Полная версия Рабочей программы по предмету Музыка. 3 класс. Программа составлена на основе авторской программы Сергеевой, Критской, Шмагина.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Содержание



  1. Пояснительная записка--------------------------------------------------- 3

  2. Общая характеристика программы---------------------------------- 4

  3. Технологии организации учебного процесса------------------- 11

  4. Ожидаемые результаты------------------------------------------------ 13

  5. Учебно-тематический план-------------------------------------------- 19

  6. Календарный план-------------------------------------------------------- 25

  7. Материально-технические условия--------------------------------- 32

  8. Список литературы-------------------------------------------------------- 34

  9. Контрольно-измерительный материал_________________36


  1. Пояснительная записка

Нормативные документы

Рабочая программа разработана на основе  авторской программы по музыке  «Музыка. Начальная школа. 3 класс» авторов:   Е.Д.Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011г.

Программа соответствует

- требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения начального общего образования (далее - ФГОС НОО) 2010 года;

- примерной программе по музыке для начальной школы;

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- планируемым результатам начального общего образования в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014)

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (далее ФГОС НОО), (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 21.02.2012г № 23290);

- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, утвержденные Приказом Министерства образования и науки России от 04.10.2010 года № 986;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

- Санитарные Правила и Нормы от 29.12.2010 №189.

Программа адресована ученикам 3-х классов ГБОУ СОШ №57 с музыкально-хоровым профилем обучения на 2016-2017 учебный год. В параллели 3х классов один общеобразовательный класс – 3А, и три специализированных класса с музыкально-хоровым профилем обучения – 3Б, 3В, 3Г. В соответствии с предлагаемыми факторами формируются дифференцированные требования к результатам и компетенциям учащихся.

  1. Общая характеристика программы

Цели и Задачи авторской программы «Музыка. Начальная школа. 3 класс» авторов:   Е.Д.Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просв., 2011г.

Цель:

определить новый вектор развития музыкальной культуры школьников, направленный на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребенка во всех формах общения с музыкой в процессе целостного постижения произведений мировой и отечественной классики.

Задачи:

формировать

  • эмоционально-ценностное отношение учащихся к музыкальному искусству на основе лучших образцов народного и профессионального музыкального творчества, аккумулирующих духовные ценности человечества;

  • опыт музыкально-творческой деятельности учащихся как выражение отношения к окружающему миру с позиции триединства композитора-исполнителя-слушателя;

  • потребность в музыкально-досуговой деятельности, обогащающей личность ребенка и способствующей сохранению и развитию традиций отечественной музыкальной культуры;

развивать

музыкально-образное мышление школьников адекватно природе музыки – искусства «интонируемого смысла», в процессе постижения музыкальных произведений разных жанров, форм, стилей;

мотивировать

ученика к самореализации и развитию творческих способностей;

воспитать

  • чувство гражданской ответственности перед обществом, как единой культурной средой с различными точками зрения на происходящие события;

  • многогранную личность человека с активной гражданской позицией.

Современная методика преподавания создаёт увлекательную, эмоциональную, непринуждённую атмосферу урока эстетического цикла. В программе предмета «Музыка. 3 класс» заложены все возможности для формирования универсальных учебных действий (далее - УУД) и ключевых компетенций с учётом возраста учеников 3-х классов, предусмотренных ФГОС НОО.

Цели и задачи общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.

Цели и задачи рабочей программы:

  • ознакомиться учеников 3-х классов СОШ№57с учебным курсом программы «Музыка. Начальная школа» 3 класс, авторов:   Е.Д.Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011г. в полном объёме;

  • осмыслить цели и задачи ученого предмета «Музыка. 3 класс»;

  • выстроить сбалансированную, логически-стройную систему уроков на учебный год в соответствии с требованиями и предложениями данной программы;

  • соотнести график проведения уроков в 3-х классах с расписанием СОШ №57 и календарём на 2016-2017 учебный год;

  • установить метапредметные связи между программой по предмету «Музыка» и программой предмета «Хор» в специализированных классах;

  • соотнести планируемые результаты предмета «Музыка.3 класс» с внеклассной и внеурочной деятельностью каждого класса;

  • планомерно достигать ожидаемых результатов.

Программа базируется на высочайших образцах отечественного и зарубежного классического наследия, духовной (церковной) и современной музыки, народном музыкальном и поэтическом творчестве, смежных видах искусства: литературы, поэзии, живописи, образцах прикладного народного творчества.

