Статья: ИГРА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Якупова Раушан Жабаевна

Учитель начальных классов Мамлютской школы – гимназий №1,

Казахстан

«ИГРА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко - забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово - половина счастья».

Проблема развития и эффективности речи особенно важна и сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего, чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой.

Цель обучения не только в том, чтобы ученик знал как можно больше, а, прежде всего в том, чтобы он, используя эти знания, умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях.

Приоритетные средства для этого -культура речи и культура общения. Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности.

Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому.

Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие речи.

До поступления детей в школу язык усваивается стихийно, в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно, так как стихийно усвоенная речь не всегда правильна, точна, выразительна, с нарушениями звукопроизношения.

В школе задача развития речи решается в первую очередь на уроках русского языка и литературного чтения через использование разных методов, приемов, средств обучения.

С первых дней работы с новыми первоклассниками у меня возникли трудности.

Исходя из результатов обследования, которые показали, что большая часть первоклассников имеет средний уровень развития и общее недоразвитие речи: из семи обучающихся первого класса общее недоразвитие речи (ОНР) у 2 человек; фонетическое недоразвитие (ФН) у 1 .

В процессе обучения решила уделить особое внимание развитию речи учащихся, используя дидактическую игру.

Определила цель работы: показать влияние игры на развитие речи младших школьников.

Для достижения цели я поставила следующие задачи:

изучить литературу, которая раскрывает вопросы, связанные с проблемой развития речи;

разработать и внедрить в учебный процесс систему игр, направленных на развитие речи;

проанализировать эффективность используемых средств обучения.

В соответствии с государственными стандартами общего образования и с программой начального образования определила критерии оценки развития речи учащихся.

1. Умение демонстрировать речь:

-правильную,

-выразительную,

-ясную,

-точную,

-краткую,

-уместную.

2.Умение строить диалог.

3.Умение формулировать понятия.

4.Умение строить предложения в соответствии с литературными нормами.

5.Умение выполнять творческие упражнения, используя:

-опорные слова,

-предметные картинки,

-заданную тему.

6.Умение исправлять ошибки в речи:

-у себя,

-у одноклассников.

Проблема развития речи достаточно обстоятельно рассматривается в психолого - педагогической и методической литературе. Решение проблемы развития речи учащихся я начала с изучения педагогических источников.

Л.В. Занков в «Избранных педагогических трудах» уделил большое внимание естественности и жизненности устной речи, свободным высказываниям, корректировке ответов детьми и новому подходу к написанию сочинений.

М.Р. Львов в работе «Речь младших школьников и пути её развития» разработал методику работы над словарём, словосочетанием, предложением и определил задачи развития связной речи.

Есть разные подходы к проблеме развития речи, но мне ближе точка зрения М.Р. Львова. Он определяет несколько требований к речи учащихся, которые касаются содержания и структуры речи.

Во - первых, это требование содержательности. Говорить или писать можно лишь о том, что хорошо знаешь.

Во - вторых, это требование логичности, последовательности, чёткости построения речи. Хорошее знание того, о чём пишешь или говоришь, помогает начать излагать мысли, не пропустить главного, логично переходить от одной части к другой и завершить высказывание.

Кроме того, он предлагает требования и к речевому оформлению, такие как:

-точность речи - это передача содержания в соответствии с действительностью и выбор слов, подходящих к изображаемому предмету;

-ясность речи - это доступность её тем людям, к кому она обращена;

-чистота речи - это отсутствие липших слов.

Все эти требования применимы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований.

Задача учителя: в доступной для учащихся форме раскрыть основные функции речи. Необходимо, чтобы дети поняли, что работа по развитию речи интересна и имеет большое значение в жизни человека.

Игра как средство развития речи младших школьников.

Можно ли ребёнка научить думать и свободно выражать мысли своими словами? Оказывается, можно. Но для этого нужно поставить ребёнка в благоприятные условия. Этим условием в начальной школе является игра.

Игра - есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребёнка на более высокий уровень - на уровень мыслящей, творческой личности.

В младших классах одним из эффективных методов (1 класс) и приёмов (последующие классы), активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на развитие речи, является игра.

Короткие игры.

К ним относятся предметные, сюжетно - ролевые и иные игры, используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач (усвоение правила, отработка навыка и т. д.).

