Конспект урока по окружающему миру на тему Насекомые (1 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...






Конспект

открытого урока

по окружающему миру

в 1 классе

Насекомые













Подготовила:

Володина Наталья Вячеславовна

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

МБОУ «СОШ №117» г.Сорочинска





Урок окружающего мира Слайд 1

Тема: Насекомые «Наши маленькие соседи» .

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.

Цель: сформировать представление о насекомых.
Задачи:
Образовательные:
— учить отличать насекомых от других животных;

находить их сходства и различия;

выделять их существенный признак.
Развивающие:
— развивать умение добывать информацию из разных источников, умение наблюдать;
— развивать коммуникативные навыки и способности учащихся посредством групповой и коллективной форм работы на уроке;
— развивать мышление и творческие способности учащихся; умение применять изученный материал в повседневной жизни.
Воспитывающие:
— воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

воспитывать бережное отношение к животным.
Познавательные:
узнать, каких животных называют насекомыми, какой признак у них главный;

узнать среду обитания насекомых;

узнать, как насекомые передвигаются;

узнать, какие способы защиты от врагов они используют.
Целеполагание для ученика (ЗУН – что надо знать и уметь после изучения темы)
Предметные результаты
Знать:
— существенные признаки насекомых;
— нескольких представителей насекомых;
Уметь:
— отличать насекомых от других групп животных;
—описывать насекомых, называя их отличительные признаки, среду обитания и приспособленность к ней;
—создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, небольшие сообщения);
—оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывать свои суждения, предположения, аргументы.
Понимать:
— в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку;
— важно сохранить разнообразие насекомых, бережно и заботливо относиться к ним;
— многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам.
Использовать: (приобрётенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни) для:
— обеспечения безопасности своей жизни;
— выполнения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе, охраны природы.
Опорные понятия, термины. Насекомые.
Новые понятия, термины. Голова, грудь, брюшко. Отличие образа жизни насекомых от изученных групп животных.
Общеучебные компетенции:
учебно-организационные (организация рабочего места, осуществление само и взаимоконтроля);
— учебно-интеллектуальные (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать);
— учебно-коммуникативные (умение слушать, задавать уточняющие вопросы)

Ожидаемые результаты:
— умение называть основные признаки насекомых;
— повышение потребности у учащихся быть активным участником образовательного процесса на основе полученных знаний;
— развитие мотивации углубленного и самостоятельного изучения материала;
— формирование нравственных качеств;
— формирование общеучебных компетенций.


УУД

Регулятивные:
самоорганизация и организация рабочего места

целеполагание

уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
— уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
— уметь работать по коллективно составленному плану;
— уметь проговаривать последовательность действий на уроке

умение структурировать знания

выделение и осознание того, что усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные:
самоопределение

готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;
— оказание необходимой взаимопомощи.
самоанализ урока и определение «нужности» приобретённых знаний на уроке.

Познавательные:
— уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
— уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
— применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов.

Коммуникативные:
— планирование ученического сотрудничества с учителем и сверстниками

умение слушать и понимать речь других

Методы обучения:

  1. По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.

  2. По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, рассказ, самостоятельная работа, практическая работа, игровая и творческая деятельность.

  3. В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, активизация, изучение нового материала, закрепление, обобщение нового материала.

  4. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный.

  5. По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный.

  6. Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: самооценка, рефлексия.

Форма организации учебно-познавательной деятельности: коллективная.

Оборудование и оснащение урока
Учебно — наглядные (информационные) пособия:

  1. Учебник «Окружающий мир» для 1 класса общеобразовательных учреждений. Часть 2. О.Т.Поглазова — Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2011 год.

  2. Рабочая тетрадь «Окружающий мир». Часть 2. О.Т.Поглазова — Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2013 год.

  3. Презентация к уроку «Насекомые».

  4. Иллюстрации.

  5. Видео ролик о жизни насекомых.