Содержание авторской программы

Структуру программы составляют 7 разделов, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно – педагогической идеи блока уроков, но не указана тема четверти, полугодия.

«Россия - Родина моя» - 5 ч.

Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка различных произведений.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Предлагаемый музыкальный материал:

Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский.

Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.

Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А. Толстого.

Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.

Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в.

Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.

Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

«День, полный событий» - 4 ч.

Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).

Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Предлагаемый музыкальный материал:

Колыбельная. П. Чайковский, слова А. Майкова.

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко.

Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева.

Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.

Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.

Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.

С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского.

Прогулка. Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.

Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.

«О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.

Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в музыке, поэзии, изобразительном искусстве, икона Владимирской Богоматери — величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской — княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение, сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Предлагаемый музыкальный материал:

Богородице Дево, радуйся. № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

Тропарь иконе Владимирской Божией Матери.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева.

Прелюдия № до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах.

Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В.      Шульгиной.

Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Л. Уэббер.

Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока.

Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге.

Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3ч.

Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины.

Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Погружение в историю Руси через музыкальные, литературные и художественные образы. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Предлагаемый музыкальный материал:

Былина о Добрыне Никитиче, обраб. Н. Римского-Корсакова.

Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина).

Песни Бояна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.

Песни Садко, хор Высота ли, высота. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Третья песня Леля; Проводы Масленицы, хор. Из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Веснянки, русские и украинские народные песни,

Образцы инструментальной народной музыки.

«В музыкальном театре» - 5 ч.

Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений школьников об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах (М. Глинка, К.-В. Глюк, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский). Мюзикл — жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение основных тем музыкальных произведений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Предлагаемый музыкальный материал:

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.

Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Океан-море синее. Вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.

Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.

«В концертном зале» - 7ч.

Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка, их выразительные возможности (И.-С. Бах, К.-В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Звучащие картины. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение фрагментов и тем музыкальных произведений разных жанров и стилей. Умение следить за сюжетной линией крупного музыкального произведения. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Предлагаемый музыкальный материал:

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). П.И.Чайковский.

Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.

Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.

Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский.

Каприс № 24 для скрипки соло. Н. Паганини.

Пер Гюнт. Сюита № (фрагменты); Сюита № (фрагменты). Э. Григ.

Симфония № («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен.

Соната № 14 («Лунная») (фрагменты). 1-я часть. Л. Бетховен.

Контрданс; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен.

Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского.

Волшебный смычок, норвежская народная песня.

Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 6ч.

Музыка — источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Джаз — искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения в джазовой музыке. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители.

П. Чайковский и Э. Григ — певцы родной природы. Ода, как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.

Умение рассуждать о музыке, сравнивать и сопоставлять произведения различных жанров и стилей. Выразительно исполнять основные темы предлагаемых для слушания произведений. Участвовать в беседе о музыке и музыкантах. Формировать своё мнение об услышанных произведениях и уметь высказать свою точку зрения. Уметь пользоваться знаниями обретёнными на предыдущих уроках. Выполнение творческих заданий из рабочей тетради.

Предлагаемый музыкальный материал:

Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский.

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт», Э. Григ.

Шествие солнца. С. Прокофьев.

Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Снег идет. Из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.

Запевка. Г. Свиридов, стихи И. Северянина.

Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт.

Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт.

Симфония № 9. Финал. Л. Бетховен.

Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст П. Синявского.

Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александровой.

Всюду музыка живет. Я. Дубравин, слова В. Суслова.

Музыканты, немецкая народная песня.

Камертон, норвежская народная песня.

Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.

Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.

Новизна программы.

Авторы программы предлагают 7 музыкально-тематических учебных раздела, которые можно свободно располагать в учебном году. Данная программа не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на четверти и полугодия. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, полугодия и всего учебного года зависит от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

В предлагаемых обстоятельствах усиливается значение рабочей программы, составленной учителем-предметником. В рабочей программе учитель распределяет предложенный тематического материала (7 учебно-тематических раздела) на весь учебный год.

  1. Технологии организации учебного процесса

Основные виды учебной деятельности школьников

Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Слушание музыки. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии её видов, жанров и форм.

Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных и электронных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д.Б. Кабалевского – это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.


Виды организации учебной деятельности:

- самостоятельная работа

- творческая работа

- конкурс

- викторина

Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

- контроль учителя

-урок-концерт.

Формы контроля:

- наблюдение

- самостоятельная работа

- тест

Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.

