Презентация по музыке на тему Музыка в театре, в кино и на телевидение

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Конспект урока музыки в 5 классе


Педагог: Тетина Галина Николаевна

Тема урока: «Музыка в театре, кино и на телевидении»

Базовый учебник: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка 5 класс.

Цель урока: показать значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.

Задачи:

Образовательная:  познакомиться с темой взаимодействия музыки и литературы с театральным искусством, с кино и телевидением на основе осознания специфики «языка» каждого из них.

Развивающая: развивать внимание, мышление,   певческие   способности учащихся, эмоции, фантазию, воображение учащихся при сравнительном восприятии музыкальных, художественных и литературных произведений.

Воспитательная: воспитывать художественно-образное мышление учащихся.

Планируемые результаты для ученика:

 Личностные:  у обучающихся будет  сформирована мотивация к изучению музыки, умение  в процессе рефлексии проводить самооценку; обучающиеся научатся различать чувства, настроения, выраженные в произведениях искусства, развивать свое музыкально-эстетическое чувство.

Ученики получат возможность наблюдать за использованием музыки в различных искусствах, совершенствовать свой художественный вкус.

Предметные: ученики научатся разбираться в понятиях «литературный сценарий», «музыкальный фильм», ;   понимать, каковы роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении;   сознавать, что музыка - неотъемлемая часть произведений киноискусств; осознанно воспринимать и  исполнять музыкальные произведения; обращаться к литературным первоисточникам.

Ученики  получат возможность научиться  устанавливать связи между музыкой и другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино), представлять результаты собственной музыкально-творческой работы на данном уроке и во внеурочной деятельности.

Метапредметные.

Личностные:  ученики научатся проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки;

 Познавательные: обучающиеся научатся анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное;

Ученики получат возможность  научиться  владеть понятийным аппаратом, терминами в пределах изучаемого курса, использовать их в различных ситуациях, где эти знания востребованы.

Регулятивные:  учащиеся научатся исполнять музыку, передавая художественный смысл;  исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическому интонированию); проявлять мотивацию к изучению музыки, знакомству с лучшими театральными и телевизионными постановками.

 Обучающиеся получат возможность  научиться определять и формулировать  тему и проблему урока, цель деятельности, задачи, составлять план действий по решению проблемы урока.

Коммуникативные: обучающиеся научатся организовывать работу в паре, группе, коллективе.

Тип урока: интегрированный, изучение нового материала.

Методы обучения: беседа, прослушивание аудиозаписей.

Формы организации урока: устный опрос (индивидуальный и групповой).

Комплексно – методическое обеспечение: проектор для мультимедийных слайдов, компьютер, фортепиано, ноты к музыкальному произведению.

Музыкальный материал: Г.Гладков «Песенка друзей», Р.Роджерс «Звуки музыки, А.Островский «Спокойной ночи малыши», «Песенка Снегурочки» из м/ф «Ну, погоди!» «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка», «Неприятность эту мы переживем» из м/ф «Кот Леопольд» , Э.Григ «Утро» М.Дунаевский «Лев и Брадобрей».



Ход урока

  1. Этап мотивации к учебной деятельности.

Организационный момент

- Музыкальное приветствие.

Я прошу вас проверить, как организованно ваше рабочее место.

2. Постановка проблемы. Определение темы.

Учитель. Ребята, наш сегодняшний урок мы начнем с просмотра видеофрагментов. 

Посмотрите внимательно, знакомы ли  они вам? Знаете ли вы их названия?

На экране видеофрагменты: слайды 1,2 (Песня «До,ре,ми» Роджерса из муз.фильма «Звуки музыки», «Песенка друзей» Г.Гладкова из м/ф «Бременские музыканты»)

Учитель. Подумайте, есть ли сходство и  различие между этими произведениями?

 Ответы учащихся:

Сходство: наличие музыки, помогающей выразительно передать жизнерадостный характер увиденных сцен (песенность, танцевальность ); оба произведения имеют сюжет, литературное содержание.

Различие: разные жанры киноискусства: художественный  и мультипликационный фильмы, инструментарий.

Учитель: А вот еще одна музыкальная загадка. Где звучит эта музыка? 

Слайд 3 Задание-слушание заставки к передаче «Спокойной ночи, малыши!» («Спят усталые игрушки» муз. А.Островского, сл З.Петровой).

Учитель: Раскрывает  ли песня Островского содержание этой детской передачи? Является ли она музыкальной иллюстрацией к тому видеоряду, который мы каждый вечер видим на экранах телевизоров?

Учитель: Для чего мы сейчас с вами вспомнили произведения Р.Роджерса, Г.Гладкова, музыкальную заставку к телепередаче, что их объединяет?( Музыка) Где была использована эта музыка? (В театре, в кино, на телевидении)

Я предлагаю вам назвать тему нашего урока. 

