Урок природоведения в 1 классе Строение растений

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Харцызский учебно-воститательный комплекс «Интеллект»№25








Урок

природоведения в 1 классе


Тема урока: Строение растений










Учитель начальных классов

Чижко В.В.





















2013



Тема: Строение растения

Цели:

  • дать представление о сходстве различных растений, определить функции каждой части растения, научить детей различать части растений;

  • развивать мыслительную деятельность детей, наблюдательность; расширять кругозор и словарный запас;

  • способствовать формированию учебного сотрудничества и партнёрства, развивать навыки общения;

  • прививать бережное отношение к окружающей природе, любовь к природе;

Оборудование:

Ход урока:

I. Организационный момент.

-Давайте поприветствуем гостей, которые пришли сегодня к нам на урок.

I I. Актуализация знаний.

  1. Метод «Предугадывание»

Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного, покажем, что знаем и умеем. Тема нашего урока закрыта. Отгадайте одно из слов:

  • Это живая природа.

  • Их более 350 000 видов на планете.

  • Их называют «детьми солнца», «лёгкими Земли», «зеленым другом человека»

  • Им необходима вода, воздух, тепло, почва.

Открываем 1 слово темы урока РАСТЕНИЯ. СЛАЙД 1

2. Беседа

- Назови своё любимое растение. Растения такие разные: по высоте, по цвету, по месту, где растут, но называем одним словом. Значит, что-то есть общее, одинаковое у таких разных растений. Что это? Хотите узнать? Что объединяет все растения?

-Что общего у них вы узнаете, расшифровав слово.

3. Игра «Шифровальщик»

Поставьте буквы в слове в порядке возрастания чисел.

Открываем 2 слово темы урока - СТРОЕНИЕ.

4. Сообщение темы и целей урока

СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ. СЛАЙД 2

Сегодня на уроке нам нужно найти ответы на такие вопросы:

- Из каких частей состоят растения?

- Какое значение имеют для растений эти части?

- Нужно ли охранять растения?

I I I . Изучение нового материала.

  1. Игра «Найди слово» (работа в парах)

-Давайте узнаем, из каких частей состоят растения.

-Найдите в строчке букв слово – название части растения

(1группа-корень, 2- стебель, 3-листья, 4- цветок. 5- плод) СЛАЙД 3

  1. Проблемный вопрос.

- Какая часть растения самая главная?

- Давайте узнаем, что об этом думают сами части растения, посмотрев сценку «Спор частей растений».

- Будьте внимательны! Запомните, что говорят части растения об их значении.

3. Сценка «Спор частей растений».

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.
КОРЕНЬ (Любоженко Ринат) СЛАЙД 4

Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!

Но тут вступил в разговор стебель.

СТЕБЕЛЬ (Шевченко Даша) СЛАЙД 5

Позвольте! Кто держит листья? цветы? плоды? Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к корню?

Возмутились листья:

ЛИСТЬЯ (Роговой Ярослав) СЛАЙД 6

- Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Да и дышится рядом с нами легко.

ЦВЕТОК (Маковецкая Диана) СЛАЙД 7

Не выдержал цветок:

Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! Потому что я образую, плоды и семена, что бы растение могло размножаться.
А кроме того я самый красивый из Вас…
А какой чудесный аромат исходит от меня…

Вступил в спор плод

ПЛОД(Певнев Владик) СЛАЙД 8

Интересно… Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.

  1. Беседа:

Кто первый начал спор? (Корень)
– Зачем растению нужны корни? (Ответы детей)
– Давайте проверим правильно вы ответили
. СЛАЙД 9(1)

Какая следующая часть растения вступила в спор?

- А для чего растению нужен стебель? (ответы детей) СЛАЙД 9(2)

Устройство этой системы похожее у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка. Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.

- Может растение жить без стебля?

5. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище

то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают,

на «выше, выше» — выпрямляются.)

- Почему вверх тянутся листочки? СЛАЙД 9(3)

- В листьях растения содержится удивительное зелёное вещество – хлорофилл. С его помощью растения могут использовать энергию солнечных лучей, производить питательные вещества, крахмал, разновидность сахара - глюкозу, поглощать углекислый газ, вырабатывать кислород. Другими словами, растения производят пищу прямо из воздуха сами.

- Для чего создан цветок? СЛАЙД 9(4)

- Почему он красивый? Так ароматен?

- Прилетит насекомое за сладким нектаром, пыльца останется на спинке, а когда шмель или жук перенесёт пыльцу на другой цветок, там образуется семечко, а иногда несколько. Лепестки опадут, и вскоре появится плод, внутри которого семена.

-Зачем растению нужен плод? СЛАЙД 9(5)

Дети я хочу обратить ваше внимание, что в плодах обязательно должны быть семена. Если их нет, то это корнеплод. Морковь, картофель, свекла – корнеплоды.

- Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

- Какая часть важнее всего?

ВЫВОД: все части растения важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм.

IV. Закрепление изученных знаний

  1. Физкультминутка

Представьте себе, что вы маленькие семена растений.

Маленькому семени зимой в почве было холодно.

Оно сжималось, чтобы согреться.

Весной солнышко согрело землю.

Семя отогрелось (распрямились)

Ему стало интересно, что там, наверху (потянулись)

И оно начало расти (подняли руки вверх)

Появились корешки у семени (потопали ножками)

Стал пробиваться росток из-под земли (покачали руками)

Солнышко так согрело росток, что он решил стать высоким- высоким. Чтобы помахать солнышку своими листочками (помахали руками)

И вот однажды на побеге появился бутон (сложили ладошки)

И расцвел цветок, улыбнулся солнышку и другим цветам(повернулись, улыбнулись)

Прилетели к нему пчелки и бабочки.

Но вот наступила осень.

На месте цветка образовались семена.

Растение сбросило их в почву.

Теперь они будут ждать новой весны.

  1. Задания по группам на развитие логического мышления «Найди лишнее»

  2. Составь пословицу из слов (украшение растение земли). Объясни смысл.

Растение – земли украшение.

  1. Игра «Как бы вы поступили» СЛАЙД 10

  1. Посмотрите на Захарку,

Он нарвал цветов охапку.

А подумайте вот только:

Ну, зачем цветов рвать столько?

- Где лучше и дольше сохранятся цветы? На корню или дома? Почему?

  1. Деревья садят дети,

а две подружки эти

Глядят со стороны.

Стоят не помогают

И деток убеждают:

«Деревья не нужны»

- Правы ли девочки? Зачем нужны деревья?

V. Итог урока. Рефлексия.

Продолжите предложения, выбрав начало словами:

- «Я узнал …»

- «Я удивился …»

- «Я хочу узнать..»