Материал по исследовательской деятельности

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 2 п. Ивня»

Ивнянского района Белгородской области








Материалы практической деятельности по теме

«Исследовательская работа».





Подготовила

учитель начальных классов

Резанова Н. Ю.









2014 – 2016 учебный год



Памятка

для начинающего исследователя


Какими могут быть исследования?

 Все возможные темы можно условно объединить в три группы:

· фантастические – несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

·экспериментальные – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

· теоретические – предусматривает изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т. д.).

 II. Цель исследования.

Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим?

Запиши цель своего исследования.

 III. Задачи исследования.

Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общие направления движения, а задачи описывают основные шаги. Запиши задачи собственного исследования.

IV. Гипотеза исследования.

Гипотеза исследования – это предположение, догадка, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно».

Запиши свою гипотезу.

Если гипотез несколько, то их нужно пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности. 

V. Организация и методика исследования.

 Для того чтобы составить план надо ответить на вопрос: «Как ты можешь узнать что-то новое о том, что исследуешь?» Список доступных методов исследования:

· подумать самостоятельно;

· прочитать книги о том, что исследуешь;

· познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме;

· найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например в сети Интернет;

· спросить у других людей;

· понаблюдать;

· провести эксперимент.

VI. Подготовка к защите исследования.

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Для этого потребуется:

· дать определения основным понятиям;

· классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;

· выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы; · ранжировать основные идеи;

· предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.);

· выработать суждения и умозаключения;

· сделать выводы;

· указать возможные пути для дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал;

· подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования;

· приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования. 

Как это сделать?


1. Дать определения основным понятиям.

Понятия – это краткие и точные характеристики предметов. В них фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов и явлений.

Как научиться давать определения понятиям. Существуют приемы, которые помогут тебе определить понятия в твоем исследовании.

Описание – это простое перечисление внешних черт предмета с целью определить его нестрогие отличия от сходных с ним предметов. Описать объект – означает ответить на вопросы: что это такое? Чем отличается от других объектов? Чем похоже на другие объекты?

Характеристика предмета или явления предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания. Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение.

Сравнение позволяет выявить сходство и различие предметов. Различение позволяет установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов.

2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

 Классификацией называют деление предметов и явлений на основе общих и существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить и придает нашему мышлению строгость и точность.

 3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы. Парадоксом называют утверждение, резко расходящееся с общепринятыми мнениями или наблюдениями.

4. Ранжировать основные идеи.

 Ранжировать идеи означает выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая идея самая главная, какая по значимости занимает второе место, какая – третье и т.д.

5. Предложить сравнения и метафоры.

Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.

6.Выработать суждения и сделать умозаключения.

Суждение – это высказывание о предметах или явлениях, представляющее собой утверждение или отрицание чего-либо. Мыслить – значит формировать суждения. На основе проведенного исследования тебе надо высказать собственные суждения о том, что исследовалось.

7. Сделать выводы.

 Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел итогов.

8. Указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал. Надо отметить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше.

9. Подготовить текст доклада и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования.

· какие гипотезы проверялись;

· какие использовались методы и средства исследования;

· каким был план исследования;

· какие результаты были получены;

· какие выводы сделаны по итогам исследования;

· что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении. Запиши текст доклада.

10. Приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

Твой доклад будет воспринят лучше, если сделать макет, чертеж или рисунок, иллюстрирующий сказанное тобой.


Памятка для родителей.


 Участие в исследовательской деятельности – сложный труд и для ученика и для родителя. Исследовательская деятельность подразумевает самостоятельную работу ученика, однако задача родителя – знать суть исследования, его этапы, требования к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребенку, если он обратится за помощью. Помните: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребенку!

Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в исследовательскую деятельность в школе. Вы найдете в ней ответы на следующие вопросы:

· Что такое учебное исследование в школе? (очень немного теории)

· Каковы этапы выполнения учебного исследования?

· Какова возможная роль родителя на каждом этапе исследовательской деятельности?

· Что такое учебное исследование в школе? (очень немного теории)

Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Основа данного метода – решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств. Итогом исследовательской работы может быть макет из самых разнообразных материалов, с описанием действия представляемого им объекта; научный отчет о проведенном эксперименте. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. При выполнении исследования важно, чтобы ребенок опирался на памятку, рекомендованную учителем.


 Каковы этапы выполнения учебного исследования?