Программа по музыке разработана с учетом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

  1. Ожидаемые результаты

К концу обучения в 3 –м классе учащиеся овладеют способами музыкальной деятельности в индивидуальных и коллективных формах работы (хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, танцевально-пластическое движение), умениями воспринимать, наблюдать, выявлять сходства и различия объектов и явлений искусства и жизни (видеть, слышать, чувствовать, думать, действовать в гармоническом единстве). У детей формируются представления о мире музыки, формах её бытования в жизни. Постижение музыкальных образов развивает эмоционально-чувственную сферу учащихся, что создаёт возможность более глубокого изучения музыкального искусства в основной школе.

Знать/ понимать

​ Слова и мелодию Гимна России;

​ Выразительность и изобразительность музыкальной интонации;

​ Смысл понятий: « композитор», « исполнитель», « слушатель»;

​ Названия изученных жанров и форм музыки;

​ Образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края ( праздники, обряды);

​ Названия изученных произведений и их авторов;

​ Наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров.

Уметь

​ Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

​ Определять на слух основные жанры музыки ( песня, танец, марш);

​ Определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности ( мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях ( фрагментах);

​ Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;

​ Исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без него, одноголосные и с элементами двухголосия;

​ Исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащихся).

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

​ Восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

​ Исполнения знакомых песен;

​ Участие в коллективном пении;

​ Музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

​ Передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами и др.

Критерии уровня музыкального развития учащихся:

​ Насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлечённость ею, любовь к ней;

​ Умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать её эмоциональных характер и определять образное содержание;

​ Умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;

​ Каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкально – ритмических движениях содержание и характер исполняемых произведений.

 Планируемые результаты освоения обучающимися

Предметные результаты

Обучающийся научится:

-воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров, включая фрагменты опер. Балетов, кантат, симфоний;

-различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведения профессиональной и народной музыки;

-понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;

-эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

-ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;

-понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;

-передавать в музыкально -художественной деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества.

Обучающийся  получит возможность научиться:

-соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песни и т.д.

-осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой информации, в т. ч. ИКТ;

-владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценки культурного досуга.

Основные закономерности музыкального искусства

-слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разных жанров;

-наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки;

-участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками;

-узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности;

-узнавать народные мелодии в творчестве композиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов в процессе пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах под музыку;

-импровизировать мелодии на отдельные фразы  и законченные фрагменты стихотворного текста в характере песни, танца и марша;

-пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминизации;

-находить  в музыкальном тексте особенности формы, изложения;

-различать звучание музыкальных инструментов(включая тембр арфы, виолончели, челесты).

Обучающийся получит возможность овладеть:

-представлениями о композиторском (М.И. Глинка,  П.И. Чайковский,  А.П. Бородин. Н.А. Римский-Корсаков, Ф. -Й Гайдн, И. -С. Бах , В.-А Моцарт, Э.Григ, Г.В. Свиридов, С.С. Прокофьев, Р.К. Щедрин и др. ) и исполнительском творчестве;

-музыкальными  понятиям: мажорная и минорная гаммы, фермата, паузы различных длительностей, диез, бемоль, ария, канон и др.

Музыкальная картина мира

Обучающийся научится:

-выразительно исполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения в т. ч. с дирижированием (2\4,  3\4, 4\4. 3\8, 6\8)

-петь темы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; исполнять песни в одноголосном и двухголосном изложении;

-различать мелодию и аккомпанемент, передавать различный ритмический рисунок в исполнении доступных произведений;

-сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов;

-различать язык музыки разных стран мира.

Обучающийся получит возможность научиться:

-сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;

-узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;

-приводить примеры известных музыкальных жанров, форм;

-собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведении культурных мероприятий в классе, представлять результаты проектной деятельности.

Личностные универсальные учебные действия

 У обучающегося будут сформированы:

-эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания;

-позиция слушателя и исполнителя музыкальных произведений, первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности;

-образ Родины, представление о ее богатой истории, героях – защитниках, о культурном наследии России;

-устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в собственной жизни;

-основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

-представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге.

 Обучающийся получит возможность для формирования:

-познавательного интереса к музыкальным занятиям, позиции активного слушателя и исполнителя музыкальных произведений;

-нравственных чувств (любовь к Родине, интерес к музыкальной культуре других народов);

-нравственно-эстетических чувств, понимания  и сочувствия к переживаниям персонажей музыкальных произведений;

-понимания связи между нравственным содержанием музыкального произведения и эстетическими идеалами композитора;

-представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки.

