Типы склонения.Алгоритм определения склонения имён существительных.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Конспект открытого урока

В 4 классе МБОУ « Зерновская школа»

22.11.2016г. Учитель : Казакова Оксана Петровна

Русский язык №51

Тема : Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного.

Цель : закрепить знания о типах склонения имён существительных; отрабатывать умение распознавать имена существительные 1,2,3 склонения; познакомить с алгоритмом определения склонения имени существительного; развивать логику, память, воспитывать любовь к родному языку.

Формирование УУД:

Познавательные- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Регулятивные : постановка учебной задачи; сличение способа действий и его результата с заданным эталоном, оценивание качества и уровня усвоения материала.

Коммуникативные : инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками ,разрешение конфликтов, контроль , коррекция, оценка действий партнёра.

Личностные : установление связи между учебной деятельности и её мотивом.

Оборудование : учебник, разноуровневые карточки для работы в парах, карандаш, линейка.

Ход урока

1.Организационный момент

- Подарите улыбку друг другу, возьмите с собой на урок хорошее настроение, и пусть уверенность в себе не покинет вас.

2 . Проверка домашнего задания.

Запись числа. Проверка наличия домашнего задания.

Проверка качества выполнения: -Какие существительные 1,2,3 –го склонения вы написали.( одну работу на проверку учителю).

3. Актуализация знаний.

1) Каллиграфическая страничка

Пп оп уп яп юп

( Пп)ейзаж (Пп)авлуша (Пп)етух

Задание: комментированное письмо.

-Что объединяет эти слова? - Какое « лишнее»? Почему ?

Разбор по составу слова Павлуша.

2) Деформированное предложение

На доске : частицу мудрости

день каждый

день прибавляет

Задание : составить предложение, полный разбор.

Каждый день прибавляет частицу мудрости.

3) Работа над ошибками

Задание : поставь в начальную форму, определи орфограмму.

У врача, без вещи, с малышом, на гараж ,из печи, по грязи.

- Что общего и в чём различие этих слов ?( им.сущ., правописание шипящих, разное склонение)

3. Самоопределение к деятельности.

- Как вы думаете , о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Сформулируйте задачи урока.( вспомнить ,как определять склонение им.сущ., поупражняться в определении склонения в косвенной форме).

4. Физкультминутка на внимание

5. Работа по теме.

1)Работа в парах. Разноуровневые задания :

Базовый уровень:

- Соедините стрелками типы склонения и их признаки.

Склонение



Признаки


1-е


Им. существительные

среднего рода с окончанием –о,-е

мужского рода с нулевым окончание



2-е


Им. существительные

женского рода с нулевым окончанием


3-е


Им. существительные

женского и мужского рода

с окончаниями –а,-я



Повышенный уровень:

-Прочитайте рассуждения ученика и найдите ошибки.

В предложении « По земле стелются клочья тумана» три имени существительных : земле, клочья, тумана. Выделяю окончания. В слове земле окончание –е. Это существительное 2-го склонения. В слове клочья окончание –я. Это существительное 1-го склонения. В слове тумана окончание –а. Это существительное 1-го склонения.

- В чём заключается ошибка ученика? ( он не определил род существительного, не поставил их в начальную форму.)

- С чего надо начинать определение склонения им. существительного?

( сначала надо поставить им.существительное в начальную форму)

Что нужно делать дальше ? ( определить род, выделить окончание)

2) составление схемы –алгоритма

3) предложение - подготовка к ВПР.

Труд – это дело чести, доблести и славы.

Задание : подчеркнуть грамматическую основу , выписать им. сущ. в той форме, как они стоят в предложении.

Труд- м.р.ед.ч., 2-е скл.

Дело – ср.р ед.ч, 2-е скл.

Чести - ж.р. ед.ч.,3-е скл.

Доблести - ж.р. ед.ч.,3-е скл.

Славы - ж.р. ед.ч.,1-е скл.

4) Работа с учебником.

-Ребята, у меня появились сомнения, что мы всё делаем правильно. Как быть? ( проверить по учебнику)

Стр. 100 - чтение алгоритма хором.

Вывод: мы всё делали правильно.

6. Домашнее задание

Упражнение 177, правило стр. 100

7 . Рефлексия

Графический диктант: « ДА или НЕТ»

  1. Слово дождь – это прилагательное.

  2. Слово нежность – ж.рода

  3. 2-е склонение имеет окончание –о,-е.

  4. Слово полем стоит в Р.п.

  5. Слово осень – 3 скл.

  6. Слово зима – 1 скл.

  7. Слово лето – 3 скл.

  8. Во множественном числе род не определяется.

  1. 2) + 3) +4)- 5) + 6) + 7) – 8) +

8. Итог урока .

- Назовите признаки трёх типов склонения имён существительных.

- Расскажите алгоритм определения склонения.