Игровые оболочки. Эти игры более продолжительны по времени. Чаще всего они ограничены рамками урока, но могут продолжаться и несколько дольше. К примеру, в начальной школе такая игра может охватывать весь день.

Длительные развивающие игры. Игры подобного типа могут тянуться от нескольких дней до нескольких лет. Они больше похожи на ответственно

выполняемое дело и имеют воспитывающую направленность.

Использование игры в младших классах помогает снять ряд трудностей, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального сознания, что способствует появлению познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету. Игру необходимо использовать и на внеклассных занятиях.

М.Р. Львов и В.Г. Горецкий в «Методике преподавания русского языка в начальных классах» рассматривают три функции дидактических игр.

Первая, простейшая функция - облегчать учебный процесс, оживлять его. Эту роль выполняют сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов и прочее.

Вторая функция - «театрализация» учебного процесса. Артистические приёмы используются в ролевых диалогах, в инсценировании сказок, в составлении различных упражнений.

Третья функция - соревновательная. Игра вносит элемент соревнования, конкурса. Далее переходит к олимпиадам, к тестированию, к соревнованию в качестве и глубине знаний.

Названные три функции игры представляют собой ступени от игры -забавы к игре - увлечению познанием.

В литературе описывается множество видов игр. В пособии для родителей О.А. Белобрыкиной есть комплекс игр, направленных на развитие

речи дошкольников и младших школьников. Наиболее интересными мне показались:

1) Графические игры. Дети в первом классе ещё не умеют писать, но могут фиксировать свои мысли и представления с помощью рисунка. Ведь недаром известный психолог Л.С. Выготский называл детское рисование «графической речью». Дети превращают любой рисунок в интересный рассказ, а рассказ - в рисунок, к которому нужно неоднократно возвращаться, «прочитывать» и дополнять. Когда таких рисунков набирается достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям, родственникам. Если ребёнок, понимает, что он говорит, соединяет с произносимым словом отчётливое представление, то он надёжно овладевает родным языком.

2) Объяснялки. В ходе этих игр дети «вживаются» в роль взрослого и сами дают определение изучаемого понятия, так как сами его понимают.

3)Картинные игры. Ученикам предлагаются репродукции картины,

картинки из журналов, иллюстрации из книг по которым они составляют

рассказы, сказки, истории.

Игры на классификацию, сравнение, объединение. Предложенные предметные картинки, предметы дети классифицируют по заданным признакам, находят основания для сравнения и объединения.

4)Ролевые игры . Ученики выбирают роли, устанавливают правила, развертывают сюжет и заканчивают по своему решению.

В трудах Н.Ф. Виноградовой игра раскрывается как способ развития речи и предлагается методика проведения лингвистических игр.

Для развития речи младших школьников лингвистические игры использую по темам «Слово», «Словосочетание», «Предложение», «Текст».

Выбор игры обуславливается целями, содержанием, этапом урока. Так же как урок, игра реализует познавательные, воспитательные, развивающие задачи обучения. В связи с этим она не должна быть развлекающим элементом занятий. Для того чтобы при неоднократном использовании игры интерес к ней не снижался, её можно модифицировать за счёт замены оборудования или введения новых правил, поэтому в практическом разделе цели и ход игр не прописан. Роль учителя остаётся значительной на всём протяжении дидактической игры. Эффективность её во многом зависит от эмоционального отношения педагога к течению игры, от заинтересованности в её результатах.

Играя, ребёнок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Игра интересна для детей. А интерес рождается там, где есть место удивлению.

ИГРЫ на уроках обучения грамоте

Гласные тянутся к песенке звонкой, Могут заплакать и закричать В темном лесу звать и аукать , И в колыбельке Алёнку баюкать ,Но не желают свистеть и ворчать .

А согласные согласны,

Шелестеть ,шептать , скрипеть ,

Даже фыркать и шипеть ,

Но не хочется им петь .

« Ш - ш - ш» - шуршит опавший лист .

« Ж - ж - ж» - шмели в саду жужжат .

« Р- р - р» - моторы тарахтят .

Игра: « Делим слова на слоги».

Цель : научить делить слова на слоги .(используется мяч)

- Буду я сейчас водить ,

Буду я произносить

Какое - нибудь слово.

