Развитие коммуникативных способностей В условиях реализации ФГОС

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Развитие коммуникативных способностей, с разным темпераментом, у детей школьного возраста.

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей. Научить и развить у ребенка школьного возраста коммуникативные способности задача не из легких. Одним из необходимых требований для этого является гибкость, непосредственность, оригинальность, способность находить нетривиальные решения. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность и воспринимается он как личность, он всегда сталкивается с определенными трудностями в общении. Задача преподавателя правильно ориентировать ребенка на общение, учитывая темперамент каждого из них. Темперамент ребенка хорошо описывает известный писатель и психолог Черлин :

«Представьте себе две реки – одну

Спокойную. Равнинную, другую-

Стремительную, горную.

Течение первой едва заметно, она

плавно несет свои воды,

у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг.

Течение второй – полная противоположность :

Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит

И ударяясь о камни, превращается, превращается

В клочья пены…..»

Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребенка. Важную роль в формировании личности ребенка имеет общение и контакт со сверстниками, необходимость знания того, какими должны быть контакты с ровесниками у детей разного возраста и сто должно лежать в их основе. Недостаточная разработанность этой важной научной проблемы, а также нужды практики воспитания, делают актуальным особенностей общения детей разного темперамента, как для понимания природы и особенности коммуникативной деятельности со сверстниками у детей разного возраста, так и для разработки научно- обоснованных методов их воспитания.



  • Объект исследования- особенности общения в среднем дошкольном возрасте.

  • Предмет исследования- типы темперамента детей среднего дошкольного возраста.

  • Цель исследования- изучение соотношения особенностей общения и типов темперамента у детей среднего дошкольного возраста.





Задачи:

  • Дать определение темперамента, его типов и свойств относительно школьного и дошкольного возраста

  • Провести экспериментальное исследование на выявление особенностей общения школьников и дошкольников разного темперамента.





Психологическая характеристика темпераментов





Сангвинический темперамент

Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро адаптируется в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна интерес впечатлений, у сангвиника состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояние активности и сангвиник теряет интерес к делу.





Для детей сангвиников характерно преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом на отрицательные- не менее громким плачем.Такой ребенок в классе со своими сверстниками будет хорошо ладить и общаться до того момента пока ему не станет скучно и неинтересно. А касательно учебы, также в начале урока будет активен, стараясь проявить все свои лучшие качества, а к концу урока, у таких учеников, наблюдается спад активности и доминирует вялость и усталость.



Флегматический темперамент



Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно не выразительны. Причина этого- уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношении с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Иногда у человека такого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.



Дети- флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бледной мимикой. Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Для них характерна высокая работоспособность умение делать все тщательно, кропотливо. Такие дети нелегко сходится со своими сверстниками. Но им, как правило, всегда намного интересней с детьми старше себя. На уроке он внимателен, но чересчур медлителен, что чаще всего ему мешает в получении хороших оценок. У него хорошо развита память и внимание. Он сосредоточен и сконцентрирован. Долго выбирает себе друзей, но часто ошибается в своем выборе.







Холерический темперамент



Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы. Все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощится в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении он становится резким, раздражительным, эмоционально несдержанным, что часто не дает уму возможности объективно оценивать поступки людей.



У детей- холериков часто меняется настроение. Эмоции имеют крайнее проявление: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они не сдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Дети – холерики испытывают большие трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят.

Дети с таким темпераментом очень переменчивы в общении. Иногда, дети холерического темперамента, эмоционально давят ребенка с более спокойным темпераментом, зачастую между ними часто происходят конфликты и непонимания.



Меланхолический темперамент



У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители, длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы. Представители меланхолического темперамента часто замкнуты, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке.



Дети- меланхолики очень ранимы. Долго помнят и переживают обиды. Нередко подвержены. Увидев нахмуренное лицо взрослого, может заплакать. Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение.

Дети с меланхолическим темпераментом часто замкнуты и с трудом идут на контакт, как со своими одноклассниками, так и с преподавателем. Им нужно время, чтобы привыкнуть к классу, к учителю, к обстановке, чтобы хоть как то начать адаптацию в общении и в учебной деятельности. К детям, с ярко выраженным меланхолическим темпераментом, нужен особый подход, чтоб не отдалить и не оттолкнуть ребенка, а наоборот ввести его в круг общения со своими сверстниками, раскрепостить и не дать опять закрыться в свой панцирь.



Также существуют промежуточные, смешанные типы темпераментов, когда в человеке соединяются черты разных темпераментов.



Типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом





Исходя из данных о больших потенциальных возможностях детей, приходим к выводу, что «революция» в педагогике будет достигнута в результате сверхраннего максимально форсированного обучения, обеспечивающего ускорение, искусственную акселерацию детского развития. Имеются данные, что при определенной тренировке младенцы могут научиться плавать, трехлетние малыши усваивают навыки чтения и даже печатанья, дети 4-5 лет овладевают довольно сложными логико-математическими операциями и т. д.



В процессе совершенствования содержания и методов воспитания, надо иметь в виду следующее:

  1. Нельзя забывать о том, что мы имеем дело с детьми, созревание организма которого еще продолжается, формирование морфофизиологических свойств мозга которого еще не закончилось и работоспособность которого ограничена.

  2. Надо учитывать не только то, что может заучить ребенок, но и то, в какой мере он способен осмыслить усвоение и насколько это полезно для общего развития.

  3. Учитывать возрастные способности ребенка.



Темперамент ребенка проявляется в психической активности и эмоциональности. У детей особенности форм темперамента проявляются в играх бытовых процессах, общении со взрослыми и сверстниками. Состав свойств темперамента возникает не сразу, а разворачивается в определенной последовательности, которая обусловлена следующим:

  1. Общими закономерностями созревания нервной системы и развития психики.

  2. Созреванием эндокринного аппарата

  3. Специфические закономерности созревания каждого типа темперамента.



Таким образом, во всех своих проявлениях темперамент опосредствован и обусловлен реальными условиями и конкретным содержанием жизни человека.





Поэтому следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента. Часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. Темперамент может также измениться в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить его в определенную сторону.