План-конспект урока по ОБЖ на тему: Пешеход. Безопасность пешехода.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


План-конспект урока по ОБЖ (5 класс) по теме: 
Пешеход. Безопасность пешехода.

  • углубить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения;

  • развивать логику, мышление; творческие способности детей;

  • воспитывать культуру безопасного поведения на улицах и дорогах.



Тема: «Пешеход. Безопасность пешехода»


Цели:         

  1. углубить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения;

  2. развивать логику, мышление; творческие способности детей;

  3. воспитывать культуру безопасного поведения на улицах и дорогах.

Ход занятия:

Учитель: « Кого называют пешеходом?»

Ученики: «Человек, который идее по дороге пешком».

Учитель: «Кого называют водителем?»

Ученики: «Человек, который управляет транспортом».

Учитель: «Если человек ведет коляску, кем он является – пешеходом или водителем?»

Ученики: «Пешеходом».

Учитель:« А человек, который едет на велосипеде?»

Ученики: «Водитель».

Учитель: «Ребята, скажите, пожалуйста, что такое тротуар?»

Ученики: «Тротуар – это дорожка для пешехода».

 Учитель: «А что такое мостовая?»

Ученики : «Это дорога для транспорта».

Изучение нового материала.

Учитель в форме беседы рассказывает о правилах дорожного движения, которые должен соблюдать пешеход: «Итак, кто такой пешеход? Пешеход – человек, который  находится на дороге вне транспортного средства и не производящей на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся  в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мотоцикл, мопед, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Обязанности пешеходов:

  1. Пешеходы должны ходить только по тротуарам или пешеходным дорожкам. Двигаться по тротуару, придерживаясь правой стороны и не мешая другим участникам дорожного движения.  

  2. Если тротуар, пешеходная или велосипедная дорожка, обочина, отсутствуют или движение по ней невозможно, пешеход может идти по краю проезжей части (на дорогах  с разделительной полосой – по внешнему краю), а вне населенного пункта – навстречу движению транспортных средств.  

  3. Проезжую часть дороги  пешеходы  могут пересекать по пешеходным переходам, а при их отсутствии  разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участке без разделительной полосы и ограждений. При этом дорога должна хорошо просматриваться в обе стороны.

  4. Когда на дороге стоит регулировщик, пешеходы должны руководствоваться его сигналами. Движение пешеходов может регулироваться также пешеходным светофором. А при отсутствии регулировщика и пешеходного светофора необходимо руководствоваться сигналами транспортного светофора.

  5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть дороги только после того, как они оценить расстояние до приближающихся транспортных средств и убедиться, что переход будет безопасен.  

  6. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы должны быть особенно внимательны. Пешеход не должен выхолить на  проезжую часть из-за (стоящей у тротуара машины), мешающего обзору проезжей части, пока он не убедится в отсутствии приближающихся транспортных средств.

  7.  Выйдя на проезжую часть пешеходы должны не задерживаться или останавливаться, если это на связано с обеспечением безопасности движения.

  8. Пешеходы не успевшие закончить переход, должны остановиться на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на «островке безопасности». Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и если сигнал светофора (регулировщика) переход разрешает.

  9. При приближении автомобиля с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналам пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на проезжей части – незамедлительно освободить ее (отступить назад или быстро перейти на нужную сторону), уступив дорогу такому автомобилю».

Вопросы, которые возникли  при сообщении:

-Что такое  «островок безопасности»?

- Какие машины относятся к специальным транспортным средствам?

(Дети отвечают на вопросы.)

Закрепление.

Учитель: «Ребята, давайте мы с вами проведем маленькую разминку»

Задание «Проверь себя».  Каждый ученик выполняет самостоятельно.

Да



2.

На тротуаре рядом с проезжей частью можно играть с мячом.

Нет




3.

Если опаздываешь на урок, нужно быстро перебежать дорогу.


Нет





4.

Нужно дождаться, когда автобус отъедет подальше от остановки. Только тогда переходить дорогу.

Да

5.

Двигайся по тротуару, придерживаясь правой стороны.

Да

6.



На желтый сигнал светофора нужно стоять.

Да

7.



Когда загорится зелёный свет, быстрей переходи улицу.


Нет

Поле выполнения задания вместе с классом разбирают вопросы.

- А сейчас послушайте загадки и постарайтесь отгадать:

Эй, водитель, осторожно,
Ехать быстро невозможно,
Знают люди все на свете
В этом месте ходят…(Дети!)

(Учитель показывает дорожный знак)

[pic]

В синем круге пешеход

Не торопится, идет…

Дорожка безопасна,

Здесь ему не страшно.  (Дорожка для пешеходов)  

(Учитель показывает дорожный знак)

[pic]

- А вот еще:

На асфальте есть полоски,

И на знаке есть полоски,

Только здесь при зеленом свете

Переходите улицу, дети.  (Пешеходный переход)     

 (Учитель показывает дорожный знак)

         

[pic]

Я в кругу с обводом красным

Это значит тут опасно.

Тут поймите, запрещенье

Пешеходного движенья. (Движение пешеходов запрещено)

(Учитель показывает дорожный знак)
























[pic]

Практическая работа. 

«Во дворе Федя встретил своего друга Сашу. Саша предложил ему: «Хочешь на «зебру» посмотреть?»  Саша, схватив Федю за руку, поспешил к дороге, где ездили машины, автобусы, троллейбусы…

Как вы думаете, почему мальчики пошли смотреть «зебру» не в зоопарк, а на улицу?

И почему на  пешеходных переходах нарисована зебра?» - Ответить на этот вопрос предлагается ответить каждому ученику письменно.  Письменная работа выполняется самостоятельно каждым учеником в течение 10 минут.  

Выполнив задание,  желающие 2 ученика читают  свои  рассказы на уроке. Остальные ученики задают им вопросы, оценивают их мини-рассказы. Те дети, которые не читали свои мини-рассказы на уроке, собирают и сдают тетради учителю.

Работа с историческими аналогами.

Учитель зачитывает исторические факты, почему на пешеходных переходах нарисована зебра? Кто это предложил?  
«Дорожной разметке, обозначающей пешеходной переход, и за свою полосатую раскраску получившую название "зебра", исполнилось 57 лет. Впервые подобная разметка появилась в сентябре 1953 года в Германии и постепенно распространилась по всему миру. В данном случае нельзя не отметить и тот факт, что в разработке "зебры" принимали участие ученые, установившие, что человеческий глаз воспринимает черные и белые полосы как тревожный раздражитель. Поэтому на пешеходном переходе водители инстинктивно снижают скорость, а пешеходы становятся внимательнее. 
Как сообщает  ГИБДД, в России пешеходная "зебра" появилась значительно позже – лишь в середине 60-ых годов прошлого века, когда в стране были введено сразу несколько новых графически символов дорожной разметки. 
Стоит также отметить, что в Германии, стране, фактически давшей миру новую пешеходную разметку, в честь 60-летия "зебры" планируется провести своеобразный праздник».

(Ребята начинают обсуждать, отыскивать сходства и различия своего рассказа с текстом).