Индивидуальная рабочая программа по русскому языку

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МБОУ «Гатчинская СОШ №11»


«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор _________________________

Приказ № 101от «01» сентября 2015 г









Индивидуальная рабочая программа по русскому языку

для учащейся 4 а класса МБОУ «Гатчинская СОШ №11»

Елисеевой Дианы Андреевны











Период обучения 2015 – 2016г учебный год.







Программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) учреждений 8 вида под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, издательство «Просвещение» 2013г.





Разработчик программы: Чешева Ю.С.







«РАССМОТРЕНА»: «СОГЛАСОВАНА»:

На заседании ШМО Зам. Директора по УВР

Протокол №1от «31» августа 2015г. ___________(Новикова И.Ю.)

Руководитель ____________(Новикова И.Ю.) «31» августа 2015г.



  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год).

Рабочая программа построена по концентрическому принципу, особенность которого состоит в расчленении сложных грамматических понятий и умений на их составляющие элементы. Данный принцип позволяет постепенно увеличивать количество связей, лежащих в основе понятия, расширять языковую и речевую базу для отработки умений и навыков, создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.

Обучение русскому языку в 4 классе носит элементарно-практический характер. В процессе обучения у обучающихся последовательно формируется умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, давать простейшие объяснения. Обучающиеся приобретают начальные сведения о фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам,  ударных и безударных гласных, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких и т. д. Обучающиеся получают понятие о предложении, узнают, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Формируется умение составлять и различать предложения по интонации; учащиеся овладевают пунктуационными навыками постановки точки, знака вопроса, восклицательного знака. Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составлении предложения из слов. Задача учителя дать понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основных грамматических тем в 5 классе. Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний. Совершенствуются графические навыки. В начальных классах звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу. В процессе практических упражнений изучаются различные разряды слов — названий предметов, действий, признаков.

В 4 классе проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и т. д. Задача учителя формировать навыки связных устных и письменных высказываний.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (контрольные работы и диктанты) и устный опрос.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект: учебник (А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова. Русский язык. 4 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – Москва: «Просвещение», 2014г.- 271с).

Цель программы обучения:

·         расширение речевой базы учащихся, восполнение пробелов речевого развития;

·         подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах.

 

Задачи программы обучения:

 

·         обучение правильному построению и употреблению в речи простых предложений.

·         целенаправленное обучение учащихся связной устной речи и первоначальным навыкам связной письменной речи;

·         формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;

·         совершенствование произносительной стороны речи;

·         формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к языку;

·         уточнение, расширение и активизация словарного запаса;

. Критерии и нормы оценивания по русскому языку.

5.3.1 Оценивание диктантов.

Оценка «5»- работа выполнена без ошибок.

Оценка «4»- допущено 1-3 ошибки (1-4 классы); допущено 1-2 ошибки (5-9 классы).

Оценка «3»- допущено 4-5 ошибок (1-4 классы); допущено 3-5 ошибок (5-9 классы).

Оценка «2»- допущено 6 и более ошибок.



За одну ошибку в диктанте считается: повторение ошибок в одном и том же слове, повторение ошибок на одно и то же правило, повторное написание одного и того же слова в предложении. Все спорные начертания букв трактуются в пользу ребенка. Две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе.

При выставлении оценки не учитываются:

- 1-2 исправления или одна пунктуационная ошибка;

- наличие 3 исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило, которые соответствуют одной орфографической ошибке;

- ошибки на не пройденные правила правописания.

Важное значение для учащихся с образовательной программой VIII вида имеет объем текста диктанта.

10-12 слов (на начало учебного года)

16-18 слов (на конец учебного года)

3 класс

20-25 слов

4 класс

30-35 слов

5 класс

45-50 слов

6 класс

65-70 слов

7-9 классы

75-80 слов



5.3.2 Оценивание словарных диктантов.

Оценка «5»- работа выполнена без ошибок.

Оценка «4»- допущено 1-2 ошибки (1-4 классы); допущено 1-2 ошибки (5-9 классы).

Оценка «3»- допущено 3-4 ошибки (1-4 классы); допущено 2-3 ошибки (5-9 классы).

Оценка «2»- допущено более 4 ошибок (1-4 классы); допущено 4 и более ошибок (5-9 классы).

При выставлении оценки не учитываются:

- 1-2 исправления или одна пунктуационная ошибка;

- наличие 3 исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило, которые соответствуют одной орфографической ошибке;

- ошибки на не пройденные правила правописания.