Вам нужно повторить,

Потом на части разделить .

- Под мяч начинаем ! Мама (ма- ма), сады ( са - ды ) ,Родина (Ро- ди на), сливы ( ели- вы ).

Игра : « Составляем слова из слогов»

Цель : научить детей составлять слова из слогов .

Буду я сейчас водить

Буду я произносить

Только части слов сначала

Части нужно так составить ,

Чтобы слово зазвучало.

(ды , са, вы,сли, ки, ру- сады , сливы , руки)

Игра: « Живые слова»

Цель: научить детей составлять предложения, определять кол - во слов предложении, составлять предложение в нужном порядке. У доски 5 учеников. Каждый из них обозначает определенное слово. Задача детей - составить предложение (т.е. расставить детей в нужном порядке)

На ветке сидит маленькая птица. (Можно изменить порядок слов.) Маленькая птица сидит на ветке.

Игра «Найди лишнего».

Цель:' научить детей работать со схемой предложения.

На доске неправильно составленная схема предложения. Детям предлагается найти лишнее слово или недостающее.

Коза пасется на лугу .

Игра «Укрась предложение».

Цель : научить дополнять предложения.

Учитель произносит предложение: Девочка поет песню.

Учитель показывает на схеме предложения место, где дети должны вставить слова.

Маленькая девочка поет песню. Маленькая девочка поет веселую песню.

В процессе работы дети могут составить схемы новых предложений.

Игра «Закончи предложение».

Цель : научить детей заканчивать предложения.

Детям предлагается закончить предложения:

Книга лежит на ... .

Человек находится в ....

Мы играли на ....

Дети пошли утром ....

Игра «Найди помощника».

Цель: научить определять предлоги в словах.

Учитель читает предложения с предлогом .Дети при повторном чтении

хлопают в том месте, где есть предлог.

Лена едет в трамвае . На ветке сидят снегири. Над лесом летит самолет . Ира спряталась в шкаф . Андрей вышел из класса .

Игра: «Вылечи предложение».

Цель : научить детей правильно использовать предлоги в речи. Учитель предлагает на слух предложения без предлогов .Дети должны произнести его правильно, с нужным предлогом.

Вариант 1.

... гнезде пищат птенцы .

Платок лежит ... кармане .

Вазу поставили ... стол .

Чайник кипит ... плите .

Рыба живет ... реке .

Задание сопровождается составлением схем предложения .

Вариант 2. Исправьте ошибки.

В стене висит портрет . Суп варят на кастрюле . Молоко налили на чашку Сорока села на дерево . Мальчик стоит в мосту . Дети пошли на лес . Из дерева опадают листья. Ира пришла в магазин .

Использование игровых моментов способствует оптимизации процесса обучения, более эффективному формированию умений диалогической и монологической речи. Использование игры учитывает индивидуальные и возрастные особенности учащихся, развивает их творческие способности. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участником одного процесса.

Используя игры на уроках, нужно всегда помнить, что выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснованным; нужно всегда знать цели использования игры; в играх должно быть задействовано как можно больше учащихся; игры должны соответствовать возрасту и языковым возможностям детей, т.е. быть доступными; игры служат развитию всех видов речевой деятельности и проводятся на уроках.

Изложенные в данной работе выводы и предложения не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение всей проблемы использования игровых упражнений при обучении. Накопленный теоретический и практический опыт требует дальнейшего развития и углубленного изучения.



Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства.  
Речь разнообразна. Переход от замысла (или "мысли") к развёрнутой внешней речи происходит через механизм перекодирования общего смысла в речевое высказывание, через процесс внутренней речи.  
Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определённое значение и смысл; язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Основное значение языка заключается в том, что, являясь системой знаков, он обеспечивает закрепление за каждым словом определённого значения.  
Основными положениями развития речи являются: связь работы по развитию речи с мышлением и взаимосвязь между устной и письменной речью в работе по развитию навыков связной речи учащихся.  
Развитие речи - отрасль педагогики, которая изучает процессы и закономерности развития речи у младших школьников в специфических явлениях развития ребёнка. Основная задача речевого развития детей младшего школьного возраста - это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.  
Голос и речь даны человеку для выражения мысли и чувства. Это закон природы. Научиться соблюдать его - задача каждого человека.
3. Практический раздел..