Выполнение учебного исследования предусматривает несколько последовательных этапов:

· выбор темы исследования;

· выдвижение первоначальных идей;

· сбор материала;

· обобщение материалов;

· реализация проекта (доклад, макет и т.д.)

· защита проекта.


Какова возможная роль родителя на каждом этапе исследовательской деятельности?

На этапе выбора темы исследования возможные действия родителей могут быть следующие: помочь выбрать лучшую из тем, обосновать свой выбор.

 Следующий этап: выдвижение первоначальных идей. Возможные действия родителей:

· помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей;

· записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.

В ходе сбора материала родители могут посоветовать дополнить список необходимых источников по теме исследования или исключить из него те, которые не совсем соответствуют выбранной теме. Взрослые посодействуют ребенку в передвижении до библиотеки, ориентировке в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации. Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, Интернет, а также книги и периодические издания.

 На этапе обобщения материалов родители могут помочь ребенку кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом другим людям. Для этого нужно приготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования, приготовить тексты, макеты, чертежи и др. Детям может потребоваться помощь в редакционной поправке, грамматическом и стилистическом контроле.

  На этапе подготовки к защите проекта родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение ребенка перед выступлением.

  Таким образом, в ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях: консультирует, отслеживает выполнение плана, решает оперативные вопросы, помогает в предварительной оценке проекта, участвует в подготовке презентации, обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

  Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по исследованию – ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь».

















Исследовательская работа «Кто он, настоящий друг»

ЗАЩИТА ПРОЕКТА

Какое прекрасное слово "друг"! Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, секретничать.

С ранних детских лет мы слышим: Ребята дружите, не ссорьтесь, вместе всегда веселей и интересней играть! Так было в детском саду.

Год назад мы пришли в школу. Наш класс небольшой, но иногда нам трудно договориться, во что играть, что читать или рисовать. Мы спорим и ссоримся, обижаемся друг на друга, а от старших слышим: Ребята, вам вместе жить целых 11 лет! Не ссорьтесь, делитесь друг с другом, учитесь понимать друг друга, защищать своих одноклассников. Будьте хорошими друзьями!


СЛАЙД 2 Вот тогда мы задумались, кто же он – настоящий друг? Какими качествами он обладает? И как себя вести, чтобы с тобой было легко дружить?


СЛАЙД 3 Мы предположили: что настоящим другом может быть добрый человек. Достаточно ли этого для настоящей дружбы?


СЛАЙД 4, 5 Ответы на наши вопросы мы решили искать в различных источниках. Это, прежде всего – книги, интернет, наши родители и учителя, и конечно же одноклассники.


СЛАЙД 6 Первым делом мы обратились к толковым словарям.

Вот как толкует значение слова друг Сергей Иванович Ожегов.

ДРУГ – Тот, кто связан с кем-то дружбой.

ДРУГ - Сторонник, защитник кого-то, чего-то.

ДРУГ Употребляется как обращение к близкому человеку, а так же как вежливое обращение к товарищу, соседу, встречному человеку.


СЛАЙД 7 Владимир Иванович Даль в своём Толковом словаре живого великорусского языка объясняет слово так ДРУГ – другой, такой же равный, другой я, другой ты; ближний, всякий человек другому. Здесь же он даёт и однокоренные слова. ДРУЗЯКА – хороший, уживчивый смирный и работящий человек и товарищ. ДРУЖЕСТВО – взаимная привязанность двух или более людей.


СЛАЙД 8 Изучая тему: « Первые русские князья» на уроке окружающего мира нам встретилось слово ДРУЖИНА. Оно тоже будет однокоренным для слова друг. Так называли воинов, которые стояли за спиной своего князя и прикрывали его. Это были самые верные, самые надёжные люди. Это показывает нам как давно люди размышляли о дружбе и друзьях. Выражая свои мысли в пословицах и поговорках.


СЛАЙД 9 Вот лишь немногие из них:

Человек без друзей, что дерево без корней.

Старый друг, лучше новых двух.

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты.

Друзья познаются в беде.

Кто любит лгать, того нельзя другом назвать.