5.3.3 Оценивание выполнения грамматического задания.

Оценка «5»- работа выполнена без ошибок, допускаются некоторые исправления.

Оценка «4»- допущено 2-3 ошибки.

Оценка «3»- допущено 4-5 ошибок.

Оценка «2»- не справляется с большинством грамматических заданий.

5.3.4 Оценивание изложения и сочинения.

Оценка «5» - ставится за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается 1-2 орфографические ошибки.

Оценка «4» - ставится за изложение (сочинение) написанное без искажения авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускаются 3-4 орфографические ошибки.

Оценка «3» - ставится за изложение (сочинение) написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.

Оценка «2» - ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.

Важное значение для учащихся с образовательной программой VIII вида имеет объем текста. В 1-3 классах такие виды работ не проводятся.



Примечание.

Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения или сочинения. Изложения и сочинения могут быть только обучающего характера. Для изложения рекомендуются тексты только повествовательного характера. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя. В 8-9 классах допускается самостоятельное составление планов учащимися.



2.Общая характеристика учебного предмета

Программа направлена на:

формирование первоначальных представлений о языке

формирование диалогической и монологической устной речи;

развитие коммуникативных умений;

развитие нравственных чувств;

развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач:

развитие речи

формирование навыков культуры речи , умения участвовать в диалоге, составлять элементарные устные монологические высказывания;

воспитание позитивного отношения к русскому языку.


3. Описание места учебного предмета в учебном плане

По индивидуальному учебному плану на изучение русского языка отводится 2 часа в неделю (34 учебные недели), всего-68 часов.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у ребенка представлений о языке как основном средстве человеческого общения.



5. Личностные, метапредметные, и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

1. Формирование своей этнической и национальной принадлежности.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению.

3. Овладение начальными навыками адаптации.

4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Использование речевых средств и для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Овладение навыками смыслового чтения текстов.

6. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

7. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

1. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи.

2. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета.

3. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении простых монологических высказываний.

9. Формирование умений опознавать основные единицы языка, , употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.


6. Содержание курса

 Повторение пройденного в начале года

Выделение предложения из текста по заданию учителя. Определение, о ком или о чём говорится в предложении. Работа с незаконченным предложением (возможность закончить предложение по-разному).

Работа с деформированным предложением (слова даны в исходной форме). Самостоятельное составление предложений на основе картинок, темы, собственного опыта. Графическая схема составленных предложений. Сравнение оформления предложения в схеме и записи..

Составление диалога из данных реплик. Чтение диалога с соответствующей интонацией. Определение количества предложений в диалоге.

Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам. 

Звуки и буквы

Гласные звуки и буквы. Ударение. Ударные и безударные гласные. Наблюдение за соответствием звука и буквы под ударением и 

несоответствием в безударном положении. Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. Проверка безударной гласной 

изменением формы слова. Объяснение написания безударной гласной по опорной таблице.

Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных на письме. Буква ь на конце и в середине слова. Объяснение написания орфограммы с опорой на таблицу. Перенос слов с ь.

Разделительный ь перед гласными и, е, ё, ю, я. Упражнения в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительнымь. Правильный перенос таких слов. 

Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих согласных в сильной позиции. Звонкие и глухие согласные на конце слова. Их проверка. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу.

Написание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу. 

Слово

Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам в предложении. Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу типа: рисую (кого?) птицу; рисую (кому?) брату; рисую (чем?) карандашом, рисую (на чём?) на листе.

Названия признаков предмета. Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета и др. (холодный, твёрдый).

Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. Отгадывание предмета по его признакам: хитрая, рыжая …; голодный, злой … .

Роль слова, обозначающего признаки в описании предмета. Выделение из предложения слов по вопросам.

Образование слов одной категории от другой по вопросу или по образцу: петь – певец, красивый – красота. 

Подбор слов, противоположных по значению.

Распространение предложений словами различных категорий.

Имена собственные. Большая буква в именах людей и кличках животных, в названиях улиц, городов, сёл, деревень и т.д. Знание домашнего адреса.

Предлог. Раздельное написание предлога с другими словами. Предлоги до за, про, без, около, перед. Упражнения в составлении словосочетаний с заданным словом и предлогом.

Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Подбор к ним родственных слов.

Словарь: аптека, билет, вдруг, вокзал, деревня, завтрак, здоровье, квартира, костюм, лягушка, магазин, метро, рассказ, родина, Россия, спасибо, трамвай, фамилия, человек, шёл.

