Технологическая карта урока Окружающий мир Растения культурные и дикорастущие

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Класс: 3

Предмет: окружающий мир

Тема урока: «Растения дикорастущие и культурные»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: изучить особенности культурных и дикорастущих растений.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

  • формировать представление о дикорастущих и культурных растениях;

  • учить различать жизненные формы растений;

  • учить различать культурные и дикорастущие растения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Познавательные УУД:

  • формировать умение воспринимать информацию на слух;

  • формировать умение работать с текстовой информацией;

  • проявление познавательного интереса к предмету и изучаемой теме.

Регулятивные УУД:

  • сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;

  • совместно изучать объекты, обсуждать результаты, делать выводы;

  • осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;

  • организовывать своё рабочее место под руководством учителя.

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять мысли в устной форме;

  • умение работать в паре;

  • умение слушать и понимать друг друга, участвовать в диалоге.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • адекватно оценивать результаты учебной деятельности;

  • бережное отношение к природе.


Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска, карточки для самостоятельной работы, карточки для парной работы.






- Здравствуйте. Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы. Куда бы вы ни посмотрели, где бы вы ни побывали, повсюду увидите их. Они на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Они поселились в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты.

-Вы догадались, о чём мы поговорим сегодня? (слайд 1)

Вступают в диалог с учителем

РУУД

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

-Какие группы растений вы знаете?

-Сегодня мы посмотрим на растения, с другой стороны.

-Человек тесно связан с растительным миром. Одни растения человек сажает сам, ухаживает за ними, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут сами по себе, независимо от человека.

-Вот сегодня на уроке мы и рассмотрим эти две группы растений, на которые можно разделить все растения.

-Чем похожи и чем отличаются дуб и вишня? (слайд 2)

Общее – это деревья. Различие - дуб растет в лесу, а вишня в саду. За вишней ухаживает человек, а за дубом нет. Вишню человек сажает, а дуб растёт сам.

-Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник?

(слайд 3)
Общее – это кустарники. Различие – крыжовник растет в саду и за ним ухаживает человек. Можжевельник растет в лесу.

-Чем похожи мать-и-мачеха и петрушка? (слайд 4)

Общее – это травянистые растения. Различия – петрушка растет в огороде и за ней ухаживает человек. Мать-и-мачеха растет повсюду.

-Как вы думаете, о каких растениях пойдёт речь на уроке?

-Как будет звучать тема нашего урока? (слайд 5)

«Растения дикорастущие и культурные»

Отвечают на вопросы, слушают рассказ учителя, высказывают предположения.

КУУД

ПУУД


Целеполагание

-Чему мы хотим научиться на этом уроке? Какие задачи поставим перед собой?

  • Научиться сравнивать культурные и дикорастущие растения,

  • понимать их роль в жизни человека,

  • различать растения по назначению,

  • приводить примеры.

Формулируют тему урока, конструируют учебные задачи урока.

РУУД

Построение проекта решения учебных задач урока (организация взаимодействия с учащимися):


- работа с

презентацией;

- работа с текстом

учебника;

- работа в парах.

-Растительный мир нашей планеты чрезвычайно богат, более 300 тыс. видов растений населяет Землю. Растения приспособились ко всем климатическим условиям. Они растут везде: могут жить в пустыне, где практически не бывает дождей, в арктической зоне, где царит страшный холод.

-Кто поливает эти растения? Подкармливает удобрениями? Кто ухаживает за ними?

-Такие растения, являются дикорастущими.

-Приведите пример дикорастущих растений.

-Обратите внимание на экран, здесь представлены некоторые виды дикорастущих растений (слайд 6).

-А как же, вкусна и полезна рисовая каша, овсяные хлопья, пряники!

-Где растет овес, рис?

-Как долго приходится людям искать зерновые растения, чтобы приготовить детям хлопья из овсяной крупы, испечь пряники из овсяной муки, приготовить кашу?

-Что значит выращивают?

-Человек сам заботится о том, чтобы получить богатый урожай овса, и делает для этого все возможное. Такие растения называются культурными.

-Приведите пример культурных растений.

-Посмотрите на экран, здесь представлены некоторые виды культурных растений (слайд 7).

-Люди начали интересоваться выращиванием растений около 10 000 лет назад. Этот процесс был вызван стремлением облегчить проблему добывания пищи. С тех пор и возникло земледелие.

-Объясните, от каких двух слов образовалось слово «земледелие»?

-Земледелие - это обработка земли с целью выращивания сельскохозяйственных растений.

-А кого называют земледельцем?

-Археологи установили, что одним из древнейших культурных растений является пшеница. Потом люди окультурили (это значит из дикорастущего растения, сделать культурное) кукурузу, горох, перец, капусту, рис и другие растения. Всё это происходило в разное время и в разных частях нашей планеты. Занимаясь земледелием, люди постоянно расширяли площади полей и огородов. Они вырубали леса и кустарники. Так появлялись новые участки земли, готовые к посевам.

-Откройте учебник на странице 85. Рассмотрите рисунок-схему.

-Какие существуют отрасли земледелия?

-Как вы думаете, какие растения выращивают в такой отрасли земледелия, как полеводство? Огородничество? Луговодство? Садоводство?

-Обратите внимание на доску, здесь изображено зерновое растение (слайд 9).

-Что можете сказать об этом растении?

-Что мы употребляем в пищу у зерновых растений?

Объясните поговорки.

-«Хлеб – всему голова» что это значит?

-«Хлеб – батюшка, а водица – матушка» что значит эта поговорка?

-Откройте учебник на странице 86, прочитайте статью «Хлеб – великое чудо земли».

-О чём говорится в этой статье?

Слушают рассказ учителя; отвечают на вопросы; работают с текстом учебника.


ПУУД

КУУД

РУУД


Физминутка

Показывает упражнения.


Выполняют упражнения.


Первичное закрепление

-Сейчас откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа. Разделите лист тетради на два столбца. Первый столбик будет называться дикорастущие растения, а второй столбик культурные растения. Нарисуйте по одному виду таких растений.

Выполняют задание в тетрадях; выполняют взаимопроверку.

КУУД

РУУД


Самостоятельная работа с самопроверкой

-Сейчас будет самостоятельная работа. Вы получите карточки, на которых будете выполнять задания.

-Проверьте свою работу.

(слайд 10)

Выполняют самостоятельную работу; выполняют взаимопроверку по эталону.

ПУУД

КУУД

РУУД


Рефлексия деятельности

- Сегодня на уроке мы познакомились лишь с некоторыми представителями дикорастущих и культурных растений.

- Какие растения называют культурными, а какие дикорастущими?

-Чем мы занимались на уроке?

- Оцените свою работу, поднимите правую руку, если вы довольны своей работой на уроке, левую руку, если хотели бы работать лучше.

-Запишите домашнее задание, страница учебника 87. Подготовьте рассказ на тему «Растения в моём доме». Запишите его в тетрадь.

Оценивают свою работу на уроке.

Записывают домашнее задание.

РУУД














[pic]

[pic] [pic]

[pic]