Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе на тему Тела. Вещества. Частицы

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


ГАПОУ НСО «Черепановский педагогический техникум»


Урок окружающего мира в 3 классе

Тема урока: «Тела, вещества, частицы»

Тип урока: освоение новых знаний

Учитель: Шушкова С.А.

Методист: Фомин В.П.

Студент: Копылова М.А.

Образовательные:

Познакомить детей с понятиями тело, вещество и частица.

Познакомить со строением веществ в разных агрегатных состояниях. 

формировать умение анализировать учебный материал, делать выводы и оценивать достижения.

Развивающие:

развивать наблюдательность, внимание, образное мышление и представление.

Воспитательные:

воспитание чувства коллективизма, товарищества, ответственности за порученное дело.

Ресурсы:

-основные

- дополнительные

Оборудование урока:

Мультимедийная презентация

Наглядный материал и раздаточный материал(карточки для работы).

словари, карточки для индивидуальной  работы и работы в парах, карточки для  самооценки, презентация

Учебник  «Окружающий мир» 3 класс, автор  А.А. Плешаков.

Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3класс, автор А.А.Плешаков.                          

Формы обучения

Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Основные понятия

Тело, вещество, частица, молекула, атом

Форма проведения урока

Урок -  практикум с элементами опытно-экспериментальной работы


Знакомство с понятием «тело», «вещество», «частицы», «атомы»;

Представление о том, что каждое тело состоит из веществ, о телах искусственных и природных, о мельчайших частицах, из которых состоят вещества.

Регулятивные: выполнять целепологание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно;

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Коммуникативные: работать с соседом по парте, в малой группе, большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в рабочее поле.

 

Осознавать, что доброе, уважительное отношение к миру делает человека лучше


Технологическая карта урока (45 минут)

Этапы урока,

время

Содержание этапа

Формируемые УУД

Примечания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организа-ционный момент.

2 мин.

Организовывает учащихся на работу

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.



Самооценка готовности к уроку.

2

Актуализация

2 мин.

- Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел «Эта удивительная природа».

- Посмотрите, что вы видите вокруг себя сейчас?

- Как назвать одним словом?

- Ученые называют предметы телами.  Странно, верно? Ведь, мы считаем, что тело есть у человека и животных. Оказывается, в науке телами называют все предметы, которые нас окружают.

- Природа – это то что нас окружает.

Называют

- Объекты, предметы…

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий. Выбирать действия в соответствии с учебной задачей.

Воспроизведение  по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.

Применение правил делового сотрудничества.

Фронтально

3

Постановка целей и задач

2 мин.

- Мы узнали первую часть темы.

Вывешиваю на доску карточку ТЕЛА.




умение строить высказывание

умение выражать свои мысли


4

Первичное усвоение новых знаний

В словаре С.И.Ожегова есть четыре значения этого слова:

  1. Тело - отдельный предмет

в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом…

Нас с вами интересует первое значение. Действительно, все предметы, которые нас окружают, называют телами.

Хорошо читающий ученик читает определения из словаря


Осуществление актуализации личного опыта.

Умение слушать в соответствии с целевой установкой.



Первичное усвоение новых знаний


На слайде написаны слова: Карандаш, дерево, камень, книга, стол, облако, луна.  

Как вы думаете, по какому принципу их можно разделить? Разделите предложенные слова на две группы.

Итак, все предметы, которые нас окружают, называются тела. Тела могут быть естественными и искусственными.

Приведите примеры естественных и искусственных тел.


Давайте, сравним два стакана (пластмассовый и стеклянный) Что общее и чем отличаются?

- То из чего сделано, это вещество.

На доске открываю карточку ВЕЩЕСТВА


- Поиграем в игру. Я показываю тело, а вы назовите вещество, из которого оно состоит. (мешок)

Так что же такое «вещество?»

Веществами называют то, из чего состоят все тела. Вода, сахар, металл – вещества.

-Итак, все тела состоят из веществ. Вещества имеют свои признаки. Вывешиваю на доску слова. Я предлагаю вам объединить в 3 группы следующие вещества: молоко, чугун, дым, вода, воздух, сок, железо, стекло.

Все ли вещества одинаковы?

Существует 3 группы веществ: твердые, жидкие, газообразные.

Физминутка

В старших классах вы будете изучать очень интересные предметы – физику, химию. А сегодня мы попробуем  провести химический опыт, чтобы узнать, из чего состоят вещества.

Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. В этом мы можем убедиться, проведя опыт.

В стакан с водой кладем кусочек сахара и перемешиваем.

- Почему мы перестали видеть сахар?

Если мы не видим сахар, значит ли это, что он исчез?

- Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте воду на вкус. Какая она?

Мы не видим его потому, что он распался на более мелкие частицы.