Ученики предлагают свой вариант темы урока. После коррекции ответов, учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Ученики:  «Музыка в театре, в кино, на телевидении».  Слайд 4,5 (запишите тему урока в тетрадь)

Учитель: Сегодня мы будем  говорить о взаимоотношениях этих видов искусств.  А так как у нас урок музыки то, что мы должны будем выяснить?.

Учащиеся   вносят свои предложения, и после корректировки записывают главный вопрос урока (проблему урока):  «Какова роль  музыки в театре, в кино и на телевидении

3.Актуализация знаний

Учитель: Без чего не смогла бы появиться песня?

Ученики: Песня не смогла бы появиться без поэтического текста.

Учитель: Откуда черпают поэты, писатели, композиторы сюжеты своих произведений?

Ученики: Из реальной жизни, из литературы, сказок, фантастики…

Учитель: Что стало бы с фильмами «Звуки музыки», «Бременские музыканты», если бы в них не было музыки? (Были бы бессмысленными названия фильмов, сюжет, литературная основа, т.к. музыка в них играет главную роль).

А сейчас для вас викторина Слайд 6

Учитель: Вспомните и назовите музыкальные мультфильмы и кинофильмы.

Учитель: Давайте подумаем, а как создаются музыкальные фильмы, спектакли?

Выбрать из предложенного:

1) кто сочиняет сюжет для фильма, спектакля, передачи; (о)

2) кто осуществляет постановку спектакля: (б)

3) кто еще участвует в создании муз. фильма, спектакля. передачи:

а) поэт, б) режиссер, в)скульптор, г)писатель, д)композитор, е)актеры, ж)художник, з)декоратор, и)хореограф, к)оператор, л)архитектор, м)осветитель, н)звукорежиссер, о)драматург.

Откуда берется сюжет?

Выбрать из предложенного: а) из реальной жизни, б)из литературных источников, в)исторических событий, г)общественных проблем, д) новостей е)газетных статей, ж)из народного эпоса, из сказок, з)фантазии, и) идеи.

(Ответ: а), б), в), ж),з)

Учитель: Мы выяснили, как создаются музыкальные фильмы, спектакли. А теперь давайте вспомним некоторые из них.

Работа с учебником

Посмотреть на иллюстрации в учебнике «Музыка -5класс» (стр.66-67) и ответить на вопросы:

- Фрагменты, из каких фильмов вам известны?

(Х/ф «Мы из джаза» , «Автомобиль, скрипка и собака Клякса»(1974) , «Айболит 66» , мюзикл «Кошки», м/ф «Белоснежка», «Бременские музыканты», «Каникулы  Бонифация» и др.).

4.Первичное усвоение новых знаний

- Какова роль музыки в спектакле и кино?

Музыка передает настроение героев, их эмоциональное состояние, раскрывает содержание фильма, характер героев, настроение сцены, эпизода.

Учитель: Как вы думаете, когда появился 1-й кинофильм? – (Варианты ответов детей).

Из истории: Начало 20 века - это время появления кинематографа. В 1908г была снята 1-я игровая картина «Стенька Разин и княжна». Кинематография очень быстро развивалась и становилась популярным видом искусства 20в. В наше время кино так же остается востребованным искусством.

- А чем отличались первые кинофильмы от современных? – (Они были черно-белые - У них не было звука)

- Кинопроектор работал очень шумно, кроме этого, не специально, но шумели и зрители. Как вы думаете, что придумали киномеханики?

- Появилась новая профессия в кинематографии ТАПЕР

- Ребята, найдите ответ на вопрос, кто такие были таперы?

Слайд 7 понятие «Тапер» (Пианист, который игрой сопровождал фильм)

В студенческие годы тапёром подрабатывал в кинотеатре Д. Шостакович. В 20-е годы таперами работали такие известные композиторы. Как Г.Свиридов, В.Соловьев-Седой.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст?

Ответы учащихся

Учитель: Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма необходим сценарий, который пишут режиссеры сценаристы.

Запишем в тетрадях: сценарий – литературный текст к спектаклю, кинофильму. слайд 8

Учитель: А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?

(Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает, о чем либо, настраивает зрителя на определенные моменты. )

5.Физкультминутка слайд 9

6.Этап включения новых знаний и повторений

Учитель.  Кроме кино, где ещё звучит музыка?

Ответы учащихся

Учитель: А вы знаете как нужно вести себя в театре? Давайте разработаем правила поведения в театре.

Правила поведения в театре для детей. Если ты идёшь в театр.

Театр — незабываемый праздник, который создают не только режиссёр, актёры, осветители, но и зрители. От зрителей тоже во многом зависит, принесёт ли посещение театра радость, или вызовет досаду и огорчение. Если во время начавшегося действия опоздавшие зрители проходят на свои места, если рядом кто-то шуршит конфетной обёрткой, а соседи громко переговариваются между собой, то твоё настроение будет безнадёжно испорчено. В театре, как и во многих других общественных местах, необходимо думать не только о себе.