Предложение

Деление текста на предложения. Соблюдение паузы и интонации конца при выделении каждого предложения. Оформление предложения на письме (большая буква в начале, точка в конце). Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов в предложении. Работа с деформированным предложением (слова даны в начальной форме с ударными окончаниями). Установление связи слов предложении по вопросам.

Предложения, различные по интонации: повествовательные, вопросительные и восклицательные. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Правильная расстановка знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении. Составление ответов на вопросы. Вариативность ответов на один вопрос.

Связная письменная речь (в связи с изучением всех разделов программы) 

Работа с деформированным текстом. Определение темы текста. Списывание текста с заменой часто повторяющихся слов местоимениями и фразовыми синонимами (заяц – он, заяц – трусишка) после коллективной работы с ним. Подбор заголовка к тексту. 

Составление вопросов к тексту с опорой на вопросительные слова. Письменный пересказ текста по составленным вопросам.

Коллективное изложение текста по плану и опорным словам.

Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке и опорным словам.

Коллективное сочинение конца рассказа с последующей записью текста.

Письмо и чистописание (в течение всего учебного года)

В процессе освоения данной программы систематически в течение всего учебного года проводится работа по письму и чистописанию, которая включает в себя:


  • Выработка навыка правильного и аккуратного письма с дальнейшим ускорением темпа письма.


  • Закрепление навыка списывания целым словом с печатного и рукописного текстов. 


  • Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв:


       1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;

       2-я группа — О, С, 3, X, Ж, Е, Ё, Э, Я;

       3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;

       4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.


  • Письмо под диктовку предложений и текстов с соблюдением правил правописания.


  • Предупредительные зрительные, слуховые, объяснительные и обратные диктанты, контрольные диктанты.




7.Тематическое и календарно – тематическое планирование


Наименование разделов и тем

Всего

часов

1

Повторение

(предложение)

4

2

Звуки и буквы.

31

3

Слово.

18

4

Предложение.

15

итого


68









Календарно-тематическое планирование обучение письму







Календарно – тематическое планирование:

Дата


урока


Тема урока




Деятельность учащихся

ТСО, эксперемент, наглядные пособия

план

факт

п/п

по теме




I.Повторение. (4ч)

02.09


1

1

Предложение. Выражение в предложении законченной мысли.

Ориентировка в учебнике, рассматривание иллюстраций, соотношение их содержания с содержанием текста в учебнике. Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о  ком  или о чем  говорится, что говорится.
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
Постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки)

Выставка книг.


07.09


2

2

Связь слов в предложении.

09.09




3

3

Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам.

14.09


4

4

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

II. Звуки и буквы. (31ч)

16.09


5.

Алфавит. Звуки и буквы.



Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё,ю,я,и.   употребление сочетаний гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча,ща,чу,щу.   Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.    

Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Связь слов в предложении. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме.



21.09


6

Расположение слов в алфавитном порядке.

23.09



7

Гласные и согласные звуки.



28.09



8

Расположение слов в алфавитном порядке.



30.09



9

Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.



05.10



10

Правописание Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова.



07.10



11

Правописание Ь для обозначения мягкости согласных в середине слова.



12.10



12

Разделительный мягкий знак. Слитное и раздельное произношение согласного и гласного звуков.



14.10



13

Правописание слов с разделительным мягким знаком.



19.10



14

Дифференциация слов с разделительным Ь и Ь смягчающим.



21.10



15

Перенос слов.



26.10



16

Контрольный диктант № 1  «Разделительный мягкий знак». 




28.10



17

Работа над ошибками. Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи–ши, ча–ща, чу–щу.



11.11



18

Упражнения в написании гласных после шипящих.



16.11



19

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.



18.11



20

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Подбор проверочных слов.



23.11



21

Правописание звонких и глухих согласных в середине слов.



25.11



22

Контрольный диктант № 2  «Гласные после шипящих».




30.11



23

Работа над ошибками. Упражнения на правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине  слова.



02.12



24

Правописание звонких и глухих согласных на конце  слова.



07.12



25

Правописание звонких и глухих согласных в середине  слова.



09.12



26

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.



14.12



27

Ударные и безударные гласные.



16.12



28

Правописание ударных гласных.



21.12



29

Правописание безударных гласных.



23.12



30

Сопоставление написания гласных в ударных и безударных слогах.



28.12



31

Проверка написания слов с безударной гласной.



11.01



32

Непроверяемые безударные гласные. Орфограф-й словарь.



13.01



33

Дифференциация слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.



18.01



34

Контрольный диктант № 3 «Правописание безударных гласных». 



