Рабочая программа по ОБЖ 5 класс ФГОС

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное казенное образовательное учреждение

Степная основная общеобразовательная школа



Рассмотрено

на заседании МО

Протокол № 1 от 28.08.2016 г.

Руководитель МО _____

Н. И. Попова

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МКОУ Степной ООШ

_____________О.А.Кондратьева

31.08.2016 г.

«Утверждено»

Директор МКОУ Степной ООШ

____________ Л. Н. Лесных

Приказ №59 от 31 августа 2016 г.














Рабочая программа

учебного курса

«Безопасность жизни человека»

для 5 класса

на 2016-2017 учебный год



Разработчик В. С. Кондратьев

учитель физической культуры,1КК



Принята на педагогическом совете

(Протокол № 1 от 31 августа 2016 года)











п. Участок №4, Таловский район, Воронежская область

2016 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности в 5 классе составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной учебной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности для основной школы (5-9 классы, серия «Стандарты второго поколения»), базисного учебного плана, учебного плана школы, тематического и поурочного планирование по ОБЖ 5 кл.: к учебнику М.П. Фролова, В. П. Шолоха и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс» под редакцией Ю.Л. Воробьева.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Регулятивные универсальные учебные действия



Ученик научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • планировать пути достижения целей;

  • устанавливать целевые приоритеты;

  • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • построению жизненных планов во временнớй перспективе;

  • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

  • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

  • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.






Коммуникативные универсальные учебные действия



Ученик научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • основам коммуникативной рефлексии.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать позиции других людей, отличные от собственной позиции;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей.


Познавательные универсальные учебные действия



Ученик научится:

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • давать определение понятиям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное.

Ученик получит возможность научиться:

  • ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.



Содержание программы учебного предмета

5 КЛАСС


I. Раздел. Личная безопасность в повседневной жизни (15ч.)

Опасные и чрезвычайные ситуации (2 ч.)

Главные правила ОБЖ. Как научиться выявлять и предвидеть опасность. Наличие зон повышенной опасности (транс­порт, места массового скопления людей). Государственные и муниципальные системы обеспечения безопасности (милиция, пожарная охрана, скорая помощь и др.), их задачи и возможности. Особенности города, поселка как среды обитания человека.



Опасные ситуации в жилище (4 ч.)

Современное жилище, его конструкция и особенности его жиз­необеспечения. Возможные ситуации аварийного характера в жилищах.

Пожар в жилище. Возможные причины возникновения пожаров (неполадки или нарушения правил эксплуатации электросети, возгорание телевизора, утечка газа, нарушение правил топки печей, нарушение правил эксплуатации нагревательных приборов, обращения с огнем и др.). Способы эвакуации. Средства пожаротушения и правила пользования ими. Подручные средства пожаротушения (вода, песок и др.), огнетушители, их типы. Угарный, бытовой газы.

Затопление жилища. Правила поведения при затоплении. Разрушение здания.

Опасные вещества в быту. Средства бытовой химии. Отравление ртутью, пестицидами, лекарствами, продуктами питания. Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.

Опасные ситуации на дорогах (4 ч.)

Общественный транспорт. Правила поведения участников дорожного движения. Дорожно-транспортные происшествия, причины их возникновения и возможные последствия. Правила поведения в аварийных ситуациях, первая помощь пострадавшим. Правила поведения в метро.

Железнодорожный транспорт. Обеспечение безопасности пассажиров, правила поведения при их возникновении опасных ситуаций на железной дороге.

Водный транспорт. Меры по обеспечению безопасности пассажиров. Возможные чрезвычайные ситуации, способы покидания судна, правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Воздушный транспорт. Обеспечение безопасности при полетах самолетов. Правила безопасного поведения пассажира в различных опасных ситуациях (при взлете, посадке, возникновении пожара, вынужденной посадке).

Криминальные ситуации (2 ч.)

Общая криминогенная ситуация в городе (поселке), районе про­живания, наиболее характерные случаи ее проявления.

Возможные ситуации покушения на имущество и жилище, ос­новные способы защиты жилища от проникновения посторонних. Правила поведения детей дома в различных криминогенных си­туациях.

Зоны повышенной криминогенной опасности (вокзалы, стадио­ны, рынки, киноконцертные залы, другие места массового скопления людей), правила поведения в криминогенной ситуации.

Террористический акт. Правила поведения при обнаружении взрывного устройства, при угрозе взрыва, при захвате самолета террористами.

Нарушение экологического равновесия (2 ч.)

Загрязнение воздуха, воды и почвы в местах проживания, воз­можные их причины.

Недоброкачественность продуктов питания и возможные опас­ности для здоровья. Шум, вибрация, радиоактивное загрязнение, компьютер, телевизор и опасности для здоровья.

Основные мероприятия по обеспечению безопасности человека при нарушении экологического равновесия в местах проживания (герметизация жилья, очистка воздуха в квартире, водоочистка, контроль за качеством продуктов и т.д.) и порядок их выполнения.

II. Раздел. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (2 ч.)

Правила оказания первой медицинской помощи при кровоте­чениях и ожогах.

Правила здорового образа жизни.

Обобщение и повторение (1 ч.)

