Конспект урока по русскому языку на тему Разбор слова по составу 2 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок русского языка

во 2 классе

по учебнику Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой

программа «Планета знаний»


тема: Разбор слова по составу.




Цель: познакомить с алгоритмом разбора слова по составу и упражняться в определении частей слова действуя по алгоритму.




Составила учитель нач. классов

Латыпова Е. Р.

2012 год


  1. Чистописание:

А) - Сели за партой правильно. Проведем разминку для глаз.

- Внимание на экран…

Б)- А теперь рассмотрите запись на доске. Как вы считаете - все верно прописано? (обсуждение ошибок)…



- Раз вы так хорошо разбираетесь – запишите в тетради без ошибок!

- Ну, а теперь запишем слова, в которых встречается буква К.


  1. Картинный словарный диктант: (у доски работает ученик).

Коньки, хоккей, корова, сорока, облако.

- Составь предложение с одним из слов…

- Пусть класс оценит твою работу…


  1. Актуализация знаний:

- Используя одно из словарных слов, я составила слова –

облачко, заоблачные, облака, облокотился.

- Я думаю, что здесь все слова – однокоренные. Помогите мне разобраться! ( обсуждается с детьми значение слов и выявляется лишнее).

- А с помощью чего образовались слова – облачко, заоблачные?

- А для чего нужно окончание?


Параллельно идет работа по карточкам «Родственные слова. Части слова» (Приложение 1).


  1. Постановка учебной задачи.

- А как вы считаете, мы уже научились разбирать слова по его частям?

-Сформулируем тему урока…( разбор слова по частям)

- Какие знания нам пригодятся?


  1. Работа по теме:

А) Знакомство с алгоритмом.

(Работа идет у доски – учитель + ученик.)

- Итак, приступим к работе.

-Запишем слово : подводный.

- Прежде чем выделять части слова – определим его значение. Что же оно означает?...

-А теперь мы выделим окончание - нам помогут слово НЕТ или изменённое количество. Какое окончание?...

-А сейчас найдем основу…

- Найдем корень, а для этого вспомним значение…

- Что еще есть в слове?

-Ну вот мы с «Учеником» и показали вам Разбор слова по составу.

- Как вы может уже заметили, слово разбирается в определенной последовательности, нарушать которую не стоит.

- Спасибо, «Ученик»…

- Ну а мы продолжим! Так в каком порядке мы разобрали слово?...


Б) Работа по алгоритму:

- И вот вам помощник – порядок или алгоритм разбора. Прочитаем его… Мы правильно с вами расставили? А теперь потренируемся!

слонята, вылетает.

( Работа у доски учениками с опорой на алгоритм)

- Оцените их работу, пожалуйста. .. Почему вы так оценили?...


В) Физминутка.


Г) Повторение – Форма слова и однокоренные слова.

( Работа в парах)

- Какие слова мы называем однокоренными?... Чем они отличаются?...

- Что значит формы одного слова?...

- Найдите в учебнике упражнение 2 на стр. 96…

- Прочитайте задание… Где здесь формы 1 слова? Почему так решили?

- Где однокоренные слова?

- Что надо сделать со словами?

- Вот и поработайте в паре. Запишите слова в заданном порядке.

- Давайте проверим … Кто согласен с этой парой? Почему не согласны?

- Как оцените их работу? Почему?...



Д) Составление слов из заданных частей.

-А теперь проверим вашу сообразительность.

- Внимание на экран…перед вами шарада. Давайте разгадаем, что за слово зашифровано…

О - цен - к – а

- Запишем и выделим части..

***

- Интересное задание? Тогда попробуйте отгадать сами.

- Давайте поработаем в группах – упражнение 3…

- Покажите, какое слово у вас получилось ?

- Под - корм - к - а

- Вот как! Давайте проверим…

- Молодцы! Справились! Можете сесть на свои места.

- А что означает слово?

- Кого же мы можем подкормить сейчас? Зачем?

***

- Поиграем еще?

- Тогда смотрим на экран…

- Что надо сделать?

- Предлагайте свои варианты...

- Запишем на доске и разберем…

Пере – воз – чик по – груз – к – а вы – сад – к – а

- Неплохо. Как класс оценит твою работу?...


  1. Итог:

- Ну, что ж, урок подходит к концу. Вам понравился урок?

- Чему учились?

- Были ли трудности?

- Пожалуйста, оцените свою работу по лесенке успеха… Кто забрался на самый верх? Молодцы! А кто оказался посередине? Я рада за вас!

- А скажите-ка, запомнился ли вам порядок разбора слова по составу?

- Посмотрим, проверим!

- Внимание на экран…

- Покажите «Путь» разбора слова…(ученик показывает на экране по порядку части слова).

- Этот алгоритм вам очень пригодится при выполнении домашнего задания – упражнение 5. Прочтите задание… Что надо сделать? Или вы можете попробовать составить свою шараду как в №3.

- На этом урок окончен, спасибо за работу!

Приложение 1.

Зачеркни лишнее слово

Дом елка птица

Домик дерево утка

Изба ёлочка уточка







Выдели окончание

Домашний лесники

Улица рисует







Найди слова с приставками. Выдели приставки.

Дописать дождь дорога

Полетел побежит поле







Выдели корень в словах.

Послушал стена лётчик

Играет зеленый чистая







Выдели суффиксы в словах.

Листок лучик сухарик

Слоник сынок снежок