Технологическая карта урока ИЗО в 3 классе. Тема: Художник и музей. (Картина - пейзаж). 5 урок в теме.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Технологическая карта урока ИЗО 29.04.2015

ФИО

Сорокина Галина Вадимовна

Место работы

МКОУ «Сетовенская СОШ» с.Сетовного Макушинского района

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Изобразительное искусство

Класс

3 класс

Учебник

Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /[Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских и др.]; под ред. Б.М. Неменского.-3-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

Тема и номер урока в теме

Художник и музей. (Картина – пейзаж) 5 урок в теме

Цель урока

Создать условия для выполнения композиции на предложенную тему, с использованием линейной и воздушной перспективы, проверить умения и навыки детей в изображении природы.


Задачи

Образовательные:

- активизировать познавательный интерес к искусству и природе;

-учить осознанно выполнять линейное построение рисунка, используя линию горизонта и известные правила перспективы;

-создать условия для формирования умения самостоятельно находить решение художественных задач.


Воспитательные:

-способствовать эстетическому восприятию учебного материала;

-создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на красоту природы, умения замечать ее удивительные особенности;

-воспитывать бережное отношение к природе.


Развивающие :

-развивать память, внимание и кругозор учащихся;

развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазию;

-развивать умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций, зрительное восприятие и пространственное мышление как основу овладения рисунком;

-обогащать словарный запас детей.



Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы учащихся

Фронтальная, самостоятельная, групповая, индивидуальная

Применяемые технологии

Технология, основанная на создании ситуации; личностно—ориентированная технология.

Методы

Репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Приёмы

Работа в группе, парах, обсуждение.

Используемые средства обучения:

Предметные картинки для выполнения групповой работы, учебник, презентация

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, проектор, экран

Сопровождение к уроку

Компьютерная презентация PowerPoint (Приложение 1)

Время урока

45 МИНУТ

Структура урока

1.Организационный этап -1мин.

2.Постановка проблемы – 2мин

3.Актуализация знаний (повторение изученного)- 6мин

4.Изучение нового материала - 15мин

5.Физкультминутка -2мин

6.Первичное осмысление, закрепление знаний – 14мин.

7. Рефлексия. Подведение итогов урока – 3мин.

8. Домашнеее задание – 2мин



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1

2

3

Личностные

Метапредметные

Предметные

4

5

6

Организационный момент. Самоопределение к деятельности


Цель: Подготовка учащихся к работе на занятии: быстрое включение их в деловой ритм. Мотивационное начало урока.

Приветствует учащихся; проверяет готовность класса к уроку; организует внимание; проводит мотивацию; сообщает, что предстоит поработать индивидуально и в группе, выполнить самостоятельную работу по изученной теме.

- Ребята, начнём наш урок творчества. Сядем поудобнее и улыбнёмся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. глубоко вдохните и выдохните …. выдохните свои обиды, беспокойство и раздражение. Вдохните в себя красоту весеннего утра, тепло солнечных лучей, синеву утреннего неба и свежесть воздуха.

- Сегодня вам предстоит поработать индивидуально и в группе, выполнить самостоятельную работу по изученной теме

- На столах у вас альбомы, краски, вода, карандаши, салфетки.

Подготовка класса к работе. Настраиваются на работу.

Самоорганизация

Познавательные определение основной и второстепенной информации

Регулятивные

Прогнозирование своей деятельности

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества с учителем и с другими обучающимися


Постановка проблемы

Цель: раскрытие целей занятия.

- Посмотрите на слайды.

(слайд 2,3)

-Узнали родные места?

(Учитель демонстрирует на слайдах фото родного села, ребята определяют и называют).

- Как можно назвать эти все фото? (пейзажами)


- Что мы хотим узнать сегодня? Чему научиться?

- Сегодня на уроке мы с вами постараемся разглядеть красоту весеннего дня, красоту живой природы весной и изобразить её на листе бумаги. Речь пойдёт о пейзаже, ещё одним из жанров изобразительного искусства


Смотрят слайды, угадывают знакомые места родного села, отвечают на вопросы, формулируют проблему. Обучающиеся обосновывают свой выбор. Так создаются условия для определения задач урока, мотивации обучающихся.

Смыслообразование

Познавательные:

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные

Целеполагание

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества с учителем.