Технические средства информации:

  1. Компьютер.

  2. Экран

Атрибуты:

  1. Памятки.

  2. Карточки для работы в парах.

Этапы урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний
3. Работа по учебнику.
Подведение к проблеме урока (от известного к неизвестному). Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

  1. Открытие новых знаний и первичное усвоение. Введение материала с учетом закономерностей процесса познания (восприятие и первичное осознание нового материала), осмысление связей и отношений в объекте изучения.

  2. Работа по теме урока в парах. Мини-исследование работа.

  3. Физкультминутка «Ученик».

  4. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу (первичное закрепление)

  5. Работа в рабочей тетради.

  6. Рефлексия.

  7. Подведение итогов, самооценивание.

Ход урока

    1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности. Слайд 2

Прозвенел звонок для вас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс ваш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

- Думаю, что урок окружающего мира принесёт нам всем радость общения друг с другом и никакие трудности не помешают нам узнать много нового. Ведь встречаясь с трудностями, мы становимся сильными и мудрыми.

2. Актуализация опорных знаний.

Обобщение знаний учащихся об изученных группах животных.

- Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного. Для того, чтобы ввести тему урока вспомним ранее изученные факты.

- Посмотрите на экран, внимательно рассмотрите изображения.

- Скажите, как одним словом назвать объекты природы? Животные.

(на слайде появляется слово животные)

- Подумайте, на какие группы учёные разделили животных?

- Млекопитающие, птицы, рыбы. (Схема высвечивается на слайде).

- Ребята, почему здесь стоит знак вопроса? (Это неизвестная нам группа животных, следовательно это проблема урока, которую нам предстоит решить).

3. Подведение к проблеме урока (от известного к неизвестному).

Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы продолжим открывать тайны животного мира и познакомимся с представителями нового класса животных , которых  на  нашей  планете  обитает  больше  всего. А чтобы раскрыть эту тайну, послушайте внимательно стихотворения и постарайтесь запомнить, о каких животных в них говорится?

[pic]

1. Эта страница зелёного цвета,
Значит на ней постоянное лето.
Если бы здесь уместиться я мог
Я бы на этой странице прилёг
(показывает рукой на полянку)


  1. Бродят в траве золотые букашки.
    Вся голубая, как бирюза,
    Села, качаясь, на венчик ромашки,
    Словно большой самолёт, стрекоза.


(сажает на полянку стрекозу) [pic]


  1. Вот тёмно-красная божья коровка
    Спинку свою, разделив пополам,
    Вскинула крылья прозрачные ловко
    И полетела по божьим делам.

(сажает на полянку божью коровку) [pic]


  1. Вот в одинаковых платьях, как сёстры,
    Бабочки сели в траву отдыхать.
    То закрываются книжечкой пёстрой,
    То, раскрываясь, несутся опять.

(сажает на полянку бабочку) [pic]

- О каких животных вы узнали, прослушав стихотворения? (Стрекоза, бабочка, божья коровка)

- Кто знает, к какой группе относят ученые этих животных? Как назвать их одним словом? (Насекомые)

- Действительно – это насекомые. 

- Над этой проблемой мы будем работать на уроке и поближе познакомимся с этой группой животных.

(учитель чётко проговаривает тему урока и вывешивает табличку с названием темы на доску (над поляной))

- Тема нашего урока: «Насекомые»

- Цель урока: сформировать представление о насекомых.

- Зная тему урока, поставьте перед собой задачи.

- Чего вы ждёте от сегодняшнего урока? Ответы учащихся.

- Что бы вы хотели о них узнать? Ответы детей.

- Вопросов у нас много, все они разные. Но давайте спланируем нашу работу и попробуем объединить вопросы в группы по каким-то общим признакам.

(Дети формулируют вопросы, учитель выслушивает пожелания ребят и на доске открывает план работы)

- Посмотрите, как и по какому плану будет проходить наша работа.

