Пользовательское соглашение

Рабочие программы и КТП по русскому языку, литературе, математике, технологии, изо, музыке, физ.культуре, для 3 класса 8 вид, надомное обучение

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Хреновская средняя общеобразовательная школа № 1


«Принято»

Руководитель МО

_____________ Г.И.Бондарева


Протокол № ___ от

«____»____________2015 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР (по I ступени)

_____________ Г.Р.Петрова


«____»____________2015 г.


«Утверждено»

Директор школы

_____________ Е.В.Михайлова



Приказ № ___ от «___»____2015 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя начальных классов

Щербаковой

Юлии Викторовны

по ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

для 3 класса VIII вида

(обучение на дому)





Рецензент Заместитель директора школы

по УВР (по II ступени)

Г.Р.Петрова (ВКК)








2015 – 2016

учебный год



Пояснительная записка

к тематическому планированию по труду


Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 3 класса (VIII вида) и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.декабря 2012г. № 273 – ФЗ

  2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. 2009г.

  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных(допущенных) в использовании в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015уч.год Приказ Министерства образования № 2885 от 27.12.2011г.(зарегистрированным Минюстом России 21 февраля 2012г. Регистрационный № 23290)

  4. Учебный план школы

  5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02»

  6. Программа под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных)общеобразовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, издательство - М., «Просвящение», 2013г

 

Общая характеристика предмета

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Вся работа на уроках труда должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Необходимо обращать особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

При оценке знаний, умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).

В целях ознакомления учащихся  с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.

Изучение содержания каждого раздела (блока) начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:

значение производства  товаров для жизни людей;

сведения о профессиях, соответствующих содержанию раздела;

демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;

соблюдение установленных правил и порядка в мастерской – основа успешного овладения профессией;

знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.

Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняют макетами и рисунками.

Целью данной программы является:

-воспитание положительных  качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе;

- уважение к людям труда;

- получение элементарных знаний по видам труда.

С учетом уровня обученности воспитанника данного класса основными задачами являются:

- формирование трудовых качеств;

- обучение доступным приемам труда;

- развитие самостоятельности в труде;

- привитие интереса к труду;



Место предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа  в неделю). Но так как ребенок находится на надомном обучении, то программа рассчитана на 9 часов (0,25 часа в неделю).


Название темы

Количество часов

1

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ


1

2

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ


3

3

РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ


3

4

РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ


2


Итого

9


Требования к результатам обучения и освоению содержания курса

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно ориентироваться в задании,

  • сравнивать образец с натуральным объектом;

  • составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;

  • подбирать материалы и инструменты;

  • придерживаться плана при выполнении изделия;

  • осуществлять необходимые контрольные действия;

  • делать отчет о последовательности изготовления изделия;

  • делать отчет о технологии изготовления отдельных частей изделия по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов;

  • анализировать свое изделие и изделие товарища; ориентироваться при выполнении плоскостных и объемных работ, правильно располагать детали, соблюдать пропорции;

  • употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов;

  • осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки.

Учащиеся должны знать:

  • правила ТБ при работе с бумагой, тканью, проволокой, клеем, ножницами, иголкой, кусачками, шилом, плоскогубцами;

  • свойства материалов: бумаги, ткани, древесины, металла;

  • приемы соединения деталей;

  • названия инструментов;

  • элементарные сведения о профессиях: слесаря, столяра, швеи.



Содержание курса


РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Практические работы

Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей.

Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина.

Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож ( у учителя), ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).

Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов.

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Практические работы

Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.

Технические сведения. Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей.

Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке.

РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ

Практические работы

Выправление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным материалом.

Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем.

Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой.

Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.

                           

РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Практические работы

Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.

Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками.

Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.

Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.

Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком).

Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

Приемы работы. Правильное пользование иглой и наперстком. Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов мешочка, подушечки-прихватки косыми стежками.


Планируемые результаты обучения и освоению содержания курса


В результате освоения курса «Трудовое обучение» у третьеклассников будут сформированы знания, умения, навыки, представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

- положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

- осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности, способность к самооценке;

- уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;

- понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;

- понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;

- чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.

