Рабочая программа по развитию речи (3 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


1. Паспорт рабочей программы по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности


Тип программы: программа специальных (коррекционных) общеобразовательных

учреждений VIII вида.


Статус программы: рабочая программа учебного курса


Назначение программы:

для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;


для педагогических работников ГБС(К)ОУ «Школа-интернат VIII вида г.Отрдный» программа определяет приоритеты в содержании специального образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования


Категория обучающихся: учащиеся 3 класса ГБС(К)ОУ «Школа-интернат VIII вида

г.Отрадный»


Сроки освоения программы: 1 год.


Объем учебного времени: 65 часов.



Режим занятий: 2 часа в неделю.


Формы контроля: различные виды контрольных и самостоятельных работ.




























2.1. Пояснительная записка


Миссией школы-интерната VIII вида является обеспечение права на получение доступного образования всем детям и подросткам, независимо от степени выраженности дефектов интеллектуального развития с 7 до 18 лет.

Рабочая программа по русскому языку и развитию речи составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:


- Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной

распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001г.


- Закона Российской Федерации « Об образовании» (статья 7).


- Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений

VIII вида приложение к приказу Министерства образования Р.Ф. от 10. 04. 2002г. №

29/ 2065 – п ).


- Учебного плана ГБС(К)ОУ «Школа-интернат VIII вида г.Отрадный» на 2012-2013 учебный

год.


- Авторской программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

под редакцией В.В.Воронковой (автор В.В.Воронкова)





























2.2. Обоснование выбора системы обучения и различных учебно-методических комплексов для реализации рабочей программы


Рабочая программа по развитию устной речи разработана на основе примерной авторской программы под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством науки и образования РФ.

Развитие речи, как учебный предмет, является специфическим для обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.

Занятия по этому предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта специального (коррекционного) образования, поэтому в рабочую программу не внесено изменений.


Дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы по развитию речи в 3 классе определяется федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год.


Программа имеет коммуникативную направленность. В связи с этим выдвигаются задачи развития речи учащихся, как средство общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.

Содержание обучения развития речи имеет и практическую направленность: все знания учащихся, получаемые ими на уроках, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.

Обучение в коррекционной школе носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала по развитию речи учтена его воспитывающая направленность, необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.














2.3. Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы, а также обоснование выделения на данные темы учебных часов в объеме, определенном календарно - тематическим планом

Тематический план рабочей программы включает в себя основное содержание всех разделов курса с указанием бюджета времени на их изучение.

Логика изложения и структура курса уроков развития речи в рабочей программе полностью соответствуют авторской программе.

При планировании курса учитывается количество учебных недель. Исходя из этого, общее количество часов по развитии речи в 2012-2013 учебном году составляет - 65 ч.

В первой четверти - 19 ч.

Во второй четверти - 12 ч

В третьей четверти - 19 ч

В четвёртой четверти – 15 ч.

Планирование является примерным. Количество часов, отводимое на ту или иную тему, определяется в зависимости от состава класса, особенностей и возможностей учащихся.

Примерная тематика:

- сезонные изменения в природе;

- улица, на которой расположена школа;

- транспорт;

- посуда;

- мебель;

- одежда;

- обувь;

- овощи, ягоды;

- деревья;

- растения на клумбах;

- комнатные растения4

- раннецветущие растения;

- домашние животные;

- дикие животные;

- птицы;

- домашние птицы;

- насекомые;

- охрана здоровья.




2.4. Обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации НРК


Программа по развитию речи предусматривает включение регионального компонента в учебный процесс. Возрастает интерес ко всему, что связано с Поволжьем.. В ходе изучения курса происходит непрерывное воспитание у учащихся интереса к родному языку, ответственного отношения к окружающей среде, здоровью, уважения к традициям своего края. Проводимая в системе работа по формированию грамотного письма и развитию речи позволяет реализовать триединую образовательную цель: обучающую, воспитывающую и коррекционно-развивающую.

3. Перечень компонентов учебно – методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы.