- Следовательно задачи нашего урока: узнать, откуда произошло название «Насекомые»; чем насекомые отличаются от других видов животных, а именно рассмотреть строение тела насекомого; чем питаются насекомые; способы их передвижения и конечно же нам нужно пополнить знания о среде обитания насекомых.

План исследования:

  1. Насекомые.

  2. Строение тела насекомых.

  3. Питание насекомых.

  4. Способы передвижения насекомых.

  5. Среда обитания насекомых.

- Давайте прикоснемся сегодня на уроке к миру этих удивительных, таких не похожих друг на друга насекомых.

4. Открытие новых знаний и первичное усвоение. Введение материала с учетом закономерностей процесса познания (восприятие и первичное осознание нового материала), осмысление связей и отношений в объекте изучения.

Цель: найти признаки, по которым животных относят к группе насекомых.

4.1. Словарная работа. Слайд

- Наука о насекомых называется энтомология. Учёных, изучающих насекомых, называют энтомологами. Может быть, кто-то из вас в будущем заинтересуется данной наукой и станет учёным – энтомологом.

на слайде: ЭНТОМОЛОГИЯ- наук изучающая всё о насекомых.

- Основной метод изучения насекомых – это наблюдение. Поэтому сегодня на уроке мы понаблюдаем за жителями этого удивительного мира и попробуем ответить на ваши вопросы.

- Ребята, вы готовы начать исследования?

4.2. Выявление объектов исследования (Сбор, обработка информации ).

- Сейчас мы с вами поработаем в роли ученых-исследователей и выясним откуда произошло название «Насекомые». Для этого откроем учебник на странице 44-45 и внимательно рассмотрим иллюстрации.

- Назовите друг, другу насекомых, которых вы узнали.

- Скажите, что у них общего? (У них шесть ног, есть усики)

- Кто такие насекомые? Почему их так называют?

- Для того, чтобы ответить на этот вопрос, внимательно рассмотрите тело насекомого.

- Что вы заметили? Полоски .

- Эти полоски/ колечки есть у всех насекомых? Да.

Ответы детей.

Вывод (проговаривает учитель): На теле есть полоски, похожие на насечки, поэтому их называют насекомыми.

4.3. Выделение общих признаков насекомых. Самостоятельная работа. Работа в тетрадях на печатной основе с.19 №13

-Мы рассмотрели с вами несколько разновидностей насекомых.

- Откройте рабочие тетради с.19 №13

- Самостоятельно изучите тело муравья. Укажите цифрами части тела муравья и признаки насекомых.

[pic]

- голова

- грудь

- брюшко

- число частей тела- 3

- число ног- 6

Проверка знаний по эталону, самооценивание. (На экране показаны правильные варианты ответов).

- Давайте с нашим помощником - компьютером проверим выполненное задание, сравните свои результаты с эталоном.

- Оцените свою работу, покажите насколько верно вы справились с этим заданием.

Проверка усвоенных знаний (фронтальная работа).

- Проведя исследование по второму пункту плана «Строение тела», давайте вместе проговорим общие признаки насекомых:

- Сколько частей тела у насекомых? 3

- Что у насекомых есть на голове? Для чего у них усики и глаза? Это органы чувств насекомых.

- Что крепится к груди? Для чего им ноги и крылья? Это органы передвижения.

- У всех ли насекомых есть крылья? Нет, например у муравья.

- Какой вывод можем сделать? Будем ли мы наличие крыльев у насекомых считать общим признаком всех насекомых? Нет

- Ещё одна часть тела насекомых – брюшко, на брюшке есть насечки, которые способствуют подвижности насекомого.

- Сделайте вывод : каких животных можно назвать насекомыми? Ответы учащихся.

Насекомые- это живые существа, у которых: голова, грудь, брюшко, чувствительные усики, 6 ног.

- Ребята, посмотрите на план исследования.