ИГРЫ на уроках обучения грамоте

Гласные тянутся к песенке звонкой, Могут заплакать и закричать В темном лесу звать и аукать , И в колыбельке Алёнку баюкать ,Но не желают свистеть и ворчать .

А согласные согласны,

Шелестеть ,шептать , скрипеть ,

Даже фыркать и шипеть ,

Но не хочется им петь .

« Ш - ш - ш» - шуршит опавший лист .

« Ж - ж - ж» - шмели в саду жужжат .

« Р- р - р» - моторы тарахтят .

Игра: « Делим слова на слоги».

Цель : научить делить слова на слоги .(используется мяч)

- Буду я сейчас водить ,

Буду я произносить

Какое - нибудь слово.

Вам нужно повторить,

Потом на части разделить .

- Под мяч начинаем ! Мама (ма- ма), сады ( са - ды ) ,Родина (Ро- ди на), сливы ( ели- вы ).

Игра : « Составляем слова из слогов»

Цель : научить детей составлять слова из слогов .

Буду я сейчас водить

Буду я произносить

Только части слов сначала

Части нужно так составить ,

Чтобы слово зазвучало.

(ды , са, вы,сли, ки, ру- сады , сливы , руки)

Игра: « Живые слова»

Цель : научить детей составлять предложения , определять кол -во слов предложении, составлять предложение в нужном порядке. У доски 5 учеников .Каждый из них обозначает определенное слово .Задача детей - составить предложение (т.е. расставить детей в нужном порядке)

На ветке сидит маленькая птица . (Можно изменить порядок слов.) Маленькая птица сидит на ветке .

Игра «Найди лишнего».

Цель .'научить детей работать со схемой предложения.

На доске неправильно составленная схема предложения .Детям предлагается найти лишнее слово или недостающее.

Коза пасется на лугу .

Игра «Укрась предложение».

Цель : научить дополнять предложения.

Учитель произносит предложение: Девочка поет песню .

Учитель показывает на схеме предложения место , где дети должны вставить слова.

Маленькая девочка поет песню. Маленькая девочка поет веселую песню.

В процессе работы дети могут составить схемы новых предложений.

Игра «Закончи предложение».

Цель : научить детей заканчивать предложения.

Детям предлагается закончить предложения:

Книга лежит на ... .

Человек находится в ....

Мы играли на ....

Дети пошли утром ....

Игра «Найди помощника».

Цель: научить определять предлоги в словах.

Учитель читает предложения с предлогом .Дети при повторном чтении

хлопают в том месте, где есть предлог.

Лена едет в трамвае . На ветке сидят снегири. Над лесом летит самолет . Ира спряталась в шкаф . Андрей вышел из класса .

Игра: «Вылечи предложение».

Цель : научить детей правильно использовать предлоги в речи. Учитель предлагает на слух предложения без предлогов .Дети должны произнести его правильно, с нужным предлогом.

Вариант 1.

... гнезде пищат птенцы .

Платок лежит ... кармане .

Вазу поставили ... стол .

Чайник кипит ... плите .

Рыба живет ... реке .

Задание сопровождается составлением схем предложения .

Вариант 2. Исправьте ошибки.

В стене висит портрет . Суп варят на кастрюле . Молоко налили на чашку . Сорока села на дерево . Мальчик стоит в мосту . Дети пошли на лес . Из дерева опадают листья. Ира пришла в магазин .

Игра «Помоги другу».

Цель : научить детей работать со схемой предложения.

Учитель произносит предложение и просит детей выбрать подходящую

схему предложения, если таковая есть.

Игры со звуками.

Игра «Наоборот».

Учитель произносит слова .Дети должны произнести эти слова наоборот

Сон , раб , ноль ,лоб , ком .( Нос , пар , лен , пол , мок .) А Игра сопровождается составлением схем слов.

Игра «Нужный работник».

Дети должны назвать одинаковый звук в каждой паре слов .

Книга гора

Бокс гуси

Веник пол

Свет клумба

Игра «Разложи по кирпичикам дома».

(звуковой анализ)

Учитель предлагает предложение, с которым дети должны работать

такой последовательности :

- составление схемы целого предложения ;

- составление слоговых схем ;

- выделение гласных звуков точками ;

Игра «Хор гласных».

