Разработка урока по русскому языку

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Министерство Образования и Науки РТ

МБОУ «Чувашско-Бурнаевская средняя общеобразовательная школа»

Алькеевского муниципального района

Республика Татарстан


[pic]





Разработка урока

по русскому языку в 3 классе

по теме:

«Изменение имён существительных по падежам (склонение)»

УМК «Перспектива»







Разработала учитель начальных классов

Рябинина Татьяна Васильевна

МБОУ «Чувашско-Бурнаевская СОШ»

Алькеевский муниципальный район

Республика Татарстан

Тема: Изменение имен существительных по падежам (склонение) (Изучение нового материала)

Цели урока:

Предметные:

- познакомить с падежами имен существительных;

-формировать умение изменять имена существительные по падежам;

-развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные:

Развивать умение формулировать цели своей деятельности;

Развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

Развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;

Развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез;

Личностные:

Развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать

Технология: использование ИКТ на уроке русского языка.

Оборудование: учебник, карточка с текстом, карточка-помощница на каждого ученика, компьютер, интерактивная доска, презентация.


Ход урока.

I.Организационно – мотивационный этап

Начинается урок.
Не ленись, не зевай,
Смело руку поднимай,
На вопросы отвечай

- Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи и успехов на уроке.  Помните, что рядом друзья, рядом я. И у нас всё получится.

II. Актуализация знаний.Чистописание

Слайд 1. Ребята, откройте тетрадки и запишите сегодняшнее число и словосочетение «классная работа»

Отгадайте загадки. Первую букву отгаданных слов мы запишем на первой строке.

Без крыльев летят, 
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака).

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем. (Роса)

Стоит на крыше верхолаз
И ловит новости для нас. (Антенна).

От дома начинается,
У дома и кончается. (Дорога)

Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)

Между двух светил
Посередине он один. (Нос)

На доске запись: О Р А Д И Н

Какое слово можно составить из этих букв? (Родина)

- С какой буквы необходимо написать данное слово? Почему?

Слайд 2 .Что такое "РОДИНА”? (Родина – место, где родился человек).- Существуют два понятия "Родины” - малая и большая. Как вы думаете, что такое "малая Родина”? А "большая Родина”? ("малая Родина” - место, где родился и вырос человек, а "большая Родина” - страна, где родился и вырос человек).Для кого-то малая родина – родной город (село, деревня).А как называется наша малая родина?( село Чувашское-Бурнаево). Правильно. Родина – это дом, березки, солнце, хлеб, край родной…Каждый человек любит свою Родину по - своему. Что значит Родина для каждого из вас? Расскажите. Начните с фразы « Для меня Родина – это ...» (Выслушиваются ответы). Для меня Родина  это страна, где я родилась и живу, где рядом мои близкие. Для меня Родина  это  земля моих предков. Для меня Родина  это дом, где я родился, где мои родители, моя школа, моё село. Запишите предложение под диктовку (Русский народ любит свою Родину

Подчеркните главные члены предложения. Какие изученные орфограммы встретились в предложении? Давайте подчеркнём их. Проверьте орфограммы в словах. Кто нам напомнит, что такое орфограммы? (опасные места в словах, где можно допустить ошибки) Определите часть речи слов (народ, Родину). Как определить, к какой части речи относится то, или иное слово? (задать к слову вопрос)

Молодцы, вы правильно выполнили это задание.

Слайд 3 Прежде чем, отправиться в путь, вспомним, что мы знаем о именах существительных

- Имя существительное - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? и обозначает предметы

- Имена существительные бывают собственные и нарицательные (Ваня Петров, мальчик).

- Имена существительные бывают одушевлён­ные и неодушевлённые (стол, пчела).

-Имена существительные бывают трёх родов: мужской род - ОН, МОЙ (врач, нос),  женский род - ОНА, МОЯ (малина, Люба),  средний род - ОНО, МОЕ (море, бревно).

-   Имена существительные изменяются по чис­лам: единственное число, множественное чис­ло. Есть имена существи­тельные, которые имеют только множествен­ное или только единственное число. (Ножницы - мн.ч., молоко - ед.ч.)

III. Изучение нового материала. Постановка темы и цели урока.

Слайд 4. Ответьте на вопросы

Кто заботится о нас? мама

У кого нет свободной минутки? у мамы

Кому мы всегда помогаем? маме

Кого всегда рады видеть? маму

С кем мы делимся проблемами? с мамой

О ком мы заботимся? о маме

- Ребята, скажите, что мы изменяли в словах? (окончания)

- Как мы его изменяли? (по вопросам)

- А кто знает, как в русском языке называется такое изменение окончаний имен существительных по вопросам? Найдите в учебнике ответ на вопрос. (правило стр. 20)

Что такое изменение по падежам? (Склонение)

Изменяя по падежам имена существительные, мы их склоняем.

Слайд 5. Ориентируясь на тему и опорные слова, записанные на доске, сформулируйте

Цель урока
• Повторить …(
повторить пройденное об имени существительном как части речи.)
• Учиться…(
изменять в словах окончание)
• Познакомиться с...(
с названиями падежей и падежными вопросами )

Слайд 6. Как вы думаете, какая тема нашего урока? (изменение имен существительных по падежам)

- На уроке мы должны научиться изменять имя существительное по падежам (склонять имена существительные) и учиться определять падеж существительного.