 Регулятивные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;

-выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;

-эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;

-осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

-понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в т. ч. проектных и творческих;

-выполнять действия (в устной письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;

-воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых. 

Познавательные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится:

-осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;

-самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;

-передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

-использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;

-выбирать способы решения исполнительской задачи;

-соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

-соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;

-исполнять попевки,  ориентируясь на запись ручным  знаками и нотный текст.

Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках, включая контролируемое пространство Интернета;

-соотносить различные произведения по настроению и форме;

-строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки;

-пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютной сольминации;

-проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;

-обобщать учебный материал;

-устанавливать аналогии;

-сравнивать средства художественной  выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись);

-представлять информацию в виде сообщения (презентация проектов).

Коммуникативные универсальные учебные действия

 Обучающийся научится:

-выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства( монолог, диалог, письменно);

-выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;

-понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;

-проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;

-контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;

-понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;

-понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

-принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

-стремиться к пониманию позиции другого человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

-выражать свое мнение о музыке, используя разные средства  коммуникации (в т. ч. средства ИКТ).

-понимать значение музыки в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;

-контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности.

-формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для своего действия и действий партнера;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-проявлять творческую  инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности.


  1. Учебно-тематический план

В соответствии с  Базисным учебным планом в  3 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).

Распределение тематических разделов по четвертям и полугодиям соответствует календарю на 2016-2017 учебный год:

1 четверть – 8 недель,

2 четверть – 7 недель,

3 четверть – 11 недель,

4 четверть – 8 недель.

I четверть (8 часов)

Раздел: «Россия – Родина моя» (5 ч.)

Урок 1. Мелодия - душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки – ее души.

Урок 2. Природа и музыка (романс). Звучащие картины. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников.

Урок 3.. «Виват, Россия!» (кант). «Наша слава – русская держава». Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Урок 4. Кантата «Александр Невский». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки.

Урок 5. Опера «Иван Сусанин». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».

Раздел: «День, полный событий» (3 ч.)

Урок 6. Образы природы в музыке. Утро. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных произведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».

Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке.

Урок 8. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского.

II четверть (7 часов)

Раздел: «В музыкальном театре» (6 ч.)

Урок 9. Опера «Руслан и Людмила». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере М.Глинки «Руслан и Людмила».



Урок 10. Опера «Орфей и Эвридика». Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности. Интонационно-образное развитие в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика».



Урок 11. Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере Н.Римского-Корсакова «Снегурочка» и во вступлении к опере «Садко» «Океан – море синее».



Урок 12.  Опера «Садко» «Океан – море синее». 



Урок 13.  Балет «Спящая красавица». Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.



Урок 14. В современных ритмах (мюзиклы). Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки.

Урок 15. Обобщение.  Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений третьеклассников за 2 четверть.

III четверть (11 часов)

Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.)

Урок 16. «Настрою гусли на старинный лад» (былины). Былина о Садко и Морском царе. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины.

Урок 17. Певцы русской старины (Баян. Садко). Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы – гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).

Урок 18. Певцы русской старины. «Лель, мой, Лель». (продолжение) Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова.

Урок 19. «Прощание с Масленицей». Звучащие картины.

Раздел: «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.)

Урок 20. Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!» Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

Урок 21. Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве.

Урок 22.  Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.

Урок 23. Звучащие картины. 8 марта. Урок-концерт для родителей.

Раздел: «В концертном зале » (3 ч.)

Урок 24. Концерт - музыкальное состязание. Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор – исполнитель – слушатель. Жанр инструментального концерта.

Урок 25.  Музыкальный инструмент – флейта. Выразительные возможности флейты и лютни.

Урок 26.  Музыкальный инструмент – скрипка. Выразительные возможности скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.

IV четверть (8 часов)

Раздел: «В концертном зале » (3 ч.) – продолжение.

Урок 27. Образ народного праздника. Вербное воскресенье. Вербочки. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье.



Урок 28. Сюита. Э.Григ сюита «Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки – движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».

Урок 29. Симфония. Мир Бетховена. Бетховен «Героическая». Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Раздел: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5 ч.)

