Конспект урока Водоёмы ростовской области

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Конспект урока по Доноведению, проведённого на научно-практической конференции «Подготовка учителя начальных классов: субъективная направленность и эффективность образовательных практик» 2015 год



Тема: «Разнообразие водоёмов родного края.»

Цель: формировать представления о разнообразии водоёмов Ростовской области и умение находить и показывать их на карте.

Задачи:

  1. Выявить субъективный опыт обучающихся о водоёмах Ростовской области;

  2. Учить находить водоёмы на карте, правильно их называть, запоминать их расположение, определять правый и левый берег реки и её притоки;

  3. Развивать умениё самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Сравнивать, с целью выявления черт сходства и различия, соответствия и несоответствия. Развивать умение слушать и вступать в диалог, работать в группе;

  4. Воспитывать интерес к истории своего края, через народные легенды и фольклор. Учить бережному отношению к водоёмам родного края;

  5. Раскрыть творческий потенциал детей для реализации поставленных задач.

Ход урока.

1 Организационный момент.

-Здравствуйте.

- Сегодня у нас урок Доноведение.

- Давайте поприветствуем гостей.

2.Актуализация знаний.

-Сегодня мы работаем в группах. Каждая группа имеет название, давайте представим команды.

1-команда «Реки»

2-команда «Озёра»

3-команда «Водохранилища»

(Каждая команда встаёт и хором говорит своё название)

-Каким одним словом можно объединить название наших команд?(водоёмы)

- А так как мы на уроке Доноведение, то о каких водоёмах будем говорить? ( О водоёмах родного края)

Работа в тетради стр 24 №1

- На какие группы предложено разделить водоёмы? ( Естественные и и скуственные)

Капитаны, откройте конверт 1.

Задание: К какой группе относится водоём? (Море, канал, водохранилище, река, озеро, пруд, ручей, болото, фонтан.

Дети совещаются в группах и прикрепляют карточки на доску.

Самостоятельная работа: заполнение таблицы в тетради.

3. Выявление субъективного опыта.

Работая по данной схеме, учитель узнаёт, какой запас знаний есть у детей по данной теме.

4. Распределение заданий по группам.

-Итак, каждая группа расскажет нам о своих водоёмах. В группе работают: реки озёра водохранилища

Художники: Николаенко, Пархоменко, Шушвалова

Поэты: Леонова, Сухомлин, Лихопий

Учёные: Ляшенко Косягин Петренко

Актёры: Дубенко Сидельник Тимошкин

Капитаны Птица Коваленко Скирда

(журналисты)

5.Работа в группах

Задание 1. Найди в словаре и прочитай научное определение твоего водоёма.

( Капитаны команд берут страницу-справочник и читают своей команде, а потом всему классу.)

Задание 2. Выступление учёных.

О реках.

На территории Ростовской области протекает 4991 река. Самая крупная река – Дон. Дон протекает в разных областях России, а территорию Ростовской области пересекает дважды. На севере (показ по карте) на протяжении120км И от Цимлянского водохранилища до Азовского моря – 300км, впадает в Таганрогский залив. Общая длина реки Дон составляет 1870км Средняя глубина 4-6 метров. Дон берёт своё начало в городе Новомосковске Тульской области. В детском парке из-под земли бьёт ключ. Здесь установлен архитектурный комплекс «Исток Дона» У реки Дон есть много притоков. Самые крупные: Северский Донец, Маныч, река Сал. (Показ на карте)

- Как определить, какой берег у реки правый, а какой левый?

Река течёт от истока к устью, встать лицом по направлению течения реки, справа находится правый берег, а слева-левый.( Физмин по определению притоков)

Конверт 2 Найди в тетради заданные реки и отметь их у доски.(Кагальник, Миус, Темерник,Большая.Чир, Калитва, Глубокая,

Лихая,Кундрючья)

Проблемный вопрос: Сколько притоков у реки Дон?

А) 234

Б) 15

В)5255

Об озёрах

На территории нашего края насчитывают более100 озёр. Самое большое – озеро Маныч Гудило ( Показ на карте) Вода в нём горько солёная .Есть легенда, что в штормовую погоду озеро сильно гудит. В легенде говорится, что на дне озера есть пещеры, связывающие его с Каспийским морем. Через них часть воды уходит в море, производя подводный гул. На самом деле это конечно не так. Озеро является местом гнездования птиц. Здесь можно насчитать около 40 тысяч особей. Обитает 29 видов животных. Многие занесены в красную книгу. Открыты заповедники.

Ещё одно небольшое озеро в Азовском районе при выезде из села Павловка называется Пелёнкино. Оно знаменито целебными грязями.

Больше века назад неподалёку от озера стояло имение донских помещиков по фамилии Пелёнкины. Родовое поместье обустроил тут Яков Пелёнкин. Согласно легенде у помещика была лошадь. Она сбила ноги, а помещик, не решившись дать указание ее пристрелить, велел отпустить ее, чтобы она померла своей смертью. Лошадь умирать не думала — все лето заходила в озеро и простаивала там по нескольку часов, а осенью обнаружили, что ноги кобылы таинственным образом излечились.

