Урок Семья по познанию мира

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок-фрагмент по познанию мира.

Тема: «Семья и родственники».

3 «Б» класс.

Учитель: Туретаева Б.Я.

Цель урока:

Образовательная. Ознакомление учащихся с понятием «родословная», «твоя родословная», привитие детям элементарных представлений о характере родственных отношений, о родственных связях членов семьи и изучение своих «корней».

Развивающая. Развивать логическое мышление, речь и активизировать исследовательскую деятельность учащихся.

Воспитательная. Воспитывать уважительное отношение ко всем старшим в семье, к родственникам

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний и умений, урок –исследование.

Методы обучения: беседа, рассказ, объяснение, исследовательская работа.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, карточки- сердечки.

План.

1. Объяснение темы.

1.Практическая работа. Выступление детей.

2.Памятка для детей.

Ход урока.

1. Сообщение темы и цели урока. Слайд №1 (тема фрагмента)

У каждого из вас, ребята, есть люди самые близкие и родные. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда. Кто же это?

( Мама, папа, )

-Кроме ваших родителей кто еще вас любит?

(бабушки, дедушки, родственники.)

Тема нашего урока «Семья и родственники». Сегодня у нас необычный урок, урок- исследование. Мы будем проводить исследования. Исследовать влияние семьи на развитие ребёнка. Исследовать свои «корни».

В этом мы сегодня постараемся разобраться, и может быть, каждый из вас откроет что-то новое для себя.

2. Фрагмент работы. «Что такое исследование?» Слад №2

-Кто может мне сказать, открывать новое интересно самостоятельно, или может быть лучше получать информацию в готовом виде.

- (открывать новое интересно самостоятельно)

( на экране появляется слово «исследование»)

- Как вы понимаете, что это такое?

(исследование – это научный труд.)

- А кто же такой исследователь?

(Исследователь – это человек, который занимается научным исследованием)

- Ребята, каждый из вас побывал в роли исследователя.

Мы попробовали собрать всю доступную информацию по нашей теме.

«Сбор информации»

- Сбор информации – дело для нас новое, сложное

-Как вы думаете, с чего можно начать работу по сбору информации?

- Нужно подумать. Что я знаю по данной теме?

-из книг, журналов, энциклопедий и т.д.

-посмотреть по телевизору

-найти и прочитать в Интернете

- спросить у родителей

В конце любого исследования нужно всю информацию обобщить, и сделать выводы.

- Ребята мы с вами составили алгоритм исследования.

4.Практическая работа. Слайд №3

Начнем первый этап «сбора информации»

Домашним заданием вам было выяснить подробности, новые факты из жизни вашей семьи. Провести исследование в своей семье. Что ты знаешь о своих бабушках и дедушках?

- Подумаем, что мы знаем о семье?

( Ответы детей)

-Вместе занимаются домашним хозяйством.

-Вместе живут в одной квартире.

-Любят и уважают друг друга.

-Вместе отдыхают и проводят свободное время.

-Распределяют деньги на покупки и ведение домашнего хозяйства

-Ребята, как вы думаете, все ли вы знаете о семье?

Олжабаева Дильназ провела самостоятельное исследование и узнала много нового. Она расскажет как это она сделала и что из этого получилось.

1)Выступление Дильназ.Слайд№4 (титульный лист проекта Дильназ)

Сбор информации – дело для нас новое, сложное

- Нужно подумать. Что я знаю по данной теме? Я расспросила своих родителей о бабушке и дедушке. Узнала об их жизни. Затем я побеседовала с бабушкой о ее родителях. Бабушка рассказала много интересного о своем отце- моем прадедушке. Оказывается прадедушка был известным человеком в области. Он был ветераном войны и знатным чабаном. Его звали Домбаев С.

Меня заинтересовала это информация и я продолжила свои исследования. Я встретилась с родственниками бабушки. Они предоставили мне газеты, журналы, где писали о знатном чабане, фотографии, награды. Собрав всю информацию я начала проектную деятельность. Мой проект называется «Доброй души человек или рассказ о моём дедушке.» Благодаря этому проекту я многое узнала о своем прадедушке , я горжусь, что у меня такой замечательный прадедушка и я всегда буду помнить и чтить память дедушки и передавать рассказ о нем нашему поколению.

5. Работа по теме урока.Слайд№5.« Родословное дерево»

У казахского народа есть поговорка : «Жетi атасын бiлмеген – жетiмдiктiң белгiсi». В переводе на русский язык эта фраза буквально означает: незнание семи поколений предков – признак сиротства человека. А у русского народа принято говорить: «Не гоже быть «Иванами, не помнящими родства», не знать своих предков, историю своего рода».