5. Работа в парах.

- Какие вопросы остались не раскрытыми? (3-питание, 4- способы передвижения, 5- среда обитания)

- Исследования этих вопросов мы будем проводить работая в парах.

- У каждой пары на столах лежит текст и рабочий лист, на слайде дана инструкция, согласно которой вы должны выстроить свою работу, если у вас возникнуть затруднения, на рабочем листе есть схема- помощница, которой вы можете воспользоваться.

- Задача каждой пары: (учитель показывает конверт и зачитывает пункты плана по которому учащиеся должны выполнить задание)

  1. Внимательно прочитать текст.

  2. Выделить интересные факты о насекомых.

  3. Постараться ответить на вопросы.

  4. На рабочем листе выполнить задание.

  5. Подготовиться к выступлению.

- Ребята, работая в паре, не забывайте быть добрыми и уважительными друг к другу.

1 ряд – ваша задача рассмотреть вопрос питания насекомых.

2 ряд – ваша задача определить способы передвижения насекомых.

3 ряд – вам необходимо рассмотреть среду обитания насекомых.

Текст для 1 группы.

- Чем питаются насекомые?

Насекомые питаются по-разному. Одни едят растения, другие мелкую живность, некоторые едят и растения, и живность. А некоторые питаются кровью. Ротовые органы разные. У одних насекомых челюсти как кусачки, насекомые ими откусывают кусочки травы. У других как шприц, Насекомое им протыкает кожу и высасывает кровь. А некоторые насекомые хоботками впитывают жидкость, как губка собирает воду.

Рабочий лист для 1 группы

Задание: соедини стрелочкой, кто из насекомых, чем питается.

Схема:

Кузнечик – травянистые растения

Комар - кровью, соком растений

Божья коровка – всеядный, травянистыми растениями и насекомыми


Кузнечик Кровь, сок растений

[pic] [pic]

Комар Всеядное насекомое

[pic] [pic]


Божья коровка Травянистые растения

[pic] [pic]


Текст для 2 группы.

- Как передвигаются насекомые?

Многие из них летают. Для этого у насекомых есть крылья. Стрекоза может развить скорость до 40 км/час. Некоторые насекомые бегают, прыгают или ползают. Кузнечик может прыгнуть на расстояние, в 20 раз больше длины своего тела.

Рабочий лист для 2 группы

- Задание: соедини стрелочкой насекомых со способом их передвижения.



Летают Прыгают Ползают

Кузнечик Муха Жук

[pic] [pic] [pic]




Гусеница Оса

[pic] [pic]

Текст для 3 группы.

Окраска насекомых зависит от того, где они обитают. Это помогает спрятаться от врагов. Одни насекомые благодаря окраске становятся невидимыми (кузнечик). У других окраска настолько яркая, что враги боятся к ним приближаться. Существуют насекомые, которые в момент опасности выпускают едкую жидкость с резким запахом (божья коровка).

Рабочий лист для 3 группы

Задание: назовите насекомых, и соедините их с местом обитания на рабочем листе в соответствии со схемой.

Схема:

Луг бабочка, стрекоза.

Сад пчела.

Лес муравей.

Огород колорадский жук.


Луг Муравей

[pic] [pic]

Сад Колорадский жук

[pic] [pic]

Лес Бабочка

[pic] [pic]


Огород Пчела

[pic] [pic]


Анализ и обобщение полученных знаний.

Проверка выполненных заданий по эталону. Самооценивание учащихся.

- Помните, что сообщение должно быть кратким, но запоминающимся. При ответе вы можете пользоваться своими схемами.



- Ребята, вопрос ко всем, задумывались ли вы когда- нибудь, почему кузнечик зелёный (потому что зелёная окраска его тела помогает ему быть «невидимкой» среди растений), а шмель полосатый (маскируется под растения/ есть жало), божья коровка (наоборот привлекает к себе внимание яркой окраской. Коровки с яркой окраской как бы предупреждают: «Мы не съедобны»), как защищается оса- жалит, а муравей- кусается.