Сегодня многие люди приезжают к озеру, чтобы вылечить больные суставы, нервную, сердечно-сосудистую систему.



Проблемный вопрос: На озере Маныч Гудило есть остров Водный. Кто там обитает? А)пеликаны

Б) мустанги

В) крокодилы

О водохранилищах

На территории Ростовской области расположены Цимлянское, Весёловское, Пролетарское водохранилища. ( Показ по карте)

В 1952 году в районе г. Цимлянска Дон был перехвачен огромной плотиной. Затопил большое пространство земли и образовал Цимлянское море. Так наз-ывают водохранилище из-за его больших размеров. В длину 360 км , ширина 18 км В штормовую погоду волны достигают 3 метров. Водохранилище построено с целью орошения засушливых степей, для судоходства на Дону.

Весёловское водохранилище имеет площадь 309 квадратных километров. Является местом гнездования птиц, и зоной заповедников.

Пролетарское водохранилище создано в 1950 году. Водохранилище образовано затоплением и соединением между собой ряда озер Манычской впадины, в том числе озера Маныч-Гудило

На территории РО очень много оросительных каналов и прудов. Пруды люди используют как места отдыха, а так же для разведения рыбы и рыбалки.

Проблемный вопрос: Сколько рек впадает в Цимлянское водохранилище?

А)15

Б) 1

В)10

Самостоятельная работа ТПО с.24 №3, а капитаны ведут опрос гостей по проблемным вопросам.

Задание 3 Выступление художников ( показ картин)

Задание 4 Выступление поэтов( Чтение стихов)

Дон

Откуда Дон берёт начало,

Где скрыта вечная струя,

Что вниз по руслу величаво

Уходит в дальние края?

Под невысокою берёзкой

Начало Дон своё берёт

Из-под травы земли Московской с Ивана-озера течёт.

Софронов

***

В просторах России-матушки

Так много морей и рек!

Красивей всех – Дон-батюшка,

Он в сердце моем навек!

Так где же Дон берёт начало?

Озёра

Как прекрасны бывают озера,

Окруженные лесом густым,

Над водою склоняются ивы,

Тихо шепчут под ветром кусты.

Я плыву на резиновой лодке,

Там где рыба стоит в глубине,

Надо мною сияет солнце,

И судьба улыбается мне!

Почему так прекрасны озера?

Нет ответа, не знаю я,

Только тянут они как магнитом,

И душа отдыхает моя!



Тишина и благодать.

Папа, мама, сын и дочка – на песочке в два рядочка –

Греют спины, руки, ноги, утомлённые в дороге!

На припёке, на мели, косяком стоят мальки,

В лодках дремлют рыбаки, караулят поплавки.

В лёгкой дымке дальний лес, полон ягод и чудес,

А над лесом – облака, накрахмалены слегка…

Пруд блестит, сверкает гладь, – тишина и благодать –

Солнце ходит босиком, гладит воду утюгом!

Марк Львовский

- О каком искусственном водоёме стих?

Задание 4:Выступление актёров Сказ «Почему Дон Ивановичем зовут»

Почему Дон Ивановичем зовут?

Рассказывают “У старого Иван-озера было два сына – Дон (поклон) и Шат(поклон). Братья по характеру отличались друг от друга. Шат был старше и сильнее. Буен и неукротим, вспыльчив и непокорен.(танец) А Дон - меньшой сын - послабее, тих и ласков, сдержан и послушен .(танец)

Дружно жили, одной семьёй, да пришло время расставаться: подросли сыновья, пора им было судьбу свою пытать. Вывел отец их за околицу, велел слушаться его во всём и дорогу каждому указал.

- Я Шат, а по отчеству Иванович. Не послушался я отца. Начал тропки полегче искать, с пути сбился, да и заблудился в болотах. Встретил я речку-красавицу. А зовут её Упа. Стал я её притоком, никто обо мне не вспоминает.

- Я Дон, шёл туда. Куда отец наказывал, и всю Россию прошёл, стал знатен да славен. Держу путь на юг. Корабли на своих волнах качаю. Города на моих берегах встают. Недаром и зовут меня люди Дон Иванович.



Дети надевают шапочки с названиями притоков Дона и выстраиваются вдоль правой и левой стороны реки.

Правые притоки: Северский Донец, Непрядва, Красивая Меча, Быстрая сосна, Чир, Тихая Сосна.

Левые притоки? Сал, Маныч, Хопёр, Битюг, Медведица, Иловля.

Звучит Гимн РО (1 Куплет)

Итог:

-Кто узнал песню?( Гимн РО)

-Как называют Дон в песне?( Православный, Тихий)

Последнее задание: Разгадай кроссворд №4

- Кому понравился урок? Что особенно запомнилось?