Учитель произносит слова. Дети хором произносят только гласные звук без ударения, потом с ударением. Слова подбираются такие, у которы нет различия между звуками и буквами. При выполнении задания звуки буквами не фиксируются.

Мышата гуляли

-ы-а-а -у-а-и

-ы-а-а -у-а-и

Игра « Какое слово длиннее»

Дети отвечают на вопрос : какое слово длиннее, предварительно состав

схему слов.

Дом Домик

Слова для предъявления: час , минута ; ручей , река ; червяк , змея ; ключ ключик .

Игра «Какой звук лишний».

Вадик спит и видит сЛон ,

Что летит в ракете он.

В нашем доме на окошке ,

Сидят серенькие к Рошки.

Игра «Замени звук».

Утром Кости к нам пришли ,

И подарки принесли .

Прилетел из леса Лук ,.

И залез под толстый сук .

Тащит мышонок в норку ,

Огромную хлебную Горку .

Не учил уроки , а играл в футбол ,

Оттого в тетради появился Гол .

Русская красавица

Своей коЗою славится .

На поляне весной

Вырос Зуб молодой .

У Печки с удочкой сижу ,

От рыбы глаз не отвожу .

Усатый кИт сидит на печке

Выбрав теплое местечко .

Посмотрите на лужайку , вот так - так ,

Распустился тонконогий красный Рак .

Под березами , где тень ,

Притаился старый День .

Загремел весенний г Ном

Тучи на небе кругом .

Кто, ребята, смелый

И при этом ловкий ,

Может у Ужонка, Посчитать иголки .

Игра «Каждому предмету свое место»

Детям раздаются предметные картинки ,в названиях которых есть опреде­ленные звуки .например, п или г .На наборное полотно выставляются буквы П,Г. Каждый ученик должен поставить свою картинку к соответствующе­му звуку.

Игра «Кто лучше слушает»

Учитель дает установку :поднимать руку только тогда , когда услышите ... звук.

Игра «Цепочка»

Учитель называет любое слово, а ученик называет другое слово с той буквы на которую оканчивается слово, названное учителем и т. д.Например: яблоко, ольха, астра...

Игра «Кто больше»

Учитель показывает сюжетную картинку и просит назвать те слова, которые начинаются (в которых есть) определенный звук. За каждое слово уче­ник получает кружок. Выигрывает тот, кто получил больше всех кружков.

Игра «Звуковые часы»

В этой игре допускается большое количество заданий, которые каждый учитель может составить сам. На макете часов расположены различные предметные картинки, на любую из них можно установить стрелку. Задания могут быть такими:

- найти и назвать слова , в которых есть ... звук ;

- выделить и назвать первый и последний звук в слове , указанном стрелкой ;

- показать стрелками самое длинное и самое короткое слово;

- подобрать слова , начинающиеся с того же звука , что и название данного предмета . И т.д.

Игра «Мы — писатели»

Учит и активизирует словарный запас детей, учит правильно строить предложения . Учитель дает задание : составить рассказ, чтобы в нем было как можно больше слов с заданным звуком .Н-р ,со звуком п.

Папа пришел домой и принес покупки .Потом прибежал Павлик .Папа с Павликом пошли гулять по проспекту Победы. По проезжей части проноси­лись машины .

Игры у которые формируют у детей умение запоминать буквы, их алфавитное название.

Игра «Полубуковка»

Даны элементы букв ,нужно найти недостающие элементы.

Игра «Найди букву»

На таблице даны слова и предложения, нужно найти букву. Н-р, букву с.

Игра «Поставь буквы правильно» Буквы стоят боком, «вниз головой».

Игра «Найди пару»

На рукавицах, вырезанных из плотной бумаги, написаны заглавные и строчные буквы .Раздаю рукавицы ученикам и прошу найти пару.