Скажите, пожалуйста, вы когда-нибудь встречались с таким словом, как «родословная»?

А кто из вас знает, что означает слово «родословная»? Давайте ознакомимся с этим пояснением: «Родословная – это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства».

Есть такое понятие, как «родословное древо». Когда мы рисуем родословное древо, то рисуем столько ветвей, сколько у этого человека детей, а каждая ветвь разветвляется на меньшие ветви – это будут внуки, а дальше правнуки и т.д. Каждый человек на Земле может нарисовать родословное древо своей семьи.

Чтобы собрать полную информацию о семье нужно встретиться со многими родственниками. Кто такие родственники? -Родственники –это люди, у которых общие родители, бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки. Сестры и братья твоих родителей –это родные дяди и тети, а их дети- двоюродные братья и сестра.

-Это близкие нам люди, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают внимание.

Сейчас мы разберем какое место занимает в семье каждый член семьи.

Представим семью в виде дерева.

- Какой орган у дерева считается главным, ребята?/ корень/

- А в семье кто самый главный? Старший!

- Конечно, это умудренные опытом бабушки и дедушки, согласитесь, они всегда помогают нам выбрать правильное решение, помогают нам советом.. У каждого из вас есть семейный альбом. И обычно на первой страничке помещают самых главных членов семьи.

- Как вы думаете кого? / бабушку, дедушку/

Затем фотографии, мам, пап, детей

- Сейчас я предлагаю выслушать Руслана , который вместе с родителями попробовал составить родословное дерево.

2).Выступление Казтаева Рулана Слайд №6 (рассказ Руслана)

Из проведенных мною исследований я узнал, что моя фамилия Казтаев, потому что так звали моего деда Казтая. Папина фамилия Кобеков, потому что так звали его дедушку Кобек. Я провел исследование только до 3 колена. Мужчины в Казахстане должны знать предков до 7 колена. В старших классах я продолжу исследования своего рода.

3)Выступление Казиевой Мадины. Слайд№8.

Сейчас мы послушаем рассказ еще об одном дедушке. Умение ладить с собой и с людьми разного возраста- это самое ценное качество в человеке. К такому выводу пришла Мадина, исследуя историю своей семьи.

4).Выступление Белоконова Станислава.Слайд№9.

Собирая информацию о своей семье, я узнал много нового и хотел рассказать вам.

Мои родственники живут в России, на Украине, в Казахстане. Мы поддерживаем тесную связь с ними. Они часто приезжают в Казахстан, потому что это их Родина.

Стих. О бабушке. Т.Волгина читает Биркель Алина.

Много у бабушки с нами хлопот:

Варит нам бабушка сладкий компот,

Шапочки теплые надо связать,

Сказку веселую нам рассказать.

Трудится бабушка целые дни.

Бабушка, милая, сядь, отдохни!

Мы тебе песенку нашу споем…”

Дружно мы с бабушкой милой живем!

Вот о такой бабушке нам расскажет Саша Белинский.

8. Памятка для детей. Слайд№13

Читают ученики.

1.Любите, цените и берегите своих бабушек и дедушек, - их вам никто не заменит.

2.Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь пожилым людям – это принесёт им радость.

3.Вам нравиться улыбка бабушки, одобрение дедушки. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.

4.Говорите приятные ,ласковые слова своим близким, не отказывайте никогда в помощи, предлагайте ее сами.

5.А если взялись за дело- сделайте его хорошо, с душой.

Чтобы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Ни дома, ни в театре, ни на улице. Вас окружают другие люди, близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами.

9.Творческое задание. (раздали сердечки детям.) Слайд№11

-написать пожелание бабушкам и дедушкам на сердечках, и вручит за ужином, когда вся семья будет в сборе. Если они живут отдельно, то в выходные дни навестить их. Если у вас нет бабушек и дедушек напишите пожелание другим родственникам: дяде, тете, братьям , сестрам, племянникам.

10. Итог фрагмента. Слайд №15

Своих близких нужно беречь. Заботиться о них. Во всем стараться им помочь.

Поэтому как можно чаще берите часть хозяйственных забот (мытье посуды, уборка и т.д.) на себя. Не оставляйте это дело для бабушки или мамы.

Здоровья вашим семьям, вашим близким.

Урок окончен. Спасибо за урок.