Базовый учебник:

Учебник: Е.Д. Худенко, И.А.Терехова «Развитие речи. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», Москва, «Аркти», 2006 год.


Дополнительная литература для учителя и учащихся:


Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М. Владос 2001.

В. И.Горская . Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. СПб. КАРО.ДЕЛЬТА. 2008.

Ю. Г. Круглов. Русские народные загадки, пословицы, поговорки.М.Просвещение

В.В.Колесов. История русского языка в рассказах. М . Просвещение 1999.

В.М. Бурмако. Русский язык в рисунках. М.Просвещение. 1991.

А.Г. Зикеев. Практическая грамматика на уроках русского языка в 4 –х частях. Коррекционная педагогика. Владос. 2003

А.Г. Зикеева. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений . М. АСАДЕМА. 2000.



Перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников, обучающих, справочно - информационных, контролирующих компьютерных программ.


[link]

teremoc.ru

raduga.rkc-74.ru

diva.rus-all.com

ten2x5.narod.ru

festival.1september.ru

litera.edu.ru

kidsbook.narod.ru/

ten2x5.narod.ru/biblio.htm





Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу

Уроки развития речи в коррекционной школе VIII вида проводятся с учетом особенностей развития детей с нарушением интеллекта. Этим объясняется небольшой объем требований, предъявляемых к учащимся специальной школы и учитывающих определенную динамику их развития по сравнению с предыдущими годами обучения.
В результате прохождения программного материала за класс учащиеся
должны уметь:

- называть и характеризовать предметы и явления. Сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;

- участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;

- связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;

- ухаживать за одеждой и обувью;

- поддерживать порядок в классе, интернате, дома;

- соблюдать правила личной гигиены;

- соблюдать правила уличного движения.

Учащиеся должны знать:

- названия и свойства изученных предметов;

- выученные правила дорожного движения.

Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся

В силу особенностей психофизического развития и имеющихся нарушений качественно, в полном объеме программный материал способны усвоить отдельные ученики. Остальные дети могут знакомиться с программой в целом, а успешно усваивать только часть знаний и умений.

Стремление ученика достигнуть более высоких результатов в учении проявляется в его старательности, исполнительности, усидчивости, затрате времени и сил и т. д., но отсутствие способностей, недостаточный уровень умственного развития могут помешать ученику иметь значительные достижения в овладении программным материалом. Поэтому перед учителем коррекционной школы не стоит задача дать всем детям даже приблизительно одинаковые знания. Будет достаточно того, что некоторые учащиеся получат навыки грамотного письма, привыкнут находиться и трудиться в коллективе, окажутся способными по окончании школы включиться в общественное производство, существовать самостоятельно, обеспечивая себя, свою семью. Таким образом, будет решена главная задача коррекционной школы — сделать из ученика полезного члена общества.

На уроке развития речи в коррекционной школе главной формой контроля является наблюдение за деятельностью школьников. Педагог обращает внимание на быстроту включения каждого ученика в работу, умение сосредотачиваться, активно трудиться, быть самостоятельным в выполнении заданий, доводить работу до конца.

В зависимости от уровня подготовки учащихся, а также их индивидуально – типологических особенностей проводятся проверочные и контрольные работы после изучения разделов и тем программы.

Работа начинается с того уровня, на котором находится ребенок по результатам обследования, и проводится в форме индивидуальных, индивидуально-групповых занятий.      Помимо индивидуальной, необходимо вовлекать учеников в коллективные формы работы на уроке, соблюдая при этом определенные требования к их деятельности:

использовать индивидуально составленные учителем карточки, содержание которых составляют тренировочные упражнения по развитию речи.

Кроме того, в специальной (коррекционной) школе VIII вида учатся дети, которые испытывают трудности, не связанные с нарушением интеллекта, анализаторной недостаточностью, речевым недоразвитием. Эти затруднения могут быть обусловлены другими причинами: природным темпом деятельности, характерологическими особенностями личности, темперамента, сочетанием умственной отсталости с ОНР и др.

      Для учащихся, о которых идет речь, в каждом конкретном случае необходим свой, особый подход в решении имеющейся проблемы.