятельность.

Г. Землетрясение.

Д. Оползень.


9. Первые действия при сходе лавины:

А. Бежать вперёд.

Б. Максимально быстро двигаться к укрытию (скале, камню), за которыми можно укрыться.

В. Постоянно разрушать образующуюся от дыхания ледяную корку.

Г. Освободиться от рюкзака, ноши, закрыть лицо шарфом.

Д. Не бежать, не кричать и не делать резких движений, так как это может спровоцировать взрыв.


10. Назовите заболевание и возбудителя, его вызывающего при попадании в рану земли (почвы) ,выберите ответ:

А холера, холерный вибрион;

Б грипп, вирус гриппа;

В СПИД, вирус иммунодефицита;

Г столбняк, столбнячная палочка.


11 .К метеорологическим ЧС относятся:

А. Буря.

Б. Ураган.

В. Лавина.

Г. Пурга.

Д. Оползень.

Е. Обвал.


12 .Укажите верную последовательность действий при наводнении, которое застало вас доме:

А. Как можно быстрее покинуть дом (здание).

Б. Плотно закрыть окна и двери и ждать помощи.1

В. Подняться на верхние этажи здания, крышу или любую возвышенность.3

Г. Прыгать в воду с подручными плавучими средствами.

Д. Обесточить квартиру, выключить газ.2

13. Вулканы бывают:

А. Температурные.

Б. Уснувшие.

В. Огненные.

Г. Газовые.

Д. Потухшие.

14.Какие из перечисленных ЧС не относятся к природным?

А. Торфяной пожар.

Б. Сель.

В. Эпидемия.

Г. Прорыв плотины.

Д. Снежные бури.


15.Вместо жгута можно использовать:

А. Давящую повязку.

Б. Закрутку.

В. Холод к ране.

Г. Компресс.


16. Защита населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой:

а) обучение всех групп населения способом и средствами защиты;

б) обучение населения правилами пользования средствами коллективной и индивидуальной защиты;

в) комплекс мероприятий, проводимых с целью не допустить поражение людей или максимально снизить степень воздействия поражающих факторов;

г) мероприятия по эвакуации и рассредоточению населения в безопасные районы.


КЛЮЧ:


вопроса

Правильный ответ

Кол-во баллов

1

аб

2

2

в

1

3

а

1

4

б

1

5

б, г, д, е.

4

6

в

1

7

в

1

8

в

1

9

бг

2

10

г

1

11

абг

3

12

бдв

3

13

д

1

14

г

1

15

б

1

16

в

1


Критерии оценивания:

20-25 –«5», 16-19- «4», 8-15- «3»