Первичное знакомство с новым понятием, осознание значения искусства в жизни человека.

Актуализация знаний.

Установка познавательной задачи

Цель: Включение в учебную деятельность. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов. Обеспечение активности каждого учащегося.

Предлагает повторить изученные жанры: портрет, натюрморт.

- Повторим с вами то, что изучали на прошлых уроках.

(показ презентации). (слайд 4)

(учитель демонстрирует репродукции картин с изображением натюрморта и портрета).

(слайд3, 4)Разделите на группы.

-Что такое натюрморт?

(Натюрморт – картина, на которой изображены только предметы).

-Что такое портрет?

(Это изображение человека).

-Какие бывают портреты?

(на потрете может быть изображён человек и окружающие его предметы, в интерьере, а может быть изображено только лицо человека).

-Ну что ж, ребята, молодцы!



Рассматривают репродукции картин и делят их на группы - натюрморт и портрет, Дают определение жанру натюрморт и портрет.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Познавательные

Доказывать, аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные

Осуществлять взаимоконтроль, адекватно воспринимать оценку своей работы.

Коммуникативные

Осознанно строить речевые высказывания, понимать на слух ответы обучающихся.


Развитие представлений о натюрморте, портрете.

Изучение нового материала

Цель: Включение в целенаправленное действие. Создание условий для усвоения связей и отношений между фактами.

Организует обсуждение темы и задач урока.

- Красота природы воспевается и художниками, и поэтами, и композиторами. Художник Васильев утверждал, что без любви к природе невозможно полное счастье и долг пейзажиста – помочь людям обрести это счастье, обогатить и возвысить его.

-Ребята, кто скажет, что такое пейзаж? (слайд5)

Откройте учебник и найдите определение пейзажа в учебнике

(стр.114 Картина, на которой изображена природа, называется пейзаж).

-Рассмотрите пейзажи, которые вы видите в учебнике.

-Что можно изобразить на пейзаже, посоветуйтесь друг с другом?

-Какое настроение предают художники.

Жанр – пейзаж

Если видишь на картине,

Нарисована река,

Живописные долины

И дремучие леса,

Белокурые берёзки

Или старый крепкий дуб,

Или вьюга, или ливень,

Или солнечный денёк.

Нарисованный быть может

Или север, или юг.

И любое время года

Мы в картине разглядим.

Не задумываясь скажем называется …(пейзажем).

- Пейзаж(с фр. – страна, местность) – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является местность, естественная или преображенная человеком природа: городские и сельские ландшафты, виды городов, здания .


- Давайте, ребята, рассмотрим картины великих мастеров жанра пейзажа и поучимся у них в изображении весенней природы, с первозданной ее красотой.

А. Саврасов «Грачи прилетели». (слайд 6)

Типичный для России средней полосы пейзаж.

В картине одновременно и печаль, улыбка, и раздумье…

На еще голых ветках покривившихся берез множество грачиных гнезд, вокруг которых суетятся сами хозяева птичьего поселка.

До самого леса узкой лентой синеющей на горизонте раскинулись побуревшие поля с остатками снега.

Прозрачный свежий весенний воздух чувствуется в высоких, нежно-голубеющих облаках.

Поблескивает синевой освободившийся ото льда пруд.

Он так написал весну, что мы слышим не только грачиный гомон, но и ощущаем движение, обновление жизни и запах весны.

Картина написана в холодном колорите с преобладанием серых и серо-голубых тонов.


И.Левитан «Март» (слайд7)

В голубом небе тоненькие веточки берез переливаются разными цветами.

Высоко-высоко на березе темный скворечник ждет своих жильцов.

Природа погружена еще в зимний сон, но снег на крыше крыльца подтаял, на дороге потемнел, стал рыхлым.

А тени голубые - голубые!

Сугробы потеряли свою белизну, осели…

И все вокруг залито солнцем!

Казалось бы одно время года, а художники увидели ее по-разному, каждый передал свое настроение, один – грусть и печаль, а другой – улыбку и радость.(слайд 8)


- Чтобы написать пейзаж, художнику необходимо знать правила перспективы при изображении природы, чтобы пейзаж получился правдоподобным. Сейчас мы изучим их

Существует линейная и воздушная перспективы.