Слайд 7. В русском языке 6 падежей, которым соответствуют 6 пар вопросов. Давайте их назовем все вместе (называем с вопросами)

- Но почему падежи получили такие названия? Хотите узнать? Послушайте сказку.

Он еще не родился, а уже думали: Кто он? Что он? Какое ему дать имя? Решили назвать – Именительным.

Ждали рождения (кого? чего?) его. Родился – стал Родительным.

Пока он был малышом, всё давали (кому? чему?) ему. И он стал Дательным.

Но он был и большим озорником, за (кого? что?) за всякие проделки его винили, и он стал Винительным.

Потом он подрос, стал творить (кем? чем?) всем, что есть в природе. Стал называться Творительным.

Он всем предлагал свою помощь. Заговорили (о ком? о чём?) о нём. И назвали его Предложным.

- Теперь понятно откуда произошли такие названия падежей?

Вы их запомнили? Хорошо!

IV. Физкультминутка (пальчиковый игротренинг)

Слайд 8 Давайте приготовим пальчики для работы, помассируем их.

Здравствуй,  пальчик – дедушка,

Здравствуй, пальчик – бабушка,

Здравствуй, пальчик – папа,

Здравствуй, пальчик – мама,

Здравствуй, пальчик – Я

Здравствуй, вся моя семья! (Дети массируют поочередно каждый пальчик)

V.Закрепление и систематизация знаний.

А сейчас мы на мгновение станем юными– исследователями. Кто такие исследователи? (Исследователи должны уметь на­блюдать, высказывать свою точку зрения и доказывать ее, анализировать.) Любое научное заведение имеет своё название. Мы будем называться научно-исследовательский класс. Научно – потому, что русский язык – это наука, исследовательский – так как мы будем исследовать. А исследуют всегда что-то новое, неизвестное.

[pic] Слад 9.Исследовательское задание 1

Цель: определить систему вопросов к именам существительным, с помощью вспомогательных слов (слова-помощники)

……… ? дом ……........? улица

нет ……...? дома нет ……….…? улицы

подошел к… … ? к дому подошел к….……? к улице

вижу ..…... ? дом вижу…………? улицу

доволен …… ? домом доволен ….……? улицей

думаю о …… ? о доме думаю о… …..…? о улице

Какая часть слова изменяется при склонении?................................

[pic] Слад 10.Исследовательское задание 2(Работа в тетради самостоятельно)

Цель: научиться изменять имена существительные по падежам

Давайте просклоняем существительные, например луг, роща, поле. Обратите внимание, что для указания падежей в работе принято их писать сокращенно. У каждого падежа есть свое слово- помощник.

Откройте тетради и попробуйте сами записать

И.п (кто? что?) луг, роща, поле

Р.п (кого? чего?) луга, рощи, поля

Д.п.(кому? чему?)лугу, роще, полю

В.п.(кого? что?) луг, рощу, поле

Т.п (кем? чем?) лугом, рощей, полем

П.п.(о ком? о чём?) о луге, о роще, о поле

С какой целью мы сегодня выполняли эту работу? (Запомнить названия падежей. Уметь изменять существительные по вопросам (склонять).)

-Для чего надо уметь склонять имена существительные, изменять форму слова. (Для связи слов в предложении).

[pic] Слад 11.Исследовательское задание 3 (Работа в тетради самостоятельно)

Цель: развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы . 

Обсуждение в парах

Употреби существительное зима в разных падежах. Для этого задай вопрос вслух и запиши вопрос в скобках и слово (имя существительное).


1. (Что?) Зима скоро придет. 2. Лесные звери уже чувствуют приближение (чего…….?)… …зимы. 3. Все люди рады (чему…….?) ….зиме. 4. А за (чем..…….?)……зимой придет весна. 5. Они с радостью думают (о чём…….?)…… о зиме.

Проверка. Кто ошибся, исправьте.

[pic]

Слад 12.Исследовательское задание 4 (Работа в тетради коллективно)

Цель: научиться определить падеж у имени существительного, задавая вопрос к слову.

Прочитай. Определи, в каких падежах употреблено слово «земля». Напиши падежи.

Берёзки придавлены к земле тяжелыми грудами снега. А где-то глубоко в земле корни деревьев уже вбирают в себя влагу оттаявшей почвы. Увидел черные пятна земли на пригорках – жди весенних гостей. Пахнет теплой парной землёй.

VI. Итог урока. Стадия рефлексии.

Молодцы, ребята, вы хорошо поработали на уроке. Наш урок подходит к концу. Я хочу чтобы вы продолжили фразу: Сегодня на уроке я….

узнал(а)…

- мне понравилось…

С каким настроением вы заканчиваете урок.

А теперь запишем домашнее задание. Вам дома необходимо выучить падежи и падежные вопросы, т.к. они вам будут нужны для дальнейшей работы, выполнить упражнение 32 по учебнику стр. 21.

Спасибо всем!