Могут быть сформированы:

- устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;

- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;

- привычка к организованности, порядку, аккуратности;

- адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;

- планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

- следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;

- руководствоваться правилами при выполнении работы;

- осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;


Учащиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;

- прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

- анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;

- анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;


Учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);

- самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;

- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся научатся:

- организовывать под руководством учителя совместную работу;

- формулировать собственные мнения и идеи, аргументировано их излагать;


Учащиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.









Учебно – методическое обеспечение программы:

для учителя

- Л.А. Кузнецова. Ручной труд. Учебник по трудовому обучению для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. С.-Пб.: Просвещение. 2006.

- Л.А. Кузнецова. Рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику РУЧНОЙ ТРУД  в 3 классе. С.-Пб.: Просвещение. 2008.

- В.Г.Машинистов. Дидактический материал по трудовому обучению в 3 классе. Пособие для учащихся 3 класса. М.: Просвещение. 1999г.

Настоящая  программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.

- И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мягкая игрушка своими руками, М.: Айрис-пресс,

- Е.А. Бойко. Игрушки-подушки. М.: РИПОЛ классик, 2008. – 192с.

- Т.С. Жидкина, Н.Н. Кузьмина. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. М.: Академия, 2005. – 192с.

- Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1999.

- Л.В. Куцакова. Мама, я умею лепить. М.: Мой Мир, 2007. -96с.

- В.Г. Петрова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителя. М.: просвещение, 1983г. – 208с.


Календарно-тематическое планирование


ур

Тема урока

Кол-во часов

Виды деятельности обучающихся

Планируемые образовательные результаты изучения темы

Дата по плану

Дата проведения

1

Изготовление жирафа из овощей. Изготовление паука из природного материала.


Беседа о животных. Показ образца. Анализ образца. Самостоятельная работа. Выставка работ.

Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований

Самостоятельно сравнивать образцы с натуральным объектом, чучелом, игрушкой.

Самостоятельно ориентироваться в задании.






2

Изготовление подложек прямоугольной формы.


Показ образца. Анализ образца. Составление плана работы. Самостоятельная работа. Выставка работ

Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.) Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований

Пространственно ориентировтся при выполнении плоско-стных и объемных работ, правильно распологать детали, соблюдая пропорции

.




3

Изготовление фигурок зверей из проволоки.


Беседа о свойствах проволоки Показ образца. Анализ образца..Самостоятельная работа. Выставка работ

Элементарные сведения о назначении и применении проволоки.


Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная).


Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая.и



4

Изготовление новогодних украшения из бумаги и палочек.


Показ образца. Анализ образца..Самостоятельная работа. Выставка работ

Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина

Виды соединений.

Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть.

Клеящие составы: БФ, казеиновый клей.




5

Знакомство с металлоконструктором. Сборка по образцу треугольника из трёх плоских планок


Знакомство с металлоконструктором. Показ образца. Анализ образца..Самостоятельная работа. Выставка работ

Правила безопасной работы.

Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с конструктором

Подбор материалов и инструментов для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно.




6

Разметка бумаги и картона по линейке.


ПТБ Показ образца. Составление плана работы. Самостоятельная работа. Выставка работ

Виды соединений.

Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы, кисть.

Клеящие составы: БФ, казеиновый клей.

Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований




7

Ознакомление с косым обмёточным стежком. Упражнения на полосе картона по готовым проколам.


Беседа о свойствах тканей. ПТБ Показ образца. Анализ образца. Самостоятельная работа. Выставка работ

Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей.

Выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно.

Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований




8

Вышивание рисунка на льняном полотне. Оформление вышивкой салфетки.


ПТБ Показ образца. Анализ образца. Самостоятельная работа

Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей.

Выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно.

Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований



9

Сборка тележки из металлоконструктора.


ПТБ Показ образца. Анализ образца..Самостоятельная работа.

Правила безопасной работы.

Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с конструктором

Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований

Самостоятельно сравнивать образцы с натуральным объектом

Самостоятельно ориентироваться в задании