Линейная перспектива: (слайд 9)

Чем дальше от нас находится предмет, тем он кажется меньше.

Параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и, в конце концов, сходятся в одной точке на линии горизонта. Посмотрим фото с пейзажем, сравним с картинами художников. Удалось ли им воспользоваться этим правилом? (отвечают дети).

Воздушная перспектива (слайд10)

Чем ближе предмет, тем больше подробностей; при удалении, детали предмета заметны меньше .

Ближние предметы изображают ярко окрашенными,  а удаленные – тёмными.

Чем ближе облака к линии горизонта, тем они меньше. Чем дальше от линии горизонта, тем они больше .

- Посмотрите, ребята, как точно и удивительно реально художники передали красоту облаков.(слайд 8)


Высказывают своё мнение, выводят понятие-пейзаж.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Познавательные Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы.  

Регулятивные планирование,

прогнозирование;


Коммуникативные

 Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации


Знание художников, изображающих пейзажи. Знание, что такое картина-пейзаж, о роли цвета

в пейзаже. Умение изобразить пейзаж по представлению.


Физ.минутка












Первичное осмысление и закрепление знаний.

Цель: научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей.

















- А сейчас мы закрепим, полученные знания о перспективе, прежде, чем  начнем работу над весенним пейзажем.

- Собери пейзаж по правилам перспективы . На доске вам, ребята, необходимо расположить элементы пейзажа на фон,  по правилам перспективы.

- Вы справились, молодцы!

- Ну что ж, ребята, основные правила построения пейзажа вы усвоили и пора приступить к созданию весеннего пейзажа в своих альбомах. Сейчас мы с вами рассмотрим основные этапы рисунка. (слайд11)

1- фон,

2- лес на линии горизонта,

3- проталины,

4- солнце и облака,

5- деревья.

- За работу ребята, смелее! Удачи вам.


Выявляют изобразительные приёмы в жанре пейзаж, распределяют обязанности в группе, планируют выполнение задания. Выполняют творческую практическую работу. Самостоятельно красками рисуют пейзаж без предварительного рисунка карандашом.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

Познавательные Умение структу-

рировать знания, выбор наиболее

эффективных способов решения

задания, умение осознанно и про-

извольно строить речевое высказывание.

Регулятивные Контроль, оценка,

Коррекция.

Коммуникативные

Умение допускать возможность существования разных точек зрения.


Знание художников, изображающих пейзажи. Знание, что такое картина-пейзаж, о роли цвета

в пейзаже. Умение изобразить пейзаж по представлению.


Рефлексия. Подведение итогов урока.

Цель этапа:

способствовать формированию рефлексии




















Выясняет, поняли ли обучающиеся важность изучения темы. Какие затруднения испытали обучающиеся при решении задач.

-Важна ли тема, которую мы изучили?

- Какие затруднения испытали в чём?
- Кому из вас пригодятся полученные знании и где?

- И так, ребята,  работа завершена и сейчас мы устроим маленький

вернисаж.

Урок заканчивается и мне хотелось бы услышать, ребята, что нового и

интересного вы узнали

сегодня на уроке (Слайд 12)

(термины: пейзаж, линейная

и воздушная перспектива).

- Составим синквейн.

(Пейзаж,

Весенний, радостный,

Волнует, веселит, вдохновляет.

Пейзаж-картина природы и настроения.

Счастье.(Весна)).


 

- Молодцы, ребята, вы сегодня постарались и все у вас получилось. Спасибо вам всем за внимание и


Формулируют конечный результат своей работы на уроке; осуществляют самооценку, самопроверку.

Выставка творческих работ обучающихся.

Самоопределение

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня

усвоения;

Коммуникативные

Адекватно воспринимать оценку своей деятельности, умение оценивать свою работу.


Домашнее задание


Задаёт домашнее задание.

Даёт комментарий к домашнему заданию.

- Домашнее задание: любоваться весенней природой и картинами

известных художников, написать мини-сочинение о красоте весенней природы.(слайд13)

Получают домашнее задание, слушают комментарий, задают вопросы.

Осознание и признание ценности и искусства в жизни.

Познавательные

Умение использовать знания в повседневной жизни.

Регулятивные

Умение планировать пути достижения цели

Коммуникативные

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.








19