Практические занятия по I и II разделам

Рекомендации по правилам поведения при пожаре.

Точка пальцевого прижатия артерий. Способы временной остановки кровотечений. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки из подручных средств. Правила оказания первой помощи при ожогах.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 5 КЛАСС (0,5 часа в неделю, всего 17 ч)



п/п

Тема занятия.

Количество часов

Основные виды учебной деятельности


Дата проведения

теорети-ческих

практи-ческих





План

Факт

Раздел I. Безопасность и защита человека в Чрезвычайных ситуациях (16ч)



1, 2.

Опасные и чрезвычайные ситуации (2 ч.)

1.1.Опасные и чрезвычайные ситуации.

1.2. Главные правила ОБЖ.

1.3. Как научиться выявлять и предвидеть опасности.

1.4. Какие службы защищают людей (население). Какие сигналы оповещают нас об опасностях.

1.5. Опасности в город и в сельской местности.


2


Учебно-познавательная

Объяснять понятия опасные, экстремальные, чрезвычайные ситуации; безопасность.

Знакомиться с главными правилами ОБЖ.

Выявлять и предвидеть опасности.

Знать особенности жизни городского и сельского жителя и основные виды опасностей.

Аналитическая

Анализировать опасные и чрезвычайные ситуации в городе и посёлке.

Практическая

Отработать действия по сигналу оповещения «Внимание всем!»

Моделировать ситуацию вызова экстренных служб защиты населения.



3, 4, 5, 6.

Опасные ситуации в жилище (4 ч.)

2.1. Опасные ситуации в жилище.

2.2. Пожары в жилище.

2.3. Оповещение при пожаре и эвакуация.

2.4. Средства тушения пожаров.

2.5. Опасные газы.

2.6. Затопление жилища.

2.7. Разрушения здания.

2.8. Опасные вещества в быту.


3

1

Учебно-познавательная

Знакомиться с опасными ситуациями в жилище.

Знать причины возникновения.

Составлять правила собственного безопасного поведения дома.

Выбирать наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту.

Аналитическая

Анализировать последствия опасных ситуаций и причины их возникновения.

Анализировать причины возникновения пожаров в жилых зданиях.

Различать предметы бытовой химии.

Практическая

Вырабатывать практические навыки по оказанию первой помощи при отравлении газом.

Моделировать ситуации, требующие знания правил безопасного поведения.




7, 8, 9, 10.

Опасные ситуации на дорогах (4 ч.)

3.1. Опасные ситуации на дорогах.

3.2. Безопасность в общественном и личном транспорте.

3.3. Правила поведения в метро.

3.4. Правила поведения на железнодорожном транспорте.

3.5. Как уберечься от опасностей на воде и водном транспорте.

3.6. Опасный лёд.

3.7. Аварийные ситуации на воздушном транспорте.

4


Учебно-познавательная

Изучить причины опасных ситуаций на транспорте.

Составлять правила собственного безопасного поведения в общественном транспорте.

Запоминать правила безопасного поведения на дорогах, тротуарах.

Различать состояние водоёмов в различное время года.

Объяснять правила поведения на водоёмах.

Характеризовать средства безопасности, имеющиеся на борту самолёта, судна и запоминать правила их использования.

Аналитическая

Анализировать порядок обеспечения личной безопасности при пользовании различными видами транспорта.

Практическая

Вырабатывать алгоритм безопасного поведения в общественном транспорте.

Решать ситуационные задачи по правилам безопасного поведения на транспорте.

Применять правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.



11, 12.

Криминальные ситуации (2 ч.)

4.1. Криминальные ситуации. Как защитить свой дом.

4.2. Криминальные ситуации на улице и в других местах.

4.3. Как защитить себя при угрозе террористического акта.

2


Учебно-познавательная

Характеризовать опасные ситуации криминального характера.

Изучать правила безопасного поведения во время взрыва, захвата самолёта, при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство.

Аналитическая

Анализировать свои возможности безопасного поведения.

Практическая

Вырабатывать правила собственного безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах при возникновении различных опасных ситуациях.



13, 14.

Нарушение экологического равновесия (2 ч.)

5.1. Нарушение экологического равновесия.

5.2. За чистый воздух!

5.3. Вода – формула жизни!

5.4. Загрязнение почвы.

5.5. Продукты под контролем.

5.6. Безопасный компьютер.

2


Учебно-познавательная

Характеризовать влияние основных неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека.

Аналитическая

Анализировать состояние окружающей среды.

Практическая

Запоминать приемы по защите личного здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Осваивать способы очистки воды и воздуха в быту.



Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (2 ч.)



15, 16.

Основы медицинских знаний (3ч)

6.1. Что следует знать об оказании первой помощи. Кровотечения. Остановка кровотечения.

6.2. Помощь при термических и химических ожогах.

6.3. Правила здорового образа жизни.

1

1

Учебно-познавательная

Характеризовать общие правила оказания первой помощи.

Овладевать способами остановки кровотечения.

Аналитическая

Анализировать возможные последствия при различных повреждениях.

Практическая

Отрабатывать приёмы оказания первой помощи при кровотечениях, термических и химических ожогах.



17.

Обобщение и повторение

1