  1. Физкультминутка «Ученик».

- Ребята выполняйте движения следуя указаниям мальчика.


  1. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу (первичное закрепление)

- Ребята, теперь вы многое знаете о насекомых и сейчас я предлагаю вашему вниманию загадки, ответы которых, вы будете записывать в кроссворд

Рабочая тетрадь с.19.

[pic]

    1. Имя взял у кузнеца,

Ну, а цвет – у огурца… ( Кузнечик.)



    1. Те, с кем рядом я жужжала,

Помнят – у меня есть жало

И на брюшке полоса,

Потому что я … ( оса ).



  1. На ромашку у ворот

Опустился вертолёт –

Золотистые глаза.

Кто же это?... ( Стрекоза. )



  1. Не зверь, не птица –

Нос, как спица.

Летит – пищит,

Сядет – молчит.

Кто его убьёт,

Тот кровь прольёт… ( Комар)



  1. Кто они? Откуда? Чьи?

Льются чёрные ручьи.

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке… ( Муравьи)

- Какое ключевое слово у вас получилось? НАСЕКОМЫЕ.

Проверка по эталону, самооценивание.

- Мы многое узнали о насекомых: о том, как они выглядят, как передвигаются, чем питаются, где обитают, но это такая малая часть, что и представить себе невозможно. Чтобы узнать всё о мире насекомых, нужно всю жизнь заниматься их изучением. А пока вы можете пополнить багаж своих знаний о насекомых из энциклопедий и научно – познавательных передач.

Просмотр видео ролика «Насекомые»

- Поэтому сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик о жизни «Насекомых».

- Что нового вы узнали просмотрев видео сюжет?

- Вернемся к плану исследования, который мы составили в начале урока и ещё раз проговорим каждый пункт плана.

План исследования:

  1. Насекомые.

- Почему их так назвали? Потому что у них на брюшке есть насечки, с помощью которых насекомые передвигаются.

  1. Строение тела насекомых.

- Учёные выделяют 3 части тела голова, грудь брюшко.

- Признаки насекомых : 6 ног и чувствительные усики.



  1. Питание насекомых.

- Чем питаются насекомые? Нектар, пыльца, растения и вредные насекомые



  1. Способы передвижения насекомых.

- Насекомые могут: ползать, прыгать, летать.

  1. Среда обитания насекомых: лес, луг, огород, водоём.

8. Рефлексия (контроль и оценка знаний)

- Какие задачи вы ставили перед собой на урок? Смогли ли вы достичь своих ожиданий от урока?

- Что вас особенно удивило на уроке?

- С какими трудностями встретились и справились ли с ними?

- Ребята, перед вами полянка. Вам нравится?

- А мне кажется она скучная и унылая. Давайте сделаем нашу полянку как в природе!

- Оцените свою работу на уроке в соответствии с поставленными задачами.

(Дети выходят по рядам)

- Кто чувствовал себя комфортно на уроке, уверенно и вам удалось сделать открытие самому- возьмите бабочку зелёного цвета.

- Кто чувствовал себя немножко неуверенно, возникали трудности на уроке, ошибался, но ошибки свои понял и исправил- возьмите пчёлку жёлтого цвета.

- У кого была тревога на уроке- возьмите божью коровку красного цвета.

- Вот какая замечательная полянка у нас с вами получилась!

VI. Итог урока

Спасибо за старание.
Ведь главное - желание,
А навыки и знания
С годами к вам придут.
Прозвенел звонок с урока -
Отдохнуть пришла пора.
Что узнали на уроке,
Не забывайте никогда!

- На прощание, я хочу вам подарить памятки «Правила поведения в природе».

Ведь для природы важен каждый живой организм, а для людей важна живая природа!


[pic]

Спасибо всем за работу и внимание!