Игра «Поймай рыбку»

В небольшом аквариуме «рыбки» ,к хвостам которых привязаны маленькие карточки с печатными буквами .Вызванный ученик «ловит» рыбку и называет букву, дети, пользуясь кассой букв, выставляют на наборное полотно такую же букву. Когда все «рыбки пойманы»,дети составляют слово (н-р, к,о, у ,ъ ,н-окунъ)

Игры со слогами

Игра «Капитаны»

Для этой игры нужны цветные рисунки корабельной бухты , корабликов с согласными буквами (одна сторона у кораблика окрашена в синий цвет ,а другая- в зеленый) .карты путешествий по которым капитаны ведут корабли. На картах изображены острова с гласными буквами. Когда кораблик подплывает к острову, капитан читает название острова ка , хо ,ки Если слияние мягкое, то поворачиваем кораблик на зеленую сторону, если твердое слияние - на синюю сторону. Класс дополняет слог- слияние до полного слова.

Для отработки навыков чтения слогов - слияний и для совершенствования речи уч- ся можно использовать игровые тематические таблицы .

«Курочка с цыплятами»

Вышла курочка гулять , свежей травки пощипать

А за ней цыплятки — малые ребятки.

- Цып - цып - цып

-Сюда ,сюда ! Я вам буковку нашла !

Прибежал веселый А , прочитали дети ...(на).

Прибежал задорный О, прочитали дети ...(но).

Прибежал упрямый У, прочитали дети ...(ну).

Прибежал зазнайка Е, прочитали дети ...(не).

« Дупло»

Вот это дуб, а в нем дупло,

Где поселилась буква О.

Буква эта гласная , но дружна с согласными .

Жёлудь «эль» упал в дупло , прочитали дети ...(ло).

Жёлудь «эн»упал в дупло, прочитали дети ...(но)..

Игра « Помоги Карлсону приземлиться»

На парашютиках слоги .Задания : прочитать слоги с мягкими согласными ,с

твердыми согласными ;дополнить слог до слова, чтобы к нему можно было

поставить вопрос что делает ? что ?

Игра «Составить слово»

Предлагаются разбросанные слоги. Последний слог слова является первым

для следующего слова:

Мо- ло — ко

Ро-

Ва-

Игра в слова.

Приводится слово , н-р, гастроном , все составляющие это слово буквы на отдельных карточках.

Вот из слова « гастроном» Вышел важный астроном, Вышел маг , и вышел гном ...

Дидактические игры и упражнения с использованием слоговой таблицы

- Кого нет в домике ? ( слог удален )

- Прочитай все слоги с данной гласной буквой (н-р, с гласной у), с данш согласной.

- Прочитай все слоги с мягкими согласными (с твердыми согласными)

- Договори слог до целого слова.

- Найди соответствующий письменный слог (показываю печатный)

- Отыщи указанный слог в одном из слов (слова написаны письменным шрифтом на карточках ).

- Подари игрушку.

На наборном полотне слоги, изъятые из таблицы - кассы, например : са, ку на, но. На полочке игрушки: лиса, кукла, машина, кошка. Выбрав слог (например, на), ученик подносит его к той игрушке, в названии которой ест этот слог (ма — ши — на), и получает право «подарить» игрушку товарищу

- С кочки на кочку.

Следуя за указкой (на конце лягушонок), дети хором или цепочкой называю) каждый слог. Темп игры меняется.

- Прочитай слово (поуказанным слогам и буквам). Составь с данным словом предложение.

- Кто это или что это ?

Учитель последовательно показывает на таблице слоги и буквы, чтобы получилось слово (например, о-си-на.) Дети, про себя осмысливая слово, не произнося его вслух, готовятся дать «толкование» : « Это дерево. У неё всегда дрожат листочки». Ребенок, сделавший такое описание, получает право прочитать слово вслух.

- Составление слов из слогов и букв на наборном полотне. Для записи таких слов остается уточнить лишь соединения букв , буквосочетаний СГ.

Литература:

М.А. Хатина «Азбука» (игры, задания, рассказы). Ростов-на-Дону, «Удача», 2007г.

Н.С. Жукова «Букварь» (пособие по обучению правильному чтению). М., «Эксмо», 2004г.

Н. Павлова «Азбука с крупными буквами». М., «Эксмо», 2004г.

Н. Павлова «Читаем после «Азбуки». 2006

Н.В. Нечаева «Азбука». АО «Московские учебники».2008

«Азбука» (для обучения детей в школе и семье). ТОО «STAR», 2002г.

А. Ундзенкова «Русский с увлечением». Екатеринбург, 2003г.

Справочное пособие по русскому языку (1 кл.)М. «Эксмо» 2004 г