Раздать памятки (приложение 1)

Учитель: Я думаю, что каждый из вас когда-то был в театре. Какие театры есть у нас в Мордовии

Слайд 10 Музыкальный театр им. И.М.Яушева

История театра началась 1 сентября 1935 г.. 28 ноября 1935 г. опереттой К.Миллёкера «Нищий студент» коллектив открыл свой первый театральный сезон. Театр неоднократно реорганизовывался, меняя свой статус, профессиональные требования и задачи: Театр музыкальной комедии (1935 г.), Театр оперы и балета (1937г.), Музыкально-драматический театр(1959 г.), который в 1969 г. вновь реорганизован в два театра: Мордовский государственный театр драмы и Театр музыкальной комедии.

К юбилейному 75-му (2010 г.) сезону музыкальный театр получил королевский подарок — новое красивое здание с большим залом на 714 мест и сценой площадью 400 кв.м.

В сентябре 2011 года коллектив театра справил долгожданное новоселье.

Слайд 11 Мордовский национальный драматический театр.

История Мордовского национального драматического театра начинается с 25 августа 1932 года. В 1935 году театр выпускает свой первый спектакль по пьесе А.Островского «Гроза».

В 1939 году была осуществлена первая постановка по пьесе мордовского автора П.Кириллова драма «Литова». В 1940 году поставили комедию В.Коломасова «Прокопыч». Также большим успехом у зрителя пользовался спектакль по следующей пьесе П.Кириллова - «Учительница».

Коллектив театра пополнялся выпускниками театральных институтов Москвы и Ленинграда. Но пьесы мордовских авторов в основном шли на русском языке. Из мордовской драматургии популярностью пользовались спектакли по пьесам П.Кириллова, К.Абрамова и Г.Меркушкина.

В 1989 году происходит второе рождение национального театра, когда после окончания учебы группа выпускников Щепкинского училища (г.Москва) вернулась в Мордовию.

С 1991 года ( в Республике Удмуртия, г. Ижевск, а затем постоянно в Мари Эл г. Йошкар-Ола) проводятся Международные фестивали театров финно-угорских народов. Мордовский Национальный драматический театр принимает участие на всех фестивалях.

21 июля 2007 года новое здание Мордовского государственного национального драматического театра впервые открыло свои двери для гостей 1-го Международного фестиваля финно-угорских народов.

Слайд 12 [link] -Что больше всего понравилось?

Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо работали и получаете положительные оценки.

Домашнее задание. Знать понятия. Повторить песню «Лев и Брадобрей» слайд 20,21




Список использованной литературы.


1.Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство 5-7 классы. Музыка 5-7 классы. Искусство 8-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения)

2. Музыка. 5 — 7 классы. Искусство. 8 — 9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, И.Э.Кашекова. - М.: Просвещение, 2011.

3. Г.П.Критская, Е.Д. Сергеева. Учебник  « Музыка  5 класс». М., 2010 г.

4. Поурочные разработки по музыке: 5 класс: М.А.Давыдова, - Москва «Вако», 2016г.






























Приложение 1


Правила поведения в театре:


В театр приходи вовремя. К встрече с тобой готовились актёры и музыканты, рабочие сцены и осветители. Все эти люди позаботились о том, чтобы тебе не пришлось ждать начала спектакля. Необходимо уважать также и зрителей, которые пришли вовремя.

У зеркала в гардеробе можно только поправить причёску. Причёсываться, подкрашиваться и завязывать галстук можно лишь в туалете.

В гардеробе подавай своё пальто гардеробщику, перекинув его через барьер.

Не забудь заранее проверить, не оторвалась ли вешалка на твоём пальто, чтобы не было стыдно перед окружающими за свою неряшливость.

Если ты пришёл в театр с большой сумкой или пакетом, сдай их в гардероб.

Проходя к своему месту, иди вдоль рядов кресел лицом к сидящим зрителям. Если ты пришёл с девочкой, пропусти её вперёд.

Если ты уже занял своё место в зрительном зале, а мимо тебя проходят зрители на свои места, обязательно встань и дай им дорогу.

Садись на то место, которое указано в твоём билете. Если же твоё место оказалось вдруг занятым и его не хотят освобождать, не вступай в спор — попроси капельдинера уладить это недоразумение.

Сидя в кресле, не клади руки на оба подлокотника.

Во время спектакля не разговаривай — впечатлениями можно поделиться во время антракта. Не позволяй себе также шуршать конфетными обёртками, вертеть в руках номерок из гардероба.

В антракте не мчись в буфет, расталкивая окружающих. Если тебе дали денег на пирожные, а ты пришёл в театр с друзьями, пригласи их в буфет и угости.

Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль, — не мешай другим зрителям.

Не торопись в гардероб за верхней одеждой, как будто тебе не понравился спектакль и ты стремишься поскорее убежать домой. Сколько бы ни собралось после спектакля зрителей в гардеробе, все успевают одеться за 10—15 минут.