Открываю третью часть темы ЧАСТИЦЫ

Мельчайшую частицу вещества ученые назвали молекулой. Но каждая молекула - невидимка состоит из еще более мелких частиц – атомов.

Частицы (молекулы и атомы) в разных состояниях вещества отличаются друг от друга  по форме, размеру, промежутками между ними. Частицы (молекулы) постоянно движутся.

Чтобы понять, какое расстояние между частицами в разных веществах предлагаю выполнить следующие задания.

-возьмите в руки карандаш, попробуйте разъединить частицы. Получается?

Предположите, какие расстояния между частицами в твердых веществах

Подвожу итог .В твёрдых телах эти промежутки маленькие, частицы плотно прижаты друг к другутак как промежутки между ними очень малы. Поэтому твердые тела сохраняют форму.

- Переливаю воду. Что можете сказать о частицах в жидкостях.

в жидкостях – промежутки увеличиваются, нарушая ровные ряды.

У жидких веществ промежутки между молекулами (частицами) немного больше, и молекулы могут перемещаться.

Жидкости текучи.  

- Воздух мы не видим, но можем почувствовать. Помашите руками, ощущаете ветерок?

Самые большие промежутки в газах. Частицы (молекулы) постоянно движутся. Молекулы (частицы)

У газообразных веществ расстояние между молекулами намного больше самих молекул, поэтому молекулы

в газах свободно и очень быстро движутся. (опыт с духами). Газы летучи и занимают весь предоставленный объем.

Итак, из чего состоят вещества?

Частицы эти очень разные и они по- разному дружат между собой.

Давайте с вами представим, что мы – это частицы. Попробуем с вами изобразить, как же частицы в разных веществах друг с другом взаимодействуют.

Первый ряд выходит к доске. Вы – частицы твердого вещества. Они всегда держатся за руки, чтобы не потеряться, держатся так крепко, что их и не разъединить. Поэтому частицы другого вещества не могут встать между ними. (3 ребенка пытаются встать между детьми)

Видите, как они крепко держатся - их дружбу не разрушишь! Они образуют все твердые вещества и предметы на нашей планете.

Выходит второй ряд..

Другие частицы тоже не убегают далеко друг от друга, но они не так дружны, стоят просто рядом и только прикасаются локтями. Такие частицы находятся в жидких веществах, поэтому частицы других веществ могут легко с ними смешаться. (3 ребенка встают между детьми)

Выходит третий ряд.

Ну, а третьи частицы - вообще хулиганы! Они двигаются как хотят и совсем не держатся за руки! Согласитесь, что сквозь такие частицы очень легко пройти! (3 ребенка бегают вместе с другими) Они живут в таких веществах, как воздух, дым, туман. Такие вещества называются газообразными.



Высказывают предположения. Есть тела, которые создала природа, а есть те, которые сделал своими руками человек. Делят на группы. Определяют естествен. или искусств.





Называют общее и различное

Называют из чего предмет.










То, из чего состоит тело





Делают вывод о том, что все вещества твердые, жидкие или газообразные.

Объединяют в группы








Кладут сахар в стакан, размешивают

Пробуют одноразовыми ложечками воду.

Вода сладкая, значит, сахар не исчез.

Ответы детей

Выполнят действия

Делают выводы

Слушают учителя



























































Вещества состоят из частиц



































Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь внести  необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки ее учета и характера сделанных ошибок.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной задачей.

Осуществлять контроль по результату.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, уметь внести  необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки ее учета и характера сделанных ошибок.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной задачей.

Осуществлять контроль по результату.

Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии

Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной целью.

Фронтально



6

Итог.

Рефлексия.


4 мин.

Итог.

Итак, повторим все, что мы сегодня изучили по схеме на доске.


Я назову тело, а вы вещество: парта, окно, колесо машины, тетрадь,


Если вы довольны своей работой на уроке и вам было интересно, то бросьте жетон в карман с улыбкой. Если вы не очень довольны своей работой и вам что-то не понравилось на уроке, то бросьте жетон в карман с грустным лицом.


Спасибо вам за урок!


Все тела, которые нас окружают называются телами. Тела делятся на естественные и искусственные. Все тела состоят из веществ – жидких, твердых и газообразных. Все вещества состоят из мельчайших частиц.


Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Осуществление взаимного контроля, планирование способа взаимодействия.

индивидуально

5

Резерв

Опыт с неньютоновой жидкостью


Работа в тетради

Стр.23-24


Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной задачей.

Осуществлять контроль по результату.

Осуществление взаимного контроля, планирование способа взаимодействия.


7

Домашнее задание.

2 мин.

Дома поработать с учебником на стр. 36-39, ответить на вопросы стр.39, выполнить задание в тетради на стр.24 № 4

Записывают в дневник

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи