Урок по ОРКСЭ Христианская семья

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...






Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа 508 г. Москва







Открытый урок по ОРКСЭ

«Христианская семья».













Класс: 4

Подготовила

учитель начальных классов

И.Ю.Морозова









г. Москва 2016

Тема урока: Христианская семья

Цели урока:

  • образовательная: знакомство с семьёй как частицей рода, понимание и представление о христианской семье;

  • воспитательная: воспитание интереса к семейным традициям;

  • развивающая: развитие навыков ответственного поведения в семье, творчества, развитие речи.

Задачи:

  • знакомство детей с православной культурой и традициями в семье;

  • представление о нормах, необходимых православному человеку: воспитание у школьника отзывчивости, трудолюбия, уважения к старшему поколению;

  • Развивать творческие способности;

  • раскрыть значение понятий: семья, семейные ценности;

  • воспитывать любовь к родителям, чувство ответственности за свои поступки и выполнение долга перед родителями.

Ход урок

1.Организационный момент.

2.Беседа, активизация знаний предыдущего урока

На предыдущем уроке мы читали и анализировали библейскую легенду.

-Вспомните, корабль-ковчег по сюжету легенды стал прибежищем для кого? (Для животных)

-Почему на корабле Ноя не было людей? (Люди не поверили Ною, не поверили, что потоп может захлестнуть мир)

-Вспомните , за что человечество было наказано потопом?( Люди стали бессердечными, злыми и жестокими)

-Какими качествами вы наделили Ноя?(Смелый, решительный, жил по совести, честный, добрый, отзывчивый)

-О чем позаботился Ной? ( О будущем, о продолжении рода и жизни на Земле)

3. Определение темы урока;

-Сегодня на уроке мы с вами приоткроем ещё одну завесу мудрости православия.

-Для определения темы сегодняшнего урока, предлагаю встать в круг и ответить на вопросы:

-Подумайте, за что вас любят и уважают? (ответы ребят)

-А где вас любят всегда, прощают вам все ваши шалости и ошибки?

- Где вы можете найти надежду и опору? ( в семье)

В семейном кругу мы с вами растем!

Основа основ –родительский дом!

В семейном кругу все корни твои!

И в жизнь ты выходишь из семьи!

Тема нашего урока «Семья». И мы поговорим о христианской семье, её ценностях и традициях.



4. Введение нового материала:

Вопросы:

- Что такое семья?

- Для чего люди создают семью?

- На чем строится семья?

- Сколько человек должно быть в семье?

- Кто является хранителем очага?


Любовь хранить - совсем непросто,
Семью сберечь - ещё сложней.
И нет ответов на вопросы,
Как сделать брак ещё прочней.
Нужны и мудрость и терпенье,
Чтоб вместе много лет прожить,
Ценить прекрасные мгновенья
И этим счастьем дорожить…


- О чем говорится в этом стихотворении?

-Как вы понимаете значение слова мудрость, терпенье?

- Почему эти слова важны для семьи?

- Как называются люди, объединённые одной семьёй? (Родственники, родные).

Родственники бывают близкие и дальние.

- Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? (Родителей — маму, папу.)

- А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют? (Дети, ребенок, сын, дочь.)

- Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родными людьми.

- Кем они приходятся вам? (Бабушками и дедушками.)

- А если у ваших мам и пап есть братья или сестры, кем они приходятся вам?» (Дядями и тетями.)

- Как вы думаете, в каком случае родители могут сказать о своих детях «Это моя защита и опора в старости»?

- Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить?

5. Работа с новым материалом

Я услышала ваши представления о семье, откройте учебники и прочитайте как о понятии « Христианская семья» говорит его автор.

6.Презентация к уроку

Семейная жизнь – очень непростое соединение двух жизней. Вступление в брак в православии называется венчание.

 На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они – «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец – это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу.

Но еще это и «мученический венец». Когда молодожёнов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поет молитву именно мученикам – людям, которые были когда-то убиты за свою верность Богу и Церкви. (В свою очередь, выражение мученический венец напоминает о том, что на голову распинаемого Христа был возложен венок, сплетенный из колючего терновника). Мученики любили Христа, не отрекались от Него, и поэтому претерпели страдания и даже смерть.

Любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.

Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе. Христианская семья помнит слова из Нового Завета: «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (бремена – от слова бремя: тяжесть, тягота).

7.Физминутка

8. Закрепление нового материала.

Работа в группах.

- В этом задании, ребята, вы должны проявить свою мудрость, чтобы правильно ответить на вопросы.

Каждая группа работает с текстом притчи « Ладная семья».

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И все?»

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

-Какие семейные ценности можно выделить в притче?

-Какова основная мысль? Подтвердите словами из текста.

-Опишите главу рода, какой он?

- Опишите владыку?

- Легко ли жить в такой большой семье?

- Какой изображена семья в притче?

-Что объединяло героев притчи?

-Хотелось бы вам жить в такой семье?

Ребята, у каждой группы есть набор слов. Разделите их на две группы. Какие из них относятся к ценностям христианской семьи, а какие нет.

(любовь, доверие, надежда, терпение, милосердие, прощение, забота, тактичность, хамство, зависть, ненависть).

Ценности христианской семьи: любовь, доверие, надежда, терпение, милосердие, прощение, забота, тактичность.

9.Итог урока.





Составление синквейна.

(что?) Семья

(признаки) Счастливая. Мирная.
(действия ) Радуется. Любит. Верит.
(фраза или высказывание) Где мир да лад, там и Божья благодать
( личное отношение) Семья-опора счастья.


7. Домашнее задание.

По рядам;

- найти притчи, раскрывающие семейные ценности;

- подобрать пословицы о семье;

- составить герб своей семьи.