20.01



35

Работа над ошибками. Подбор слов на изученные орфограммы.



III. Слово.(18ч)

25.01



36

1

Названия предметов. Классификация слов и постановка вопросов кто? что?  

Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.    Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.
Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами.      Разделительный ъ.
Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Называние из окружающего мира и рисунков слова - название предмета, название признаков предмета, слова названия действия предмета. Использование специальной терминологии при их определении.

Распределение имен существительных в тематические группы предметов.

нахождение различных частей речи в предложениях.

Формирование умения письма с заглавной буквы собственных имен существительных.





27.01



37

2

Изменение слов, обозначающих названия предметов, по вопросам.

01.02



38

3

Слова близкие по смысловому значению (слова-синонимы).

03.02



39

4

Названия действий предметов.

08.02



40

5

Изменение формы слова, обозначающего названия действий, по вопросам.

10.02



41

6

Выделение названий предметов и действий в тексте по вопросам.

15.02



42

7

Названия признаков предметов.

17.02



43

8

Изменение слов, обозначающих названия признаков, по вопросам.

20.02



44

9

 Слова – признаки предметов, близкие по смысловому значению (слова-синонимы).

24.02



45

10

Контрольный диктант по теме «Названия предметов, действий и признаков».

29.02



46

11

Работа над ошибками. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных.

02.03



47

12

Большая буква в названиях рек, морей, озер, гор.

05.03



48

13

Предлог как отдельное слово. Правописание предлогов.

09.03



49

14

Родственные слова. Выделение общей части и установление общности смысла.

14.03



50

15

Единообразное написание безударной гласной в корне родственных слов.

16.03



51

16

Единообразное написание звонкой и глухой согласной в корне родственных слов.

21.03



52

17

Определение проверочных слов  в группе родственных слов.

23.03



53

18

Контрольный диктант  «Родственные слова».

IV. Предложение. (15 часов)

04.04



54

1

Предложение как единица речи и выражение законченной мысли.

Выражение в предложении законченной мысли. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Связь слов в предложении. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме.

Выражение в предложении законченной мысли.

Использование полученных знаний для выполнения грамматических заданий,

Подбор примеров с определенной орфограммой. Установление аналогий , осознание места возможного возникновения орфографической ошибки.

Применение правил правописания



Детский игровой фольклор

Считалки и небылицы

Загадки о животных

06.04



55

2

 Развитие речи.  Составление предложений по заданным вопросам.

11.04



56

3

Членение речи на предложения.

13.04



57

4

 Расположение слов в предложении в определенном порядке.

18.04



58

5

 Предложение. Связь слов в предложении.

20.04



59

6

Постановка вопросов к словам в предложении. (199- 201).

25.04



60

7

 Повествовательные и вопросительные предложения.

27.04



61

8

Восклицательное предложение и его интонационное оформление.

04.05



62

9

Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.

11.05



63

10

Второстепенные члены предложения.

16.05



64

11

Контрольный диктант с грамматическим заданием.  «Главные и второстепенные члены предложения».

18.05



65

12

Работа над ошибками. Дополнение предложений  второстепенными словами.

23.05



66

13

Выделение главных и второстепенных членов предложения. Грамматический разбор предложения.

25.05



67

14

Повторение «Правописание безударных гласных».

30.05



68

15

Повторение «Родственные слова».
















8. Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

1.      Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.

2.      Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в

     1 – 4 классах вспомогательной школы ». – М., 2008.

3.      Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». – М., 2005.

4.      Волина В. «Занимательноеазбуковедение». – Москва, «Знание», 2004г.;

5.      Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в  1 – 4 классах вспомогательной школы». – М., 2008.


9.Планируемые результаты изучения курса.


Учащиеся должны уметь:

1 – ый уровень


  • списывать рукописный и печатный тексты целыми словами с орфографическим проговариванием;


  • писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (20 – 25 слов);


  • с помощью вопроса различать и подбирать слова различных категорий (названия предметов, действий, признаков);


  • составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами по вопросам (с помощью учителя), ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);


  • делить текст на предложения;


Выделять тему текста (о чём идёт речь), озаглавливать его;

2 – ой уровень


  • делить слова на слоги для переноса;


  • списывать по слогам и целыми словами с печатного и рукописного текстов с орфографическим проговариванием;


  • писать под диктовку слова и короткие предложения (из 2 – 4 слов) с изученными орфограммами;


  • различать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;


  • выделять из текста предложения на заданную тему;


участвовать в обсуждении темы текста и заголовка к нему.