Друг спорит, а враг поддакивает.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

СЛАЙД 10 О друзьях и дружбе думали во все времена и на всех языках мира. Это пословицы разных народов мира:


Тот, кто указывает на твои недостатки,

Не всегда твой враг;

Тот, кто говорит о твоих достоинствах,

Не всегда твой друг. (Китайская пословица)


Друг рядом лучше, чем два или три вдалеке. (Немецкая пословица)


К дому друга – дорога никогда не бывает длинной. (Голландская пословица)


В пути нужен попутчик, в жизни друг. (Японская пословица)


Последний чай – другу наливай. (Туркменская пословица)


Кто верит доносчику,

Никогда не будет иметь друзей. (Арабская пословица)


Не допускай, чтобы друг плакал,

А враг смеялся. (Азербайджанская пословица)


СЛАЙД 11

Мы живём среди людей. Есть очень близкие нам люди – это наша семья, наши родственники. Но есть и не родные, но близкие люди – наши друзья. Нам с ними приятно проводить время. Среди друзей наше социальное Я становится нам ещё понятнее. Какого друга хотели бы видеть рядом разные поколения людей, это мы решили узнать с помощью социологического опроса. Из предлагаемых качеств характера необходимо выбрать только три качества, которыми должен обладать настоящий друг. Мы предложили такие качества характера: добрый, весёлый, верный, готовый придти на помощь, честный, верный. На наши вопросы отвечали одноклассники, родители и учителя, бабушки и дедушки.

СЛАЙД 12

Наши одноклассники распределили качества характера так: готовый придти на помощь; весёлый ; верный друг. Для родителей так же на первом месте стоит готовность придти на помощь, верность и доброта. Для учителей: честность, верность и доброта. А у старшего поколения качества характера распределились так: на первом месте верность, на втором – готовность придти на помощь и на третьем - доброта.


СЛАЙД 13

Из сказанного выше видно, что наша гипотеза оказалась верной, все опрашиваемые отметили это качество, как одно из важных и необходимых для хорошего друга.

Кроме этого все отметили, что друг должен приходить на помощь по первому зову.

Многие наши одноклассники хотят видеть рядом весёлого друга. Да, мы, детям любим играть и веселиться

Для родителей и учителей важнее доброта и честность.

А вот старшее поколение (бабушки и дедушки), чей жизненный опыт гораздо богаче, хотят видеть рядом верного друга, прошедшего сквозь года и испытания.


СЛАЙД 14

После проделанной работы мы поняли, что нам ещё многое надо узнать и понять, чтобы научиться дружить. Нужно много работать над собой, чтобы стать настоящими друзьями, такими, каких мы хотим видеть рядом с собой. Недаром в народе говорят: Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты.

И для начала мы придумали для нашего класса вот такие правила дружбы:

  1. Общайся доброжелательно.

  2. Поддержи друга во всём.

3. Помоги добрыми делами.

4. Радуйся успехам друга.

5. Будь внимателен к другу.

6. Умей признать свои ошибки

и попросить прощения.

7. Береги дружбу!

СЛАЙД 15

Так мы работали над проектом.

СЛАЙДЫ 16, 17, 18, 19.

А так мы видим своих друзей – одноклассников.

СЛАЙДЫ 20 - 23 Дружба - это прежде всего бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, которое основано на доверии искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга, доверие и терпение. Притчи о дружбе помогут лучше разобраться в таком понятии как "дружба", что такое истинная дружба и какими должны быть друзьями. Поэтому завершить своё выступление мы решили притчей.

ПРИТЧА

По длинной, дикой, утомительной дороге шёл человек с собакой. Шёл он себе шёл, устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним - оазис! Прекрасные ворота, за оградой - музыка, цветы, журчание ручья, словом, отдых.
- Что это такое? - спросил путешественник у привратника.
- Это рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть по-настоящему.
- А есть там вода?
- Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны...
- А поесть дадут?
- Все, что захочешь.
- Но со мной собака.
- Сожалею, с собаками нельзя. Ее придется оставить здесь.
И путешественник пошёл мимо.
Через некоторое время дорога привела его к деревне. У ворот тоже сидел привратник.
- Я хочу пить - попросил путешественник.
- Заходи, во дворе есть колодец.
- А моя собака?
- Возле колодца увидишь поилку.
- А поесть?
- Могу угостить тебя ужином.
- А собаке?
- Найдется косточка.
- А что это за место?
- Это рай.
- Как так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что рай - там.
- Врет он все. Там ад.
- Как же вы, в раю, это терпите?
- Это нам очень полезно. До рая доходят только те, кто не бросает своих друзей…

Спасибо за внимание!