Урок 30. Джаз. Острый ритм – джаза звуки. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель – слушатель. Джаз – музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители.Музыка – источник вдохновения и радости.

Урок 31. Мир Прокофьева и Свиридова.  «Люблю я грусть твоих просторов». Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского.

Урок 32. Мир Чайковского и Грига. Певцы родной природы. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.

Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского.

Урок 33. Прославим радость на земле. «Радость к солнцу нас зовет». Музыка – источник вдохновения и радости. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор – исполнитель – слушатель.

Урок 34. Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт. Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года

[link] » под редакцией Г.П.Сергеевой. ЗАО «Новый диск», 2009.

Список научно-методической литературы

  1. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  2. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  3. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

  4. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  5. Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  6. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  7. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  8. Дмитриева Л.Г., Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  9. Затямина Т.А., «Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль»: учебно – методическое пособие, - М.: Глобус, 2007. – 170с. – (Уроки мастерства).

  10. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

  11. Маслова Л.П. Педагогика искусства, Новосибирск, 1997 г.

  12. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

  13. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М., Академия, 2001г.

  14. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  15. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

  16. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

  17. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

  18. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

  19. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  20. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

Приложение 1 Контрольно-измерительный материал

Итоговый тест /3 класс 1 четверть/

  1. Оцените утверждение:

Романс – это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства человека.

а) верно

б) неверно

  1. Выберите наиболее точное определение:

Кантата – это…

а) большое произведение, состоящее из нескольких частей.

б) большое произведение, состоящее из нескольких частей, для хора, оркестра.

в) произведение для хора и оркестра.

  1. Назовите композитора, сочинившего кантату «Александр Невский»:

а) П.И.Чайковский

б) С.С.Прокофьев

в) М.И.Глинка

  1. Назовите композитора, сочинившего оперу «Иван Сусанин»:

а) П.И.Чайковский

б) С.С.Прокофьев

в) М.И.Глинка

  1. Назовите композитора, сочинившего «Детский альбом»:

а) П.И.Чайковский

б) С.С.Прокофьев

в) М.И.Глинка

г) М.П.Мусоргский

  1. Приведите в соответствие:

«С няней» С.С.Прокофьев

«Сказочка» П.И.Чайковский

«Нянина сказка» М.П.Мусоргский


Итоговый тест /3 класс 2 четверть/

  1. Назовите один из самых древних жанров русского песенного фольклора, повествующий о важных событиях на Руси:

а) песня

б) былина

в) романс

  1. Назовите инструмент, под звучание которого исполняли былины:

а) балалайка

б) рожок

в) гусли

  1. Выберите правильный ответ. Главной особенностью былин является:

а) четкий ритм

б) распев

  1. Найди лишнее:

Имена первых певцов-сказителей:

а) Садко

б) Баян

г) Римский-Корсаков

  1. Найдите лишнее:

Произведения, которые воспевают образ матери.

а) «Аve, Maria”

б) «Богородице Дево, радуйся!»

в) «Александр Невский»

г) Икона «Богоматерь Владимирская»

  1. Выберите правильный ответ. Церковный праздник, который отмечает событие – вход Иисуса Христа в Иерусалим – это…

а) Масленица

б) Вербное воскресенье

в) Пасха

г) Рождество



Итоговый тест по /3 класс 3 четверть/

  1. В какой опере русского композитора звучит сцена « Прощание с масленицей»?

а) «Руслан и Людмила»

б) «Снегурочка»

в) «Орфей и Эвридика»

  1. Приведите в соответствие:

Опера «Снегурочка» П.И.Чайковский

Балет «Спящая красавица» К.В.Глюк

Опера «Руслан и Людмила» Н.А.Римский-Корсаков

Опера «Орфей и Эвридика» М.И.Глинка

  1. Верно ли следующее утверждение?

Увертюра – это спектакль, в котором актеры поют.

  1. Выберите жанр, который по-другому называют «музыкальное состязание»:

а) симфония

б) концерт

  1. Назовите инструмент, на котором исполнял музыку Никколо Паганини:

а) скрипка

б) флейта

в) фортепиано

  1. Приведите в соответствие:

скрипка духовой инструмент

флейта струнный инструмент

струнно-смычковый инструмент

  1. Приведите в соответствие:

Опера Спектакль, в котором актеры только танцуют

Балет Спектакль, в котором актеры поют, танцуют, говорят

Мюзикл Спектакль, в котором актеры только поют